Внеурочное занятие "Бумажное кружево" 5 - 7 классы
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Артамонова Нина Андреевна

Внеурочное занятие в 5 - 7 классах. Ученики приобретают навыки создания узоров из бумаги. Знакомятся с технологией обработки бумаги,  со словарем (рейзеле, выстриганки, выципянки, вырезанки, вытынянки), с бумажными узорами разных народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект занятия по декоративно-прикладному искусству

Тема:

 Бумажное кружево. «Рейзеле», «выстриганки», «выципянки», «вырезанки», «вытынянки».

Цели и задачи:

  • Формировать знания об  искусстве разных  народов и их преемственности.
  • Способствовать формированию интереса, уважения  к искусству разных народов.
  • Воспитание толерантного отношения к народам разной национальности.
  • Способствовать умению создавать искусные вырезки из бумаги.
  • Развитие навыков работы по вырезанию из бумаги.

Тип урока:

Сообщение новых знаний. Практическая работа.

Оборудование:

ИКТ. Презентация «Бумажные узоры». Образцы вырезок, рейзеле, выстриганок, выципянок, вытынянок. Ножницы, бумага, клей.

Словарь:

 Полонез – польский торжественный танец – шествие, а также музыка в ритме этого танца.

Вытинанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць» — «вырезать»).

Структура урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение новой темы:

 «Бумажное кружево. «Рейзеле», «выстриганки», «выципянки», «вырезанки», «вытынянки». Сл. 1 – 2

3.Ввводная беседа с использованием презентации «Бумажные узоры».

 Сл. 3 – 12

Вопрос: Что объединяет народы нашей планеты?

Ответ: Да, конечно, культура, в том числе и искусство, которое является частью культуры. Культурное наследие разных народов всегда будет примером для современников и будущих поколений. Это прослеживается и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке, и в архитектуре, и в театре и т. д

Послушайте: Сл. 2

Звучит полонез Михаила Огинского «Прощание с Родиной».

Классическое произведение Михаила Огинского полонез «Прощание с Родиной» послужил примером для создания прекраснейшего полонеза Огинского в исполнении современного белорусского ансамбля «Песняры».   

Звучит полонез Огинского в исполнении белорусского ансамбля «Песняры».

«Рейзеле» у евреев, «выстриганки», «выципянки», «вырезанки», «вытынянки» у народов России, Польши, Белоруссии, Украины. Так называется художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства. Его появление связано с изобретением бумаги в Китае во II в. н.э. Им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати. Самые ранние проникновения китайских бумажных вырезок в страны Азии и Европы датируются VII в. Первоначально они попали в Японию, а затем по Шелковому пути распространились по всему евразийскому материку. Искусные вырезки из бумаги покорили многие страны: Италию, Испанию, Францию, Англию, Германию, Россию и другие. Они прижились настолько, что их считают своим исконным ремеслом многие народы. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира. По прошествии времени эти радующие глаз произведения народной фантазии кажутся еще более привлекательными и эстетически ценными. Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб, ими украшали божницы, стены, занавешивали окна.

4.Обьяснение выполнения практической работы. Сл. 14 – 15

Последовательность выполнения работы:

  • Сложить лист пополам.
  • Придумать и нарисовать контур рисунка.
  • Вырезать
  • Наклеить.

5.Советы по выполнению работы. Сл. 16 (самостоятельное изучение).

6.Практическая работа (раздать образцы).

Фронтальная и индивидуальная работа с учениками. Обратить внимание на технику безопасности в работе с ножницами, на технику вырезания.

8.Обобщение. Сл. 18

Рефлексия

  • С какой техникой вы познакомились сегодня на уроке?
  • Из какой страны распространилась техника вырезания из бумаги?
  • Как называется способ вырезания из бумаги  у разных народов?
  • Как можно применить бумажные узоры?

Звучит полонез Огинского в исполнении оркестра Большого театра в Москве.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выцинянка, выципянка,выстриганки, вырезанка, вытынянка у славянских народов.

Слайд 3

«Цзяньчжи» - вырезание из бумаги – один из самых популярных видов народного творчества в Китае.

Слайд 4

По праву можно сказать что это искусство одно из древних. Конечно в каждой культуре свои символы. Рейзеле у евреев

Слайд 5

Искусные вырезки (силуэтное вырезание) из бумаги Nina Aoyama , проживающей во Франции.

Слайд 6

Вытинанки на Украине. Вытинанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць» — «вырезать»).это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства. Это ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева .

Слайд 7

Выципянки в Польше. Натуралистические темы. Каждому народу присущи свои мотивы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции.

Слайд 8

Вицинянка в Беларуси Ремесло превратилось в подлинное искусство, ведь настоящие мастера вырезали без единой склейки целые картины

Слайд 9

Вырезки в России

Слайд 10

Сегодня же бумажные узоры используются для украшения интерьера — ими декорируют стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари,а также украшают подарки и даже в моделировании платья.

Слайд 13

Советы мастера. Для вырезки используйте неплотную, достаточно тонкую бумагу. Придумайте и нарисуйте на бумаге узор. Узор рисуется на обратной стороне будущей вырезки. Если узор симметричный, бумагу нужно сложить вдвое, вчетверо или вшестеро в зависимости от симметричности рисунка. Рисуя узор, нужно следить, чтобы все детали рисунка были соединены друг с другом. В противном случае несоединенные детали «выпадут» из вырезки. Производить вырезание затемненных мест нужно острыми маленькими ножницами, загнутыми на концах, переворачивая их в руке в зависимости от направления линии вырезания. Нельзя оставлять даже маленькие «недорезанные» детали бумаги и тянуть их, отрывая от основной вырезки. Следует тщательно вырезать все отмеченные места, обращая особое внимание на углы рисунка. Рекомендуется сначала вырезать мелкие детали, затем детали в центре, и последними – детали по краям.

Слайд 14

ВСЕГО ДОБРОГО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида

  Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная  работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...

внеурочная деятельность 2 класс шахматы

внеурочная деятельность. шахматы. курс 2 класса является продолжением курса 1 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...