Интегрированный урок (изо+литература) по теме "Верь в великую силу добра"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Спивак Елена Петровна

“Возлюби ближнего своего, как самого себя”, “Не судите да не судимы будете” (Евангелие от Матфея). Мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_literatury_v_7_klasse1.ppt2.93 МБ
Файл urok_otkrytyy_li.docx24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Верь в великую силу добра » Урок литературы в 7 классе

Слайд 2

«Возлюби ближнего своего, как самого себя». Библия «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть». В. Распутин

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Слайд 7

«Он умер ради жизни»

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Друзья мои! Давайте с нынешнего дня Начнем с себя! Научимся людей любить, По нравственным законам жить. А чтобы поняли тебя- Начни с себя!

Слайд 15

«Возлюби ближнего своего, как самого себя». Библия «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть». В. Распутин

Слайд 16

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «По нравственным законам жить…»



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (изо+литература) по теме " Верь в великую силу добра "

Слово и изображение

Цели урока по литературе: формирование толерантного отношения к окружающим

Цели урока по изо: добиться глубокого понимания роли искусства в жизни людей; сформировать исследовательские и созидательные интересы учащихся

Задачи урока:

1.выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком.

2.Совершенствовать культуру ведения дискуссии, развивать память обучающихся, навык сопоставительного анализа, сравнения предметов.

3.Способствовать формированию положительных нравственных качеств личности: ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему.

4.развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Эпиграфы: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”, “Не судите да не судимы будете” (Евангелие от Матфея).

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (1 мин.).

II. Постановка темы и целей урока. Мотивация учащихся (2 мин).

I. Вступительное слово учителя. Тема нашего урока звучит так: «Верь в великую силу добра».  На уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки.

(После окончания духовной музыки, небольшая пауза)

– Неправда ли, есть что-то влекущее, манящее в этих звуках? Будто звучат голоса наших предков. Эти звуки волнуют наши души, не дают им успокоиться, напоминая, что в жизни еще так много страдания людей, которые ждут нашей помощи. На уроках мы говорили о непреходящей ценности великой книги Библии. Многие века она привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из нее сюжеты для своих творений

– Но у каждого есть своя “книга жизни”, каждый ее пишет сам, страницу за страницей. Представьте себе, что перед вами такая книга
(показывает на доску). Эту книгу будем заполнять мы с вами, из урока в урок, постигая красоту слова и глубину мысли художественных произведений.
– Вспомните, пожалуйста, в чем состоит особенность русской национальной литературной традиции?
(Духовность, особое внимание к “униженным и оскорбленным”)
– Действительно, духовность русской литературы сделала ее уникальной. У каждого персонажа, независимо от социального положения, есть душа. Сегодня наша задача на примере рассказов А. Платонова и И. Бунина показать неразрывную связь русской литературы с духовной, продолжение литературной традиции у писателей ХХ века.

Предполагаемые вопросы:

– Кто является героем в рассказе Платонова?
– Какие чувства вызывает герой с первых страниц рассказа?
– Как обошлась с ним жизнь?
– Что терпел он от людей?

– Отношение детей и взрослых к Юшке?
– Как Юшка относился к жизни, сегодня?

– Как изменился Юшка, когда в его жизнь вошла любовь? (Юшка – единство с природой, любовь к сироте)
– Чем же заканчивается история Юшки?
(Юшка умирает)

– Что же завещал нам всем Юшка?

(Не утомляясь, утолять страдания души и тела, ,младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля).

– В чем же причина такой трагической развязки? (Жестокость, равнодушие, неприятие того, что странно и непонятно)
– Итак. Какое же чувство могло изменить жизнь  героя?
(Любовь, сострадание)
– Какую христианскую заповедь нарушили люди по отношению к Юшке ?
– Как были наказаны за это люди?
(Без Юшки стало жить хуже)
– Какую притчу рассказал Христос, когда один из законников спросил его что нужно делать, чтобы увековечить свою жизнь?
(Притча о добром самаритянине)
– Давайте еще раз вдумаемся в слова Христа: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
– Что значит ближний, кто это?
(Тот, кто рядом с вами)
– Что значит любить ближнего?
(Уметь понимать боль другого, разделять страдания других)

- О каком герое какого произведения мы говорим: «Он умер ради жизни»

Анализ рассказа.

- В какое время года происходит действие рассказа? 

 Учащиеся. Вьюжной зимой.

 

Бунин нечасто использует в своих описаниях метафоры. Но если все-таки прибегает к метафоричности, то добивается поразительной яркости.

 

- Найдите такую яркую выразительную метафору в описании вьюжной зимы. Учащиеся. На протяжении всего рассказа состояние природы      приравнивается к состоянию моря во время урагана. Используя эту метафору, Бунин стремится показать буйство природы: «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «в бездне снежного урагана и мрака», «потонули вместе с лошадью в страшный снег».

 

- Какое чувство вызывает стихия?

Учащиеся. Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх.

 

- Почему душа матери охвачена страхом? Вам понятен ее страх?

 Учащиеся. У нее болен ребенок. Она не знает, что делать, так как осталась одна - муж в отъезде. Бунин пишет: «…плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности».

 

- Какие цветовые эпитеты дает Бунин в 1 абзаце?

Учащиеся. «Белый от снега» дом и «красные лапти», «холодный дом» и «в жару… плакал ребенок». Антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному ребенку.

 

- Таким образом, 1 абзац очень важен в композиционном отношении. Это завязка рассказа. Назовите героев рассказа.

Учащиеся. Мама, мальчик, Нефед, мужики.

 

- Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?

Учащиеся. Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

 

- Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?

Учащиеся. Федор.

 

- Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог. Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

Учащиеся. «Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать».

 

 -Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?

Учащиеся. По народным поверьям, если выполнить желание больного, он выздоровеет.

 

- Нефед поступает как психолог. Мать теперь волнуется не только за сына, но и за него. И вместе с волнением в душе селится надежда. Нефед – это лекарь душ. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Что отличает человеческую душу? Она бессмертна. Значит, случайно ли желание ребенка? Нет. И мы понимаем, автора волнует тайна русской души. У Нефеда душа какая? Добрая. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь.

 

- Найдите эпитет, предсказывающий скорую развязку.

Учащиеся. «Зловещий стук»

 

- Представьте, что вы не читали рассказ дальше. О чем бы мог поведать эпитет «зловещий стук»?

Учащиеся. Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрет.

 

- Бунин допускает чудо. Нефед не бог, но именно он совершает невозможное. Лапти – это зов души одной, зов души Нефеда   - совершить добро, а в результате спаслись мужики в поле. Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется.

 

- Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?

Учащиеся. В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.

 

- Так о чем же этот рассказ.

Учащиеся. Этот рассказ о доброте, о самоотверженности. О жизни и смерти, о том, что роднит человека и природу: за смертью  идет жизнь.

 

– Пришло время сделать запись в нашей “книге жизни”.

 -  И сейчас, ребята, мы приступаем к созданию этой “книги жизни”.        Неотъемлемой частью каждой книги являются иллюстрации.


Наглядность  литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературных произведений стиль автора, настроение, атмосферу произведения, а так же своеобразное понимание его личностью художника и его отношение к предмету рассказа. Знакомясь с Библией, ее первой частью «Сотворение мира», мы с вами создали иллюстрации, которые вводят нас в мир христианства. Изучая различные произведения, мы сталкиваемся с человеческими поступками и жизнью разных людей.

 Заключительное слово учителя:

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу.

Друзья мои! Давайте с нынешнего дня
Начнем с себя!
Научимся людей любить,
По нравственным законам жить.
А чтобы поняли тебя –
Начни с себя!

- Так какими же нравственными принципами должны мы руководствоваться в жизни (ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ

Домашнее задание (1. Сочинение-миниатюра “По нравственным законам жить…” (Как я понимаю смысл этих слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Снежная королева Г.Андерсена"

Это презентация поможет в проведении урока литературы по творчеству Г.Андерсена...

План-конспект интегрированного урока по теме "Чай не пьешь - какая сила?"

План-конспект интегрированного урока по теме "Чай не пьешь-какая сила" предназначен для учащихся профессионального училища специальности "Повар, кондитер". Данный урок создан 3 преподавателями: препод...

Разработка интегрированного урока ОБЖ и история, 10класс. Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества».

   Интегрированный урок-лекция способствует созданию у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, приобрет...

Классный час "Великая сила добра"

Сценарий классного часа "Великая сила добра"...

«ВЕЛИКАЯ СИЛА ДОБРА»

Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся. 1. Формировать у обучающихся этические представления, знания о катего...