Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 8 класса
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Котельникова Екатерина Георгиевна

Конспект урока по изобразительному искусству для 8 класса на тему: "Шрифт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shrift.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по изобразительному искусству

Класс: 8

Тема четверти: Дизайн и архитектура – конструктивные искусства
в ряду пространственных искусств.

 Тема урока: Искусство шрифта. Буква – строка – текст.

Тип урока: урок-лекция, подкрепленный мультимедийным материалом

  • Цели урока:
  •  Формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

    Задачи урока: 
  • Образовательные: познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к шрифтовым композициям в современном дизайне
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Оборудование урока:

  • а) Для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, экран
  • б)Для учащихся: Альбом, карандаш.

План урока:

Организационный момент- 2 мин.

Изучение нового материала- 20 мин.

Практическое задание- 16 мин.

Подведение итогов урока- 2 мин.

Ход урока:

Этап урока

Ход урока

Организационный

1.Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Изучение нового материала

Слайд 1,2 (Приложение 1.)

Тема, которую предстоит изучить сегодня , является “Буква – строка – шрифт. Искусство шрифта”.

  1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.
  2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие.
  3. Движение и статика.
  4. Прямые линии и организация пространства.
  5. Цвет – элемент композиционного пространства.
  6. Буква – строка – шрифт. Искусство шрифта.

Слайд 3.

Что такое дизайн? Попробуем дать определение.

Дизайн – англ. “designe” – замысел, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект, чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция искусство композиции, произведение искусства.

Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированный на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим

Слайд 4.

Какие основные категории и принципы в дизайне Вы можете назвать?

Ответы детей: цвет, форма – основные категории и единство, баланс, контраст – основные принципы дизайна..

Слайд 5.

Компьютерные технологии всё глубже проникают во все сферы человеческой деятельности. Художники и дизайнеры в своём творчестве активно и плодотворно используют возможности программно-технических комплексов на базе персональных компьютеров. В полиграфическом и промышленном дизайне творческие работы в настоящее время практически повсеместно создаются при помощи компьютерных технологий.

Компьютерный дизайн мы можем определить, как область дизайна, в которой в качестве основного инструмента художественного конструирования и проектирования используется компьютер. Ключевым понятием, определяющим особенность этого вида художественного творчества в словосочетании “компьютерный дизайн” является понятие “дизайн”. С возникновением и развитием компьютерной графики, художники-дизайнеры одними из первых начали её использовать в своём творчестве, и компьютерный дизайн в настоящее время применяется практически во всех областях дизайна:

– собственно графику;
– полиграфический дизайн;
– электронные издания;
– Web– дизайн;
– трехмерную графику

Слайд 6.

На предыдущих занятиях мы выяснили как воздействую на наше восприятие различные свободные формы – пятна и линии. Такие композиции воздействуют только ассоциативно-образно и никакой конкретной информации не несут. Но есть композиции, состоящие из линий, которые имеют конкретный смысл – это буквы.

Слайд 7.

Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками.
Картинное, или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей – называется пиктограммой.

Слайд 8.

Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.(Рассматриваем рисунок.)

Слайд 9.

На смену пиктографическому письму пришло и деографическое. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т.д.

Слайд 10.

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь

Слайд 11.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение.

Слайд 12.

Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные одним стилем графического начертания. Сравните шрифты , придуманные разными дизайнерами.
Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.

Слайд 13.

Давайте посмотрим , как выглядит шрифт в древности у разных народов.

Слайд 14.

Мы очень часто используем слово “шрифт”. Что это такое?

  1. Совокупность букв, цифр, знаков определенного рисунка стиля, служащая техническим средством воспроизведения речи на каком– либо языке.
  2. Комплект наборных литер (гарнитура) для типографского набора.
  3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр, знаков.

В практике художников принято классифицировать шрифты по группам в исторической последовательности. Такая классификация удобна для восприятия и помогает изучать графические особенности шрифта. На современном уровне шрифт – основа графического дизайна, индикатор визуальной культуры. Именно в этой области к шрифтам предъявляются самые высокие требования

Слайд 15,16, 17, 18.

Какие требования предъявляются к шрифтовым композициям:

  1. Сбалансированность – это такая компоновка, с помощью которой можно достичь приятного для глаза распределения. На зрительное впечатление влияют: размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.
  2. Пропорциональность – соотношение частей и целого.
  3. Ритмичность – чередование элементов, которое придает композиции четкость, стройность, особую выразительность, соразмерность.
  4. Равновесие – ощущение симметричности.
  5. Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от белого к черному. Хроматическая – цветная.
  6. Контрастность – в переводе с французского “противоположность”.
  7. Гармоничность – взаимосвязь всех элементов, единство формы и цвета.
  8. Целостность – впечатление завершенности, простота элементов.

Слайд 19.

Буква состоит из структурных элементов – штрихов:
Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые).
Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.
Засечками называют дополнительные элементы.

Слайд 20.

Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом, организующим всю композицию. Буква – своеобразная картина. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения или товара, фирмы или организации. Шрифт таит в себе большие изобразительные возможности.

Слайд 21.

Задание 1. Написать букву – образ.

Задание выполняется в любой программе (по выбору ученика).

Примеры образов: буква– цветок, буква– зверь, буква– предмет и т.д.

Слайд 22, 23.

Задание 2. Создать шрифтовую композицию.

  1. Шрифтовая композиция должна быть выполнена в соответствии с требованиями.
  2. Текст выдержан в одном стиле.
  3. Использованы разные виды модификации, которые психологически воздействуют на зрителя, вызывая различные ассоциации.

Для этого можно использовать такие приемы:

  1. Оттенить буквы.
  2. Применить закругленные или прямые подсечки.
  3. Обвести буквы по контуру.
  4. Применить полые буквы.
  5. Написать буквы только с помощью объемной тени и т.д.

Слайд 24.

Задание 3. Создать композицию, в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами.

Слайд 25.

Сравним линейные композиции из узорчатой полоски, прямой линии, буквенной строчки. В отличие от линии и полоски строка имеет смысл, т. е. несет информацию. Но изобразительного различия между линией и строчкой нет. Как элемент композиции они играют одинаковую роль.

Слайд 26.

Дизайнеры при создании эскиза плаката или афиши заменяют настоящий текст набором любых букв. Называется прием “рыба”.

Слайд 27.

План выполнения работы.

Практическое задание

Нет.

Подведение итогов урока

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
Ответы учеников.(компьютерная графика, пиктограмма, шрифт и т.д.)
Просмотр работ и анализ.

Информация о домашнем задание

Нет домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс

Материал может быть использован учителями  изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского

Урок  по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского...

методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением деятельностного подхода в обучении.   Технология деятельностного обучения основывается на формировании у учащихс...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс "Сундук. Конструкция, декор предметов народного быта"

Актуальность данной темы определчется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является воспитание патриотизма, уважение к своей истории и традициям,духовным...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству(1 класс)

Методическая разработка урока по изобразительному искусству(1 класс)...