Методическая разработка "Искусство рукописной книги"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) по теме

Канунникова Татьяна Александровна

 

—Данная разработка посвящена методике организации процесса обучения детей среднего школьного возраста (11-13 лет) законам композиции, основам  декоративно - прикладного искусства и дизайна на базе знакомства с русской  рукописной книгой. Занятия предусматривают межпредметные связи с изучением истории искусства и МХК.
—
—Методическая разработка окажет действенную помощь педагогам дополнительного образования, учителям изобразительного искусства и технологии, мировой художественной культуры, организаторам дополнительных занятий с детьми среднего школьного возраста.
 
—В данной методической разработке используются эффективные педагогические технологии:
—образовательные возможности ИКТ;
—технология КТД (автор Иванов);
—методика работы с технологическими картами;
—Элементы дифференцированного обучения
—элементы игровых технологий
—Возможно использование предлагаемого методического материала в качестве алгоритма работы с образовательными программами художественно-эстетической направленности, а также создание бинарных уроков по ИЗО и МХК, ИЗО и истории отечества; ИЗО и технологии, ИЗО и литературе.
 
Поскольку, размер нашего файла 13.33 МБ превышает максимальный размер файла 3 МБ.
Я размещу "цитаты" из своей разработки, разделив их по темам и по применению различных педагогических технологий.
Целиком методическую разработку можно будет скачать на сайте МАОУ ДОД ХШ: www.hudozhka.org
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей художественная школа г.о.Железнодорожный Канунникова Татьяна Александровна Методическая разработка для системы дополнительного образования. И СКУССТВО РУКОПИСНОЙ КНИГИ

Слайд 2

Мы живём в век высоких скоростей, окутанные потоками оцифрованной информации… Читаем электронные книги, пишем письма по электронной почте, передаём друг другу смс – сообщения… 2

Слайд 3

Исаак Ильич Левитан Вечерний звон Не забываем ли мы в бешеном ритме своей повседневной жизни о давних родных чудесах, появившихся в нашей земле многие века, а то и тысячелетия, назад. Чудес таких не мало. Поговорим об одном из них – о рукописных книгах. 3

Слайд 4

4 Возникновение азбуки на Руси относят к IX веку, когда одновременно с принятием христианства, древние Русичи получили кириллицу и глаголицу. Распространение на Руси получила кириллица, название которой связано с именами просветителей Кирилла и Мефодия .

Слайд 5

5 О том, как мастера работали над книгой, свидетельствуют миниатюры, изображающие писцов… Книжными центрами были монастыри и церкви. Очень интересно для нас узнать кто были эти люди?

Слайд 6

Остромирово Евангелие, написанное в 1057 году в Новгороде для посадника Остромира создания. Эта рукописная книга состояла из 294 пергаментных страниц, была искусно украшена великолепными изображениями евангелистов, красивыми буквицами и декоративными заставками. Юрьевское Евангелие, созданное в 1119-1128 годах. Псалтырь Ивана Грозного, написанная в последнее десятилетие XIV века и украшенное великолепными миниатюрами. 6 Одни из самых известных датированных русских рукописных книг – это:

Слайд 7

7 Знаете ли вы, что такое Миниатюра»? Миниатюра книжная – это цветной или предназначенный для раскраски рисунок, выполненный на страницах рукописи, связанный с содержанием и структурой книги. Бывают книжные миниатюры: Выходные -открывают книгу или её разделы; Текстовые иллюстрируют содержание литературного произведения; Маргинальные -расположенные на полях рукописи и толкующие отдельные эпизоды текста.

Слайд 8

Текст на этой странице имеет второстепенное значение. Написанная в тёплом колорите, с великим вниманием к деталям, композиция выглядит цельной и гармоничной. Тёмные и светлые тональные пятна в композиции уравновешивают друг друга. По периметру миниатюру украшает орнамент. В данном случае центр композиции – миниатюра, изображающая евангелисту Луку . Е го символ, телец, изображён в правом верхнем углу миниатюры. 8

Слайд 9

За несколько веков развития рукописной книги с XI – по XVI век орнамент менялся… Основные типы орнамента: Растительный; Геометрический; Зооморфный и другие… Примеры, в которых орнамент является центром композиции… 9

Слайд 10

10 Полюбуйтесь красотой орнамента в рукописных книгах

Слайд 11

Это укрупнённая художественно выполненная заглавная буква, открывающая раздел текста. Буквицы, как правило, выполнялись ярко красной краской – киноварью. Отсюда и пошло название «красная строка». Очень часто центром композиции на страницах книги является буквица . 11

Слайд 12

В художественном украшении буквицы отражалось представление древнерусского мастера о красоте, эмоциональное восприятие мира и литературного произведения, содержался философский смысл. Рукописные буквицы неповторимы и являются произведениями искусства. Б уквица 12

Слайд 13

Все рукописные книги переплетались– «крылись». Переплёты были из деревянных досок, обтянутых кожей. Вместо кожи использовали дорогие ткани. Для защиты переплёта поверх кожи крепили металлические бляхи – жуки или жуковины , угольники, средники… Переплёты заключали в серебряные и золотые оклады, украшали драгоценными камнями и жемчугом. Однако главная ценность русской рукописной книги не в дорогих материалах… 13

Слайд 14

Дорого сердцу рукописное начертание древних текстов, рисование буквиц, орнаментов, миниатюр, в которых воплотился безграничный талант русского человека, его фантазия, его взгляд на мир. 14


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей художественная школа г.о.Железнодорожный Канунникова Татьяна Александровна Методическая разработка для системы дополнительного образования. И СКУССТВО РУКОПИСНОЙ КНИГИ

Слайд 2

2 1.Карандашом наметим очертания буквы «А». Технологическая карта 1. «БУКВИЦА» «А» (шаги 1-2) 2. Украсим букву изображением птицы.

Слайд 3

3 3. раскрасим буквицу (2-3 цвета). Технологическая карта 1. «БУКВИЦА» «А» ( шаги 3-4) 4. чёрным цветом подчеркнём детали.

Слайд 4

4 1. наметим карандашом букву и украсим её растительным мотивом Технологическая карта 1. «БУКВИЦА» «Б» ( шаги 1-2) 2. раскрасим буквицу (2-3 цвета).

Слайд 5

5 3. цветом украшаем букву, добавляем штриховку Технологическая карта 1. «БУКВИЦА» «Б» ( шаги 3-4) 4. чёрным цветом подчеркнём детали.

Слайд 6

6 3. цветом украшаем букву, добавляем штриховку Технологическая карта 1. «БУКВИЦА» «В» ( шаги 3-4) 4. чёрным цветом подчеркнём детали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Наметьте контуры больших предметов. Прорисуйте детали. 3. Проложите цветом основные цветовые пятна. Технологическая карта 3 . ( шаги 1-2). «ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ»

Слайд 2

2 4. Выявите большие цветовые отношения. 6. Добавьте детали и обобщите изображение. Технологическая карта 3 . ( шаги 3-4). «ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ» 5.Постарайтесь передать освещение и пространство.

Слайд 3

Иван Билибин родился 4 августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина . Окончил с серебряной медалью 1-ую санкт-петербургскую классическую гимназию. Обучался на юридическом факультете Петербургского университета. 3 Материал для беседы с учащимися. Приложение 3. Иван Яковлевич Билибин . В 1895—1898 г занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Затем учился у А. Ашбе , занимался под руководством Ильи Ефимовича Репина в Высшем художественном училище Академии художеств. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. Был участником объединения «Мир искусства». В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны в Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации в ставшем впоследствии « билибинским » стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче , Жар-птице и о Сером волке».

Слайд 4

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», иллюстрирует сказки Пушкина. Билибин нарисовал изображение двуглавого орла, который использовался в качестве герба временного правительства после Февральской революции 1917 года, а с 1992 года этот орёл располагается на монетах Банка России. 4

Слайд 5

И.Билибин –автор неповторимых иллюстраций к сказкам и поэмам, театральных декораций и костюмов, панно «Микула Селянинович » и других интересных произведений. Художник прожил большую и интересную жизнь. Умер в блокадном Ленинграде в 1942 году. Для билибинского рисунка характерна графичность. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают ритм, объём, перспективу в плоскости листа. Удивительно гармонично цветовое решение, изысканный колорит акварельных рисунков. Для обрамления иллюстрации Билибин щедро использует орнамент. 5

Слайд 6

Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1959. - 223с. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 2000. - 242с. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224с. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с. Чёрный В.Д. «Искусство средневековой Руси». Учебное пособие для вузов. 2005г. http : //www.russia.edu/description/history_edu http : //genobooks.narod.ru/ Azbuka /Azbuka.htm http : //www/booksite.ru/ enciklopedia /job/2.htm 6 Список литературы.



Предварительный просмотр:

Статья:

«Центр притяжения - Художественная школа».

Автор: Канунникова Т.А., заместитель директора по УВР.

В нашем городе есть свои культурные и художественные центры – это своего рода, центры притяжения для творческих инициативных талантливых людей.

Художественная школа г.о. Железнодорожный – один из таких центров.

В ней собрались не просто люди родственных профессий, но энтузиасты, влюблённые в искусство. Здесь работают художники и скульпторы: внимательные педагоги. Есть в художественной школе удивительный человек, знаток, собиратель и хранитель уникальной коллекции старинных предметов русского крестьянского быта. Василий Прокофьевич Ланцов, будучи прекрасным мастером-резчиком по дереву, всесторонне изучил особенности устройства и внутреннего убранства русской избы. Собирая по крохам, он составил чудесную экспозицию из рукотворных старинных предметов. Здесь и прялки, и доски, и разноголосые колокольчики – предметы, не просто красивые и интересные, но родные и близкие сердцу, ведь они были сделаны и использовались в работе нашими прадедами. Кроме того, В.П.Ланцов сделал отличную подборку книг по истории нашего Отечества, с фотографиями и рисунками. А самое главное, что всеми своими знаниями  он щедро делится с учениками. В январе 2013 года в выставочном зале художественной школы по адресу мкр.Павлин д.1к.2 развернулась обширная экспозиция. Василий Прокофьевич проводил экскурсии, устраивал мастер-классы для детей и взрослых. В цикле мероприятий, подготовленных администрацией МАОУ ДОД ХШ и В.П.Ланцовым приняли участие около двухсот воспитанников художественной школы от 5-до 15 лет. Кроме того выставку «Родная старина» посетили гости: ученики Гимназии № 11 вместе с классным руководителем. Воспитательное воздействие выставки и мастер-классов трудно переоценить. Искорки живого неподдельного интереса, которые зажглись в глазах ребят, позволяют надеяться, что в России будут сохраняться живые культурные связи между поколениями. Художественная школа непременно продолжит традицию выставок и мастер-классов. Она открыта для жителей нашего города, и надеемся, всегда будет центром притяжения творческих людей всех возрастов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На областной конкурс "Рукописная книга"

Здесь размещены сочинения журналистов из кружка "Проба пера", в разные годы участвовавшие в конкурсе "Рукописная книга"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3434488","attributes":{"alt":"...

"Рукописная книга"

Создание условий для развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста...

Древние рукописные книги

Презентация поможет при подготовке уроков литературы, проведении внеклассных мероприятий по предмету....

Конспект занятия "Создание рукописной книги"

Интегрированое занятие для детей школьного возраста в рамках проекта "Содружество великих муз"...

Разработка долгосрочного школьного проекта для воспитанников санаторной школы "Рукописная книга рецептов "Ешьте на здоровье!"

   Необходимость разработки материалов по питанию для школьников продиктована удручающими данными о состоянии здоровья современных школьников, отсутствием культуры питания как составл...

"От рукописной книги к книгопечатанию: Появление книгопечатания на Руси": методическая разработка к библиотечному уроку по формированию информационной культуры учащихся 4-5 классов

Эта работа поможет вам провести библиотечный урок по информационной культуре для 4-5 классов на тему "Книгопечатание на Руси. Иван Федоров". Работа открывается в программе PowerPoint....

Проект "От рукописной книги до интернет-книги"

Книга занимает важное место в жизни большинства людей. Людям всегда было интересно, как же создавались книги, как они изменялись со временем. Поэтому было принято решение провести исследовательский пр...