"Русский народный костюм"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Кокошвили Юлия Андреевна

Урок изо 5 класс "Русский народный костюм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_7_klass.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства  7 класс                                  Тема. «Русский народный костюм»

14.11.2013

Выполнила учитель искусства МКОУ СОШ с. Сластуха Екатериновского района Саратовской области Сазонова Юлия Андреевна


Тема. «Русский народный костюм»

Цель: используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с элементами  народного женского костюма XIX  века.
  • Научить пользоваться шаблонами.
  • Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.
  • Выделить цветовую гамму.
  • Объединить элементы костюма в целостный образ.
  • Развивающие:
  • Художественный вкус.
  • Логическое мышление.
  • Цветовое и формальное восприятие.
  • Воспитательные:
  • Воспитание интереса к этнографии и истории русского народного женского костюма.
  • Приобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.

Методы: рассказ, объяснение, демонстрация.

Средства для учеников: Два листа белой бумаги (формат А4), графитный карандаш, резинка, линейка, фломастеры, шаблоны.

Средства для учителя: Презентация, конспект урока.

Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office PowerPoint.

План урока:

1. Организационная работа (2 минуты).
2. Работа с презентацией (10 минуты).
3. Практическая работа (15 минуты).
4. Подведение итогов (3 минуты).

Ход урока

  1. Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.

- Здравствуйте,  ребята! Меня зовут Сазонова Юлия Андреевна. Сегодняшнее  необычное занятие проведу у вас я. Давайте поприветствуем гостей, друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества.

Наш сегодняшний урок хотелось бы начать с таких слов:

«Красиво жить - не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой,- тот жизнь красиво прожил».

 Иоганесса Бехер

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(Просмотр видеоролика).

- Ребята, что вы сейчас увидели? (Русские народные танцы)

- Что особенного вы заметили в исполнителях этих танцев? (Костюмы)

- Верно.  Для человека важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Вам знакома поговорка:

- “Встречают по одежке - провожают по уму”?

- Да!

- А как Вы ее понимаете?

- А какие сведения об одежде, костюме Вы помните? (Сарафан, рубаха, порты, кокошник, душегрея и т.д.)

- Какой бывает одежда в зависимости от назначения? Ведь на Руси считалось невозможным пойти в одном и том же наряде “и в пир, и в мир, и добрые люди”. (Повседневная, праздничная, обрядная)

- Ребята, так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

Какова тема нашего урока?

(Просмотр презентации)

В конце XIX начале XX столетий у русских, населяющих огромную территорию,  сформировались свои культурные традиции. Немаловажную роль отводили одежде. Одежда бедных слоев населения отличалась от богатых. С давних пор крестьяне выращивали на своих плодородных землях лен. Его мяли, ткали из него холст, белили и шили повседневную одежду. Зимой носили теплую верхнюю одежду, сделанную из сукна. Вплоть до начала XX столетия крестьянство было обуто в лапти. Городское население – в кожаную обувь. 
Поскольку ткачеством, шитьем и вышиванием традиционно занималась женская половина населения, женская одежда выглядела наряднее, чем мужская. О ней стоит говорить подробнее.

Слайд 2

Традиционный летний женский костюм. XIX век.

Женская традиционная летняя одежда состояла из нескольких элементов: рубахи, сарафана, головного убора и обуви.
Рубаха – вид одежды, сшитый из прямоугольного куска холста. Рубашечный покрой одежды был распространен в Древней Руси. Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, на ее плечи нашивали цветные вставки (полики).
Яркие и нарядные вышивки рубах играли роль оберега человека от злых сил. Места для вышивок были четко определены: ворот, плечо, запястье, низ рубахи, поле рукавов. Женщины надевали рубаху под сарафан или поневу (юбку), распространенную в южнорусских губерниях.
Сарафан – длинная женская одежда без рукавов с проймами. Передняя часть сарафана сверху донизу застегивалась на пуговицы. Края и середина обшивались гасами и позументом. Сарафан подпоясывался кушаком.
Кушак – пояс из длинного широкого куска ткани или плетеный из шнура.
Женщины одевали на голову повойник.
Повойник – будничный головной убор замужних женщин. Шапочка из ткани, либо платок, обвязанный вокруг головы.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались лапти.
Лапти – обувь из лыка, бересты или веревок, которую носили крестьяне.

Слайд 3

Традиционный нарядный женский костюм. XIX век.

Нарядную одежду крестьянки одевали по большим праздникам. Все элементы женского костюма бережно хранились и передавались из поколения в поколение от матери к дочери.  Рубаха была обильно украшена вышивками. Сарафан расшивали шелком, лентами, тесьмой и бисером. Поверх сарафана одевали душегрею. 
Душегрея –  вид летней женской одежды. Конструктивной особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером и декорировались бахромой.
На голову одевали кокошник. 
Кокошник – женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. Кокошник украшали золотым шитьем, канителью, бисером и жемчугом. В каждой губернии носили разные по форме и размеру кокошники.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались сапоги. 
Сапоги – род обуви, сделанный из кожи, с высоким голенищем.

Слайд 4

Традиционный зимний женский костюм. XIX век.

В зимнее время года носили теплую одежду и обувь. Самой распространенной зимней одеждой был зипун.
Зипун – зимняя крестьянская одежда, представляющая собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами. 
Чтобы защитить кисти рук от замерзания одевали варежки.
Варежки – предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое – для всех остальных пальцев. Варежки вязали из шести.
Самым популярным головным убором была кичка.
Кичка – старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Кичка – это шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки. Сверху на кичку одевали шаль.
 Шаль – большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.
На ноги одевали валенки.
Валенки – теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти.

Слайд 5

Традиционный женский костюм. Губернии и районы России. XIX век.

Народный костюм – это целостный художественный образ. На формирование русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил.
Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
До 1930 года народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и так далее. У многих народов национальный костюм (в качестве праздничного) сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве народных фольклорных ансамблей.

Ребята, еще одним образцом русского народного костюма можно считать вот эту куклу. Обратите внимание на ее костюм. Из чего он состоит? Каков орнамент рисунка? (Растительный орнамент)

  1. Постановка учебной задачи.

- Я предлагаю Вам выполнить на заготовках орнамент

Слайд 6

Технологическая карта изделия

1 этап (работа с шаблоном).

На первом листе бумаги по шаблону <Рисунок 1> дети обводят контур сарафана и рукавов рубахи, на втором листе – контур кокошника <Рисунок 2>.

Рис. 1

Рис. 2

2 этап (прорисовывание деталей).

В форме сарафана, рукавах рубахи и кокошнике намечают орнаментальные полосы.

3 этап (украшение орнаментом).

Полосы заполняют геометрическим орнаментом по образцу.

Слайд 7

Цветовая гамма орнамента.

Сарафан, рукава рубахи и кокошник дети разукрашивают ограниченным количеством цветов: красным, синим и серым по образцу.

Слайды 8-11

Геометрия орнамента.

На этих слайдах показано как изобразить и разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи.

Слайд 12

Украшение кокошника.

Образец  кокошника.

Слайд 13

Украшение сарафана.

Образец готового изделия.

  1. Практическая работа обучающихся.
  2. . Подведение итогов.

Выставка работ. Обсуждение. Оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

•История русского костюма начинается с древних времён. •Домотканые или кожаные рубахи грубого покроя и порты – одежда славянских племён. Со временем одежда становится разнообразнее и красивее....

Программа Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.

Авторская программа «Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.» позволяет сформировать у учащихся знания о традиционной одежде русского народа, её своеобразии. Предлагаемая прогр...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....