Календарно - тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Грядунова Елена Евгеньевна

Календарно - тематическое планирование. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_5_klass._kalendarnoe.doc148.5 КБ
Microsoft Office document icon 6_kl._kalendarnoe.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

№ п/п

Название разделов (тем), количество часов, примерные сроки изучения

Контрольные мероприятия (формы и примерные сроки)

Элементы содержания

Формы организации образовательного процесса, виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

умения

Метапредметные

УУД

1

Раздел I. Древние корни народного искусства  (8 ч.)

Древние образы

в

народном искусстве. Символика цвета

и формы.

Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.

Практическая работа.

Создание выразительно-обобщенных изображений на основе традиционных образов.

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)

Учащиеся должны уметь:

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Личностные:

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

2

Убранство  русской избы.

Причелины, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.  Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы   России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.

Практическая работа.

Создание эскиза декоративного убранства избы

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

Создавать эскиз декоративного убранства избы; украшение деталей дома солярными знаками.

Личностные:

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: 

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы;

использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: 

проявлять активность для решения познавательных задач.

3

Внутренний мир русской избы.

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол-земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати.

Практическая работа. Коллективная работа «Проходите в избу».

Создание цветовой композиции внутреннего пространства избы

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов) Учащиеся должны уметь:выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

 создавать эскиз декоративного внутреннего убранства избы солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами; создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Личностные:

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: 

применять установленные правила в решении задачи; сравнивать , сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов; находить в них черты национального разнообразия.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Коммуникативные: 

проявлять активность для решения познавательных задач

4

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская прялка.

Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.). Древние образы: древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Практическая работа. Изображение выразительной формы предметов крестьянского быта и её украшение

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву.

Личностные:

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: 

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: 

проявлять активность для решения познавательных задач

5

Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение.

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение.

Творческая работа. Создание самостоятельных вариантов орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву;

придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.

Личностные:

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: 

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: 

проявлять активность для решения познавательных задач

6

Народный праздничный костюм

Разнообразие

форм и украшений народного костюма. Фактура, ритм, пятно,

линия,

форма традиционной русской народной одежды. Коллаж.

Практическая работа.

Создание эскиза народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере русского костюма.

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы

Личностные:

Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.

Регулятивные: 

использовать речь для регуляции своего действия;  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Коммуникативные: 

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного.

7

8

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника. Раскрытие символического значения обрядового действия на примере одного из праздников. Знакомство со славянской мифологией.

Урок-викторина.  Разыгрывание народных песен, игровых сюжетов, участие в обрядовых действиях

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

создавать творческую композицию

по представлению, подбирать песни, загадки, пословицы, поговорки к конкретному народному празднику.

Личностные:

Самооценка работы.

Навыки сотрудничества

Регулятивные: 

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: 

проявлять активность в коллективной деятельности;

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

9

10

Раздел II. 

Связь времен в народном искусстве (8 ч.)

Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, каргопольской, дымковской игрушек. Местные промыслы игрушек.

Практическая работа.

Создание своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Учащиеся должны знать:

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий. Учащиеся должны уметь:

  • различать по материалу, технике исполнения народные игрушки;

выявлять в произведениях народного декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

создавать задуманный образ;

придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью., работать в объеме.

Личностные:

Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.

Регулятивные: 

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: 

проявлять активность для решения познавательных задач.

11

Искусство Гжели

История гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Особенности росписи

Творческая работа. Создание композиции росписи, используя изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка).

Учащиеся должны знать:

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий.

Получат возможность научиться:

различать художественные промыслы; научиться выполнять несложные  декоративные композиции

Личностные:

уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: 

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: 

проявлять активность для решения познавательных задач

12

Городецкая роспись

Краткие сведения из истории городецкой росписи. Своеобразие росписи Городца. Традиционные элементы (бутоны, купавки, розаны) и мотивы (птица, конь) городецкой росписи

Творческая работа.

Создание композиции росписи в традиции Городца

Учащиеся должны знать:

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий.

Получат возможность научиться:

различать художественные промыслы; научиться выполнять несложные  декоративные композиции

Личностные:

уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: 

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: 

проявлять активность для решения познавательных задач

13

Хохлома

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломского промысла. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения

Творческая работа. Создание композиции травяной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора

Учащиеся должны знать:

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий.

Получат возможность научиться:

различать художественные промыслы; научиться выполнять несложные  декоративные композиции

Личностные:

уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: 

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: 

проявлять активность для решения познавательных задач

14

Жостово. Роспись по металлу.

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма.

Творческая  работа.

Создание фрагмента жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы

Учащиеся должны знать:

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий.

Получат возможность научиться:

различать художественные промыслы; научиться выполнять несложные  декоративные композиции

Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

15

Щепá. Роспись по лубу и дереву. Тиснение резьбы по бересте

Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Шепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты. Мезенская роспись.

Практическая работа.

Создание композиции росписи или её фрагмент в традиционной мезенской росписи. Создание птицы счастья

Учащиеся должны знать:

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий.

Получат возможность научиться:

различать художественные промыслы; научиться выполнять несложные  декоративные композиции

Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: 

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: 

проявлять активность для решения познавательных задач

16

Роль народных художественных промыслов

в современной жизни (обобщение темы)

Беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира»

Выставка и участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку.

Учащиеся должны знать:

  • формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных художественных промыслов России, их истоки.

Учащиеся должны уметь:

главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента); единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведений народных художественных промыслов. Характеризовать и  выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов, различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов

Получат возможность научиться: участвовать в презентации выставочных работ, анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданных по теме «Связь времен в народном искусстве»

Личностные:

Самооценка работы.

Навыки сотрудничества

Регулятивные: 

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: 

проявлять активность в коллективной деятельности;

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

17

Раздел III.

Декор – человек, общество, время

(12 ч.)

Зачем людям украшения

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. п.

Беседа, рассмотрение, обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разного стран.

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Учащиеся должны уметь:

выявлять и объяснять в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства

Получат возможность научиться:

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Личностные:

Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: 

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: 

обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

18

19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Древнеегипетский орнамент.

Древнегреческий орнамент.

Роль декоративного искусства в Древнем Египте и Древней Греции. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса,  жука – скарабея священной кобры, ладьи – вечности и др.), Древней Греции (храмы, античная расписная керамика).

Практическая работа.

Выполнение эскиза орнамента Древнего Египта (украшений,   маски фараона Тутанхамона, египетского костюма и т. п.) и  эскиза греческого орнамента.

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства Древнего Египта и Древней Греции;
  • особенности уникального египетского и греческого искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической,  творческой работы.

Личностные:

Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: 

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: 

обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

20

21

22

23

24

25

Одежда «говорит» о человеке.

Египетский, греческий, китайский, средневековый костюмы.

Бал во дворце.

Бал во дворце.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Декоративно – прикладное искусство и особенности одежды Древнего Египта, Древней Греции Древнего Китая, эпохи Средневековья.

Творческая работа индивидуально  и в группах. Поисковая работа (подбор познавательного зрительного материала по теме).

Учащиеся должны знать:

о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий 

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять групповую  работу; соединять отдельные детали (мебель, фигуры людей в нарядных костюмах) в общую композицию.

Личностные:

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок;

использовать речь для регуляции своего действия; вносить необходимые коррективы после завершения работы.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; составлять план

и последовательность действий.

Коммуникативные: 

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

26

27

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Основные части классического герба. Символы и эмблемы в современном обществе.

Творческая работа создание декоративной композиции герба и эмблемы.

Учащиеся должны знать:

символические элементы герба и эмблемы.

Учащиеся должны уметь:

  • понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов, в эмблемах.

Получат возможность научиться:

создавать эскиз собственного герба, герба своей семьи; продумывать форму щита, его деления, использовать язык символов, создавать эмблемы.

Личностные:

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: 

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

составлять план

и последовательность действий.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Обобщающий урок по теме «Декор – человек, общество, время».

Урок - викторина

Учащиеся должны знать: об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного  (крестьянского).

Учащиеся должны уметь:

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Личностные:

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные: 

формулировать собственное мнение и позицию

29

Раздел IV.

Декоративное искусство в современном мире (6 ч.)

Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Беседа.

Участие в диалоге.

Учащиеся должны знать: о широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства.

Учащиеся должны уметь: различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Получат возможность научиться:

находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы, декора.

Личностные: готовность беречь и продолжать традиции народного творчества, привносить его в современное повседневное декоративное искусство.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

30

31

32

33

34

Ты сам – мастер.

Лоскутная аппликация или коллаж, панно.

Декоративные игрушки.

Витраж в оформлении интерьера.

Нарядные декоративные вазы.

Декоративные куклы.

Реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом, постепенное и поэтапное выполнение задуманной работы.

Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

Учащиеся должны знать: язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы

Учащиеся должны уметь: разрабатывать и создавать эскизы панно, витражей, коллажей, декоративных украшений и т. д.

Получат возможность научиться:

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Личностные: самооценка работы.

Навыки сотрудничества

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план

№ п/п

Название разделов (тем), количество часов, примерные сроки изучения

Контрольные мероприятия (формы и примерные сроки)

Элементы содержания

Формы организации образовательного процесса, виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Предметные умения

Метапредметные

УУД

1

Раздел I. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.)

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы

Виды и направления искусства, художественные материалы, их выразительность в изобразительном искусстве.

Фронтальная, индивидуальная.

Слушают учителя. Задают вопросы. Делят пространственные искусства на две группы и сравнивают их по заданным критериям. Знакомятся с художественными материалами и их выразительными возможностями. Анализируют и сопоставляют.

Знать: об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира; художественные материалы и их выразительные возможности.

Уметь: характеризовать три группы пространственных искусств (изобразительные, конструктивные, декоративные); приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы

Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?)

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности, различать художественные средства и их возможности.

Познавательные: классификация по заданным основаниям, сравнение художественных материалов по заданным критериям.

Коммуникативные: излагают свое мнение

в диалоге.

2

Рисунок – основа изобразительного творчества

Рисунок, его виды и группы, графические материалы и их выразительные возможности

Фронтальная, индивидуальна, групповая.

Выполнение набросков и зарисовок в процессе изучения нового материала.

Выполнение творческого рисунка.

Знать: о рисунке как о виде художественного творчества.

Уметь: размещать рисунок на листе,  работать с графическими материалами.

Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть?); осваивают новые социальные роли.

Регулятивные: 

работают по плану, сверяясь с целью; планируют деятельность в учебной ситуации.

Познавательные: сравнивают объекты; классифицируют по заданным основаниям виды рисунков.

Коммуникативные: организуют работу в группе; излагают свое мнение в диалоге.

3

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий

Линия, её виды, характер, выразительные возможности.

Фронтальная, индивидуальная, групповая. Отвечают на вопросы.

Выполнение творческого рисунка.

Знать: о выразительных возможностях линии, линейные графические рисунки известных художников.

Уметь: передавать разное эмоциональное состояние, настроение с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др.

Личностные: осознают свои интересы (основной элемент рисунка, его значение и основная задача), свои эмоции, понимают эмоции других людей.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Познавательные: различают свойства линий, виды и характер.

Коммуникативные: аргументированно оценивают работы товарищей; излагают своё мнение в диалоге.

4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

Роль пятна в изобразительном искусстве. Тон. Силуэт. Композиция листа. Ритм пятен.

Фронтальная, индивидуальная.

Запоминают  основные понятия и термины. Выполнение творческой работы.

Знать:  о пятне как об одном из основных средств изображения.

 Уметь: создавать изображения с помощью пятна и тональных отношений.

Личностные: осознают свои интересы (пятно в изображении, его выразительные возможности); имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности.

Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; сравнивают по заданным критериям; делают выводы.

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; делают выводы; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации.

5

Цвет. Основы цветоведения

Цветовой круг, основные, составные, дополнительные цвета.

Фронтальная и индивидуальная.

Создают разные оттенки одного цвета.

Знать: о физической природе света и восприятии цвета человеком.

Уметь: создавать образы, используя все выразительные возможности цвета.

Личностные: осознают свои интересы (изучение свойства цвета).

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; знают свойства цвета; планируют деятельность в учебной ситуации.

Познавательные: классифицируют по заданным основаниям.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; самостоятельно принимают решения; излагают свое мнение в диалоге.

6

Цвет в произведениях живописи

Локальный цвет. Колорит. Тон. Гармония цвета.

Фронтальная, групповая и индивидуальная.

Творческий поиск на основе алгоритма при выполнении задания.

Знать: о цвете как средстве выразительности в живописных произведениях.

Уметь: в творческой работе создавать красками цветовой образ с различным эмоциональным звучанием, овладевать навыками живописного изображения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях; осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по заданным критериям; различают цветовые отношения и их возможности.

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; работают в группе; обмениваются мнениями; учатся понимать позицию партнера.

7

Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Основные материалы для создания скульптуры.

Фронтальная и индивидуальная.

Выполнение творческого задания.

Знать: виды скульптурных изображений.

Уметь: создавать объемные изображения животных различными материалами (лепка, бумагопластика и др.)

Личностные: осознают свои интересы (скульптура как объемное изображение); понимают значений знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний; приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; осознают недостаточность своих знаний; самостоятельно различают художественные материалы и ищут способы работы с ними.

Познавательные: выразительные возможности объемного изображения; классификация по заданным основаниям (виды скульптуры); использование художественных материалов; организация рабочего места.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; работают в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса; излагают свое мнение в диалоге; работают в группе; осознанно используют речевые средства в соответствии с учебной  ситуации.

8

Основы языка изображения

Обобщение материала: виды изобразительного искусства. Художественные материалы, их выразительные возможности

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Отвечают на вопросы по теме.

Знать: о значении роли искусства в жизни людей.

Уметь: принимать участие в обсуждении, почему изобразительное искусство – особый образный язык.

Личностные: понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности и средства достижения цели; различают художественные средства и их возможности; работаю по плану, сверяясь с целью; оценивают свою работу; осознают правила контроля.

Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; могут составлять произвольное речевое высказывание в устной форме; используют выразительные возможности линии; условность и образность линейного изображения.

Коммуникативные: понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели; умеют работать в группе; адекватно выражают и контролируют свои эмоции; преодолевают конфликты; договариваются между собой; излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера речевые высказывания.

9

Раздел II.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч.)

Реальность и фантазия в творчестве художников

Выразительные средства

и

правила изображения

Индивидуальнаяфронтальная.

Создают рисунки по заданной теме. Придумывают название

для картины

по представлению

Знать: что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность.

Уметь: понимать и объяснять условность изобразительного языка,

применять знания на практике.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу; различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; работают по плану, сверяясь с целью.

Познавательные: составляют речевое высказывание по алгоритму; используют знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; сравнивают по заданным критериям; устанавливают аналогии.

Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы; оценивают свою работу; осознают правила контроля

10

Изображение предметного мира - натюрморт

Натюрморт в живописи, графике, скульптуре

Индивидуальнаяфронтальная.

Выполняют творческое задание в технике аппликации

Знать: о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, объемных, символических  т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.

Уметь: выполнить плоскостное силуэтное изображение обычных, простых предметов в технике аппликации

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции; осознают многообразие взглядов, свою позицию.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу; различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели; оценивают свою работу и работы товарищей; осознают правила контроля.

Познавательные: устанавливают аналогии; создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения..

Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы; адекватно выражают и контролируют свои эмоции; излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют своё мнение.

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Геометрические тела. Понятие «форма». Правила изображения и основные выразительные средства формы

Индивидуальнаяфронтальная, групповая.

Выполняют задания по предложенной схеме

Знать: основные геометрические фигуры и объемные тела.

Уметь: изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, стремление к достижению поставленной цели, познавательную активность.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; осознают недостаточность своих знаний; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели; оценивают конечный результат своей деятельности; осознают правила контроля.

Познавательные: устанавливают аналогии;  сравнивают объекты по заданным критериям; определяют понятия.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; наблюдают окружающие предметы, используют ассоциативные качества мышления; используют выдумку, неординарный образ мышления; работают в группе; учатся понимать позицию партнера; корректируют свою деятельность

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Понятие «перспектива», её виды, способы изображения перспективы

Индивидуальная фронтальная, групповая.

Выполняют задание по выбору из учебника

Знать: о разных способах и задачах изображения в различные эпохи.

Уметь: строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры  из геометрических тел

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели; оценивают конечный результат; осознают правила контроля.

Познавательные: сравнивают объекты по заданным критериям; решают учебные задачи; анализируют и обобщают; определяют понятия.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища

13

Освещение. Свет и тень

Понятие «свет» в изобразительном искусстве, виды света

Индивидуальнаяфронтальная.

Выполняют задание по выбору из учебника

Знать: об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.

Уметь: осваивать основные правила объемного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень); передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, осознают свои эмоции; контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели.

Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели; оценивают конечный результат; осознают правила контроля.

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, определяют понятия; сравнивают объекты по заданными критериям; устанавливают причины выявления объема предмета; анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; понимают позицию другого; используют речевые средства с соответствии с ситуацией; поддерживают товарища

14

Натюрморт в графике

Графические свойства натюрморта. Гравюра, её виды, выразительные возможности

Индивидуальнаяфронтальная.

Создание натюрморта в технике гравюры

Знать: о различных графических техниках.

Уметь: создать графическое изображение натюрморта с натуры или по представлению

Личностные: понимают значение внимания и наблюдательности для человека; проявляют интерес к видам изобразительного искусства; осознают свои интересы и цели.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности и средства достижения цели; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели;  оценивают свою работу; осознают правила контроля.

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, определяют понятие «гравюра»; сравнивают объекты по заданным критериям; анализируют работы великих художников, использовавших технику резьбы, ксилографии, линогравюры от двухцветной до многоцветной; осваивают основные этапы выполнения гравюры на картоне, применяют подручные средства для выполнения отпечатков.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; учатся задавать вопросы; понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища

15

Цвет в натюрморте

Цветовой ритм в натюрморте

Индивидуальнаяфронтальная, групповая.

Выполняют творческое задание по теме

Знать: о различном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.

Уметь: выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживание

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, осознают свои эмоции, умеют чувствовать настроение в картине; проявляют интерес к произведениям искусства; осознают многообразие и богатство выразительных возможностей цвета.

Регулятивные: принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы передачи чувств и эмоций посредством цвета в технике импрессионистов; планируют деятельность и работают пол плану.

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, определяют понятие «импрессионизм»; анализируют работы великих художников – импрессионистов в жанре натюрморта; приобретают творческие навыки.

Коммуникативные: аргументировано выражают свое мнение в диалоге; соблюдают нормы коллективного общения; включаются в определенный вид деятельности; понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями

16

Выразительные возможности натюрморта

Обобщение темы. Предметный мир в изобразительном искусстве

Фронтальная и индивидуальная.

Выполнение тренировочных упражнений; используя алгоритм, выполняют диатипию

Знать: историю развития жанра натюрморта.

Уметь: выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта

Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания; осваивают новую учебную ситуацию, проявляют интерес к новой технике создания картины и желание использовать её в своем творчестве; получают эстетическое наслаждение.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; работают по плану, принимают самостоятельное решение.

Познавательные: усваивают новый материал, понятие «монотипия»; анализируют и обобщают по заданным основаниям; знакомятся с работой художника – монотиписта; устанавливают аналогии для понимания закономерностей использования их при решении поставленной задачи.

Коммуникативные: корректируют свои действия; излагают свое мнение в диалоге, аргументируют его, отвечают на вопросы; осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией общения

17

Раздел III. Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч.)

Образ человека – главная тема искусства

Изображение человека в искусстве. История возникновения портрета. Портрет в живописи, графике, скульптуре

Групповая, фронтальная.

Работа в группах. Рассматривают портреты, отвечают на вопросы.

Знать: об изменчивости образа человека в истории.

Уметь: понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства   в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника

Личностные: осваивают новые правила, осознают многообразие взглядов; понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельно осваивают новую тему – образ человека, портрет; находят информацию, необходимую для решения учебной задачи; владеют смысловым чтением, самостоятельно вычитывают фактическую информацию; могут составлять произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении человека в искусстве разных эпох; знакомятся с именами великих художников и их произведениями; воспринимают и анализируют произведения искусства.

Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнением; адекватно выражают и контролируют свои эмоции; излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

18

Конструкция головы человека и её основные пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Пропорции лица человека

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Работают по схематической таблице. Выполняют упражнения в технике аппликации

Знать: виды портрета (парадный и лирический портреты).

Уметь: создавать портрет в рисунке и средствами аппликации

Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека.

Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; планируют деятельность в учебной ситуации; выдвигают версии; выбирают средства достижения цели.

Познавательные: получают новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; анализируют и обобщают, определяют понятие «конструкция», «пропорции»; сравнивают объекты, устанавливают аналогии.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга

19

Изображение головы человека в пространстве

Поворот, ракурс головы. Основные принципы изображения головы человека в пространстве

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Выборочно выполняют зарисовки по теме

Знать: о способах объемного изображения головы человека.

Уметь: создавать зарисовки объемной конструкции головы

Личностные: понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; организовывают работу в паре, планируют деятельность.

Познавательные: усваивают новый материал; анализируют и обобщают по заданным основаниям; создают объемное конструктивное изображение головы; изучают поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной частей; выполняют зарисовки с целью изучения строения головы человека, её пропорций и расположения в пространстве.

Коммуникативные: обмениваются мнениями,  излагают свое мнение в диалоге

20

Графический портретный рисунок

Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического портрета.

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ару. Рисуют портрет графическими материалами

Знать: о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.

Уметь: выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете

Личностные: понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности;  работают по плану, принимают самостоятельное решение.

Познавательные: умеют воспринимать образ человека в портрете, быть внимательными; знакомятся и творчески воспринимают, анализируют работы художников; закрепляют знания портретного изображения. Совершенствуют умение передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете; пользуются графическими материалами.

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, понимают позицию другого; умеют взглянуть на натуру с позиции художника

21

22

Портрет в скульптуре

Скульптурный портрет. Выразительные возможности в скульптуре

Фронтальная, индивидуальная.

Выбирают литературного героя. Рисуют портрет в разных ракурсах графическими материалами.  

Работают над скульптурным изображением литературного героя

Знать: о великих скульпторах – портретистах (мира и России).

Уметь: использовать навык лепки портретного изображения головы человека

Личностные: осознают разнообразие средств и материалов мира искусств, имеют мотивацию к учебной деятельности; вырабатывают внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявляют интерес к произведениям скульптурного искусства; осознают свою цель, включаются в определенный вид деятельности; понимают значение знаний для человека, проявляют желание учиться.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности, осознают недостаточность знаний; планируют деятельность в учебной ситуации  

Познавательные: изучают скульптурный портрет в истории искусства, скульптурные материалы; учатся совершенствовать представления о том, что человек – основной предмет изображения в скульптуре; сравнивают портреты по определенным критериям, анализируют скульптурные образы; работают над изображение выбранного литературного героя; работают со скульптурным материалом; совершенствуют умение передавать индивидуальные особенности литературного героя.

Коммуникативные: самостоятельно создают устные тексты; излагают свое мнение, понимают позицию другого

23

Сатирические образы человека

Сатирические образы в искусстве. Понятие «карикатура». История «карикатуры». Создание дружеского шаржа

Индивидуальнаяфронтальная, парная.

Творческая работа по теме

Знать: о жанре сатирического рисунка и его задачах.

Уметь: видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; выдвигают версии, работают по плану.

Познавательные: учатся определять понятия, художественные термины; знакомятся с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявляют положительное отношение к юмору, приёмам художественного преувеличения; отбирают детали, «обостряют» образы.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения;  создают письменный текст; осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища

24

Образные возможности освещения в портрете

Свет, его направление. Изменение изображения при различном свете

Индивидуальнаяфронтальная.

Выполняют учебное задание

Знать: о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа.

Уметь: использовать опыт наблюдательности и постигать визуально культуру восприятия реальности и произведений искусства

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; вырабатывают свои мировоззренческие позиции, осознают свои эмоции, адекватно выражают и контролируют их; осознают свои интересы и цели.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели.

Познавательные: учатся воспринимать изменение образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение её восприятия при естественном освещении; знакомятся с образными возможностями освещения в портрете, с изменениями образа человека при искусственном и естественном освещении; осваивают приемы выразительных возможностей при  искусственном и естественном освещении; осваивают приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете; учатся воспринимать контрастность освещения.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; корректируют свое мнение

25

26

27

Портрет в живописи.

Роль цвета в портрете.

Роль цвета в портрете.

Цвет, тон, освещение в портрете. Цвет как основное выразительное средство в портрете

Индивидуальнаяфронтальная, групповая.

Выступление команд по теме урока. Выполняют задания по теме

Знать: о цветовом строе произведения как средстве создания художественного образа.

Уметь: создавать различными материалами портрет в цвете

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции , осознают свой мировоззренческий выбор; аргументированно оценивают свои и чужие работы.

Регулятивные: определяют цель; планируют деятельность, работают по плану; определяют способы достижения цели.

Познавательные: учатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства,  устанавливать аналогии по видам, стоить логически обоснованные рассуждения; аналитически воспринимать композиции в парадном и лирическом портретах; учатся классифицировать по заданным основаниям цветовое решение образа в портрете; сравнивать по определенным критериям тон и цвет, цвет и освещение; осваивать навыки использования живописной фактуры.

Коммуникативные: участвуют в диалоге с учителем, излагают свое мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи; принимают позицию одноклассников; корректируют свое мнение под воздействием контраргументов; соблюдают нормы коллективного общения; организуют работу в группе; оценивают степень достижения цели

28

Великие портретисты прошлого (автопортрет).

Портрет в изобразительном искусстве XX века

Выражение творческой индивидуальности художника. История развития портрета в XX в. Значение портрета в истории искусства

Фронтальная, индивидуальная.

Отвечают на вопросы по теме. Выполняют творческое задание

Знать: несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства; основные вехи в истории развития портрета в европейском и отечественном искусстве XX в.

Уметь: создавать композиционный портретный образ близкого человека (или автопортрет); рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете

Личностные: осваивают новые правила, проявляют познавательную активность; понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно - творческих навыков.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности; оценивают степень достижения цели.

Познавательные: узнают имена выдающихся художников-портретистов и их месте в определенной эпохе; учатся определять индивидуальность произведений в портретном жанре, находить и представлять информацию о портрете;  выполнять художественный анализ своих работ; узнают об особенностях и направлениях развития портретного образа в изображении человека в европейском и отечественном искусстве XX века.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией; самостоятельно задают вопросы

 

29

Раздел IV.  Человек и пространство. Пейзаж (6 ч.)

Жанры в изобразительном искусстве

Картина мира в изобразительном искусстве

Фронтальная.

Знакомятся с жанрами в изо. искусстве.

Отвечают на вопросы по теме. Выполняют практическую работу

Знать: жанры в изобразительном искусстве. XX в.

Уметь: активно участвовать в беседе по теме, классифицировать жанры изо. искусства

Личностные: имеют желание учиться, проявляют познавательную активность; понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно – творческих навыков.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности; оценивают степень достижения цели.

Познавательные: учатся анализировать, выделять главное в картине и обобщать; определять термин «жанр» и его виды: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный, бытовой; анализировать картины, написанные в разных жанрах; обобщать полученные знания, сравнивать объекты и определять термин «тематическая картина» и её виды; сравнивать объекты по заданным критериям; устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией

30

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

Перспектива, её виды. Точка зрения. Плоскость изображения

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Выполняют работу по плану графическими средствами

Знать: о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве, правила воздушной перспективы.

Уметь: изображать перспективные сокращения в зарисовках наблюдаемого пространства, применять правила линейной и воздушной перспективы в работе

Личностные: имеют желание учиться, проявляют познавательную активность; понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно – творческих навыков; идут на взаимные уступки в разных ситуациях.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности; планируют и организуют свою деятельность; определяют способы достижения цели; выбирают свои мировоззренческие позиции.

Познавательные: знакомятся с перспективой как изобразительной грамотой; применяют на практике правила линейной и воздушной перспективы; анализируют, выделяют главное и обобщают при изображении глубины пространства.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией; самостоятельно задают вопросы

31

Пейзаж – большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Отношение художника к природе

Индивидуальнаяфронтальная, групповая.

Создают эпический или романтический пейзаж. Создают пейзаж - настроение

Знать: об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства, о влиянии цветового состояния на настроение в природе.

Уметь: изображать большое природное пространство, при помощи колорита создавать живописный образ эмоционального переживания в работе

Личностные: проявляют интерес к новым видам деятельности, познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; осознают свой мировоззренческий выбор; вырабатывают уважительное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать результаты деятельности.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности; планируют деятельность в учебной ситуации; работают по плану; определяют способы достижения цели.

Познавательные: получают навыки в выборе формата бумаги, композиционных приемах при заполнении пространства; учатся осуществлять поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении, определяют характер цветовых отношений; учатся применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, применять правила перспективы; анализировать, выделять главное  обобщать изобразительные средства для передачи настроения в пейзаже.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение; понимают позицию другого; адекватно ведут себя в ситуации общения

32

Пейзаж в русской живописи

Развитие пейзажа в русской живописи. Биографии великих русских пейзажистов

Фронтальная, индивидуальная.

Разрабатывают творческий замысел и создают композицион-ный живописный пейзаж

Знать: об истории развития художественного образа природы в русской культуре.

Уметь: создать композиционный живописный образ пейзажа своей Родины

Личностные: осваивают новые правила, проявляют познавательную активность; понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно - творческих навыков.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности; оценивают степень достижения цели.

Познавательные: узнают имена выдающихся русских художников – пейзажистов (Левитан, Саврасов, Венецианов, Шишкин); учатся обобщать и раскрывать образ родной природы в практической работе.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией; самостоятельно задают вопросы

33

Пейзаж в графике. Городской пейзаж

Графический пейзаж в творчестве русских мастеров. Образы города в искусстве

Фронтальная, индивидуальная.

Создают графическую работу на тему «Городской пейзаж»

Знать: о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве, о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.

Уметь: создавать графические зарисовки по теме «Городской пейзаж»

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; критически оценивают художественные произведения; осознают свои интересы и цели, мировоззренческие позиции; учатся критически осмысливать результаты деятельности.

Регулятивные: определяют тему урока; планируют деятельность учебной ситуации; определяют способы достижения цели; выполняют работу по памяти; дают эстетическую оценку выполненным работам; анализируют использование перспективы.

Познавательные: учатся анализировать графические средства выразительности. Выделять главные функции основных элементов – линии, штриха, пятна, точки, определять понятие городской пейзаж, самостоятельно делать выводы об организации перспективы в картинной плоскости художника; знать правила линейной и воздушной перспективы; уметь организовывать перспективу в картинной плоскости; анализировать, выделять главное, обобщать графические средства и правила перспективы.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы)

Значение изобразительного искусства в жизни человека

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Участвуют в беседе о выразительных возможностях изо. искусства. Отвечают на вопросы

Знать: о месте и значении изобразительного искусства в культуре, жизни общества, в жизни человека.

Уметь: участвовать  в беседе по материалам учебного года

Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания; осваивают новую учебную ситуацию; адекватно выражают и контролируют свои эмоции; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него.

Регулятивные: определяют цель урока, планируют деятельность, работают по плану.

Познавательные: учатся самостоятельно классифицировать материал по жанрам, находить необходимую информацию для решения учебных задач; самостоятельно выбирать и использовать «просмотровый» вид чтения; составлять логически обоснованный, информативный рассказ о месте и роли жанра – портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусств; представлять информацию,  подкреплять её рисунками, репродукциями, портретами художников.

Коммуникативные: организуют работу в группе, излагают свое мнение в диалоге с товарищами; понимают позицию другого; корректируют свое мнение под воздействием контраргументов; создают устные и письменные тексты для решения разных задач общения, преодолевают конфликты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 8 класса по Информатике и ИКТ / Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

В документе дано календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ в рамках УМК авторов: Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. в соответствии с требованиями Государстве...

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...