Перевод предметных умений в общеучебные умения школьника на уроках ИЗО
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Нагаева Людмила Георгиевна

       «ПЕДАГОГИКА – не наука, а искусство: самое обширное, сложное,     самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно кроме знаний, требует способности и  наклонности, и как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека».

                                                                            К.Д.Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья57 КБ

Предварительный просмотр:

Перевод предметных умений в общеучебные умения школьника    на уроках ИЗО.

Выступление на педагогическом совете № 3

                                                                                                          Нагаева Л.Г., учитель ИЗО

       «ПЕДАГОГИКА – не наука, а искусство: самое обширное, сложное,     самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно кроме знаний, требует способности и  наклонности, и как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека».

                                                                            К.Д.Ушинский

         Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» в общеобразовательной школе заключается в том, что предметы, входящие в эту область, играют совершенно особую роль – развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Эти предметы непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве ЦЕЛИ, а не побочного результата.

        В центре современного образования находится личность ученика, его стремление к пониманию целостной картины мира, освоение культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение к духовному наследию прошлого, познанию настоящего. Ведь без передачи всего социального опыта в целом, накопленного предками, никакое общество развиваться и даже просто сохраняться не может. Оно неминуемо погибнет, растворяясь в других общностях. Такая судьба грозит любой общности – национальной, государственной,  профессиональной, социальной – и сегодня.

        Встает вопрос: что же именно из огромного, разностороннего опыта человечества необходимо передавать новым поколениям?  Группа дидактов в свое время предложила интересное членение человеческого опыта, необходимого для передачи юным. Это:

  1. опыт знаний;
  2. опыт умений (навыков);
  3. опыт творчества;
  4. опыт эмоционально-ценностного отношения.

Очень интересные членения, впервые давшие возможность педагогике выйти за рамки ЗУНов, так как в  ЗУНы никак не вмещается ни опыт человечества, ни эмоционально-ценностный опыт. А опыт наук, опыт искусств, опыт труда, опыт культуры человеческого тела, опыт поведения в быту? Несомненно, все это заложено в каждом из пунктов членения. Но, к сожалению, в последние годы в педагогической практике предложения этой группы дидактов практически не учитываются и даже серьезно не обсуждаются. А зря. Ведь жизнь едина и вряд ли можно разделить человеческий опыт – опыт человеческой культуры так, чтобы между  ее составляющими были четко выражены границы, чтобы одно не переливалось в другое. И именно на уроках предметов области «Искусство» в полной мере создаются условия, необходимые для восприятия учащимися разностороннего культурного опыта человечества.

        Пока преобладала социальная потребность только в знающих и умеющих людях, пока эта потребность распространялась на подрастающее поколение, в содержание образования включались такие компоненты как ЗУН. Однако вместе с появлением социальной потребности в интеллектуальном развитии все большего числа людей стала ощущаться неудовлетворенность этим содержанием. Назрела необходимость включения в содержание программы и других компонентов. « Эмоционально-волевая воспитанность специфична, так как она состоит не в знаниях, не в умениях, а в оценочно-эмоциональном отношении к миру, к деятельности. Отношения человека к окружающей действительности, сфера его чувств не совпадают ни с содержанием его знаний об этой действительности, ни с его навыками и умениями». Это особая сфера.

 Уже ни у кого не возникает вопрос: зачем искусство в образовании обычного школьника? Специфика искусства – в его уникальной способности эстетически воспринимать явления, факты, события окружающего мира,  в отличие от научного постижения, оперирующего в основном понятийно-логическим аппаратом. Искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится средством воспитания, суть которого в обращении к человеку-носителю творческой созидательной природы, в развитии этой творческой природы, в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами.

Многообразие функций искусства, таких как повествовательная, познавательно-эвристическая (знание и просвещение), общественно-преобразующая (духовно-практическая деятельность),  эстетическая (развитие способностей художественного восприятия и творчества), интеллектуально-нравственная (развитие ценностно-смысловых ориентиров личности), информационно-коммуникативная (сообщение, обобщение, общение), гедонистическая (наслаждение), прогностическая (предвосхищение) и другие, делают его необходимой и незаменимой частью современного образования.

В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности (политики, науки и т.д.) искусство удовлетворяет универсальной потребности человека ТВОРИТЬ. Результатом творчества является некое эстетическое новообразование, «вторая природа», отвечающая чувственному отношению человека к миру, попыткам преображения этого мира на основе истины. «Искусство как необходимый аспект причастно ко всему, участвует во всей нашей жизнедеятельности, его влияние проникает повсюду… Жизнь в среде искусства – необходимое качество любого человека, и вне влияния искусства жизнь человека невозможна» (Б.М. Неменский).

Дети в третьем классе на вопрос, что было бы у вас дома, если бы ни к чему не прикасалась рука искусства, рука художника, четко отвечают: ничего бы не было, а был бы голый человек на голой земле. Так как сам дом – архитектура, а мебель, одежда, предметы быта созданы по проектам дизайнеров.  

Исходя из вышесказанного, делаем вывод о том, что искусство неразрывно связано с жизнью, с ее многообразными проявлениями, а значит, и обучение искусству должно исходить из всего разнообразия видов и жанров пространственных и временных искусств.

Универсальная способность человека к творчеству может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития.

В процессе обучения изобразительному искусству у детей вырабатываются, а затем и совершенствуются умения и навыки, развиваются способности, связанные с областью изобразительного искусства. Многие из них, благодаря интеграционным образова- тельным процессам, становятся универсальными, т.е. могут быть использованы и в других образовательных областях.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» включает основы всех зрительных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Это дает возможность на уроках знакомиться и овладевать самыми разнообразными способами и техниками получения изображения, а также использовать различные материалы и выразительные средства.

Основные виды деятельности на уроках ИЗО – практическая художественная и эстетическая (восприятие действительности и искусства). Сочетание этих двух видов деятельности дает учителю неограниченные возможности всестороннего художественного и эстетического развития детей.

По моему глубокому убеждению, нет ни одного учебного предмета в общеобразовательной школе, который так или иначе не был бы связан с изобразительным искусством.

В начальной школе закладываются основы эмоциональных связей между жизненным опытом детей, их изобразительной деятельностью и большим искусством, приходит осмысление самого факта присутствия изобразительных (пластических) искусств повсюду в окружающем мире и той, часто неосознаваемой, роли, которую они играют в организации пространственной среды и в создании самой атмосферы человеческой жизни. У младших школьников личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, которое является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и самосозидания. Этот опыт успешно используют учителя начальной школы на уроках обучения письму, счету, чтению и особенно при знакомстве с окружающим миром, так как в этом возрасте ребенок воспринимает действительность через образы и на 70% визуально. При этом очень важны такие, казалось бы узкопрофессиональные художественные навыки как наблюдательность и фантазия, которые, может быть неожиданно для некоторых коллег, являются важнейшими для художников, формируются медленно, но верно на уроках изобразительного искусства, а необходимы практически во всех учебных дисциплинах.

1. Художественные навыки, приобретенные на уроках с применением графических средств по отработке проведения линий различного характера и, особенно штриховки, умение композиционно решать пространство листа, легко превращаются в универсальные на уроках письма, обучению грамоте и русского языка, где необходимо не только красиво и правильно выполнять графическое начертание букв, но и грамотно компоновать текст, красиво размещая написанное с учетом полей и других  требований по оформлению тетрадей.

2. Умение образно мыслить, развитые способности воображения и представления, а также умение всматриваться и анализировать произведения искусства помогают учителям предметов гуманитарного цикла, в частности, литературы и истории подвести учащихся к пониманию художественного образа и идейного замысла литературного произведения  и той или иной исторической эпохи.

«Живопись – поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат» (Леонардо да Винчи)

 

3. Учителя точных дисциплин подтвердят утверждение о том, что без представлений о форме предметов, умения сравнивать их по размерам (выше и ниже, толще и тоньше, длиннее и короче), по  контурным очертаниям, умения точно представить силуэт геометрической фигуры, а также объемно-пространственное мышление, которое можно развивать на уроках художественного творчества (рисование с натуры, разные виды конструирования) невозможно решить ни одну пространственную или плоскостную геометрическую задачу по определению периметра, площади поверхности, объема и т.п. А умения пользоваться графическими материалами и инструментами при выполнении  чертежей, графиков функций, диаграмм и разного вида вспомогательных изображений здесь не оспариваются.

4. Многие задачи, которые решают учителя естественных наук, тоже тесно связаны с умениями и навыками, приобретаемыми на уроках изобразительного искусства и художественного творчества. Наблюдательность и умение анализировать увиденное – главное качество при изучении природы, природных явлений, физических и химических процессов, постоянно происходящих в окружающей ребенка действительности, строении живых организмов,  среды их обитания и т.д.

А чисто графические навыки и умения применимы для работы в контурных картах, многочисленных таблицах, при составлении графиков средних температур, розы ветров, многочисленных диаграмм и схем, при изображении электрических цепей, графиков колебаний, при изображении молекулярного строения веществ, кристаллических решеток, описаний многочисленных опытов и т.д.

А информационные технологии? Одно понятие «компьютерная графика» говорит само за себя.

 

А физическая культура, в основе которой изначально заложено любование гармонично развитым, физически здоровым пропорциональным телом человека? Это ли не объект вдохновения для художников и скульпторов?

А как обучать иностранным языкам без визуального восприятия, когда на начальной стадии обучения знакомство с иностранными словами, понятиями, традиционным укладом жизни   страны изучаемого языка происходит в игровой форме через изображения (картинки)?

А как обойтись психологической службе при работе с детьми без навыков смешивания красок, без умения определять локальный цвет предмета, без знаний из области цветоведения, ведь давным- давно доказана прямая связь цветовых ощущений человека с его внутренними переживаниями, ощущениями, эмоциями и настроением.

Осталась не затронутой великая воспитательная сила искусства. Задачи по воспитанию посредством всех видов искусства в нашей школе осуществляются на уроках и  дополнительных занятиях по предметам образовательной области «Искусство» (ИЗО, музыка, технология), а также в музее «Русь времен «Слова о полку Игореве», школьной театральной студии «Наследие», при подготовке проектов.

Можно бесконечно долго говорить о профориентационной направленности  предмета. Существует огромное количество профессий, теснейшим образом связанных с умениями и навыками, выработанными при обучении изобразительному искусству.

А теперь, без ложной скромности, скажу, что универсальность самого предмета, универсальность знаний, умений и навыков, приобретенных на занятиях, требуют универсальных качеств самого учителя, его универсальных знаний из многих областей.  Литература – это художественные образы, иллюстрирование;

История – это исторический, бытовой и баталистический жанры в живописи, огромное материальное наследие;

География – это пейзаж, это бытовая культура народов мира, живущих в разных климатических условиях;

Биология – это анималистика, флористика, растительные мотивы в орнаментах и декоре, анатомия;

Химия – это состав красок и других художественных материалов и их различные характеристики;

Физика – это все оптические явления, включая строение глаза, отражение и преломление света, фокусировка. С ними связано цветоведение, построение теней и отражений, изображение пространства в перспективе;

Математика – это пропорции, глазомер, конструктивный рисунок, художественное конструирование;

Иностранные языки – это большинство терминов и понятий в искусстве вообще и в изобразительном в частности;

« Светит Жар-птицево перо, и хотя все мы знаем много, много непокою принесет оно, бери его, - говорит сказка, У тебя нет другого выбора, потому что ты человек. Потому что бывает пустая жизнь страшнее смерти…»                А.Шаров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии

Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знан...

Организационно-педагогические условия перевода предметных умений в общеучебные на уроках природоведения.

Организационно-педагогические условия перевода предметных умений в общеучебные на уроках  природоведения....

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных тем.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД). УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения н...

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных областей

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.Д.Г. ЛевитасВведение.В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифициров...

О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.

О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения ПО ГЕОГРАФИИ...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...