ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ОПЫТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Калмыкова Татьяна Тимофеевна

Рабочая программа курса "Экспериментальная и опытная деятельность на уроках изобразительного искусства с умственно отсталыми детьми младшего возраста" предназначена для  обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста новым формам работы с материалами для рисования. Тематическое планирование предполагает организацию практических занятий в детской мини-лаборатории с детьми младшей группы один раз в месяц по 10-15 минут. Планирование учитывает индивидуальные интеллектуальные особенности детей данной категории и  направлено на развитие их эстетического вкуса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила:  воспитатель Юргинского детского дома-интерната     для умственно    отсталых    детей  Калмыкова Татьяна Тимофеевна

Введение

   Особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение представлений о связи природы и человека. Маленькие дети "творят" ради опыта, познания, исследования, экспериментирования. В процессе творчества они открывают тайны созидания, испытывают радость и разочарование. Конечный результат для ребёнка является всего лишь результатом, а не поводом для творчества. Искусство позволяет детям изучать и познавать собственный мир. Иногда творчество - ощущение влажной краски на пальцах. Иногда - удивление от смешивания цветов. Искусство для них - это способ превращения одного предмета в другой.

   Используемый материал позволяет обеспечить развитие различных видов деятельности, подталкивает детей к действию и познанию при обсуждении их творения вместе со взрослыми:

   1. Расскажи мне о своём рисунке.

   2. Что тебе нравится в нём больше всего?

   3. Сколько цветов ты использовал?

   4. Чем нравится тебе твоя работа?

   5. Как выглядит жёлтый цвет рядом с лиловым?

   6. Как удалось нарисовать такую большую картину?

   7. Какие цвета ты использовал?

   Принцип последовательности положен в основу каждой учебной задачи и в основу изобразительного процесса: от простого к сложному - от схематизации к обобщению. Умение изображать приходит вместе с умением видеть, анализировать часто знакомые вещи, находить в них главное, с привычкой к постоянному контролю за своими действиями. Оно способствует глубокому, сознательному и активному отношению к делу.

Пояснительная записка

   Рабочая программа курса "Экспериментальная и опытная деятельность на уроках изобразительного искусства с умственно отсталыми детьми младшего возраста" предназначена для обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. Данная рабочая программа составлена на основе "Программы обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста", Москва, 1983.

   Планирование предполагает организацию занятий в детской мини-лаборатории с детьми младшей группы один раз в месяц по 10-15 минут.

   Посредством данного курса реализуются следующие задачи:

   1.Воспитание эстетического вкуса, образного мышления и творческих способностей.

   2.Развитие познавательной активности, любознательности, привитие навыка самостоятельного решения проблемы.

   3.Расширение у детей представления об окружающем мире, свойствах давно знакомых предметов (бумаге, меле и т.д.).

   4.Установление взаимосвязи между рисованием, математикой, развитием речи и другими предметами.

   5.Развитие умственных способностей детей и мелкой моторики пальцев.

   6.Социально - личностное развитие.

   Курс предполагает проведение занятий с учётом интеллектуального развития детей, учитывая их интересы и не ограничивая их свободу из гигиенических соображений. Программа предлагает проведение одного эксперимента во время одного занятия. Каждое занятие имеет чёткую структуру проведения:

   1. Постановка познавательной задачи.

   2. Выбор материала для проведения эксперимента.

   3. Формулирование творческого задания.

   4. Выдвижение гипотез и вариантов решения задачи.

   5. Обсуждение результатов эксперимента.

   6. Ответы на вопросы детей, появившихся в ходе эксперимента.

  Для положительной мотивации деятельности детей занятия предполагают использование педагогом различных стимулов (обнаружение новизны знакомых предметов, необычность, сюрприз, свобода действий).

Календарно-тематическое планирование курса

"Экспериментальная и опытная деятельность на уроках

изобразительного искусства с умственно отсталыми детьми

младшего возраста"

Месяц

Тема эксперимента

первая неделя

вторая неделя

третья неделя

четвёртая неделя

сентябрь

Рисунки мелками

октябрь

Рисунки мокрыми мелками

ноябрь

Рисунки сухими мелками на мокрой бумаге

декабрь

Мел и жидкий крахмал

январь

Каракули

февраль

Свободное творчество

март

Мелковые отпечатки

 апрель

Вариации на тему трения

май

Ставим метки

        Всего занятий в месяц - 1

         Всего занятий в год - 10

Список используемой литературы:

   1.Мэри - Энн Кол "Дошкольное творчество", Минск, 2005.

   2.Н.П.Костин "Учебное рисование", издание второе, переработанное, Москва, "Просвещение", 1984.

   3."Программы обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста", Москва, 1983.