Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) по теме

Бондаренко Ирина Валерьевна 5

 

Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование   нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства     обеспечивается положительной  динамикой развития художественной культуры и изобразительных способностей   школьников. Нетрадиционные техники изображения   повышают интерес к изобразительному искусству, развивают навыки работы с различными материалами, создаёт атмосферу творческого поиска, способствует мотивации к развитию способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_bondarenko.rar36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Бондаренко Ирина Валерьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                        основная общеобразовательная школа № 5

г. Алексеевки Белгородской области

  Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся

Автор опыта:

 Бондаренко Ирина  Валерьевна,

учитель  изобразительного искусства

МОУ ООШ  № 5

Алексеевка

2013

                                         

Содержание:

Информация ……………………………………………………2 стр.

Технология опыта………………………………………………7 стр.

 

Результативность опыта……………………………………….13стр.

Библиографический список……………………………………16 стр.  

Приложение…………………………………………………….17 стр.

 

Раздел I.

Информация об опыте

         

18 лет работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают труд интересным, результативным, удовлетворяющим запросы учеников и современного общества. В процессе работы автор  опыта   сформулировала тему своего исследования: «Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся».

Условия возникновения опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 5 города Алексеевки является учебным заведением, реализующим  программы начального и основного общего  образования. В школе    учатся одаренные  дети, и обучающиеся, имеющие средний уровень интеллекта и психического развития. Отсюда можно утверждать, что  контингент учащихся  разнороден и представлен различными социальными слоями.   Также в нашем учебном заведении обучаются дети, которые активно посещают  дополнительные образовательные учреждения.  Это обеспечивает рост  культурного уровня и творческих способностей обучающихся.

 Короткие сроки, большие объемы информации и высокие требования к знаниям и умениям школьника – вот современные условия образовательного процесса. Урок  изобразительного искусства учит видеть, думать, понимать красоту окружающего мира, человеческого общения и взаимоотношений.

Началом работы над опытом стало проведение диагностики по методике М. П. Нечаева «Мотивация учения и отношение подростков к процессу познания»; определение   уровня самореализации  в учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и проведено анкетирование по выявлению уровня интереса учащихся к урокам рисования (Приложение №1). По результатам диагностики  оказалось только 7% учащихся с высоким уровнем, 53% учащихся находились на среднем уровне, 40% имели низкий уровень творческих способностей.

Таким образом, возникла необходимость в применении новых подходов в организации учебного процесса.

       Автора заинтересовала проблема повышения уровня художественной  культуры учащихся, развития   творческих способностей  при помощи использования нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства.  

        

Актуальность опыта

Проблема творческой самореализации личности учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию побуждает учителя к  постоянному выявлению и созиданию психолого - педагогических и  организационно – педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень художественной культуры учащихся и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения. Одним из путей развития художественной культуры школьников видится в овладении нетрадиционными техниками изображения на уроках изобразительного искусства.   Известный художник и педагог П.П.Чистяков утверждал: «Познавая природу, человек поступает как художник, а художник   – это человек, избранный природой для выражения искусством образа, есть человек одаренный особенно от других творческой способностью все обобщать и делать на основании данности все выводы и творить новое и разнообразное, смотря по своей особе. В ученике всегда нужно вызывать веру в себя, к каждому ученику нужно подходить сообразно его наклонностям и особенностям, и в зависимости от знаний давать советы, что одному может быть на пользу, другому во вред. Искусство не ремесло, не фраза пустая, а песня, спетая во всю мочь и от всей души».

    Основной акцент в  опыте  сделан на  развитие художественной культуры и творческих способностей, учащихся  через   использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства.

                            Ведущая педагогическая идея опыта

      Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии творческого потенциала  и  индивидуально выраженных способностей учащихся через освоение различных художественных материалов и техник, которые позволяют получить всестороннее развитие художественной культуры личности.   

  Длительность работы над опытом

Длительность работы над представляемым опытом составляет 3 года с 2011года по 2013 год.

1-ый этап – начальный –  (сентябрь 2011 года - декабрь 2011 года) – когда обозначилась проблема использования таких технологий на уроках изобразительного искусства, которые в принципе не противоречили бы традиционным методам обучения и служили ориентацией нового содержания на развитие художественной культуры и творческих способностей обучающихся через использование инновационных форм обучения. На начальном этапе изучалась научная и методическая литература, материалы периодической печати, интернет-ресурсы по данной проблеме. Проводились диагностические (входные) исследования по выявлению уровня художественной культуры и  развития творческих способностей      учащихся.

2-ой этап – основной – (январь 2012 года – май 2013 года) –  разработка и апробирование системы формирования художественной культуры    на уроках по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник.

3-ий этап – заключительный – (сентябрь 2013 года - декабрь 2013 года) –обработка и осмысление полученных в ходе работы данных, систематизация и обобщение результатов, оформление опыта работы. На заключительном этапе проведена диагностическая работа, которая показала эффективность применяемых форм и методов.

Диапазон опыта

 

          Опыт представляет систему уроков, направленных на формирование творческих способностей детей  школьного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя   занятия,   упражнения,   практические приёмы работы с различными материалами. Технология использования    нетрадиционных техник изображения, включенная в эту систему, может быть использована в рамках любого урока по изобразительному искусству. 

Теоретическая база опыта

 Проблемой развития  детского изобразительного творчества и способностей занимались: А. В. Бакушинский, Т. Г. Казакова,     К. Д. Ушинский, Н.С. Лейтес, Б.М.Теплов, Л. С. Выготский, Н. М. Сокольникова, С. Л. Рубинштейн,   И. П. Волков,  Б. М. Неменский и др.

     Б.М.Неменский – развитие познавательного интереса, постоянная смена художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся  и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает  в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.

   Л.С.Выготский - творческие занятия детей могут возникать только из детских  интересов. Он отмечает сложность  процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие  восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества.  Он накапливает материал, из которого в последствии будет строиться его фантазия. Выготский дает ответ и на вопрос об угасании творчества к подростковому возрасту.

   Б.М.Теплов – под способностями понимает  индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Способности не могут быть врожденными. Способности существуют только в развитии, а создаются они и развиваются  только в процессе деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и  убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности.

С.Л.Рубинштейн – развивая на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а  развития, в котором задатки входят как исходный  момент, как предпосылка. Под способностями Рубинштейн понимал  пригодность к определенной  деятельности. О способностях можно судить по достижениям по легкости усвоения и быстроте продвижения. Проблема интереса тесно связана с проблемой способностей.

  Н.М.Сокольникова подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а  цельно.

   Т.А.Юшко – художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной  самооценке жизненных ориентиров.

  Я.А.Коменский -  основным принципом считал наглядность. Основы, выдвинутые им в «Великой дидактике», включают важные для обучения рисованию принцип « от общего к частному», затем не менее важный принцип - « от более легкого к более трудному». Эти два положения Коменского являются следствием естественного хода обучения. Необходимым условием для успешности обучения Коменский считает правило: «двигаться вперед не спеша»,           не навязывать « ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения»,  учитывать при обучении  возрастные особенности учащихся и учить их, исходя из  особенностей содержания обучения.

 При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.

   Таким образом, на протяжении нескольких столетий высказывались взгляды о методах обучения, о развитии детского творчества и способностей.  

    Практический аспект реализации развития художественных способностей детей средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым,   меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных  условий формирования способностей и соответственно должна меняться технология работы педагогов. Проблема  раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Можно лишь совершенствовать процесс обучения, искать  новое в  работе с детьми.

 

Новизна опыта

Новизна опыта состоит  в отборе приемов и методов   на уроках  изобразительного искусства, обеспечивающих формирование культурного уровня учащихся, развитию  индивидуальных способностей при    использовании       нетрадиционных художественных материалов и техник изображения.

Характеристика условий, в которых возможно

применение данного опыта

Данный опыт может быть использован в различных образовательных учреждениях. С  учащимися разных возрастных групп. А также при организации классно – урочных занятий, внеурочной деятельности и внеклассной работы. 

Раздел II.

Технология опыта

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Целью  данного опыта  является обеспечение  положительной динамики развития художественной культуры и творческих способностей учащихся, необходимых не только для учебно-воспитательного процесса, но и для практического применения в повседневной жизни.
 Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: 

  •  совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
  •  создание атмосферы заинтересованности и творчества;
  •  развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности; 
  •   воспитание нравственных качеств личности учащихся. 

Для решения поставленных задач автором опыта применялись  методы художественно- эстетического воспитания: 

- метод сравнений (для активизации мышления);
- метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а    целенаправленная);
- метод привлечения жизненного опыта детей;
- метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей;
- визуально-аналитический метод;
- метод единства восприятия и созидания;

- наглядный метод,

- метод «открытий» (творчество порождает новую идею);

 - словесный метод.

 Формы работы:
- коллективно - творческая деятельность;
- индивидуально практическая деятельность;
- игровые формы работы.

Организация учебно-воспитательного процесса

     Организация учебно-воспитательного процесса  основана на использовании приемов нетрадиционной техники рисования,  способствующей развитию у детей творчества и воображения и как средства  повышения культурного уровня обучающихся.  Многолетний опыт работы показывает, что   нетрадиционные техники – это толчок к  проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.       При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Содержание образования

 Занятия по изобразительному искусству и художественному труду   проводятся по     программе под редакцией Б. М. Неменского, где предусмотрено расширение применяемых изобразительных материалов в начальной и основной школе. Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в  создании изображений, если не владеют техникой  рисования. Под техникой рисунка  следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их  использования  для целей  изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования включает в себя: техники линии, тушевки, способ использования тех или иных  материалов: бумаги, картона, холста, карандаша угля, пастели, акварели, гуаши.                    На практике автор убедилась, что  использование нетрадиционной техники на уроках изобразительного искусства даёт хорошие результаты. Работы получаются даже у того, кто  не проявляет особых способностей к изобразительному искусству. С помощью использования таких техник дети  начинают успешно рисовать. Нетрадиционные техники   – использование необычных материалов и способов изображения.   В настоящее время  в изобразительном  искусстве используются  более разные  технико-выразительные  решения, более свободные  соединения различных  изобразительных  материалов.     Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от  окружающей жизни. Разнообразие изобразительных  материалов обогащает восприятие  и представления детей,  способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения. Автор опыта предлагает учащимся нетрадиционные техники: парафиновая техника (гратография) или рисование свечой, восковыми мелками; рисование водорастворимыми карандашами; кляксография;  аппликация;   мозаика; вырезание; бумажная пластика и другие.             Техника «торцевания»   – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). Аппликация -  вид декоративно – прикладного искусства.   Техника «Белорусская выцинанка» - искусство вырезания ажурных узоров из бумаги.                                                                                                                                  Техника «граттаж»  (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.                     Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)

 — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки  длинных и узких полосок бумаги.                                                  Техника «Монотипия»   — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.     Оттиск со стекла, на которое нанесены краски. «Моно» - один, «типия» - отпечаток.                                                       Бумагопластика  – техника создания  полуобъемных (рельефных) и объемных

 изделий из бумаги.                                                                                                    Техника «ниткография» - рисование с помощью нити, акварели.               Техника  «Энкаустика» (греч. enkaustiké, от enkáio — жгу, выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом.     Техника «Пуантилизм» - рисование точками.

     Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. На занятиях нетрадиционной техникой рисования ребёнок учится думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.  Изобразительная деятельность человека формирует способности к творчеству, проявление инициативы, самодеятельности, эмоциональной отзывчивости, а такие качества нужны

каждому человеку,   какую бы профессию в жизни он ни выбрал.                     Основной формой работы с детьми по развитию и совершенствованию их художественных способностей является все же творческая работа с разными художественными материалами и техникой, которые стимулирует их интерес к изобразительному искусству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.    

 Первоначальные навыки  изображения нетрадиционными материалами учащиеся получили в начальной школе (2 - 4 класс). Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от  окружающей жизни. Разнообразие изобразительных  материалов обогащает восприятие  и представления детей,  способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения.

 С переходом в среднее звено (5-7 класс) идет обобщение накопленного учащимися умения пользоваться разными художественными материалами, и перевод их представления о художественных материалах на более высокий уровень, а именно: знакомит с многообразием материалов, которыми может пользоваться взрослый художник. На каждой новой ступени познания учащиеся возвращаются уже к знакомой технике работы там, где это возможно (метод «забегания вперед» и «возвращения к пройденному»).     Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает учащимся избавиться от комплекса   «у меня не получается», «я не умею».      С помощью таких работ дети начинают успешно рисовать. Все предложенные техники изучены и апробированы в работе с детьми. Задача учителя - помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности,       развить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное.      
  Развитие художественной культуры и творческих способностей – это развитие творческого отношения и мышления; зрительной памяти и эмоциональности; целенаправленности и природной чувствительности. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности связаны с интересами детей.     Важным моментом поддержания интереса детей к урокам изобразительного искусства является его творческая активность. Творческие способности – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий. Это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Поэтому первый принцип развития творческих способностей детей состоит в том, чтобы уделить одинаковое внимание всем качествам, входящим в систему творческих способностей. Второй принцип – объяснение и практический показ приемов работы. Третий принцип – использование каждого конкретного задания для формирования у детей общих навыков, которые могут им пригодиться всегда, в любых видах профессиональной деятельности. В результате ребята приобретают необходимые для творчества предпосылки:  умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, способность доводить решение полученных задач до конца, желание экспериментировать и накапливать    новый опыт. Чем шире диапазон приобретенного на уроке изобразительного искусства практического и теоретического опыта, тем больше условий для возникновения у детей воображения, фантазии, ассоциативного мышления, а значит и творчества.          

Описание содержания обучения

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства обучения.  Автор опыта  использует такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам,  наблюдения,   экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы.    Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

-  от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

-  от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового   материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

-  от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-  от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

-  от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования. 

Автором опыта проведены интегрированные уроки с учителем музыки по темам: «Цветы в нашей жизни», «Карнавал – маскарад».     Под руководством учителя   была создана коллективная композиционная работа «Цветы» - в технике декоративно-прикладного искусства – «выцынанка». (Приложение № 2) На уроке по теме «Карнавал – маскарад» учащиеся создавали маску в смешанной технике. Были использованы различные приёмы  аппликации и уже известная детям техника «ниткография», использовались материалы: акварель, гуашь, цветная бумага.

     При выполнении графических работ обращаются к технике «напыления» красками разной плотности и различных оттенков. Художники, работая в этой технике, используют аэрограф, ученики пользуются обычной зубной щеткой и карандашом, красками (акварель, тушь, гуашь). Дети с легкостью осваивают эту технику при прохождении темы   «Пейзаж-настроение» (6класс).

     Технику «кляксография»  (выдувания) используем при создании композиции     «Пятно как средство выражения» (6класс).  Особый интерес у детей вызывает  техника «гратография»  или рисование свечой, восковыми мелками. Граттаж – процарапывание - введен немецким художником Максом Эристом. Эту технику используют при выполнении   работ   «Праздник в городе» (3 класс),     «Пейзаж - большой мир (6 класс).       Использование парафиновой техники дает широкий набор средств для обогащения колорита,   передачи сложных явлений природы     Работа тушью также привлекает детей. В этой технике выполняют работы:  «Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий» (6класс), «Городской пейзаж»(6класс).  
Тематические композиции могут выполняться в смешанной технике
 

 ( тушь, белила, соль; акварель и тушь;   пастель и акварель;  акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой)  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс). Принцип смешивания основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их совместимости.   
Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой, является работа с бумагой.  Дети выполняют работы в различной технике (аппликация, мозаика, бумажная пластика).  Выполнены работы аппликация из природного материала: «Украшение и фантазия» (2 класс), «Выразительные возможности аппликации» (2 класс)  Этот вид деятельности     развивает у ребят точность движения рук, глазомер, чувство формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус.        

   Использование  в практической деятельности на уроках изобразительного искусства   различных художественных  материалов и техник позволяет заинтересовать обучающихся,  поверить в свои возможности, вовлечь их в процесс творческой деятельности, который позволяет раскрыть творческие способности  каждого  учащегося.  

Раздел III

Результативность опыта

В итоге целенаправленной работы по  использованию нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства автору опыта удалось получить положительную динамику роста по следующим показателям:

Уровень способностей учащихся к творчеству

(тест - опрос Е.Генкин)



2010-2011

учебный год


2011-2012

учебный год


2012-2013

учебный год


Динамика


5-6 классы


47%


58%


68%


Увеличение на 21%


7-8 классы


42%


51%


64%


Увеличение на 22%


  Диагностика выявление интереса учащихся к предмету

(Пигасова  Е. Ю.)



2010-2011 учебный год


2011-2012 учебный год


2012-2013

 учебный год


Динамика


5-6 классы


54 %


65 %


78%


Увеличение на 24%


7-8 классы


49%


55 %


74%


Увеличение на 25%

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:
- Повысился интерес к предмету у обучающихся  среднего звена в среднем на 24,5%.

 -  результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование художественной культуры   учащихся   в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник.

Результаты диагностики художественных способностей детей

 2011 год

Замысел рисунка

Выразительность образа

Выбор техники рисунка и

изобразительных материалов

Оригинальность рисунка

Сравнив результаты диагностики по разделам видно, что дети испытывают затруднение в  разделах: «Выбор техники рисунка и изобразительных материалов», «Оригинальность рисунка».  

Результаты диагностики художественных способностей детей

 2013 год

Замысел рисунка

Выразительность образа

Выбор техники рисунка и

изобразительных материалов

Оригинальность рисунка

Целенаправленная работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков  в художественном творчестве воспитанников возросла. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.

Дальнейшие перспективы  автор опыта видит в   распространении опыта на основе творческого сотрудничества с преподавателями, в процессе организации семинаров и  мастер-классов. 

                         

                      Успешность реализации творческих способностей

  представлена результативностью обучающихся в районных,  всероссийских  конкурсах   рисунка и ДПИ.

   

п\п

Ф.И. учащегося

Класс

 Год  

 

      Название

      конкурса

    Уровень  

Место

1.

Витенко Ангелина

8

2013

«Великая Победа великой страны»

Всероссийский

I

2.

Семёнова Елизавета

4

2013

«Русь Православная»

Районный

I

3.

Трибунский Владислав

4

2013

«Моя Родина – 2013»

Всероссийский

I

4.

Бондаренко Захар

7

2013

«По волнам памяти»

Всероссийский

III

5.

Трибунский Владислав

4

2013

«Путь к звёздам»

Всероссийский

I

   

    Диагностические данные результативности опыта показали, что использование  нетрадиционных  технологий дает положительную динамику успешность реализации творческих способностей, повышения интереса к предмету.          

Библиографический список:

1. Бывальцева  М.В. Животные глазами детей на уроках изобразительного искусства  Начальная школа.   2001.   №12.  с. 44-46

2. Гэр А. Рисование: Самоучитель шаг за шагом.   М.: «Мой мир» 2008.   88с.

3. Гросул Н.В. Детская одаренность в изобразительном творчестве. Изобразительное искусство в школе.  2008. №4. с. 22-28

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1994.

5. Ершова  А.П. Искусство в жизни детей  М.: «Просвещение» 1991. 128с.

6. Кульневич С. В.,  Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 1.

Ростов н /Д: «Учитель»,2006.   288 с.

7. Неменский Б.М.Изобразительное искусство и художественный труд М.: «Просвещение» 1995. 270с.

 8. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе М.: «Просвещение»  1976. 118с.

9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе    М.: «Просвещение» 1980. 250с.

10. Цирулик  Н.А. Уроки творчества С.: «Федоров» 1999. 112с.

11. Чистяков П.П.  www.olmamedia.ru/forum/forum13/topic572

12.  Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока

 Ростов н /Д: «Учитель». 2003.  160 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся"

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школь...

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся...

Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства.

Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства и их роли  в развитии творческих способностей у школьников....

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...