Итергированный урок изобразительного искусства и истории в 7 классе "18 век - звездный час для России и переломный момент в ее истории. Воплощение величия и противоречивости этого времени в изобразительном искусстве"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Федотова Наталья Сергеевна

Конспект интегрированного урока изобразительного искуссства и истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_izo_i_istorii_v_7_klasse.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

 истории России и изобразительного искусства в 7 классе

Тема: «XVIII век – звездный час для России и переломный момент в ее

          истории.  Воплощение величия и противоречивости этого времени в

          изобразительном искусстве».

Цели: 1. Образовательные: обобщение и закрепление знаний важнейших  

               событий  в истории России XVIII века, их влияния на культуру,

               воплощение в лучших произведениях искусства; формирование

               представлений о противоречивости реформ Петра Великого и

               Екатерины Великой, связанных с желанием укрепить мощь

               государства Российского, и сохранить при этом абсолютную

               монархию, не предоставляя народу никаких прав и свобод.

          2.  Воспитательные: формирование нравственных и эстетических

               представлений, включение полученных знаний в ценностную

               ориентацию личности; воспитание у учащихся чувства

               гражданственности, национальной идентичности, бережного

               отношения к культурному наследию народов России и всего  

               человечества.

  1. Развивающие: развитие речи, творческих способностей, расширение

кругозора учащихся, умения наблюдать, выделять существенные признаки, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Оборудование:  компьютер, диапроектор, экран;

                            КОП: Шедевры изобразительного искусства; Уроки

                            отечественной  истории Кирилла и Мефодия – IX – XIX вв.;

                            иллюстрации произведений скульпторов и художников

                            XVIII в.

Оформление доски: на доске написана тема урока,

                                   нарисован парусник как символ  Петровской эпохи.

Ход урока:

Учитель истории: Ребята! Ни впервые, подводя  итоги года, обычно весной, по ключевым темам учебной программы мы проводим интегрированный урок. Он не похож на другие тем, что работать с вами на уроке

будут два учителя. Сегодня это будет интегрированный урок истории России

и изобразительного искусства. О чем же пойдет у нас  разговор?

                   Обратите внимание,  перед вами на экране тема урока:

« XVIII век – звездный час для России и переломное время для ее истории.                  Воплощение величия и противоречивости этой эпохи в изобразительном  

                                              искусстве». (Урок обобщения).

(На экране появляется снимок с изображением монумента Э. Фальконе

«Медный всадник»).

                                                                                                                     

  Учитель изобразительного искусства:

- Перед вами известнейший монумент. Что вы можете рассказать о нем?

        В 1764 году императрица Екатерина II решила возвести памятник Петру Великому. По совету Дени Дидро выбор пал на французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.

        В 1766 году Фальконе прибыл в Россию с помощницей Мари Анн Коло, ставшей его соавтором.

- Создавая то или иное художественное произведение автор зачастую воплощает в нем своей взгляд на модель. Каким же на ваш взгляд увидел императора Этьен Фальконе?

        Он увидел его сильным, целеустремленным человеком, великим реформатором. Фигура  которого возвышается над всем происходящим….

 - Что же писал об этом сам автор: «Монумент мой будет прост…, потому что,  Гораздо выше личность созидателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям».

- Но что же необычного мы можем увидеть в этом памятнике?

        У этого памятника необычная для того времени композиция со вставшим на дыбы конем. Такую композицию трудно было выполнить, т.к. 2-х опор(копыт коня) для устойчивости памятнику не хватало. Тогда Фальконе придумал третью опору – это хвост коня, соприкоснувшийся с извивающимся под копытами змеем.

- Опорой всего монумента является необычный постамент. Что вы можете сказать о нем?

        «Гром-камень» так он называется был найден недалеко от Петербурга. Привезли его с помощью специально для этого придуманных приспособлений. А по замыслу автора он символизировал «дикую Россию», которую, как скажет потом Пушкин, Петр «поднял на дыбы».

- Какая же надпись высечена на «Горм-камне»? И кто автор этих слов?

        По просьбе Екатерины II поэт Гаврила Романович Державин составил несколько вариантов надписи на постаменте. Императрица выбрала лаконичную фразу: «Петру Первому Екатерина Вторая».

- Памятник Петру I установленный на Сенатской площади – это знак благодарности Екатерины II великому зачинателю «России славной, России сильной».

Учитель истории:

- Перед вами на доске перечислены даты, что бы вы могли о этом перечне сказать?

На доске указаны периоды правления российских правителей- XVIII века.

- На что бы вы обратили внимание, сравнивая их?

Среди них можно выделить две даты- первую и восьмую- это периоду правления ПетраI и Екатерины II, они насчитывают более тридцати лет, что возможно также способствовало проведению этими правителями реформ.

 - Ребята, давайте вспомним обстоятельства, при которых восходили на российский

престол эти правители? Например, Петр I.                                                                  

                                                                                                                                         

Ученик: Царем Петр был провозглашен вместе со своим братом Иваном в возрасте 10 лет. До их совершеннолетия правительницей назначалась старшая сестра Софья.

             Софья стремясь закрепить власть в своих руках, -в 1689г.-готовит переворот с участием стрельцов, который завершился неудачей. Софья оказалась в Ново-Девичьем монастыре.

           Когда – в 1697-1698гг.- Петр в составе Великого Посольства отправляется за границу, чтобы найти союзников в войне против Турции, за выход в Черное море.

Он узнает о том, что в сговоре с Софьей стрельцы намереваются свергнуть ее с престола.

           Завершив дела за границей, найдя союзников для войны со Швецией, а не с Турцией, ПетрI возвращается домой, где мятежников ждет жестокая расправа. Сотни стрельцов были казнены и сосланы.

Учитель изобразительного искусства:

- Перед вами одна из известнейших исторических картин. Назовите ее автора, название и событие, изображенное на ней.

        Это картина «Утро стрелецкой казни» ее автор Василий Иванович Суриков. А изображен на ней итог стрелецкого бунта, в результате которого было казнено более тысячи стрельцов.

- Чтобы глубже понять сюжет данного произведения нам необходимо выполнить следующее задание. На карточке №2 вы увидите текст, продолжив который вы сможете составить свой рассказ по этой картине. На это вам дается …..минут.

        Рассказ: «Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Мы видим огромную толпу народа заполнившую площадь. Перед зрителями предстают две силы: стрельцы, боровшиеся за старые устои, старую Русь и Петр I строящий новую Европейскую Россию.

        Действие происходит на Красной площади. Мы условно можем поделить картину на 2 части: в одной -  там где храм Василия Блаженного, можно увидеть узорчатые дуги конской упряжи, разноцветные одежды людей, в другой в противовес первой мы видим гладкие кремлевские стены с однообразными зубцами и ряды виселиц, а в толпе уверенный и неподвижный Петр.

        В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, кланяется ему по старому русскому обычаю.

        Яростно и непримиримо смотрят друг на друга стрелец с рыжей бородой и молодой царь. Победа на стороне самодержца: огонь свеч в руках стрельцов  противопоставлен свет наступающего утра. Все это позволяет почувствовать свершающееся как национальную трагедию».                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                           - Молодцы! Вы верно подметили, что в полотне «Утро стрелецкой казни» нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени. Ничего подобного русская историческая картина живопись до Сурикова не знала. Художник впервые передал сущность эпохи бурной и сложной.

Учитель истории: 

 - В жесткой борьбе за власть Петр I побеждает своих противников.

Каковы же были обстоятельства восхождения на престол Екатерины II?

ПетрI написал указ о престолонаследии - в 1722г., а завещание написать не успел, Россия окунулась в череду дворцовых переворотов. Пятой в этой плеяде стала дочь Петра I Елизавета Петровна, правившая 20 лет. Она управляла страной через своих фаворитов, а вопрос о наследнике был крайне важен, она приглашает в Россию своего племянника, будущего императора Петра III, который правил всего 186 дней, его непредсказуемость и пренебрежительное отношение к русским традициям сделали многих его противниками. В невесты ему была выбрана немецкая принцесса Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстка, которая примет православие и имя Екатерина. Петр неоднократно публично совершал нападки на жену, что вызывала недовольство у окружающих. А  когда на нет были сведены итоги Семилетней войн это было воспринято в армии как предательство интересов России. В гвардии зреет заговор гвардейцев в пользу его жены Екатерины, которая –в 1762г взошла на престол под именем Екатерина II.

Учитель изобразительного искусства:

- Перед вами три великолепных портрета русских правителей. Давайте их рассмотрим повнимательнее. Что объединяет все эти изображения?

        Все эти портреты являются парадными.

- Какие же особенности отличают парадный портрет?

        Парадный портрет служит одной цели – показать на просто человека, но важную особу во всем блеске ее социального положения.

- Мы с вами уже знаем, что художник, создавая портрет иногда невольно, а иногда и намеренно демонстрирует не только портретное сходство с моделью, но и дает довольно точную психологическую характеристику героя и выражает свое к нему отношение.

- Как же это проявилось в портрете Елизаветы Петровны,  кисти Ивана Яковлевича Вишнякова?

        Этот портрет показывает нам красивую полную сил императрицу в богато украшенном наряде с символами государственной власти. Характерные черты модели переданы верно, но фигура несколько плоскостна, что более характерно для парсуны.

- В чем причина этого?

        Это обусловлено состоянием изобразительного искусства и художественным  мастерством авторов того времени.

- Перейдем к портрету Петра III кисти Алексея Антропова. Мы уже говорили о личных качествах императора. Какими же средствами художник передал это в портрете?                                                                                                                                                                                                                                                                          

         Портрет переполнен драпировками, орденами, мантиями и прочими

атрибутами пышности и власти. И странно выглядит на этом фоне длинная и нескладная фигура императора. Ни шпага, ни маршальский жезл не придают его образу мужественности, а полное сознания своей важности лицо не выглядит ни умным, ни значительным. Это уничижительный образ Петра III.

- Но едва ли Антропов ставил своей задачей развенчание монарха. Просто он, как настоящий мастер не мог лукавить.

- Обратимся к портрету Екатерины II. Что вы можете сказать о нем?

Портрет Екатерины II после  был заказан Ивану Аргунову Сенатом сразу после восшествия молодой императрицы на престол. Этот портрет очень понравился  самой Екатерине. На первом плане мы видим императрицу ее поза величественна и царственна, вокруг символы  государственной власти, они тщательно выписаны автором. Но в отличие от портрета Петра III императрица не растворяется в них, она подавляет их своим величием, значимостью своего образа.

- Такими разными предстали перед нами герои  этих парадных портретов.

   

Учитель истории:

- Ребята, перед вами на парте карточка №2 – это сравнительная таблица, которая по горизонтали состоит из двух граф «Правители» и «Основные явления и события правления», а по вертикали количество граф не ограничено. Нам предстоит решить результаты правления кого из монархов мы будем сравнивать.( Предлагается сравнивать результаты деятельности Петра I и Екатерины II). Мы должны к концу урока попытаться заполнить эту таблицу и сделать выводы и обобщения. Какую информацию мы с вами уже может внести? ( Годы правления, во-первых, а во-вторых, отметить, что обстоятельства прихода к власти можно именовать, как жестокие, кровавые (казни, государственный переворот и гибель Петра III).  

Одной из главных  задач, которую ставили перед собой Петр Великий и Екатерина Великая – это укрепление мощи России. Внимание на экран, перед вами две исторические карты. О каких важнейших исторических событиях они нам рассказывают?

Ученик: Карта «Северная война» рассказывает о войне России со Швецией, по итогам которой Россия получила выход в Балтийское море, а вторая карта, посвящена «Русско-турецким войнам – второй половины XVIII века, по итогам которых, Россия добилась выхода в Черное море. В ходе Северной войны ПетрI проявил себя как выдающийся полководец, в ходе русско-турецких войн стали еще более известными имена таких полководцев как А.В. Суворов, Г.А. Потемкин, флотоводец Ф.Ф.Ушаков.

Учитель истории:

-  В таблице №2 мы может с вами отметить и эти победы.

Ребята, прошу обратить вновь внимание на доску. Перед вами перечень исторических понятий, которые имеют непосредственное отношение к российской истории XVIII века, в частности к преобразованиям и реформам, проведенным Петром I и Екатериной II. Я прошу вас, давать определения только тем понятиям, на которые я укажу. При этом мы не озвучиваем имя правителя страны, для того        

чтобы  каждый из вас сделал свой выбор. В конце урока таблицы вы сдадите мне на проверку и получите оценку.

1. Сенат

2. «Уложенная комиссия»

3. Московский Университет

4. «Бироновщина»

5. ассамблеи

6. губернская реформа

7. «Табель о рангах»

8. первые бумажные деньги

9. крестьянские восстания

10. «Жалованная грамота дворянству»

11. «просвещенный» абсолютизм

12 .империя

13. протекционизм

14. Санкт-Петербург

Учитель истории указывает на термины под № 1, 5, 8, 11, 12,

 а затем задает вопрос:

Почему в списке предложенных понятий присутствует название города Санкт-Петербурга? (Санкт-Петербург был основан при Петре I –в 1703 г., и стал одним из  красивейших городов не только в России, но и в мире).

Учитель изобразительного искусства:

- Основание Санкт - Петербурга одно из величайших деяний Петра I. Кто автор картины представленной перед вами? Расскажите о ней.

        Автор этого полотна Валентин Серов. Картина называется «Петр I». А необычна в ней композиция. Фигуры людей просто огромны и занимают большую                                                                                                                                       часть плана. И на фоне этих огромных фигур, читается просто монументальный образ Петра Великого. Он стремительно шагает на встречу невским ветрам. Его сподвижники пригнувшись едва поспевают за ним.                                                  

- Каким здесь увидел Петра Валентин Серов?                                                            

        Как и в скульптуре Фальконе в картине Серова мы видим в императоре сильного, уверенно идущего к своей цели творца, созидателя. Благодетеля.

Учитель истории: Ребята, какие из предложенных понятий мы не должны включать в нашу таблицу.

 Учащийся: Понятие «бироновщина», потому, что так называется период правления Анны Иоанновны; Понятие «Московский Университет», потому что, он был открыт- в 1755 г., в годы правления Елизаветы Петровны. Обучение в университете велось не на латинском, а на русском языке; в начале было открыто три факультета: юридический, философский и медицинский. Инициатором создания университета был М.В. Ломоносов.

Учитель истории: Ребята, что вы можете рассказать о М.В. Ломоносове?

Учащийся: М.В. Ломоносов родился в крестьянской семье под Архангельском.

В 1730г. – он уехал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Здесь он пять лет изучал науки и иностранные языки.                                           

 Как один из лучших учеников он был отправлен на учебы в Германию. Затем он вернулся в Петербург и вскоре стал академиком. С его именем связаны открытия в области физики, астрономии, химии. Его труды обогатили русскую историю и литературу.

(Появляется на экране гравюра с изображением М.В.Ломоносова)

Учитель изобразительного искусства:

- Давайте посмотрим на экран. Чем эта работа отличается от предыдущих?

Все картины представленные ранее – живописные полотна, а это гравюра.

- Что же такое гравюра?

Гравюра – это печатный оттиск. На данной гравюре мы можем видеть Михаила Васильевича Ломоносова. Художник изобразил его творцом, лишь на миг отвлекшимся от работы.

Михаил Васильевич Ломоносов – выходец из простого народа. Истинный патриот России долгое время боролся с засильем иностранцев в нашей стране в том числе и в Академии наук.

Учитель истории: 

- Ребята, я вновь обращаю ваше внимание на исторические понятия, представленные на доске. Скажите, есть среди них такие, которые вы записали ли бы в обе графы, и почему?

Учащиеся называют понятия «Губернская реформа» и « крестьянские восстания», потому что реформа проводилась и при Петре I и при Екатерине II, с целью улучшения системы управления страны, восстания крестьян происходили также происходили в их правление, например, под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева. Какие из рассмотренных вами исторических понятий вы бы связали логической нитью и почему?

Учащиеся называют «Табель о рангах» и «Жалованную грамоту дворянству»,

        Эти документы являются определяющими для  российских дворян – основной опоры самодержавия в России.

«Табель о рангах» царь Петр I принял – в 1722г.Теперь старая и новая аристократия уравнивались в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась

на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов). Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание. Такая система давала возможность  служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

В апреле 1785г. –при Екатерине II был издан главный документ «Жалованная грамота дворянству». В нем были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I . Кроме этого Екатерина разрешала дворянам создавать дворянские общества в губерниях и уездах. Дворянство становилось самым привилегированным сословием в стране, а народу жилось все тяжелее.                                                                                                      

Учитель обращается к термину «Уложенная комиссия». Учащиеся дают объяснение этому понятию.

Учитель изобразительного искусства:

- Совершенно другая по своему строю картина «Екатерина II – Законодательница в храме богини Правосудия» кисти Дмитрия Ивановича Левицкого. Что вы можете сказать о ней?

        В эпоху правления Екатерины II в России основным стилем был классицизм. И в этой картине мы можем видеть характерные черты классицизма. Перед нами                                                                                                                                           Екатерина II – законодательница, одетая жрицей, сжигает маковые цветы на  алтаре у подножия статуи богини фемиды. Современники так понимали этот образ: императрица жертвует ради государства своим покоем и сном. Эта картина призвана показать идеал мудрого, справедливого правителя.

-На эту живописную «оду» поэт Державин откликнулся строчками:

Виденье я узрел чудесно;

Сошла со облаков жена, -

Сошла и жрицей очутилась

Или богиней предо мной.

Учитель истории:

    Ребята, постарайтесь обобщить тот материал, который уже накоплен в таблице №2:

  1. В России укрепляется абсолютная монархия, а также положение основной опоры монархии – дворянства.
  2. Появляются новые формы хозяйствования, мануфактуры, наемные работники.
  3. Растет международный авторитет России.

     4.  Развивается образование, наука, искусство

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

5.Вместе с тем, крепостное право еще более ужесточается, народ несет на себе

          все тяготы военного и мирного времени, не имея при этом никакого доступа

          к культурным  достижениям этого времени. Выходцы из народа не были                                                                                                                                      

     героями произведений изобразительного искусства XVIII века.

Учитель изобразительного искусства:

Главный герой портрета – почти исключительно император или придворный дворянин.

- Но кто же они великие творцы этих полотен?

        Чаще всего это талантливые самородки из низких сословий, не редко крепостные или невольные люди. Их талант,  упорный труд и поддержка власть имущих дали  им возможность стать такими же известными как их именитые модели.

- Это касается и авторов следующих двух произведений Ивана Никитина и Алексея Антропова. Кем они были?                                                                                                                                                                                                                                          

        Иван Никитин был одним из первых петровских пенсионеров, а за тем стал и первым придворным портретистом, хотя сам происходил из семьи простого священника.

        Алексей Антропов из семьи потомственных мастеровых,  предки его занимались оружейным делом и он также как и  Никитин был петровским пенсионером, но расцвет его таланта пришелся уже на врем правления

Екатерины II.

-  Два автора, две картины, два образа правителей представлены перед вами.

- Какими разными увидели вы этих великих правителей. Такими показали нам их художники-современники. Обе эпохи правления и Петра I и Екатерины II отмечены серьезными переменами в истории государства, политическом устройстве страны и конечно же в искусстве.                                                                            

         Учитель истории и изобразительного искусства: 

- Ребята, мы вновь обращаем ваше внимание на название нашей темы. Найдите в этих предложениях ключевые словосочетания.

        Учащиеся: Это словосочетания «звездный час», «переломное время», « величие и противоречивость эпохи». Россия переживала в это время подъем во всех областях жизни. Возрос ее авторитет, впервые в истории она приобрела статус  великой европейской державы. Но в ней по-прежнему сохранялись абсолютная монархия и крепостное право, которые мешали ее развитию и движению вперед.

       

        Наиболее отличившимся ребятам вручается знак «Умники и умницы».

Домашнее задание по истории:  исторический портрет (письменно или устно на выбор) Е. Р. Дашковой    

Домашнее задание по изобразительному искусству: продумать композицию

тематического рисунка  «Гуляя по улицам Санкт - Петербурга».    

                                                                                                                                         

                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Урок изобразительного искусства в 7 классе.«Библейские темы в изобразительном искусстве».

Конспект урока в 7 классе с презентацией на тему: «Библейские темы в изобразительном искусстве»....

Пример интеграции уроков изобразительного искусства и истории и культуры Санкт- Петербурга

     В 5 классе в программу по изобразительному искусству включены уроки – беседы. Тема одного из уроков « Виды изобразительного искусства», где учащиеся знаком...

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и истории "Путешествие в страну пирамид"

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и истории в 5 классе....

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Строим город", 1 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА    ИЗО  Тема:          Строим город Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей; освоение умения со...