конспект урока изо по теме "Зимний парк".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Конспект  обобщающего урока по темам: "Парки, скверы, бульвары", "Ажурные ограды", "Фонари на улицах и в парках". На уроке дети обобщают знания по двум первым темам и продолжают знакомиться с ролью художника в создании образа города -  знакомятся с историей уличного фонаря и выполняют его макет в технике апликации. тем самым завершают работу над проектом "Зимний парк".  На предыдущих уроках дети изображают зимний парк, вырезают ажурную ограду, а на данном уроке вклеивают готовые элементы (ограду и фонарь) на подготовленный фон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             План-конспект урока изобразительного искусства.

                                                                                  Тема: «Зимний парк»

Цель урока: Обратить внимание детей на образное решение уличных и парковых фонарей их важную роль в создании неповторимого образа города.

Задачи:

  Образовательные: Продолжить знакомство с ролью художника в создании облика  города.  Познакомить с историей создания уличных фонарей. Закрепить знания по темам: «Парки», «Ажурные ограды». Формировать навыки групповой работы при создании проекта: «Зимний парк».

Развивающие: Развивать образное мышление учащихся, развивать кругозор учащихся, развивать умения работы ножницами, работы кистью без предварительного рисунка.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к наследию предков. Воспитывать эстетическое отношение к действительности. Воспитывать культуру поведения

Планируемые результаты обучения:                                                                                                                                                                                           Предметные:  освоение опыта создания композиции в смешанной технике, опыта работы щетинной кистью набрызгом и тычком .                         Личностные : мотивация к изучению данной темы для понимания роли художника в создании образа города .                                

Метапредметные  :                                                                                                                                                                                                                    Познавательные УДД:  умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока,отбор  необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Коммуникативные УДД: умения слышать, слушать и понимать партнёра, согласовывать совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи                                                            

Регулятивные УДД: управление познавательной и учебной деятельностью, постановка целей, контроль, коррекция и оценка  деятельности. Личностные УУД: эстетическое восприятие и оценивание окружающей  дейсвительности, осознание собственных способностей к созданию художественного образа.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийная презентация «Зимний парк», фотографии фонарей Санкт-Петербурга, дидактическая таблица с  поэтапным изображением фонарей, трафареты фонарей, таблички с терминами, образец работы, гуашь, щетинная кисть.

Для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, гуашь, кисти, технологическая карта изготовления фонаря,бумага формата А3 с изображением деревьев.

Литературный ряд: отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Старый фонарь», отрывок из стихотворения А. С. Пушкина « Медный всадник»

                                                                                      План урока:

  1. Организационный момент.   (  2 мин)
  2. Самоопределение к деятельности.  ( 3 мин )
  3. Актуализация знаний.       ( 5 мин)
  4. Изучение нового материала.  (10 мин)
  5. Объяснение последовательности выполнения работы.    (3 мин)
  6. Самостоятельная работа учащихся.  (20 мин)
  7. Итог урока.    (2 мин)

          Этапы урока

Содержание учебного материала                    Деятельность учителя

           Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  1. Самоопределение к деятельности.

  1. Актуализация знаний.

  1. Изучение нового материала.

  1. Обяснение последователь-ности выполнения работы.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

7.Итогурока. Выставка работ учащихся.

Здравствуйте ребята, садитесь ,пожалуйста. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. Нам понадобятся: клей, ножницы, бумага черного цвета, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти. Для удобства необходимо правильно расположить материалы на столе. Бумагу кладем перед собой. С правой стороны ставим баночки с краской и стаканчик под воду.

Сегодня у нас с вами завершающий урок по теме «Зимний парк». На предыдущих уроках мы изображали деревья, делали макет ажурной ограды, а сегодня выполнив, макет еще одного недостающего элемента зимнего парка мы , завершим работу над проектом.                                                                                             - Скажит , пожалуйста. А без какого элемента паркового искусства нельзя обойтись  в зимнем парке?                                                                                               - Например, фонтан зимой нужен?

-Парковой скульптурой мы можем любоваться?

- На скамейках мы  можем отдохнуть?

-Без чего нельзя обойтись зимой в парке и на улицах когда поздно светает и рано смеркается?  Ведь зимой большую часть суток темно.

Ребята, как вы думаете, какую задачу нам предстоит решить на уроке?

-правильно. И ваша задача сегодня создать макет фонаря, чтобы  ваш зимний парк был освещен. И в нем было уютно и светло.

-Давайте вспомним, что же называют парком?                                                                Учитель  читает определения ( работа по слайду в презента

ПАРК                                             Небольшие зеленые зоны для  

                                                       отдыха и прогулок возле жилых

                                                        домов и общественных зданий.                      

БУЛЬВАР                                             Большие зоны отдыха с алле-

                                                                ями  деревьев.  Дорожками

                                                                 для гуляния, фонтанами, мо-

                                                                 нументами,клумбами, ска-

                                                                  мейками для отдыха.  

       

 СКВЕР                                                    Место для прогулок срядами

                                                                 Деревьев и кустарников, тя-

                                                                Нущихся вдоль больших улиц

                                                               

       -Какие ещё бывают виды парков?  

Какие вам запомнились парки, где они находятся?  

А какие парки, скверы есть у нас в Кронштадте?    

Неотъемлемым элементом парка является ажурная ограда.          

   Учитель показывает слайды с оградами парков Кронштадта.

-Ребята давайте вспомним,  каково назначение ограды?

-Правильно назначение ограды не только в ограждении парков, мостов, набережных, но и для украшения города.                     Мы с вами восхищаемся причудливым узором этих чугунных кружев, о которых даже А. С. Пушкин сказал:

                        Люблю тебя, Петра творенье

                        Люблю твой строгий стройный вид

                        Невы державное теченье

                        Береговой её гранит

                        Твоих оград узор чугунный

Учитель вывешивает на доску таблички с терминами: узор, макет.                                                                                                            Что такое узор?

-При выполнении макета ограды как мы с вами добились повторения злементов?

-Давайте вспомним,  что называют макетом?

Представим зимний город без фонарей.

Учитель демонстрирует слайд  с тёмным городом.

- Каким выглядит город?

Учитель  включает другой слайд, где фонари зажглись.

Но вот зажглись фонари, и сразу изменился  образ города.

-Каким он стал?

Функциональное назначение фонарей  - освещать, но есть еще и эстетическое – украшать.                                                                     – Что же могут украшать фонари?

Физкультминутка

 - Посмотрите, в нашем парке пошел снег.

Учитель демонстрирует анимационный слайд,  где идет снег , звучит песня, и предлагает детям совершить прогулку в зимний парк.

Снежинки спускаются с неба.                                                                      Всё ниже, всё ниже

Сугробы пушистого снега.                                                                  Всё выше, всё выше.

Шаги уходящего года.                                                                                  Всё тише всё тише

Когда сгущаются сумерки, зажигаются фонари. Как верные стражи стоят они на городских улицах и площадях. Днё, когда город  бурлит, они отдыхают, но с наступлением ночи начинается их работа. И так в течение долгих лет.

Учитель читает стихотворение « Старый уличный фонарь».

Демонстрирует презентацию.

-  Первая в мире система фонарного освещения была запущена в 17в., в Европе.

-  В России первый проект уличного фонаря был разработан в 1718г. архитектором Ж.Б. Леблоном и был одобрен Петром Первым. По этому проекту изготовили 4 фонаря, они были установлены на набережной Невы. В 1723 году на улицах С-Петербурга было уже 595 фонарей. Их обслуживала специальная бригада фонарщиков, зажигали фонари конопляным маслом.

-Давайте посмотрим, какие же фонари есть в С-Петербурге.

Учитель обращает внимание детей на форму фонарей.

Просмотр презентации

- Да, С-Петербург украшен  многочисленными фонарями различной формы. Одни напоминают нам  богатырей в шлемах, дргие похожи на стройных, высоких дам в кружевных нарядах.

Но конструкция у всех фонарей схожа. Фонарный столб  имеет основание, ножку, светильник и элементы украшения. Светиль- ников может быть разное количество: 1, 2, 3, 5, они  могут быть направлены вниз или вверх и быть разной формы.

-Каждый из вас выполнит макет фонаря для вашего совместного проекта зимнего парка.

- Чтобы фонарь у нас получился симметричным, мы будем его вырезать из сложенного пополам листа бумаги.

Учитель объясняет последовательность выполнения работы по технологической карте, (образец карты демонстрируется на слайде) наглядно показывает этапы выполнения фонаря.

 - У вас на партах есть такая же технологическая карта, пользуясь которой вы можете самостоятельро вырезать форму фонаря. Незабывайте что вы работаете в парах, выполняете один проект на двоих. Поэтому фонари должны  быть одинаковыми.  Для этого один человек из пары рисует форму фонаря и вырезает ( другой в это время заканчивает изображать снег на деревьях), напарник использует вырезанную  форму как шаблон.

-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами.

  1. Держи ножницы концами вниз и от себя.
  2. Вырезая деталь, поворачивай лист бумаги, а не ножницы.
  3. Заготовку держи за большую часть, а меньшую отрезай.
  4. Передавай ножницы закрытыми и кольцами вперед.
  5. Прежде чем встать с места, положи ножницы на стол.

Когда фонари будут готовы,  приступайте  к сочинению композиции парка. Вначале в ваш зимний парк надо вклеить фонари немного выше нижнего края листа, затем  ограду. Светильники можно раскрасить гуашью или вырезать йз цветной бумаги желтого, оранжевого цветов.

Затем надо  изобразить снег. Положить его на ветви деревьев, на ограду.  С помощью щетинной кисти, тычком  можно изобразить заснеженные деревья, а падающий снег  изобразить набрызгом.

Учитель  показывает,  как работать названными приёмами.

Помогает учащимся распределить работу в парах.                             Выдает  трафареты тем детям, которые затрудняются нарисовать форму фонаря.

Следит за ходом работы и оказывает индивидуальную  и фронтальную помощь.                                                                 Контролирует организацию рабочего места.                                                                                                      Контролирует правильность выполнения приемов работы.                                                                                                                                                                              Контролирует объем и качество выполненной работы.                                                                                   

-Давайте по этой опорной схеме подведем итог урока.

узнал

удивился

               я                                                запомнил

научился

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, раскладывают необходимые материалы на парте.

- Нет, не нужен.

- Нет, она занесена снегом.

-Нет, холодно.

-Без фонарей

Формулируют цель и задачи урока.

- Сделать фонарь.

Дети читают определения и соотносят название парка с определением

+ Парк аттракционов, парк-мемориал.

-Летний сад, Петергоф.

-Петровский парк, сквер подводников.

Учащиеся  просматривают слайды, узнают парки и ажурные ограды Кронштадта.

- Для ограждения мостов, парков, для красоты.

Ученик читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Медный всадник».

Слушают  стихотворение.

Диалог с учителем

Узор – это повторение одинаковых элементов в изображении.

Складывали бумагу несколько раз.

Макет – это предварительный образец, представляющий что – либо в уменьшенном размере.

Смотрят слайды. Ведут диалог с учителем.

- Мрачным, страшным, неуютным.

- Нарядным, праздничным.

- Улицы, парки, магазины, театры.

Смотрят слайд и повторяют под музыку движения, которые показывает учитель.

Кружатся споднятыми руками.                             Медленно приседают.

Поднимают руки вверх.                                  Потягиваются

Ходьба на месте.

Слушают стихотворение.

Смотрят презентацию и слушают учителя.

Подбирают эпитеты к различным формам фонарей.

Анализируют информацию  презентации.

Работают с информацией, представленной в технологической карте.

Повторяют правила техники безопасности при работе с ножницами.

Распределяют работу в группе. Вырезают фонарь. Вклеивают фонари  и ограду. Изображают снег.

Анализируют качество выполненных работ.

Отвечают на вопросы.