Урок ИЗО 5 кл. "Глазам - радость, душе - отрада!"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Евженко Ирина Александровна

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского "Древние образы: единство формы и декора в народных игрушках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_izo_5_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Глазам - радость, душе - отрада!”

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

(Тема урока по ИЗО в  5 классе по программе Б.Неменского)

Самая существенная черта русского народного промысла - праздничное ощущение радости.

Л. Н. Толстой

Цель урока: Знакомство с традиционными элементами  росписи в  игрушке различных

народных промыслов и выявление единства формы и декора.

Задачи:

-         развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главные

и отличительные черты и  особенности изделия различных народных промыслов;

развивать пространственное воображение;

-         обучающие: познакомить с традиционными элементами дымковской,

филимоновской, каргопольской росписей, сформировать навыки выполнения

этих элементов;

-         воспитывающие: прививать  любовь и уважение к мастерам народного

 творчества,  повышать интерес учащихся к изделиям народного искусства,

воспитывать  художественный вкус.

Решаем проблему, используя методы и технологии: 

  1.   Метод интеграции искусств.
  2.   Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
  3.   Метод сравнений (ассоциации).
  4.    Компьютерная технология на уроках  ИЗО.

  Оборудование: магнитофон, компьютер, медиапроектор, экран, презентация, плакаты и иллюстрации с изображением глиняных игрушек, таблицы с образцами росписи орнамента  на дымковской, филимоновской и каргопольской игрушках; шаблоны игрушек, гуашь, кисти, баночки для  воды, тряпочки для вытирания кисточек

Музыкальный ряд: 

Русская народная музыка

Тип урока: 

Комбинированный

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Беседа.
  3. Закрепление темы.  
  4. Постановка художественной задачи и практическая работа.        
  5. Подведение итогов.    

    

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Беседа.

-  Ребята! С самого детства вас окружают игрушки.  Вспомните, какие?(Кукла, мячик, кубики и т.д.).

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, ткани, меха, дерева).

- А где изготавливают эти игрушки? (На фабрике).  Все фабричные детские игрушки похожи – одну от другой не отличишь.

- А для чего людям игрушки? (ответы детей – для игры)

-Для игры, конечно! А еще? (игрушки помогают быть добрыми и веселыми, помогают придумывать и строить.) 

- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- А вы знаете, что самой старой кукле на свете 2000 лет. Археологи нашли ее в одной из древних римских гробниц. Когда реставрировали эту куклу, выяснили грустную историю владелицы: игрушка принадлежала девочке из знатного рода. По  древнему обычаю девочка была помолвлена с неким Филетом. Имя было выгравировано на перстне. Девочка умерла, не дожив до свадьбы, и кукла попала в гробницу.

   Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены. Лица и руки часто не делали или намечали условно зарубками. Ведь это был образ собирательный, без индивидуальных черт. Мастер выделял  лишь типичное, характерное. Куклой могло стать и березовое полено. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку и игрушка готова.

    Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми.

Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если относятся к своим игрушкам плохо - быть беде. А еще была такая кукла «оберег». Ее клали к ребенку в колыбель, считая, что она охраняет его покой и сон.

- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы…

Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

- Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, самые известные Дымковские, Филимоновские и Каргопольские.

А теперь мы поближе познакомимся с народной глиняной игрушкой.

- Готовясь к уроку,  ребята провели поисковую работу и  готовы  нам рассказать о Дымковской игрушке. (Слайд № 3-7)

 (рассказ ученика  __________________________  )

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

         Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.

Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.  

(рассказ учени___  ________________________)

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи, потом белили мелом,  разведенном на молоке. А расписывали таким образом: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие –яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

(Слайд № 8, 9)

- На доске представлены фрагменты орнамента дымковской игрушки. Зарисуйте их себе в тетрадь.

- А теперь посмотрите вот на эту красоту

Филимоновская игрушка.  (Слайд №  10,11 ) Об этой игрушке нам расскажут ___________________________________________________________________________

Рассказ ученика.    По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново.

 Росписью, она очень смелая.  У них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Рассказ ученика.   Каким узором украшены филимоновские игрушки?  В основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток?  В хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

- Зарисуйте элементы  филимоновского орнамента  себе в тетрадь.

- А вот Каргопольская игрушка. Её родина - русский север. Каргопольский район Архангельской области. (Слайд № 12, № 13)

Рассказ ученика  Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Рассказ ученика  Как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

- Зарисуйте элементы каргопольского орнамента  себе в тетрадь.

 Физминутка:

Поедем с вами весело! (дети встают)

Поехали – поехали ( маршируют)

В лес за орехами!  

Наклонились – собираем! (наклоны вперед)

Потянулись вверх – срывам!

Их в корзиночку кладем (садятся)

и на ярмарку везём! ( маршируют)

  1. Закрепление темы

- Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?

(Ответы учащихся)

- Правильно! Все они сделаны из глины.

- А в чем различия? - Кто знает, какая характерная отличительная особенность у Дымковской, у Филимоновской , у Каргопольской  игрушки.(узоры, форма, цвет)

        - Узоры. ( Дымковские - круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии; филимоновские - сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников; каргопольский орнамент глиняных фигурок - точки, чёрточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре.)

- Форма  (Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной; филимоновские игрушки у них удлиненные пропорции у  всех животных сильно вытянуты шеи; каргопольские игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми,  большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату;)

          - Какие цвета брали для росписи игрушек? (Дымковская до 10 цветов; филимоновская – 3 основных: красный, желтый, зеленый (синий); каргопольская - белый, зелёный, голубой, красный, чёрный цвета.)

Надеюсь, вы теперь сможете определить, где игрушка дымковская, а где – филимоновская, где- каргопольская.

IV.  Постановка художественной задачи и практическая работа

  Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел или просто игрушечниками и расписать каждому свою игрушку. Вернее, силуэт игрушки.

Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для Дымковской, Филимоновской, Каргопольской  игрушки. Не забудьте и о цветовой гамме.

Пожалуйста, приступайте.

    Практическая работа: ребята расписывают силуэт игрушек.

V. Подведение итогов.

 В  конце урока выставка детских работ.

Какие замечательные работы получились у всех. Теперь мастерицам будет легче украсить свои игрушки, используя эскизы ваших игрушек. Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными? Не зря говорят в народе: “Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит” Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья. Глядишь, и улыбаться хочется.

VI. Домашнее задание. На следующем уроке мы будем с вами знакомиться с другим народным промыслом – Гжельская керамика. Подготовить краски голубых оттенков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Презентация научно-исследовательской работы по биологии "Глаза -зеркало души"

Данную презентацию можно использовать для НОУ и реферата по биологии....

"Глазам радость, душе - отрада!" Глиняная игрушка. Презентация.сост. Раева С.Г., учитель технологии

Очень красивая и яркая презентация учебного мпатериала по изобразительному искусству по теме "Глиняная игрушка" 5 класс.В презентации представлены наиболее известные народные игрушки, особенности их р...

Проект "Для радости души музыкальные инструменты хороши"

Одна из актуальных задач - формирование  и  развитие  более  богатого сенсорного опыта старших дошкольников с  ТНР  в элементарном музицировании....

Презентация к проекту «Для радости души музыкальные инструменты хороши»

История возникновения музыкальных инструментов (ударных, струнных, духовых...)....

Урок ситуационная задача "Глаза -Зеркало души"

Разработка урока, ситуационная задача "Глаза -зеркало души"...