Интегрированный урок ОЛОНХО - героический эпос
методическая разработка (изобразительное искусство) по теме

Шарапова Светлана Викторовна

Интегрированный урок для учащихся художественных школ и студий и сетевой урок для младших школьников и старших дошкольников общеобразовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx304.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа

г. Удачный

художественное отделение

Методическая разработка

Интегрированного урока  для учащихся художественных школ и студий,

и  урока сетевого взаимодействия для детей младшего школьного возраста и дошкольников.

Тема: «Олонхо – героический эпос»

          Разработали: Божко Евгения Валерьевна

преподаватель художественного отделения

                                                           Шарапова Светлана Викторовна

преподаватель художественного отделения

2012г.


Тема урока: «Олонхо – героический эпос» 

Тип занятия: комбинированный (теоретический и практический)

Для учащихся художественных школ и студий.

Занятие №1

Цель: познакомить с якутским народным эпосом Олонхо. Его кратким содержанием: представлением о строении мира древнего народа Саха, главными героями эпоса и их подвигами. Привить интерес к национальным традициям и любовь к культуре родного края.

Задачи:

Образовательные:  

- познакомится с особенностями национальной культуры народов Саха;

- сформировать представления о многообразии художественного творчества разных народов;

- знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера;

- подчеркнуть значимость эпоса в национальной культуре;

- сформировать широкий спектр представлений учеников об искусстве как особой деятельности художника;

- познакомить с репродукциями картин известного художника, олонхосута в живописи – Тимофея Степанова.

Развивающие:  

- развить фантазию и кругозор учащихся.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  1. словесный (объяснение);
  2. наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  3. практический;
  4.  эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

Требования к уровню подготовки обучающихся: 

Умение работать в выбранном материале, используя выразительные возможности языка живописи: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа.

Ход урока:

  1. Краткое чтение героического эпоса «Нюргун Боотур Стремительный»

 5-7мин.

  1. Разработка эскиз по намеченному замыслу 10-15мин.
  2. Коллективное обсуждение замысла работ: техники исполнения, идеи, фантазийного замысела, композиционного размещения, решения в цветовой гамме. 20 мин.
  3. Продолжение работы: перенос и работа в красках идеи композиции на основной рекомендуемый формат:

А2 – продолжительность выполнения работы - 10-12час.;

А3 – продолжительность выполнения работы - 8-10час.;

А4 – продолжительность выполнения работы - 4-6час.

Педагогом осуществляется периодический индивидуальный контроль работ учащихся. Подведение итогов – коллективный просмотр и анализ работ.

Самые удачные работы оформляются в выставку для проведения интегрированного занятия.

Работы учеников

Урок-экскурс(урок сетевого взаимодействия)  для учащихся младших классов общеобразовательных школ и подготовительных групп детсадов.

Занятие №2

Цель: познакомить с народным эпосом Олонхо. Его кратким содержанием: представлением о строении мира древнего народа Саха, главными героями эпоса и их подвигами. Привить интерес к национальным традициям и любовь к культуре родного края через изобразительное искусство.

Задачи: подчеркнуть значимость эпоса в национальной культуре. Познакомить с репродукциями картин известного художника, олонхосута в живописи – Тимофея Степанова. Просмотреть творческие работы юных художников школы искусств на выставке «Страна Олонхо».  

Методическое обеспечение

  1. Героический эпос «Нюргун Боотур Стремительный»
  2. Репродукции картин Тимофея Степанова.
  3. Выставка детских работ учеников художественной школы станковой и прикладной композиции.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  1. словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  2. наглядный (показ, наблюдение);
  3. эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

Ход урока:

  1. Вводная часть: «Край, в котором я живу» - 5 мин.
  2. Краткая беседа о народных традициях, сохранившихся до наших дней – 3-5 мин.
  3. Рассказ (краткое содержание) эпоса, сопровождаемое показом репродукций картин Т. Степанова – 25 мин.
  4. Просмотр выставки детских работ – 10-12 мин.
  5. Подведение итогов – 3-5 мин.

Содержание урока

Урок начинается с беседы о родном крае: о красоте северной природы, климате, природных богатствах и полезных ископаемых.

Преподаватель в ходе беседы задаёт учащимся вопросы:

- А знаете ли вы, какой у нас климат?

- Какие растут деревья, ягоды?

- Какие водятся животные, птицы, рыбы?

- А что такое «полезные ископаемые» и какие из них добываются в наших краях?

Учитель краеведения помогает ребятам вспомнить животный и растительный мир и перечислить природные богатства нашего края.

Далее ведущий преподаватель рассказывает учащимся, что существуют нематериальные богатства республики. Это – культура народа; его традиции,  песни, танцы, древние придания. Урок продолжается в форме беседы с наводящими вопросами:

- Знаете ли вы традиции, дошедшие до наших дней, например, праздник «Ысыах»?

- А слышали ли вы об эпосе «Олонхо»?

Преподаватель рассказывает, что венцом словесного искусства якутского народа являются большие героические сказания, называемые Олонхо. Олонхо – общее название, состоящее из множества сказаний. Одно из самых крупных Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» собрал учёный, поэт Платон Ойунский. Прежде чем издать книгу Ойунский ездил по улусам и у стареньких олонхосутов собирал фольклор.

Далее преподаватель передаёт краткое содержание эпоса. Рассказ о строении миров, главных героях и их подвигах.

Рассказ сопровождается показом репродукций картин якутского художника Тимофея Степанова: «Верхний мир», «Серединный мир», «Страна Олонхо» и др.

(Временной регламент урока не позволяет более подробно познакомится с эпосом. Поэтому в зависимости от учебной программы можно более подробно познакомиться с Олонхо на уроках краеведения или посоветовать учащимся самостоятельно найти в детской библиотеке героические песни Олонхо для внеклассного чтения)

В завершении рассказа надо обязательно напомнить, что Олонхо является культурным памятником под охраной ЮНЕСКО. Наша задача сохранять и беречь не только природу, но и культуру родного края.

И прежде чем приступить к просмотру выставки работ юных художников, для закрепления темы урока надо отметить:

- А теперь, ребята, проверим: хорошо ли вы запомнили героев Олонхо.

Далее идёт просмотр выставки и вместе с преподавателем вспоминаем героев, какой внешностью и какими качествами они обладали. Обсуждаем богатство и красоту сказочного мира Олонхо.

В заключении урока напоминаем о большом значении на примере Олонхо сохранения культуры нашей Родины!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о героическом эпосе-олонхо.

Героический эпос якуто-олонхо, признанный Всемирной организацией ЮНЕСКО-шедевром всего человечества, В олонхо сражаются богатыри среднего и нижнего миров, в конечном итоге добро побеждает зло. Если ко...

Якутский героический эпос ОЛОНХО

Литературная гостиная по книге "Ньургун Боотур Стремительный"Цель:Познакомить учащихся с якутским героическим эпосом. Дать представление  о сложном пути исторического развития народа Якутии...

Русский героический эпос. Герои русского героического эпоса

Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.Былины, как прави...

героический эпос (урок литературы в 6 классе)

Это вводный урок, раскрывающий перед учащимися особенности героического эпоса русского народа.Цель урока – дать представление о былинном жанреЗадачи урока:Дать представление об исторической основе был...

героический эпос (урок литературы в 6 классе)

Стратегия: «Зигзаг-2», эта стратегия подходит для работы с текстами небольшого объема,  она состоит в следующем: учащимся предлагается сформулировать вопросы по изучаемой теме, если с этим  ...

открытый урок "Жанр героического эпоса"

Тема урока: Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования Учитель: Яковлева А.И.Место проведения: кабинет русского языка и литературы МСОШЦели:Обучающие:1. Обобщение знаний о м...

Авторская методическая разработка цикла уроков по УНТ «Героический эпос. Былины»

Авторская методическая разработка цикла уроков по УНТ «Героический эпос. Былины»  - апробация Школьной Цифровой Платформы «Сберкласс», ориентированной на персонализированн...