конспект урока "Гжель"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Самарская Снежана Владимировна

конспект урока по изобразительному искусству по теме "Гжель" дает возможность познакомится с росписью вплотную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока 82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства  5 класс

Тема урока: Народные промыслы. Гжель.

Цель:  1. Дать представление учащимся о гжельской керамике, разнообразии ее форм, особенностях росписи.

2. Способствовать развитию  эстетического восприятия,  продолжить формирование умения работы с кисть, развивать коммуникативную компетентность;

3. Воспитывать интерес к  народному творчеству, любовь к Родине, ее истории и культуре.

 Тип урока: комбинированный урок

Методы: словесный, наглядный, практический

Форма работы: групповая работа ( совместно – индивидуальная)

Оборудование и материалы:

Для учителя: Презентация  «Чудо - Гжель».

Мультимедийное  оборудование: ПК, проектор, экран.

 Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением,   таблицы с элементами гжельской росписи.

Для учащихся:  раздаточный материал по теме урока:  образцы посуды,  заготовки из бумаги, краски, кисти, вода, палитра.

Технические средства: записи русской народной музыки.

Словарь:  изразец, майолика, кумган, квасник, фаянс. фарфор.

План урока:

  1. Организационный момент  
  2. Изложение нового материала: сообщение темы урока; беседа об истории развития Гжельской керамики, особенностях гжельской росписи  
  3. Организация практической работы  
  4. Практическая работа      
  5. Организация выставки коллективной работы  
  6. Итог урока  

                                                       Ход урока:

1.Организационный  момент:   - здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок . к нам пришли гости давайте с ними тоже поздороваемся.

Проверьте , друзья .

Готовы ли вы начать урок?

Все ли на месте, всё ли в порядке?

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь.

II.  Актуализация опорных знаний.  На протяжении двух четвертей мы  с вами изучили много нового, познакомились с разнообразными  народными промыслами, их особенностями. А что же такое промысел? ( промысел – это когда народ изготавливает разнообразные игрушки, посуду и продает их на ярмарке) хорошо, молодцы ребята!

   Слайд 2 Прекрасна наша Россия – своими полями, лесами,   реками !  Богата  Россия  драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем она владеет, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо- мастеров, прославляющих красоту родной земли! Ребята, на наших уроках мы побывали в разных городках и деревеньках, познакомились с центрами народных промыслов.   Давайте вспомним их названия, и чем они знамениты, отгадывая загадки, а то может вы уже все забыли за время каникул, а еще у нас было столько много актированных дней. (Показ презентации.)

  • Слайд 3.
  • Игрушки эти на все манеры:                                                                  тут барышни, и кавалеры.                                                                    Индюк нарядный, олень рогатый. 

(Дымково)

Учитель: - ребята ,а чем отличается дымковская игрушка от  других промыслов?  фоном, почему она белофонная?

Ученик:- своим фоном. Потому что ее лепили зимой, связывали со снегом поэтому она белая.

  • Слайд 4. 
  • Тут поют свои частушки знаменитые игрушки:                                   Филимон с гармошкой, с внуком Филимошкой.

 (филимоново)

Учитель:- а почему игрушка такая вытянутая?\

Ученик:- из -за глины, так как она вязкая.

  • Слайд 5.   

Учитель:- а это вот точно не отгадаете

Это доски расписные,                                                                        посмотрите, вот какие:                                                                                          По розанам и купавкам                                                                         необычный скачет конь,                                                                                             И в цветах весь утопает,                                                                                                              до  чего ж красивый он!

 (Городец)

Учитель:- как мы можем узнать, что это городецкая роспись?

Ученик :-по цветам розанам, и коням.

  • Слайд  6. 
  • Мы - игрушки не простые,
  •  мы – игрушки расписные.  
  • Яркие, нарядные,
  • Весёлые, приятные! (Полхов- майдан)
  • Слайд 7.
  • Краской огненной и яркой кто искусно расписал сувениры и подарки?

 (хохлома)

Учитель:- какие цвета можно встретить в этой росписи?

Ученик :- красный, желтый, черный.

Молодцы ребята! Вы все вспомнили.   А сегодня на уроке мы отправимся в один из подмосковных городков  и познакомимся с еще с одним промыслом. ( показ посуды) посмотрите , какая необычная посуда , вы, наверное, уже встречались с ней,  и можете мне сказать как эта роспись называется.  (гжель)а как вы думаете ,как называется городок, где родилась такая посуда?( тоже гжель)   И так ,какая же у нас сегодня тема урока? тема сегодняшнего урока народные промыслы.  Гжель. Презентация песни. Слайд 9  

Учитель :- Ребята как вы думаете , что  же мы сегодня будем делать   на уроке?

Ученик :- узнаем историю гжели, какими узорами расписывают посуду. Учитель :- а так же вы ребята превратитесь в  мастеров  гжельской росписи. Слайд 10 

 

IV. Мотивация учебной деятельности.  А теперь давайте узнаем, как родилась такая красивая посуда.

В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-  давно жили- были там смелые и умные, красивые и умелые мастера . Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую- белую. А начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Выкладывали  печи, а чтобы они были не только тёплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитками- изразцами. Такие печи появились в царских палатах. Слайд 11.   Но на этом они не остановились и решили лепить из глины посуду разную, да такую, какой свет не видывал. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель.  И даже поэты обращают свое внимание на эту роспись. Давайте прослушаем стихотворение, которое подготовила нам Влада  

Слайд 10

Ученица рассказывает стихотворение.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась, теперь.
Известно всем в народе
Ее названье - Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.        

V. Объяснение нового материала.

-восприятие нового материала

1.Беседа об истории развития гжельской керамики.  

Учитель :- Гжель не всегда была сине-белой. А какой она была  нам расскажут ребята.

1 группа (Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Такая посуда называлась- майолика. ) к ней относятся  Квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом с отверстием в корпусе, высокие, с длинным носиком, часто на четырех округлых ножках;

Кумганы – подобные сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе. 

Слайд 12

2 группа Вслед за майоликой появилась бело- голубая гжель. Это фаянс. Слайд 13. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная глазурь придавала блеск.

3 группа вслед за фаянсом появился фарфор – тонкий , звучащий, который делают из необыкновенно белой глины.

  Слайд 14

Майолика, фаянсовая посуда, фарфор – все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику - забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.  Слайд 15

2. Знакомство с основными мотивами Гжели, особенностью росписи.

Учитель :- Ребята, вы посмотрели изделия Гжели. Чем она отличается от других промыслов, которые мы уже знаем? Да, вы правы – своим цветом. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная роспись.  Почему посуда получается такая нарядная ? чем ее украшают.

Ученик - орнаментом

Учитель :-Скажите, какой основной орнамент используется в росписи (растительный)? Простейший элемент растительного орнамента- «капелька», которая присутствует в веточках и цветах. Самый излюбленный узор – гжельская роза.  Слайд 16(таблица с последовательностью выполнения розы). А какие орнаменты вы увидели ещё?

Ученик :-геометрический.слайд 17

 

3. Упражнения на внимательность (фронтально), на выполнение симметрии, составление узора(индивидуально). Один  ученик  работает у доски, дорисовывает элемент гжельской росписи, второй составляет орнамент из предложенных разнообразных деталей разных росписей. Учитель в это время работает с классом, предлагая найти ошибки художника на показанных картинках.

- тренировочные упражнения

 - Организация практической работы. Заранее на парты разложить заготовки посуды, изразцов, алгоритм последовательности рисования гжельской розы.

Учитель :- Сегодня вы попробуете превратиться в мастеров Гжельской росписи.

Каждая группа получает своё задание. 1 и 2  группы выполняют эскизы изразцов для украшения «печки».  3 и 4 группы  украшают посуду для «лотка». Обратить внимание учащихся на представленные образцы.

Практическая работа. Целевые обходы с целью контроля правильности выполнения работы, оказания необходимой помощи.

VIII. Организация выставки коллективной работы.

Индивидуальные работы учащихся на завершающем этапе становятся частью, элементом коллективной композиции.

IX. Итог урока. 

-  Все молодцы, хорошо потрудились.  Вы украсили нашу печку красивыми изразцами. А наш лоток заполнился замечательной посудой. А самое главное, вы попробовали себя в роли мастеров Гжельской росписи.

А теперь давайте отгадаем кроссворд( при  резерве  времени).

 

1. Какой  основной цвет используется в гжели?

2. Назовите основные отрасли Гжели.

3. Назовите отличие майолики от фаянса.

4.Какие основные мотивы гжельской росписи вы знаете?

5. Чем похожи и чем отличаются народные промыслы Хохлома и Гжель?          

 Кроссворд «Гжельская керамика»

По горизонтали:

  1. Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель).
  2. Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе (кумган).
  3. Бело-голубая гжель (фаянс).

Изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому (майолика).

5.Глиняная плитка для украшения печи (изразец).

  1.  По вертикали:

1.Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).  

1к

1г

ж

е

л

ь

р

4с

2к

у

м

г

а

н

и

в

м

3ф

а

я

н

с

4м

а

й

о

л

и

к

а

и

с

к

р

й

н

а

ф

и

о

к

5и

з

р

а

з

е

ц

2.Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках (квасник).

3.Это вид тонкой керамики (фарфор).

4.Основной цвет в гжельской росписи (синий).

 

Наш урок мне хотелось бы закончить такими словами о Гжели:

слайд 28

Голубизну небесную, что сердцу так мила,                                                          Кисть мастера на чашку легко перенесла.                                                                             У каждого художника есть свой узор любимый,                                                                  И в каждом отражается сторонушка родимая.                                                                 Ее трава шелковая, ее цветы весенние –                                                                   И мастерство волшебное достойны восхищения.

Рефлексия.

 Спасибо ребята, урок закончен .можете убирать  рабочие  места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...