Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Архитектура Древней Греции. Ордерная система"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Кузнецова Елена Юрьевна

      Тема урока соответствует программе 8 класса по программе Б.М. Неменскому 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Архитектура Древней Греции. Ордерная система"

Цель урока: 

Познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.

Задачи:

расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;

сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;

расширить  кругозор учащихся за счет введения новых терминов и понятий;

мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, декоративные поделки учащихся «Вазы», магниты, части различных видов колон из бумаги, свитки (3 шт),

Тип урока: объяснение новых знаний.

Организационная часть .

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! (Можно проверить наличие принадлежностей)

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об удивительной и до сих пор таинственной для нас Древней Греции. Культурное наследие Древней Греции  бесценно. На прошлом уроке мы с вами познакомились с  одним из направлений изобразительного искусства  - вазописью. Известно, что оно заменило в Древней Греции  целый вид изобразительного искусства – живопись.  Начнем наш урок  с проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Для выполнения домашнего задания  вы поделились на творческие группы и получили индивидуальные задания.

Задание № 1.

Обобщить материал по вазописи, используя информационные технологии. Работу выполняли : Бочок Сергей и Ежов Дмитрий ( Презентация «Вазопись»)

Задание № 2.

Защита творческих работ учащихся.

С защитой выходит один из членов творческой группы.

1. Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему-то не сразу.

“Подумаешь вазы!” - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.  

Сначала взглянули на них мы, скучая,

потом мы к одной пригляделись случайно,

потом загляделись… И может быть час

никак не могли оторваться от ваз.

То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

и каждая ваза с рисунком-рассказом!

…Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это – кентавры… А это… А это…

Но мы описать, и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

2. Они пленительны и нежны,

Они изысканно - небрежны,

То гармонически - размерны,

То соблазнительно – неверны,

Всегда закончены и цельны,

Неизмеримо – нераздельны,

И завершенность линий их

Звучит, как полнопевный стих.

От грозных и огромных пифов

До тонких, выточенных скифов.

3.  В чертах разбитого сосуда,

Загадку смерти разреша,

Таится некая душа!

Глубокий мрак тысячелетий,

Расходится при этом свете!

И преданья мира – немы!

Как стих божественной поэмы,

Как вечно ценные алмазы,

Гласят раздробленные вазы,

Что их творец, хотя б на миг,

Все тайны вечности постиг.

Оценка домашнего задания.

Основная часть урока.

 1) Постановка задачи и целей урока.

Не секрет, что именно эта эпоха – эпоха античности, являясь образцом внутренней и внешней красоты человека, впервые показала миру, каких вершин может достичь человек. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм Протагора "Человек – мера всех вещей" (Слайд 1). Ребята, как вы понимаете эти слова?

(Выслушиваются мнения учащихся.)

– Эти слова высечены на фронтоне храма в Дельфах и, как мне кажется, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку.(?)

Это время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений . Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем рассматривать архитектуру Древней Греции, а именно ордерную систему: познакомимся с тремя видами ордеров и проследим, как в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека.

-Откройте альбомы  и приготовьтесь делать зарисовки по ходу объяснения материала.

2) Объяснение нового материала и практическая работа.

-Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Вспомните, что такое колонна?

Можно обратиться к словарикам и записать термин в тетрадь.(?)

(Колонна (фр.) – элемент здания, опора, обычно круглого или квадратного сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки )

-Как она выглядит? (Слайд 2)  

-Колонна состоит из ствола или фуста, капители, так называется верхняя завершающая часть колонны, и базы или основания.

– Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назван латинским словом "ОРДО". Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.

Можно  записать термин в тетрадь.(?)

Современная ордерная система имеет множество различных по форме колонн. Все они разные по декоративному исполнению в зависимости от времени происхождения и  замыслов архитектора. К основным греческим ордерам относятся – дорический, ионический и коринфский. Главным их отличаем является капитель.  (Слайд 3).

Вот они перед вами. Давайте зарисуем эти  виды ордера.

Дорический.

Это самый первый вид колонны, отличающийся простотой оформления особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента.  Дорические колонны достаточно массивны.    

1.Опора  круглого сечения плавно переходит к основанию лишь  незначительно увеличиваясь ,тем самым заменяя базу. Ствол колонны (фуст) суживается кверху от самого низа, но не равномерно. Заметное сужение начинается примерно с 1/3 высоты ствола.

2. Поверхность колонны усложнена каннелюрами (каннелюра — французское слово, дословно означающее «желобок»). В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями, одна каннелюра непосредственно переходит в другую, не оставляя гладкой цилиндрической поверхности ствола. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 20.

3.Капитель проста, не имеет декоративного оформления. Форма округлая. Плотно соединяется с антаблементом.

(В дорическом ордере капитель отделяется от ствола горизонтальными врезами  или шейками, таких врезов бывает от 1 до 4. Сама дорическая капитель состоит из двух частей: эхина и абаки. Абака (по-гречески — стол) — квадратная в плане плита, изображающая элемент, который подкладывали под балку (архитрав) при сооружении деревянных предшественников ордера. Эхин (по-гречески буквально «морской еж», из его раковины изготавливали сосуды, сходные по форме с данной частью капители) — круглый в плане элемент, напоминающий подушку или усеченный конус. Его роль заключается в передаче нагрузки от прямоугольных частей антаблемента на круглый ствол колонны. Нижняя часть эхина украшалась врезными профилированными поясками — ремешками, количество которых варьировалось от одного до пяти. )

-Давайте узнаем, что написано в свитках о истории происхождения данного ордера (раздаточный материал – см. Приложение 1).

(Зачитывает ученик)

 (Слайд 4).

Пример.

1. Храм Афины на острове Эгина.

Ионический ордер.  

-Пожалуйста зачитайте информацию из свитка(раздаточный материал – см. Приложение 2).

– Давайте посмотрим,   Чем отличается ионическая колонна от дорической?

Колонна ионического ордера, в отличие от дорического, делится на три части: база, т.е. основание, ствол, капитель.

Зарисовка и комментарии.

1. Ионическая колонна стройнее дорической по пропорциям: ее высота   равнялась восьми диаметрам (1:8) . Утонение ствола кверху также было меньше, чем в дорическом ордере.

2.Поверхность ствола колонны обрабатывалась 24 каннелюрами, представлявшими в плане половину окружности (или часть эллипса), причем борозды отделялись друг от друга полосками цилиндрической образующей ствола (дорожками). Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, игра светотени на ионических колоннах гораздо эффектнее, чем на дорических. В стремлении к легкости и изяществу ордерных композиций греческие зодчие расставляли колонны необыкновенно широко.

3.База, являющаяся опорной частью колонны, нередко сама опирается на квадратную в плане плиту — плинт  , который не считается обязательным элементом. База состоит из одних и тех же чередующихся выпуклых и вогнутых элементов. Выпуклые элементы базы — полувалы, или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой («плетенкой») или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам . Вогнутые элементы — скоции (что по-гречески означает «темнота») — обычно оставались гладкими.

4. Ионическая капитель, в отличие от достаточно однотипной дорической капители , встречается в значительном количестве вариантов. Капитель состоит из прямоугольной в плане абаки, которая только к концу VI в. до н.э. приближается к квадрату. Ионическая абака много тоньше дорической и выглядит почти как дощечка, подкладываемая под балку. Под абакой располагаются подушка с волютами (волюта по-итальянски — завиток).  

 (Слайд 5)

Пример.

– Перед нами – храм Ники Аптерос. Если дорическую колонну мы сравнивали с обликом мужской красоты, то с чем можно сравнить ионическую? (С женским обликом: тонкий, стройный ствол похож на талию. Вверху капитель словно распускается двумя упругими завитками – как будто волосы.)

Коринфский ордер

– Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине 5 века до нашей эры. Его название произошло от города Коринф, в котором, по преданию, и создавался новый ордер. Прочитаем легенду о происхождении коринфской колонны (раздаточный материал – см. Приложение 3).

Зарисовка и комментарии.

1. Опора  округлая, прямая, украшена не глубокими продольными желобками.

2. Каннелюры с промежуточными дорожками внизу близко подходят к базе, а наверху, напротив, оставляют достаточно высокую гладкую шейку.

3. Капитель,  еще более легкая, украшенная листьев аканта , которые «растут» непосредственно от шейки капители, они образуют как бы двойную корону. От этого уровня можно проследить практически все жилки листьев и завитков волют. Волюты велики и массивны. Их спирали, закручивающиеся к центру, сильно выступают из вертикальной плоскости.

4. Имеет базу. База коринфского ордера сходна с  базой ионического ордера. Отличие заключается в том, что она опиралась на квадратную плиту.

(Слайд 6)

Колонна  и правда похожа на юную девушку, невесту.

–   Мы с вами познакомились с тремя стилями ордерной системы. Назовите их. (Дорический, ионический, коринфский.)

Закрепление изученного.

– Теперь я посмотрю, насколько безошибочно вы сможете определить стиль колонны, как хорошо вы усвоили материал.

Я предлагаю собрать из элементов 3 вида колон, изученных на уроке.

Вызываю учеников к магнитной доске.

– Ребята, наследие древних греков огромно. Прошло много тысяч лет, а люди до сих пор используют технику ордерной системы, созданной еще во времена античности. Рассмотрим фрагменты зданий и улиц в наше время.  

Итог урока.

– Подведем итоги. Что нового мы узнали сегодня на уроке?

– С чем сравнивали древнегреческую колонну?

– На что опирались древние греки при ее создании?

– Давайте вернемся к эпиграфу. Мы с вами доказали, что "Человек – мера всех вещей"?

В данном случае человек отражен в архитектуре и ее элементах. Как ,например, в ордерной системе.

– Спасибо за работу на уроке.

Выставление оценок.

Домашнее задание: нарисовать и красиво оформить наиболее понравившийся ордер и привести примеры зданий, где он используется.

– До свидания!

 

Приложение .

Дорический ордер

 Название дорического ордера происходит   от названий одного из главнейших греческих племен – дорян,  живших в основном, в материковой Греции, на этой же территории складывается и дорический ордер.  Доряне отличались особым мужеством и суровостью.

 Так особенности характера дорян,

 их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре.

 Традиционно все исследователи, начиная с Витрувия, образно сравнивают пропорциональный строй дорического ордера со строгой мужской красотой, подчеркивая тем самым его монументальный, мощный и торжественный характер. Витрувий писал, что дорический ордер подражает «голой и неукрашенной мужской красоте». Зная отношения греков к красоте человеческого тела, можно сказать, что Витрувий имел в виду красоту спортсмена-олимпийца, героя и, в конечном счете, олимпийского бога. Дорический ордер скуп в применении декора, он сам является основным выразительным элементом строения.

Ионический ордер

Свое название этот стиль взял от названия племен – ионян, обитавших на полуостровах Греции.

 В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам.   Ионический ордер складывается позже дорического.   Дальнейшее развитие  ионического ордера происходит уже в V в. до н.э. при сооружении ансамбля Афинского Акрополя, где эта ордерная система получает свое наивысшее развитие (так же, как и дорический ордер). В ионическом ордере исследователи традиционно усматривают подражание или, быть может, сходство с утонченной, изысканной женской красотой, дополненной разнообразными украшениями. В классическую эпоху греки не изображали женское тело обнаженным.   Достоверно не известно, пытались ли греки передать в ордерных композициях принципы мужского и женского начала, можно лишь утверждать, что такие ощущения классические ордера вызывают у многих поколений исследователей и зрителей.

Коринфский ордер

Коринфский ордер, по суждению Витрувия, не был самостоятельным по происхождению. Все его отличие состояло в более высокой и пышной капители, происхождение которой связано с красивой легендой о Каллимахе, коринфском скульпторе, который увидел на могиле юной девы оставленную там корзинку с дорогими для усопшей вещами, накрытую черепицей. Проросший лист аканта увил ее как бы четырьмя волютами. Восхитившись этой красотой, скульптор изваял первые капители, названные коринфскими.  

Новые слова.

фуст

каннелюрами

капитель

антаблементом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе «Украшения в жизни древних обществ»

Цели: познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства; повторить особенности искусства Древнего Египта; сформировать умение различать декоративное искусс...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Разработка плана-конспекта урока по изобразительному искусству и окружающему миру 4 класс. по теме: "Образ культуры Древней Греции"

Цель данного урока: сформировать представление о своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры Древней Греции . Целостность культуры-также важнейший элемент содержания урока. Представление о х...

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема: «Древний промысел. Дымковская игрушка».

Цель урока:1.Познакомить учащихся с историей древнего русского промысла глиняной игрушки.2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.3.Развивать творческую и познавательную акти...

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ", 5 класс

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ" несет в себе краткое содержание об искусстве Древнего Египта....

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему  «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...