Проект " Изучение русских народных промыслов( на примере Богородской игрушки)"
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Фофашкова Татьяна Владимировна

Изучение русских народных промыслов, как средство формирования национальной идентичности учащихся

(на примере Богородской игрушки)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izuchenie_russkikh_narodnykh_promyslov.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1 к дипломной работе Фофашковой Т.В.

Проект

«Изучение русских народных промыслов, как средство формирования национальной идентичности учащихся

(на примере Богородской игрушки)»

Фофашкова Татьяна Владимировна,

Учитель ИЗО,

Чалапко Нина Павловна,

Воспитатель группы

кратковременногопребывания

Прогимназия №675»Талант»

Санкт-Петербург

2013

1.Введение.

2.Богородские игрушечники.

2.1.Знакомство с народным промыслом «Богородская игрушка»

( 2 класс);

2.2.Практическая работа (изготовление макета Богородской игрушки «Мужик и медведь»(2 класс);

2.3.Предварительная работа воспитателя группы «Магнолия».Совместная деятельность учеников 2-го класса с воспитанниками группы «Магнолия».

3. Подведение итогов.

4. Список литературы.

5. Приложения.


Введение.

Актуальность темы:

Среди множества задач, которые стоят перед современным российским обществом, одной из главных остается сохранение национальной и культурной  идентичности - тех  уникальных особенностей, которыми обогатился характер русского человека  на протяжении   веков.  Трудно представить,  как  будет развиваться крупнейшее в мире государство,  если его жители утратят    традиционную ментальность, духовно-нравственные  основы, присущие  образу жизни наших предков. Единственный способ сохранить этнокультурный багаж поколений — приобщать к традициям  наших детей. Ответственность за уровень этнографической  грамотности «подрастающего поколения» сегодня  лежит  прежде всего  на педагогах образовательных учреждений.

В настоящее время дети и многие взрослые, особенно те, которые живут в больших городах, могут   и не знать, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи- орудия труда, хозяйственная утварь, как выглядят изделия мастеров «Потешного промысла».

Этнографическая компетентность дошкольников и младших школьников может быть охарактеризована как первичное накопление. Окуная ребенка в атмосферу « давно минувших лет»возможно дать детям необходимый минимум знаний общегуманитарного, культурологического характера, что способствует личности ребенка-наследника и носителя определенной культурной традиции.

Народное искусство- неиссякаемый источник красоты и мудрости, рациональности и духовности, верности традициям и поэтичности. Кроме того, ему часто присуща необыкновенная скромность.

Д.С.Лихачев, характеризуя народное искусство, выделяет как ведущую следующую ее особенность: «Русское народное искусство, как искусство любого народа, -это прежде всего, мир особого отношения к своему труду, своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды. И предметы народного искусства- все без исключения- всегда были в употреблении; ими работали, они помогали человеку даже тогда, когда служили празднику, ибо крестьянский праздник, как и всякий народный  отдых, - часть трудового быта».

«Погружение» ребенка в мир традиционной культуры лучше начинать с культурыболее близкой, знакомой, родной. Своеобразие русской культуры, ее древность, гармония и красота отражена в языке. Родная речь-это важнейший путь передачи духовного наследия из поколения в поколение. Особое место принадлежит народной сказке, через сказку легче окунуться в атмосферу старины.

Поскольку маленьким детям свойственно анимистическое мышление (наделение некоторых, особенно движущихся предметов живой сущностью), игра для них - не развлечение, а естественный способ общения с окружающим миром.

Поэтому логически вытекает основной принцип построения занятий, особенно с дошкольниками, базирующийся на игровой методике с использованием изделий « потешного промысла» и элементов устного народного творчества, а именно –сказки.

Как писал выдающийся русский мыслитель, правовед, политолог Ильин И.А.: «Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического- чувство  испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие « правды и кривды». Она заселяет его душу национальным мифом, тем хором образов, в которых народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. В сказке народ схоронил свое вожделенное, свое ведение и ведовство, свое страдание, свой юмор свою мудрость».

Участники этого проекта получают новые знания, принимают непосредственное участие в изготовлении макета Богородской игрушки, чтобы этими знаниями и тем, что они сделали своими руками поделиться с ребятами из группы детского сада. Что способствует побуждению самых добрых чувств, улучшению нравственного климата в детском коллективе.

Цель работы: приобщить ребят к материальной и духовной культуре русского народа, помочь определить нравственные ориентиры, подарить радость сотворчества.

Задачи:

-затронуть чувственно-эмоциональную сферу школьников и дошкольников;

-сформировать интерес к изучению произведений устного народного творчества (через чтение сказок) и декоративно-прикладного искусства (через показ образцов изделий народных умельцев и изготовление модели игрушки).

-познакомить с народным промыслом «Богородская игрушка»;

-через сказку довести до сознания ребенка нравственные законы трудового народа;

-продолжать развивать физико-моторные качества школьников;

-создать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нем.


2.Богородские игрушечники.

2.1.Знакомство с народным промыслом «Богородская игрушка»

(Урок во 2 классе).

Как у всякой вещи, у Богородской игрушки есть своя история. Мне она кажется очень интересной. А если знаешь что-нибудь интересное, всегда хочется, чтоб и другие узнали.

Много веков минуло с той поры, когда Русь стала известна западным соседям « как страна городов «. Первоначально слово «город» означало «отгороженное, защищенное место, крепость». Позднее возле городских стен начали возникать промышленные предградья (посады), которые населял всякий торговый и ремесленный люд, полностью порвавший с сельским трудом. Такой пригород, если жители его занимались каким-либо одним видом деятельности, величали слободой (ямская слобода, торговая, гончарная, сапожная…).

Как говорится, «умелые руки голодными не останутся» - ремесло всегда было в почете. Россия вправе гордиться своими замечательными мастерами, которые и храм без единого гвоздя могли построить и блоху подковать. Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам, изделия которых, лишенные утилитарной значимости, дарили людям тепло и радость. Народная игрушка, органично сочетающая в себе древние традиции(наследие предков) и индивидуальное творчество мастера, обязательно несет в себе отпечаток времени и местности.

Промыслы деревянной игрушки возникали повсеместно там, где, как правило, уже работали мастера по дереву: плотники, столяры, резчики, токари. Такой же разной, не похожей одна на другую, что называется « со своим лицом и характером» получалась игрушка в руках народных художников!

Богородские игрушечники свою приверженность дереву как материалу самодостаточному сохранили вплоть до сегодняшнего дня.

Материал для рассказа учителя представлен в приложении №1.

Рассказ учителя сопровождается показом игрушек, созданных Богородскими мастерами.
Ученики читают стихи о Богородской игрушке.

Деревья различны, как буквы в строках,
Но липа – мягка и послушна.
У мастера нашего в чутких руках
Из липы родится игрушка.

В ваших руках игрушка такая
Станет подвижной, словно живая,
Вот планки – подвинуть их только нужно,
Тогда кузнецы заработают дружно

А если шарик ходит по кругу,
То нити приводят в движенье
Курочек, рядом стоящих друг с другом,
Клюющих своё угощение.

Демонстрируя игрушку, учитель может предложить самим ребятам попробовать сочинить четверостишья, например:

Молоточки стучат,
Нам грустить не велят… и т.д.(см. приложение  №3 )

Беседа завершается демонстрацией видеоклипа о Богородской игрушке с помощь интерактивной доски(см. приложение № №4 диск)

2.2.Практическая работа

(изготовление макета Богородской игрушки «Мужик и медведь»(2 класс)

Практическая работа выполняется с использованием уже наработанных на уроках труда навыков и умений (разметка изделия по шаблону, вырезывания по контуру и.д.), включая организационные моменты и приведение в порядок своего рабочего места.

Вступительная беседа учителя содержит в себе напоминание о теме предварительного урока. Отвечая на вопросы по теме прошлого,  урока ребята снова окунаются в атмосферу старины.

Учитель объясняет: «Сегодня мы будем стараться не для себя, а делать подарки ребятам дошкольникам. В старину, занятые работой и хозяйством родители не могли все время держать своих детей под присмотром. Крестьянский ребенок после исполнения ему трех лет уже практически находился в компании других детей – братьев, сестер, друзей. Взрослые делали игрушки и дарили их только самым маленьким детям. Если ребенок уже способен что-то смастерить сам, так зачем же потакать его прихотям, дарить готовое. У нас с вами сегодня не простая задача: научиться делать игрушку и сделать ее так хорошо, чтобы можно было подарить ее малышам- дошкольникам».

Говоря о цели сегодняшней работы, учитель демонстрирует готовый образец поделки.

План последовательного выполнения макета игрушки пишется на доске.

Особое внимание уделяется сборке изделия. Шаблон для изготовления представлен в приложении №5.

Подводя итоги урока, учитель предлагает полюбоваться результатами труда. Получившийся макет игрушки интересен еще и тем, что он сделан с элементами движения, что еще больше обрадует малышей.

2.3.Предварительная работа воспитателя группы дошкольников (старший и средний возраст). Совместная деятельность учеников 2-го класса с дошкольниками.

2.3.1.Предварительная деятельность воспитателя заключается в проведении с дошкольниками занятия по ознакомлению с русской народной сказкой «Мужик и медведь». Примерный конспект занятия представлен в приложении №2.  В его составлении использованы материалы следующих сайтов: социальная сеть работников образования nsportal.ru и dohcolonok.ru.

2.3.2.Совместная деятельность учеников 2-го класса с дошкольниками.

Ребята вносят игрушки сделанные мастерами народного промысла, демонстрируют их( при этом дошколятам дается возможность потрогать, попробовать привести в движение игрушку), кратко рассказывают о промысле Богородская игрушка и задают малышам вопросы (вопросы школьников обсуждаются заранее).

Например:

Загадка:

 Круглый бок, желтый бок,        

Сидит на грядке колобок.        

Врос он в землю крепко,        

Что же это?.. (Репка.)        

-Знаете ли вы русскую народную сказку «Мужик и медведь»?

-Какая из игрушек может нам помочь рассказать эту сказку? и т.д.

В физкульминутке со словами:

А мы землю пахали, пахали,

А мы землю ровняли, ровняли,

А мы репу сеяли, сеяли.

Школьники показывают движения малышам, затем они все вместе выполняют их.

Завершается занятие совместным просмотром мультфильма «Вершки и корешки», после которого школьники дарят игрушки, которые сделали своими руками.


3. Подведение итогов.

В результате осуществленного на практике проекта дети школьного возраста получили навыки общения с детьми младшего возраста, получили новые знания, закрепили навыки и умения  в работе с различными материалами.

Дети дошкольного возраста с использованием интерактивной формы занятия познакомились с изделиями потешного промысла и сказочным фольклером, представленным нетрадиционным способом, что вызвало необыкновенный всплеск эмоций во время занятия и особенно после получения подарка( игрушка двигается, в нее можно играть!).

Основная цель таких занятий- это развитие чувственной сферы, эстетических эмоций, творческих способностей, развитие речевого мышления. Чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, приобщая его с самого раннего детства к миру искусства, которое  является истоком развития добрых чувств и высших социальных эмоций.


Список литературы:

Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1977.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Осетров Е.И. Живая древняя Русь. — М.: Просвещение, 1984.

Фрейтаг И.П. «Основы трудового обучения младших школьников на материале традиционной культуры русского севера»- СПб, РГПУ им. Герцена, 2001.

БотяковаО.А. и др. «Российский этнографический музей - детям».- СПб, «Детство-пресс», 2001.

Http://viki.rdf.ru, nsportal.ru и dohcolonok.ru.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия “Барыня-щеголиха” на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымковская игрушка”

Cоздание авторской работы: “Барыня щеголиха” (Дымковская игрушка)Создать изображение дымковской игрушки ”Барыня-щеголиха” акварелью на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымков...

Проект по теме: "Народные промыслы. Традиции и современное развитие"

Проект «Родники народного творчества» предназначен для осуществления учащимися общеобразовательной школы на уроках искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство» и во внеурочное время. Реализаци...

Творческий проект по истории народных промыслов "Путешествие в мир кружев"

Творческий проект по истории кружевного промысла для дополнительных занятий и внеклассных мероприятий.« Путешествие в мир кружев» Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий....

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

Статья по теме «Методика формирования у учащихся представления о народных промыслах (на примере Городецкой росписи)»

Статья по изобразительному искусству «Методика формирования у учащихся представления о народных промыслах (на примере Городецкой росписи)». Урок искусства должен в первую очередь...

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов на примере хохломы

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов на примере хохломы...

Проект на тему "Народные промыслы"

Тема данной работы актуальна, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров, потому  что ими издавна славилась земля русская.Целью проекта являлась практи...