Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, М. Просвещение 2012 г. и УМК под ред. Б. М. Неменского.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Щербаковская средняя общеобразовательная школа

 Алексеевского района Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

________ Соловей А.И.

Протокол № ___ от

«____»__________2013.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________ Никитенко Т.В..

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ

________ Божко Т.Т.

 

Приказ № ___ от «___»____2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ковалёвой Светланы Михайловны,

по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

5 класс

Базовый уровень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2013 г.

2013 - 2014  учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Раздел I. Пояснительная записка.

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, М. Просвещение 2010 г. и УМК под ред. Б. М. Неменского.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Цель программы:

познакомить учащихся с единством художественной и утилитарной функцией произведений декоративно-прикладного искусства, с его образным языком; с социальной ролью традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

 Задачи данной программы: 

- изучить содержание и язык декоративных видов искусства;

- изучить образно-символический язык корней народного искусства;

- изучить зависимость декора вещи от господствующих идей в обществе Др. Египта, Др. Греции, в средние века Западной Европы;

- дать представление об общности народных художественных промыслов (гжель, хохлома, городец, местных промыслов 19 века), и их различиях;

- развивать практические навыки выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма в процессе создания плоскостных декоративных композиций.

В программу внесены некоторые изменения. Так во 2-ю четверть добавлены две темы для более полного изучения всех традиционных промыслов на Руси: «Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла», «Щепа. Роспись, тиснение   и резьба по бересте».  В третьей четверти добавлена тема: «Декоративное искусство Древней Греции. Греческая вазопись». Т.к. я считаю, что данная тема интересна для изучения и раскрывает культуру Древней Греции и дополняет раздел «Декор – человек, общество, время». В четвертой четверти 4 часа отводится на изучение современного выставочного искусства с целью расширения кругозора учащихся и возможности попробовать свои силы в разных техниках и материалах.  

Авторской программой предусмотрено  35 часов  в год (1 час в неделю).

Согласно  календарному учебному графику и расписанию – 35 часов.

Фактически планируется провести 35 часов

Рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчёта один час в неделю.

Программой предусмотрено проведение: практических работ - 29; уроков-бесед – 2; уроков - викторин - 3; обобщающих уроков  - 1.

УМК: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева. О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского . – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

        Формой проведения занятий по программе является урок. Урок состоит из:

—  введения в тему занятия,

— восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

—  созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

— обобщения и обсуждения итогов урока;

— подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

        Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

        На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, пластилин, различные виды бумаги,), инструментов (кисти, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).

        От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

        

Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства  5 класса.

Учащиеся должны знать:

-   истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

-   особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);;

-   семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

-    несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

-   пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы) ;

-   различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например: Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

        

Раздел II. Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Древние корни народного искусства.

9

Связь времен в народном искусстве.

7

Декор – человек, общество, время.

10

Декоративное искусство в современном мире.

9

Всего

35

Раздел III. Содержание программы учебного предмета.

I ЧЕТВЕРТЬ ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.

1        Тема. Древние образы в народном искусстве (1час).        

 Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: составление декоративной композиции из различных элементов древнерусской символики.

Материалы: цветные мелки, уголь, сангина, тонированная бумага.

Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.

Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки.

Музыкальный ряд: народные мелодии — плясовые, лирические.

2        Тема. Декор русской избы(1час) .

Конструкция и декор традиционного русского жилища. Отражение картины мира Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Задание: работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: восковые мелки или уголь, сангина, тонированная бумага.

Зрительный ряд: элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России.

3- 4        Тема. Внутренний мир русской избы (2 часа).

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: работа над рисунком на тему «В русской избе».

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.

Литературный ряд: Л.Мей. В низенькой светелке...

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке».

5         Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда ( 1 час).  Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Задание: изображение прялки, украшение орнаментальной росписью.

Материалы: бумага или картон, ножницы, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: русские прялки, образцы деревянной фигурной посуды, (слайды, репродукции).

Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложении.

6        Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда ( 1 час) Польза и красота, конструкция и декор, символическое значение декоративных элементов народной посуды.

Создание выразительных форм посуды, украшение их орнаментальной росписью.

7        Тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.  Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

Материалы: бумага, восковые мелки, акварель или фломастеры.

Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки (слайды).

Литературный ряд: напевные песенные тексты.

8         Тема.  Народный праздничный костюм. Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Задание: выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

Музыкальный ряд: народная мелодия в инструментальном изложении.

        

9 Тема. Народные праздничные обряды. Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

Зрительный ряд: работы, выполненные в течение I четверти, слайды, собранный поисковыми группами иллюстративный материал по всем темам четверти, примеры современного народного искусства.

II ЧЕТВЕРТЬ СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 ч)

10         Тема. Древние образы в современных народных игрушках ( 1 час). Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Задание: создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Материалы: бумага, гуашь и тонкие кисти для росписи.

Зрительный ряд: наборы слайдов «Народные художественные промыслы России», «Дымковская игрушка»; таблицы с примерами основных элементов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.

11 Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла (1 час). Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Задание: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

Зрительный ряд: набор слайдов «Гжель», подлинные образцы Гжели.

12          Тема. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла (1час). Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.

Задание: практическая работа на освоение приёмов городецкой росписи, выполнение фрагмента росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений городецкого промысла, подлинные образцы Городца.

13         Тема. Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла (1 час)        

Из истории развития хохломской росписи. Особенности создания посуды, разнообразие ее форм. Травка, кудрина - главные мотивы росписи, основные ее приемы. 

Задание: практическая работа на освоение приёмов хохломской росписи, выполнение  росписи с использованием основных  элементов.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированные заготовки посуды различной формы.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

14         Тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла ( 1 час). Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: практическая работа на освоение приёмов жостовской росписи. Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на черном поле крупных подносов.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображением жостовских подносов и фрагментов росписи; подлинные жостовские подносы; изображение цветов.

15         Тема. Щепа. Роспись, тиснение   и резьба по бересте. ( 1 час).

Береста – основной материал в крестьянском быту. Разнообразие крестьянской посуды. Птицы счастья – щепная птица, особенности ее изготовления. Мезенская роспись – основные элементы декоративной композиции.

Задание: создание эскиза предмета народных северных промыслов и его украшение.

Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, белая бумага.

Зрительный ряд: слайды, репродукции с изображением предметов северных промыслов.

16         Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни ( 1 час). Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

Обобщение темы четверти в виде занимательной викторины.

III ЧЕТВЕРТЬ ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (11 ч)

17         Тема. Зачем людям украшения ( 1час). Роль декоративного искусства в организации общества, в регламентации норм жизни, в различии людей по социальной принадлежности. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль её хозяина.

Зрительный ряд: примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его социальная роль.

Вводная беседа с просмотром презентации.

                        

18         Тема. Декор и положение человека в обществе ( 1 час). Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Задание: выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции), таблицы с изображением древнеегипетской символики.

Литературный ряд: мифы Древнего Египта.

19         Тема. Декор и положение человека в обществе (1 час). Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческие одежды. Искусство глиптики. Задание: выполнение набросков фигуры в одежде Древней Греции.                 

Материалы: бумага белая, гуашь, кисти, фломастеры.

Зрительный ряд: образцы Древнегреческой одежды (слайды, репродукции).

Литературный ряд: мифы Древней Греции.

20         Тема. Декор и положение человека в обществе ( 1 час) Греческая вазопись. Виды ваз. Стили и сюжеты древнегреческой живописи по керамике. Задание: выполнение эскиза сосуда любой формы в чернофигурном стиле.         

Материалы: бумага белая, гуашь, кисти, фломастеры.

Зрительный ряд: образцы Древнегреческой керамики (слайды, репродукции).

Литературный ряд: мифы Древней Греции.

21        Тема. Одежда говорит о человеке (1 час). На материале декоративного искусства Древнего Китая рассмотреть одежду как знак положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли.

Задание: выполнение набросков фигуры в одежде Древнего Китая. 

Материалы: бумага белая, гуашь, кисти большие и маленькие, фломастеры, цветные карандаши.

Зрительный ряд: слайды, изображения китайской одежды.

22        Тема. Одежда говорит о человеке (1 час). Одежда как знак положения человека в обществе и его намерений в декоративном искусстве Западной Европы 17 века (стиль барокко). Одежда выявляет роль людей, их отношения в обществе, подчеркивает определенные общности людей по классовому, сословному, профессиональному признакам.  

Задание: индивидуально-коллективная работа - создание коллективного панно на тему « Бал в интерьере дворца».

Материалы: бумага белая и цветная, кусочки ткани, клей, ножницы, гуашь, кисти большие и маленькие.

Зрительный ряд: слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе.

23        Тема. Одежда говорит о человеке (1 час) Продолжение работы над темой предыдущего урока.

Индивидуально-коллективная работа - создание коллективного панно на тему « Бал в интерьере дворца».

24        Тема. О чём рассказывают гербы и эмблемы         (1час). Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.

Задание: используя язык символов придумать сой герб, герб своей семьи.  

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.

Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, набор слайдов «Старинные гербы русских городов», изобразительный материал с примерами современных эмблем.

25        Тема. О чём рассказывают гербы и эмблемы        . Что такое эмблема, отличие эмблемы от герба. Значение эмблем в обществе.

Задание: создание эскиза эмблемы к учебному кабинету.

                

26        Тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.        Обобщение тем раздела. 

Игра – викторина с привлечением творческих работ. Выполнение творческого задания на развитие чувства стиля: дополнить костюм недостающими элементами.

IV ЧЕТВЕРТЬ

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (9 ч)

                

27        Тема. Современное выставочное искусство (1 час) Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и т. д.) в построении декоративной композиции.

Задание: выполнение интерпретации древних образов древа жизни, коня, птицы.  

Материалы: бумага, гуашь, мелки, карандаши.

Зрительный ряд:  произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах; фотографии с изображением декоративных панно, выполненных по мотивам народного искусства.

28        Тема. Современное выставочное искусство. Витраж ( 1 час). История витража. Техника изготовления. Витраж в современном интерьере.

Задание: выполнение эскиза витража.

Материалы: бумага, фломастеры, карандаши.

Зрительный ряд: презентация с образцами витража.

                        

29        Тема. Современное выставочное искусство. Изделия из металла. ( 1 час). Техники и приёмы обработки металла. Декоративные композиции из металла.

Задание: интерпретация образа птицы. Использование техники рисования пластилином.

Материалы: картон, пластилин, стеки.

Зрительный ряд:  произведения современного декоративного искусства, композиции из металла.

30        Тема. Современное   выставочное искусство. Гобелен.

( 1час). Техника и приёмы создания гобелена.  Декоративные композиции.

Задание: создание эскиза рисунка для гобелена.

Материалы: бумага, акварель, гуашь, фломастеры.

Зрительный ряд: презентация о гобелене.

31        Тема. Современное   выставочное искусство.  Батик.

( 1час). Техника и приёмы создания батика. Декоративные композиции.

Задание: интерпретация образа древа жизни. Создание рисунка на ткани.

Материалы: белая ткань, акварель, гуашь, фломастеры.

Зрительный ряд: презентация о батике.

32        Тема. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

( 1 час). Воплощение замысла в материале. Эскиз будущей работы.

33, 34.        Тема. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

( 3 часа).

        Создание декоративной работы в материале.

35        Тема. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

Обзор работ учащихся за год.  Экскурс по народному прикладному искусству.                         

Формы и средства контроля

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

        Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

        

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Стартовый

Устный

Сентябрь

Письменный

Практический

Рубежный

Устный

Письменный

Практический

Декабрь художественно-творческие задания

Итоговый

Устный

Письменный

практический

Май Художественно-творческие задания

Перечень УМК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, М. Просвещение 2010.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева. О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского . – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Поурочные  планы по программе Б.М.Неменского, 5 класс, Сост. О.В.Павлова. - Волгоград: Учитель, 2006.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

Учебно-наглядные пособия

  • Комплект дидактических раздаточных материалов «Основы декоративно-прикладного искусства». Эти же темы в таблицах.
  • Комплект дидактических раздаточных материалов «Введение в цветоведение». Эти же темы в таблицах.
  • Муляжи фруктов и овощей (в кабинете биологии).
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, вазы, драпировки и др.).
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Таблицы

  • Введение в цветоведение.
  • Основы декоративно-прикладного искусства.

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Компьютер



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

5 класс

Наименование разделов

и тем

Тип урока

Основная цель урока

Основные понятия темы

Оборудование

Наглядные материалы

литература

Межпредметные связи

Домашнее задание

Дата

пров.

(план, факт)

Примечание

1 ч е т в е р т ь ( 9 час.)

ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

1

1

Древние образы в народном искусстве.

0 – вводное занятие

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка дпи, его связь с явлениями жизни.

ДПИ

Солярные знаки

- акварель, бумага, кисти

-табл.: «солярные знаки»;

- компьютерная презентация

Музыка

Литература

история

Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок.

Уч. С.10-17

6.09.

2

2

Декор русской избы.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить с конструкцией и декором в традиционном русском жилище.

Фронтон

декор

- акварель, бумага, кисти, карандаши

-табл.: «фасад русской избы», рисунки с элементами украшения избы.

Литература

история

Подобрать иллюстрации с изображением внутреннего убранства русской избы.

Уч.с. 18-27

13.09.

3

4

3

4

Внутренний мир русской избы.

1-й урок - 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности 2-й урок –2 закрепление знаний и способов деятельности.

Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятия духовное и материальное.

интерьер

- акварель, бумага, кисти, карандаши

- компьютерная презентация с элементами интерьера крестьянской избы.

история

Подобрать иллюстрации по теме «предметы народного быта».

Уч.с.28-33

20.09.,

27.09.

5, 6

5,6

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

 1-й урок-1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

2-й урок –2 закрепление знаний и способов деятельности.

Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета, выполнить рисунок прялки и украсить его.

Прялки

Деревянная фигурная посуда

утварь

- гуашь, акварель, кисти;

- компьютерная презентация с образцами деревянной фигурной посуды.

литература

музыка

технология

история

Найти сведения о том, для чего использовался орнамент на Руси.

Уч.с.34-41

4.10.,

11.10.

7

7

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения, формировать навыки создания единства конструкции и декора в предметах народного быта.

Стилизация

Узор

орнамент

- акварель, бумага, кисти, фломастеры

-табл.: «виды орнамента»

Образцы стилизации элементов природного мира.

история

Найти иллюстрации с народным костюмом.

Уч.с.42-47

18.10.

8

8

Народный праздничный костюм.

 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить с особенностями русского праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции.

Украшение

стилизация

орнамент

сарафан

епанечка

понева

порты

лапти

- акварель, бумага, кисти

- фотографии , рисунки русской одежды, элементы орнамента, компьютерная презентация.

литература

история

музыка

краеведе-ние

Подготовить сообщение об одном из  праздников на Руси.

Уч.с.48-57

25.10

9

 9

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

4 – обобщение и систематизация знаний, способов деятельности

Обобщить знания и навыки по теме

 « Древние корни народного искусства», устный, музыкальный и художественный фольклор.

Фольклор

ярмарка

- ватман, ножницы, кисти, краски.

история

Подобрать иллюстрации на тему «Старинное и современное народное декоративное искусство».

1.11.

2 ч  е  т  в  е  р  т  ь  ( 7 ч ас.)

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ.

10.

1.

Древние образы в современных народных игрушках.

 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом.

Познакомить с традициями в росписи глиняной игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен.

Глиняная игрушка: филимоновская,каргопольская, дымковская.

- пластилин, стеки;

- гуашь, кисти.

- использование компьютерной презентации.

История

Подготовить сообщение о народных промыслах: гжель.

Уч.с. 60-67

15.11.

11.

2.

Искусство  Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить с историей возникновения промысла.

Продолжить формирование навыка работы с бумагой; навыков росписи.

гжель

- белый картон, гуашь, акварель, кисти;

- образцы элементов узора росписи;

- образцы изделий Гжели.

история,

Подготовить сообщение о народных промыслах: городецкая роспись.

Уч.с. 6873

22.11.

12.

3.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить с историей возникновения промысла.

Продолжить формирование навыков росписи.

Городец

- акварель, бумага, кисти,

- образцы элементов узора росписи;

- образцы изделий Городецкой росписи.

история

Подготовить сообщение о народных промыслах: хохломская роспись.

Уч.с.74 -77

29.11.

13.

4

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить с историей возникновения промысла.

Продолжить формирование навыков росписи.

Хохлома

- акварель, бумага, кисти,

- образцы элементов узора росписи;

- образцы изделий хохломы

Комп.презентация

история

Подготовить сообщение о народных промыслах: жостовская роспись.

Уч.с.78 -83

6.12.

14.

5.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

1  – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить с историей возникновения промысла.

Продолжить формирование навыков росписи, владения приемами и способами создания композиции, ритма завершенного художественного образа.

жостово

- гуашь, кисти, черный картон; ножницы.

- образцы элементов узора росписи;

- таблица «Этапы выполнения росписи».

история

Уч. С.84-87

13.12.

15.

6.

Щепа. Роспись, тиснение   и резьба по бересте.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить с основным материалом в крестьянском быту- берестой, и изделиями из нее.

Береста

Туес

Бурак

набируха

- акварель, бумага, кисти,

- образцы элементов узора росписи;

- образцы изделий из бересты

Комп.презентация

история

Уч. С. 88-93

Подготовить

ся к викторине.

20.12.

16.

7.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы в виде викторины).

4 – обобщение и систематизация знаний, способов деятельности

Обобщить знания в области народных промыслов.

Народные промыслы

дпи

- компьютерная презентация.

История

Выполнить творческую работу на каникулах (по желанию)

27.01.

3  ч  е  в  е  р  т  ь ( 10 час.)

ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ.

17.

1.

Зачем людям украшения.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Сформировать понятие социальной функции декоративного искусства в организации общества, познакомить с эволюцией и образным значением одежды.

костюм

- компьютерная презентация

история

Принести иллюстративный материал по декоративному искусству Древнего Египта.

Уч. С. 96-97

10.01.

18.

2.

Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древнего Египта.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства, особенностями искусства Древнего Египта, сформировать умение различать декоративное искусство разных времен по стилистическим особенностям.

Мифология

Ювелирное искусство

костюм

- карандаш, бумага, краски, кисти.

- образцы выполнения работы

история

Подобрать иллюстративный материал по теме «Искусство Древней Греции»

Уч. С.98-107

17.01.

19.

3.

Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить учащихся с декоративным искусством Древней Греции, сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

Мифология

Одежда

глиптика

- карандаш, акварель, фломастеры;

- образцы рисунков;

- компьютерная презентация «Искусство Древней Греции».

История

музыка

литература

Принести иллюстративный материал по теме: «Мифы Древней Греции».

24.01.

20.

4.

Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой вазописи по керамике, сформировать понимание места и роли античного искусства в мировой художественной культуре.

Вазопись.

- графические материалы, цветная бумага, ножницы, клей, черная гуашь.

история

Подготовить сообщение о истории костюма.

31.01.

21.

5.

Одежда говорит о человеке.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить учащихся с декоративным искусством в стиле барокко, сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, сформировать навыки создания проектов предметов среды, объединенных единой стилистикой.

Одежда

- графические материалы, акварель, гуашь, фломастеры.

- презентация «одежда Древнего Китая».

История

Музыка

литература

Принести

иллюстрации с изображением средневекового костюма.

Уч. С. 108-113

7.02.

22.

6.

.

Одежда говорит о человеке.

Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества в искусстве Западной Европы 17 в.

2 – закрепление знаний и способов деятельности

Познакомить учащихся с особенностями  одежды западной Европы 17 в. различных слоев общества, сформировать умение придерживаться в работе единства формы и декора.

костюм

интерьер

барокко

- акварель, гуашь, цветная бумага, кусочки ткани;

- иллюстрации по теме: « Одежда придворных аристократов, служащих, горожан, крестьян Западной Европы 17 в».

История

Музыка

литература

Подобрать иллюстративный материал с изображением европейской средневековой одежды: Ш.Перро «Золушка», «Спящая красавица».

Уч. С.114 -123

14.02.

23.

7

Одежда говорит о человеке. «Балл в интерьере дворца»

2-й урок – проверка и оценка знаний и способов деятельности.

Выполнить коллективное панно.

костюм

интерьер

барокко

- акварель, гуашь, цветная бумага, кусочки ткани;

- иллюстрации сказок: «Золушка», «Спящая красавица».

История

Прочитать в энциклопедии о гербах.

Уч. С.114 -123

21.02.

24.

8.

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

1-й урок - 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем, сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов.

Герб

геральдика

- компьютерная презентация;

Цветная бумага, клей, ножницы, краски, фломастеры.

История

Найти материал о символике цвета.

Уч.с. 124-127

28.02.

25.

9.

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

2-й урок –2 закрепление знаний и способов деятельности.

Продолжить формировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов.

Герб

геральдика

- компьютерная презентация;

Цветная бумага, клей, ножницы, краски, фломастеры.

История

Уч.с. 124-127

Подготовить

ся к викторине.

7.03.

26.

10.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

4 – обобщение и систематизация знаний, способов деятельности

Обобщить и проверить знания учащихся по теме «Декор – человек, общество, время».

Декоративно-прикладное искусство.

- компьютерная презентация;

- карточки с заданиями.

История

МХК

Посетить музей.

14.03.

4 ч  е  т  в  е  р  т  ь ( 9 час.)

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

27

1

Современное выставочное искусство. Витраж.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить учащихся с произведениями дпи из стекла и  с искусством витража, сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе.

витраж

- графические материалы,

акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши

- репродукции готических витражей, современных витражей.

технология

Принести иллюстративный материал по оформлению интерьера зданий.

Уч.с.136-139;

164-167

21.03.

28.

2.

Современное выставочное искусство. Изделия из металла.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить учащихся с техникой и приемами обработки металла, декоративными композициями из металла.

Символы и элементы народного искусства

пластилин, картон, стеки.

технология

Подготовить ткань для рисунка.

Уч. С. 140-143

4.04.

29.

3.

Современное выставочное искусство. Гобелен.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить учащихся с техникой и приемами создания гобелена. Продолжить формирование умения создавать художественный образ в декоративной работе.

гобелен

- графические материалы, акварель, гуашь, восковые мелки, фломастеры.

технология

Уч. С. 144-147

11.04.

30.

4.

Современное выставочное искусство. Батик.

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить учащихся с техникой и приемами создания батика. Продолжить формирование умения создавать художественный образ в декоративной работе.

батик

- грунтованная ткань, акварель, гуашь, кисти, фломастеры

технология

Подумать и выбрать одну из изученных техник для будущей работы.

Уч. С. 148-153

18.04.

31

5

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

3 комплексное применение знаний и способов деятельности

Обобщить знания по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство».

Создание эскиза творческой работы.

ДПИ

- графические материалы, цветные открытки, цветная бумага, ножницы, клей, картон.

Технология

Продумать эскиз будущей композиции.

Подготовить для своей работы необходимые материалы.

Уч.с.154 -173

25.04.

32.

6.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

 3 комплексное применение знаний и способов деятельности

Создание эскиза творческой работы.

ДПИ

- графические материалы, цветные открытки, цветная бумага, ножницы, клей, картон.

Технология

Подготовить для своей работы необходимые материалы.

2.05.

33.

7.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

3 комплексное применение знаний и способов деятельности

Создание декоративной работы в материале, по выбору учащегося.

Учить применять полученные знания на практике.

ДПИ

разнообразные художественные материалы, в зависимости от выбора учащегося.

Технология

Продолжить работу над творческой композицией.

Уч.с.154 -173

16.05.

34.

8.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

3 комплексное применение знаний и способов деятельности

Создание декоративной работы в материале, по выбору учащегося. Учить применять полученные знания на практике.

ДПИ

разнообразные художественные материалы, в зависимости от выбора учащегося.

Технология

Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Современное выставочное декоративное искусство».

Уч.с.154 -173

23.05.

35.

9.

Обобщающий урок по теме «Современное выставочное декоративное искусство». Викторина.

4 – обобщение и систематизация знаний, способов деятельности

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

ДПИ

- компьютерная презентация.

История

Литература

Музыка

Выполнить по желанию творческую работу

30.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...