РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»8 класс-школа 2100
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на четыре года изучения – в 5, 6, 7 и 8 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Рабочая программа «Изобразительное искусство»

                                          8 класс


п/п

Тема

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

1

 Искусство-генератор культуры (Повторение)

1

 Искусство  генератор культуры

Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Временные и пространственные искусства.

2-4

 Синтез искусств

3

 Синтез искусств

Понятие синтеза искусств как целостного художественного явления.  Формирование с помощью синтеза искусств материальной и духовной среды вокруг человека.

Храмовый синтез искусств. Отражение представления человека о мире, мироощущения эпохи в архитектуре, художественном оформлении храмов, музыкальном сопровождении религиозных праздников.

Синтез искусств в христианском храме (православная церковь и католический собор). Синтез искусств в буддийском храме (храмы, пагоды, ступы). Храмовый синтез в искусстве ислама (мечети, медресе, минареты). Арабески в оформлении мусульманских храмов.

Синтез искусств в светской архитектуре.

Дворцовый синтез искусств: архитектура и садово-парковое искусство.

Синтез искусств в особых случаях светской жизни (триумфы, придворные феерии, оперные и балетные спектакли).

Дворцовые ансамбли.

 Планы дворцовых и садово-парковых ансамблей.

Художественная деятельность. Создать план-схему садово-паркового ансамбля  

Архитектура и художественное оформление интерьеров.

Дворцовый интерьер – произведение искусства особого синтетического жанра. Виды пластических искусств (архитектура, станковая и монументальная живопись, декоративная и станковая скульптура, декоративно-прикладные искусства), задействованные в оформлении интерьеров. Единство стиля в оформлении интерьера.

Художественная деятельность. Сделать подборку зарисовок и фотографий с предметов, украшающих интерьер какого-нибудь стиля.

5–7

Зрелищные искусства как синтез искусств

2

 Изобразительная природа театра, кино и телевидения. Зрительная (визуальная) культура – важнейшая составляющая общей и художественно-эстетической культуры.   Изображение в театре, кино и телевидении.

Синтез временных искусств (вокальная и вокально-театральная музыка –  песня и романс, кантата и оратория, опера и мюзикл).

Синтез временных и пространственных искусств в театре и кино.  

Театр – старейшее зрелищное искусство. Театр – особый мир, «волшебный край».   Отражение в театре жизни человека.

Театр в изобразительном искусстве. Театр как яркое, красочное зрелище.

Уподобление жизни театру в культуре ХVIII века, нашедшее отражение в живописи. Д. Левицкий. Портреты «смольнянок» – первых выпускниц Смольного института благородных девиц. Аллегория в изобразительном искусстве.

Театр – это синтетическое искусство (литература, музыка, изобразительные, декоративные, конструктивные искусства). Работа художника в театре. Связь работы художника с работой режиссёра и актера для создания  выразительного образа спектакля. Декорации, эскизы костюмов. Театральная афиша.

Художественная деятельность. Создать вывеску для театра. Шрифтовая композиция слова «ТЕАТР», дающая представление об  эпохе и типе театра.

8-10

 

3

 Спектакль – синтез искусств. Синтез искусств в балетном и оперном театре.   Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля

Оформление современных музыкальных спектаклей – мюзиклов и концертов. Цветомузыкальные и световые эффекты.

   Режиссёр и художник. Режиссёр – главный организатор постановки спектакля. Роль художника в создании художественного образа спектакля.

Художник-декоратор. Создание художником типической среды, в которой живут и действуют типические герои. Воссоздание места действия, помощь в раскрытии идейного смысла содержания с позиции современного человека.

Художественная деятельность. Выполнить эскиз общего колористического решения выбранной сцены спектакля

11-12

 

2

 Художник и сцена. Происхождение слова «сцена». Главная цель оборудования сцены – создание актёру среды, которая поможет ему донести до зрителя содержание пьесы.

Конструкция современной сцены. Элементы конструкции сцены (авансцена, пространство игровой сцены, портальная арка, карманы, пол сцены – трюм, поворотные круги и т.д.).

Художник-декоратор связывает  механические возможности сцены с образом спектакля. Наброски и зарисовки оригинальной конструкции оформления спектакля. Варианты конструкций оформления спектакля в школьных условиях (модульный куб, складные ширмы и т.д)

Макет оформления сцены. Макет сцены – модель будущих декораций.  Условность языка сцены.  Освещение сцены.

Художественная деятельность. Создать  макет декорации одной сцены спектакля  (картон, цветная  бумага, ткани разной фактуры, проволока, нити и т.д.).

13–14

 

2

 Художник и оперный спектакль. В оперном спектакле декорации представляют изобразительное выражение музыки. Монументальность, пафос оперного спектакля. Эффектность декораций, создание образа  сверхреальности.


Художественная деятельность. Прослушать фрагмент оперы А. Бородина «Князь Игорь». Определить, какие произведения русского искусства созвучны по духу.

Художник и балет. Специфика оформления балетного спектакля. Лёгкость, ясность декораций. Специфика балетного костюма. Доминирование цвета костюма персонажа над общей цветовой гаммой сцены. Русский балетный театр рубежа ХIХ – ХХ веков. «Русские сезоны» в Париже С. Дягилева. Художники Леонид Бакст, Александр Бенуа, Валентин Серов.

Нежность и пластичность образов балета в графических работах В. Серова и С. Судейкина. Образы балерин в произведениях А. Дега.

Художник и актёр. Совместный поиск образа персонажа. Цель художника-декоратора в драматическом театре – выигрышная подача актёра.  

Разница между созданием образа персонажа в театре и в живописи.  Театральный костюм. Роль костюма для успеха спектакля. Помощь костюма в выражении образа персонажа. Создание эскизов костюма героя пьесы. Влияние моды на театральный костюм.  

Художественная деятельность. Выполнить упражнения на рисование фигуры человека.       Выполнить с натуры наброски фигуры человека.   Создать эскизы костюмов персонажей к своему спектаклю.

15–16

 

 

2

 Зритель и художник. Воздействие спектакля на зрителя в театре с помощью синтеза искусств. Создание художником общей атмосферы спектакля, среды, в которой действует актёр

Театральная афиша. Информационные и рекламные цели афиши.  Афиша – лаконичность и яркая образность. Правила оформления афиши, компоненты оформления.

Художественная деятельность. 1. Сделать схемы построения композиции двух-трёх   афиш. 2. Создать  эскиз афиши для   спектакля.

Театральная программка и пригласительный билет. Информационная функция театральной программки. Психологическая нагрузка, передача  в символической форме эмоционального состояния персонажей, конфликт, разворачивающийся в сюжете.

Художественная деятельность. 1. Выполнить пригласительный билет на последний звонок для одиннадцатиклассников, используя  программы Paint и средства Word. 2.  

17–18

 Книга как синтез пространственного искусства и литературы

2

 

Синтетическое искусство книги. Роль взаимодействия искусств – литературы и графики – в эмоциональном восприятии содержания произведения. Усиление воздействия содержания на читателя средствами построения книги, иллюстраций, зримо представляющих образы героев и события, происходящие в сюжете.

Конструирование книги, или архитектоника. Выбор элементов оформления сообразно содержанию и назначению книги.  

Работа художника и других специалистов (дизайнер, художник-оформитель, художественный редактор) над оформлением книги.  

Компоненты оформления книги: суперобложка, обложка, форзац, титульный лист, фронтиспис; шмуцтитул, иллюстрации; заставка, буквица, концовка,

Художник и читатель. История книжной иллюстрации. Г. Доре и его иллюстрации к  книгам: «Дон Кихот», «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Мюнхаузен», «Библия», сказкам Шарля Перро и др.

Художественная деятельность. Подготовиться к созданию макета книги.

План создания макета книги. 1. Выбор вида издания (учебник, детская подарочная книга, художественная литература, сборник стихов, альбом по искусству) и название будущей книги. 2. Выбор элементов оформления (буквицы, количество шмуцтитулов, заставок, концовок; изображение на форзаце). 3. Создание конструкции книги и построение макета. 4. Выполнение эскизов каждой детали, учитывая, что стиль оформления должен соответствовать стилю произведения. 5. Создание макета книги.

19–20

 .

2

  Художник и книга. Иллюстратор Владимир Андреевич Фаворский. Книга как единый  не расчленённый на отдельные элементы, развивающийся во времени и пространстве организм. Техника ксилографии. Рисунки и гравюры Фаворского. Оформление В. Фаворским памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Пластическое осмысление литературного материала и манеры автора.  

Роль шрифта в создании образа книги.

Использование шрифта и типографики – искусства размещения информации в печатном или электронном формате Искусство шрифта.   Варианты античных шрифтов, готических, славянской вязи и др.

Отношение к шрифту в странах Востока. Замысловатая вязь шрифта в орнаментах и сложных композициях. Искусство каллиграфии.  

Конструкции букв в разных шрифтах.

Художественная деятельность. 1. Выполнить задание на определение очертаний недостающих букв по нескольким данным буквам. 2. Подобрать шрифт для своей книги, потренироваться в его начертании.

21-23

 

. 3

 Писатель и художник. Отношение писателей прошлого к  иллюстрированию  их произведений.  Понимание художником стиля и духа писателя. Слияние зрительного и литературного образа. Создание художником своего образа литературного героя, близкого идее автора.    

«Медный всадник» А. Пушкина в  рисунках Александра Бенуа.

Влияние  характера линии на эмоциональный строй  произведения. Поиск художником стиля, присущего автору. М. Врубель. Иллюстрации к «Демону» М. Лермонтова. Рисунки Н. Кузьмина к «Евгению Онегину». Иллюстрации М. Добужинского к произведениям Н. Карамзина и Ф. Достоевского. Единство  стиля иллюстраций и духа произведения.

Художественный материал, художественная техника и графическая манера художника. Использование разнообразных художественных материалов и техник для наиболее точной передачи сути литературного произведения. Тонкая динамичная линия («быстрый карандаш» – А. Пушкин, Н. Кузьмин, Надя Рушева). Пятно (Е. Бём).  

Художественная деятельность. Выполнить иллюстрацию к литературному произведению в любой графической технике. 

24-25

 

2

   Детская книжная графика. Детская книжная графика – часть народной культуры. Появление первой детской книжки в начале ХIХ века в Англии и Франции. Образный язык детской книги – «театр для себя». Лубочные картинки – предтечи детской книжной  иллюстрации.  

Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу. Каждый делает одну иллюстрацию к книге «Русские пословицы и поговорки»  

24–26

 

3

 Мультфильм. Сюжеты мультфильмов: сказка и реальная жизнь. Работа художника над  мультфильмом.

Иллюстрации к народным сказкам. Иван Яковлевич Билибин  родоначальник иллюстрирования сказок в России. Элементы украшения книги.

Художественная деятельность. Нарисовать заставку, в которую включить орнаментально оформленное название книги.  



27-29

 Работа над книгой

3

Выбираем вид издания и элементы оформления книги. Специфика оформления детской книги. Большой формат, крупный шрифт, наличие всех компонентов оформления: иллюстрированные форзацы, заставки, буквицы, шмуцтитулы, концовки и большое количество иллюстраций.

Украшение шрифтов заголовков орнаментом. Выразительность персонажей, узнаваемость образов. Известные художники, оформлявшие детские книги: Е. Рачёв, Е. Чарушин, В. Ватагин, В. Лебедев, В. Конашевич и др. Подчинение всех компонентов оформления книги одному стилю.

Художественная деятельность. Придумать и нарисовать иллюстрацию к литературному произведению и буквицу, которая будет отражать его дух. Единство художественных материалов и манера исполнения.

30-31

 .

2

Художественная литература. Оформление и иллюстрирование произведений художественной литературы. Профессионализм, широкая эрудиция и особое чутьё художника. Передача  в иллюстрациях духа произведения. Ответственность художника перед автором. Вживание художника в среду, в которой происходит действие, в характеры героев, выстраивание  своего отношения к каждому персонажу, которое находит отражение в его образе.

Сборник стихотворений. Роль иллюстрации в восприятии поэтического образа. Ассоциативность изображений.

Шрифты заголовков. Оформление страниц, заставки, концовки.

Художественная деятельность. Создать ассоциативную композицию на одну из тем: «Весна», «Лунная ночь», «Старость», «Страх», «Город».


32-33

 

2

 

Экслибрис. Книжный знак, дающий информацию о владельце книги. Компоненты экслибриса: имя и фамилия обладателя книги, лаконичное изображение. Отражение в рисунке увлечения и рода занятий владельца книги. Использование метафоры и аллегории в графике.

Художественная деятельность. Создать свой экслибрис.


 

34

 

1

 Традиционные художественные материалы и компьютер.

Выполнение на компьютере макета книги, написания шрифтов, разнообразные оформительские приёмы. Традиционные приемы   работы художника над иллюстрацией.

Художественная деятельность.  Создать композицию из линий чёрного цвета и цветных букв.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»5класс - школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

Рабочая программа"Изобразительное искусство"6 класс- школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью

Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 класс базовый уровень Программу составил: учитель изоискусства высшей категории Михалева Л.В.

Сведения о рабочей программеПредмет: изобразительное искусствоКласс: 6Количество часов:всего - 34 часа; в неделю - 1 час;Планирование составленона основе образовательной программы ФГОС,авторской прогр...


 

Комментарии

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на четыре года изучения – в 5, 6, 7 и 8 классах.