Воспитание Экологической культуры на уроках искусства
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Пименова Елена Валентиновна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_ekologicheskoy_kultury_na_urokakh_iskusstva.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры обучающихся на уроках

изобразительного искусства

в свете внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов

Пименова Елена Валентиновна –

учитель ИЗО и МХК

МОУ «СОШ с. Березовая Лука

Духовницкого района

Саратовской области»

Краткая аннотация

В условиях современной экологической ситуации важна экологизация воспитания подрастающего поколения.   В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

  В настоящее время для успешной реализации ФГОС нового поколения необходимо менять содержание экологической деятельности образовательной программы основного общего образования.

  Народная мудрость гласит: « Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно. Если на 10 лет вперёд – сажай лес. Если же на 100 лет – воспитывай детей»

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологической культуры, духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

В условиях современной экологической ситуации важна экологизация воспитания подрастающего поколения.   В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

  В настоящее время для успешной реализации ФГОС нового поколения необходимо менять содержание экологической деятельности образовательной программы основного общего образования.

 Ценностными ориентирами экологической деятельности должны стать экологическое образование и формирование экологической компетентности, экологической культуры. Это означает, что у обучающихся формируются не только предметные знания и умения, обеспечивающие им возможность самостоятельно учиться, но и компетенции по организации экологической деятельности как метапредметные, так и личностные результаты.

     Воспитание экологической  культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

      Экологической воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Современная экологическая этика ищет решение проблем человечества в душе человека.

    Уважение к жизни, к природе – вот принцип этой этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и осторожно перешагиваем трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.    

     И наша цель, цель учителя, - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы.

Сформировать у детей привычку соблюдать экологические предписания и запреты, желания и намерения решать экологические проблемы в своей местности, в своей стране, в мире. Жизнь человека напрямую зависит от жизни природы, поэтому, охраняя ее, человек, прежде всего, охраняет свою жизнь. Человек - неотъемлемая часть природы.

 С 2003 года я занимаюсь с детьми искусством.  Изобразительное искусство развивает представление человека об основных не только эстетических, но и этических ценностях – добре, истине, – формирует нравственную позицию человека. Одна из главных тем изобразительного искусства – взаимоотношение человека с природой. Это делает возможным тесное переплетение уроков изобразительного искусства с экологическим образованием и экологическим воспитанием. Уроки искусства предполагают понимание самоценности природы, которая бесконечно превосходит наше сознание и восприятие, но благодаря которой мы переживаем единство, гармонию и красоту мира.

Мир красоты окружающей природы является для нас центральной темой творческих работ и проектов. Выезжая с экскурсиями в Хвалынский Национальный парк, в осенний лес, с  туристических слетов и походов мы обязательно собираем природный материал, который в дальнейшем используем для творчества. Традиционно в школе организуются выставки поделок из природного материала, где дети реализуют свои творческие проекты. Результат этой деятельности  - призовые места на выставках районного, областного и всероссийского уровня.  Особенно мы ценим работы из соломки. Занятия соломкой требуют особой усидчивости и терпения, однако результат стоит того. Наши работы украшают не только школу. В прошлом году два больших панно мы подарили в областную детскую больницу.

Сила взаимодействия совершенных форм цветов и листьев на человека велика, особенно когда человек начинает различать их изумительную красоту. Еще большее влияние они оказывают на человека, вовлеченного в творческую деятельность с этим благодатным материалом.

На уроках изобразительного искусства я рассказываю детям как любовно художники отражают многообразие оттенков природы. Именно красота вдохновляет их и побуждает писать такие картины вновь и вновь. При этом каждый мастер находит свои живописные или графические приемы. Так же поступают и учащиеся. Каждый ребенок создает свое, неповторимое произведение.

Учащиеся не только рисуют, но и создают картины. Нетрадиционные для создания художественных произведений материалы (всевозможные фантики, обрезки ткани, бумаги и ниток; ненужные скрепки, веревочки, цепочки, пуговицы, ленточки, монеты, бусинки, пробки, гвозди и т.д.), а также всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, камешки, песок, листья, цветы и т.д.) могут вдохновить юного художника для творческой деятельности. Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и таким необычным способом: соединением нетрадиционных материалов. Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы может использовать юный художник для создания своей композиции.

Очень внимательно относимся к бумаге. На занятиях по аппликации всегда заостряю внимание детей на то, что необходимо бережно относиться к различным обрезкам. Практически ничего не выбрасываем. Используем обрезки для коллажей в оформлении цветочных вазонов в школе, для оформления актового зала к различным мероприятиям, для создания квиллинговых композиций, для оформления поздравительных открыток пожилым людям. Вся испорченная бумага от принтера используется для создания объемных фигур из папье-маше. Те дети, которые помимо уроков несколько лет посещали мой кружок «Умелые руки», точно знают, что практически из всего можно создавать произведения искусства. Необходимо только включить фантазию и желание дарить радость окружающим.

Стараюсь воспитывать в ребенке не только созерцательное отношение к природе, но и созидательное. Только зародив в душе учеников уважение и любовь к природе, ее жизни, можно быть уверенным, что там уже не будет места варварству.

На уроках изобразительного искусства учащиеся насыщают свои естественнонаучные знания о природе гуманитарным содержанием. От любования природой происходит постепенный переход к воспитанию духовной личности, осознающей непредсказуемость последствий бездумного и бездушного вмешательства человека в природные процессы. Изображая объекты природы, учащийся подключает не только память, разум, но и сердце. Художественный образ, рождающийся воображением ребенка, имеет всегда две составляющие: содержание и сопереживание. Эмоциональное отношение к природе, к своему дому, к себе подобным способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке экологически нравственного поведения.

Человек, воспринимающий природу исключительно как потребитель, рискует лишить себя тех внутренних ценностей, которые нам дает окружающий мир, если воспринимать его все-таки как «храм», а не только как «мастерскую». «Природа в живописи», «Природа в литературе», «Природа в музыке», «Природа в искусстве фотографии» – вот лишь некоторые темы, где «узнавая природу» глазами школьников, поэтов, композиторов ребята иначе понимают «что все живое взаимосвязано» и уже в обсуждении содержания занятий не противопоставляют себя природе, а «мыслят» как часть этого большого удивительного мира! Эти ребята уже не рассуждают, что «после нас хоть потоп», они реально выражают озабоченность экологическими проблемами. Они понимают, что экология сегодня – это нечто большее, чем призывы «По газонам не ходить» или «Берегите воду». Они понимают, что сегодня уже не достаточно просто вывозить мусор после пикника, не рубить деревья, не мыть автомобиль в озере. Увидев по-новому шедевры А.Куинджи, И.Айвазовского, И.Левитана, И.Шишкина, А.Саврасова и других живописцев с мировой известностью, ребята ощущают природу совсем иначе, будто окружающий мир им «доверили» великие мастера, и их путь личного развития приобретает осмысленность и дает ориентиры в жизни. Ребята искренне верят, что надо, как говорил Маленький принц, «привести свою планету в порядок».

В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Уровень экологической культуры – один из критериев цивилизованного общества, своего рода показатель того, насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого  ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим работником, способным  на творческий подход к любому делу, за  которое  он бы взялся. А активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможности для совершенствования.  Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.

Литература

1. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. М.: Перемена, 1996.

2. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. М., 2011.

3. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. М., 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитание экологической культуры на уроках химии

выступление на районном семинаре ( из опыта работы)...

Воспитание экологической культуры на уроках биологии

Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая техноцивилизацию, вошла в противоречие с  законами природы – потребляя, общество прев...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...