проектная деятельность на уроках изобразительного искусства
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Разработка учителем проектной деятельности на уроках ИЗО. План- конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе "Ландшафтный дизайн. Дизайн моего сада".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, самостоятельно».

Альберт Грин Хаббарт

За время работы сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать  учащихся.  Для  этого используем в работе различные материалы и средства. Используем различные  методики.

В процессе преподавания изобразительного искусства столкнулась с проблемой усвоения полученных знаний учащимися. Передача знаний учителем в готовом виде ведет к автоматическому запоминанию и не развивает творческие способности. Поэтому в образовательном процессе  используются  различные  педагогические технологии,  в том числе проектную деятельность, в процессе которой учитель с помощью разнообразных способов создает проблемную ситуацию, побуждающую к самостоятельному поиску материала, решению  проблемы. Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, включение школьников в активную учебную, творческую, социальную деятельность. Таким образом, использование современных педагогических технологий в частности проектной деятельности сегодня является необходимым условием достижения нового качества образования.

 В процессе их решения  в ходе проблемно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, и в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.

Проектная деятельность может занимать один урок или несколько, но обязательно отвечать теме или разделу программы по курсу. С учетом темы и возрастной категории формируется основополагающие вопросы урока. Вопросы, на которые учащиеся в процессе работы над проектом должны дать ответы. Здесь нужно продумать личностно-ориентированный подход, чтобы обеспечить комфортное, условие развития и реализации природных способностей каждого ребенка. Также формируются дидактические цели деятельности и методические задачи. Изобразительное искусство в большей степени связано с формированием умений и навыков работы с различными материалами, в различных видах и жанрах в связи с этим тема зачастую связана с умением использовать в своей работе различных технологий. Учащиеся самостоятельно формируют темы индивидуальных исследований в рамках темы урока, причем с помощью наводящих вопросов учитель формирует интерес учащихся. Для решения проблемы выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследований подвергаются проверки. Очень хорошо использовать технологию сотрудничества, основной идеей является общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. При выполнении проекта за каждый этап выставляется индивидуальная оценка. А за каждое конкретное задание всей группе.

Проектную деятельность обязательно должна быть связана со школьной программой и учебным планом. Цели и темы обучения должны быть ясны и поддержаны учебной программой и подходить разным типам учащихся, а главное не должна ограничиваться разработкой презентаций.

В результате проектной деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности: познавательные способности, интеллект, творческие способности и в итоге гармоническое развитие личности.

Программа по изобразительному искусству направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка. Проектная деятельность помогает каждому ребенку раскрыть и расширить свои способности. Так в 5 классе при изучении темы «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки», учащиеся знакомятся с солярными знаками, формируют умение использовать символы «Древа жизни», «Берегини» в эскизах вышивки, заключительная тема курса «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства», дает возможность работать с разными материалами, используя и расширяя полученные знания за курс 5 класса. Учащиеся используют полученные знания, успешно участвуя в школьных, городских,  краевых конкурсах.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая  деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

  1. Целью проектной деятельности является
  •  развитие познавательных навыков учащихся,
  • умений самостоятельно конструировать свои знания,
  • уметь ориентироваться в информационном пространстве,
  • развитие критического и творческого мышления,
  • умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
  1. Что необходимо учащимся для успешного выполнения проекта?
  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и  представлять свои идеи
  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения
  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
  • Эффективно использовать знания реальной жизни
  • Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Говоря о  методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проектная деятельность в зависимости от поставленных задач, может занимать от одного до нескольких уроков. При разработке занятий нужно учитывать этапы работы, предварительная подготовка,  индивидуальная работа, групповая работа и итог защита проекта.

Предварительная подготовка предусматривает большую подготовку  учителя, прежде всего, необходимо продумать тему проекта, которая должна быть соответствовать  учебному  курсу. Например,  «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека». Причем важно выбрать тему, имеющую для учащихся важное  значение, о чем они имеют определенные знания. Затем выбирают определенную возрастную группу, в зависимости от возраста формируется основополагающий вопрос темы, «Действительно ли дизайн ландшафта влияет на  облик города и важен для горожан?».дидактические цель проекта формулирует учитель, это в данном случае «Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации, , использование информации в практической работе, а также навыков работы в команде». Изобразительное искусство связано в большей степени с  умением использовать информацию, перерабатывая ее и воплощая в практической деятельности. В данном случае  по дизайну, ландшафтному дизайну. Для учащихся важно не столько разработать презентации по ландшафтному дизайну, рассказать о видах ландшафтного дизайна, малых архитектурных формах, сколько практически творчески разработать  проект, выполнить ее от исследовательской работы, до защиты модели, доказательстве необходимости. Далее необходимо сформулировать методические задачи, к данному проекту такие  как:

  • Получить представление о ландшафтном дизайне,
  • Освоить  стили ландшафтного дизайна,
  • Получить представления о малых архитектурных формах, используемых в ландшафтном дизайне,
  • Научить разрабатывать проект  ландшафта и доказать, что разработанный проект перспективен для города, местности.

Индивидуальная работа учащихся связана, прежде всего, с формулирования проблемы индивидуальных исследований учащихся. Учащиеся самостоятельно формулируют проблему исследований,  в рамках заявленного проекта, причем учитель может провести «мозговой штурм». Используя метод наводящих вопросов. Например, «Почему люди пытаются изменить окружающий мир?», «Отражается ли в ландшафте настроение?».

При этом учащиеся выдвигают гипотезы решения проблемы, которые в результате исследования подвергаются проверке. Например, если проблема исследования «Отражается ли в ландшафте настроение?» гипотезой может служить «Настроение передается посредством материала, передачи света, композиции» и так далее. Проблемное обучение побуждает к поиску неизвестного, опираясь в процессе поиска на размышления, сопоставления с уже известными знаниями. Учитель и учащиеся совместно выбирают тему проекта, которая исходит из индивидуальных тем исследования. В данном проекте название проекта «Ландшафтный дизайн зоны отдыха, лучшей школы города Армавира». Учащиеся делятся на мини группы по 5-7 человек, которые  разрабатывают  план и эскиз ландшафта, причем место расположения выбирают самостоятельно. Продумывают, стиль, использованные материалы, малые архитектурные формы. Изучают информацию по проекту. Группа самостоятельно работает над  планом, экспликацией, эскизом ландшафта. Роль учителя наблюдать и направлять работу. Группа учитывает индивидуальную работу каждого члена, над каждым этапом работы, выставляя  баллы в оценочный лист. Последний этап самостоятельной работы, выполнение макета  ландшафта и защита проектов. При выполнении модели, учащиеся  используют  различные материалы для показа структуры. И завершает деятельность защите проекта, где группа обосновывает свой выбор именно этого стиля. Использование различных архитектурных форм, необходимость и важность этого проекта для школы.

Лист планирования самостоятельной деятельности группы

по проекту «Дизайн ландшафта «Зона отдыха».

Название работы_______________________________________________________________

Стиль  проекта_(обоснование)____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Какие малые архитектурные формы использованы в проекте(обоснование)______________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Значение проекта для школы и учащихся____________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Этапы работы и самооценка

Список учащихся

Исследовательская деятельность

Разработка плана, эскиза

Моделирование проекта

Защита проекта

итог

1

дизайнер

2

3

4

5

6

7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО искусства Учитель изобразительного искусства МОУ-СОШ № 3города Армавира Рыльская Наталья Борисовна

Слайд 2

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, самостоятельно». Альберт Грин Хаббарт

Слайд 3

Учебный проект — организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

Слайд 4

Целью проектной деятельности является : развитие познавательных навыков учащихся ; умений самостоятельно конструировать свои знания ; ориентироваться в информационном пространстве ; развитие критического и творческого мышления ; умение увидеть, сформулировать и решить проблему .

Слайд 5

Что необходимо учащимся для успешного выполнения проекта? Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи. Уметь работать в команде и обладать навыками общения. Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них. Эффективно использовать знания реальной жизни. Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.

Слайд 6

Схема планирования и проведение занятий. П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а Продумывание учителем темы проекта Выбор возрастной категории учащихся Формулирование проблемных вопросов учебной темы Формулирование дидактических целей проекта Формулирование методических задач И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а Формулирование проблемы (выбор индивидуальных исследований) Выдвижение гипотез решения проблемы Определение творческого названия проекта Г р у п п о в а я р а б о т а Формирование групп Обсуждение плана работы, источников информации Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задач для каждого З А Щ И Т А П Р О Е К Т А

Слайд 7

Листы планирование и рецензирования самостоятельной деятельности Схема устной рецензии проекта. Что понравилось в проекте, о чем рассказано наиболее удачно? Как построено выступление, общая структура и логика изложения? Замеченные неточности, ошибки, противоречия. Во Дополнения к проекту. Замечания и пожелания . Общая оценка выступления.

Слайд 8

Требования к содержанию и организации проведения учебного проекта



Предварительный просмотр:

Рыльская Наталья Борисовна

             Содержание:

  1. Информационная карта ППО-              3—4
  2. Целостное описание опыта -                5-
  3. Библиографический список-
  4. Приложение к опыту -      

                         

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. ФИО автора Рыльская Наталья Борисовна

2. Город, (район) город Армавир

3. Образовательное учреждение МОУ – СОШ №3

4. Занимаемая должность учитель

5. Педагогический (библиотечный) стаж и квалификационная

категория 26 лет, высшая категория

6. Тема педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».

7. Уровень опыта по степени новизны: усовершенствовании отдельных сторон деятельности, так как в традиционном школьном обучении преобладает объяснительно-иллюстративные методы и монолог учителя, рассчитанный на передачу знаний в готовом виде и развитии воспроизводящей памяти ученика. Проектная деятельность –это целостная дидактическая система, основанная на логическо-психологических закономерностях творческого усвоения знаний в ходе совместной деятельности и общения учащихся с учителем и соучениками, в центре которой решение цепи проблемных вопросов.

8. Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, включение школьников в активную учебную, творческую, социальную деятельность. Таким образом, использование современных педагогических технологий в частности проектной деятельности сегодня является необходимым условием достижения нового качества образования.

9. Краткое описание опыта:

  • В процессе преподавания изобразительного искусства столкнулась с проблемой усвоения полученных знаний учащимися. Передача знаний учителем в готовом виде ведет к автоматическому запоминанию и не развивает творческие способности. Проектная деятельность, в процессе которой учитель с помощью разнообразных способов создает проблемную ситуацию, побуждающую к самостоятельному поиску материала, решению  проблемы. В процессе их решения  в ходе проблемно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, и в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.
  • Проектная деятельность может занимать один урок или несколько, но обязательно отвечать теме или разделу программы по курсу. С учетом темы и возрастной категории формируется основополагающие вопросы урока. Вопросы, на которые учащиеся в процессе работы над проектом должны дать ответы. Здесь нужно продумать личностно-ориентированный подход, чтобы обеспечить комфортное, условие развития и реализации природных способностей каждого ребенка. Также формируются дидактические цели деятельности и методические задачи. Изобразительное искусство в большей степени связано с формированием умений и навыков работы с различными материалами, в различных видах и жанрах в связи с этим тема зачастую связана с умением использовать в своей работе различных технологий. Учащиеся самостоятельно формируют темы индивидуальных исследований в рамках темы урока, причем с помощью наводящих вопросов учитель формирует интерес учащихся. Для решения проблемы выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследований подвергаются проверки. Очень хорошо использовать технологию сотрудничества, основной идеей является общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. При выполнении проекта за каждый этап выставляется индивидуальная оценка. А за каждое конкретное задание всей группе.
  • Проектную деятельность обязательно должна быть связана со школьной программой и учебным планом. Цели и темы обучения должны быть ясны и поддержаны учебной программой и подходить разным типам учащихся, а главное не должна ограничиваться разработкой презентаций.
  • В результате проектной деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности: познавательные способности, интеллект, творческие способности и в итоге гармоническое развитие личности.

10. Программа по изобразительному искусству направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка. Проектная деятельность помогает каждому ребенку раскрыть и расширить свои способности. Так в 5 классе при изучении темы «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки» учащиеся знакомятся с солярными знаками, формируют умение использовать символы «Древа жизни», «Берегини» в эскизах вышивки, заключительная тема курса «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства», дает возможность работать с разными материалами, используя и расширяя полученные знания за курс 5 класса. Учащиеся используют полученные знания, успешно участвуя в школьных, городских,  краевых конкурсах.

11. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая  деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

12. Педагогический опыт по теме «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства» используют учителя изобразительного искусства города Армавира: Е.П. Удальчикова (МОУ-СОШ №6), И.Н. Троицкая (МОУ-СОШ №9) и другие.

13. Мастер класс по теме «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства была рассмотрена на МО учителей города Армавира 14 апреля 2011 года и получил высокую оценку присутствующих.

14. Проектная деятельность направлена на развитие личности ребенка и именно на уроках изобразительного искусства она работает наиболее успешно.

Описание передового педагогического опыта

  1. Сведение об авторе:
  • Рыльская Наталья Борисовна
  • учитель МОУ-СОШ №3
  • стаж работы – 26 лет
  • изобразительное искусство, кубановедение, основы праовославной культуры
  • учитель изобразительного искусства и черчения
  • домашний – 3-62-96  сотовый – 89184543374
  1. Тема опыта «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства »
  2. С 1988 года веду уроки изобразительного искусства в 5-8 классах МОУ-СОШ №3.
  3. Для формирования интеллектуальной личности объяснительно-иллюстративные методы обучения и монолог учителя,  рассчитанный на передачу готовых знаний и развитие  памяти ученика в современных условиях недостаточно, важно организовать работу по самостоятельному получению новых знаний в процессе поиска, размышлений, сопоставления имеющихся знаний. При этом  развиваются творческие, познавательные способности. Продуктивное мышление, воображение учащихся.
  4.  Проектная деятельность как никакая другая форма деятельности эффективна при проведении уроков изобразительного искусства, в нее входит поисково -исследовательская работа, планирование и самостоятельная деятельность. Мною разработано планирование содержания и этапов учебного проекта уроков по изобразительному искусству.
  5.   Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

      Целью проектной деятельности является:

  •  развитие познавательных навыков учащихся,
  • умений самостоятельно конструировать свои знания,
  • ориентироваться в информационном пространстве,
  • развитие критического и творческого мышления,
  • умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

      Что необходимо учащимся для успешного выполнения проекта?

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и  представлять свои идеи.
  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения .
  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них .
  • Эффективно использовать знания реальной жизни.
  • Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.
  1. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Говоря о  методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проектная деятельность в зависимости от поставленных задач, может занимать от одного до нескольких уроков.

При разработке занятий нужно учитывать этапы работы,  это предварительная подготовка,  индивидуальная работа, групповая работа и итог - защита проекта.

Схема планирования и проведение занятий.

        

Предварительная подготовка предусматривает большую подготовку  учителя. Учитель выбирает тему проекта, которая соответствует учебной программы. Например ,  «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека». Причем важно выбрать тему, имеющую для учащихся интерес, о чем они имеют определенные знания. В данном случае на предыдущих занятиях они знакомились с  искусством дизайна. Затем выбирает определенную возрастную группу,  и в зависимости от возраста формируется основополагающий вопрос темы, «Действительно ли дизайн ландшафта влияет на  облик города и важен для горожан?»( приложение №1). Дидактическую цель проекта формулирует учитель, это в данном случае «Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации, использование информации в практической работе, а также навыков работы в команде». Изобразительное искусство связано в большей степени с  умением использовать информацию, перерабатывая ее и воплощая в практической деятельности. В данном случае  по  ландшафтному дизайну. Для учащихся важно не столько разработать презентации по ландшафтному дизайну, рассказать о видах ландшафтного дизайна, малых архитектурных формах, сколько практически творчески разработать  проект, выполнить ее от исследовательской работы, до защиты модели, доказательстве необходимости, для школы, города именно воплощения в жизнь данного проекта. Далее необходимо сформулировать методические задачи, к данному проекту такие  как:

  • Получить представление о ландшафтном дизайне,
  • Освоить  стили ландшафтного дизайна,
  • Получить представления о малых архитектурных формах, используемых в ландшафтном дизайне,
  • Научить разрабатывать проект  ландшафта и доказать, что разработанный проект перспективен для города, местности.

Индивидуальная работа учащихся связана, прежде всего, с формулирования проблемы индивидуальных исследований учащихся. Учащиеся самостоятельно формулируют проблему исследований,  в рамках заявленного проекта, причем учитель может провести «мозговой штурм». Используя метод наводящих вопросов. Например, «Почему люди пытаются изменить окружающий мир?», «Отражается ли в ландшафте настроение?».

При этом учащиеся выдвигают гипотезы решения проблемы, которые в результате исследования подвергаются проверке. Например, если проблема исследования «Отражается ли в ландшафте настроение?» гипотезой может служить «Настроение передается посредством материала, передачи света, композиции» и так далее. Проблемное обучение побуждает к поиску неизвестного, опираясь в процессе поиска на размышления, сопоставления с уже известными знаниями. Учитель и учащиеся совместно выбирают тему проекта, которая исходит из индивидуальных тем исследования. В данном проекте название проекта «Ландшафтный дизайн зоны отдыха, лучшей школы города Армавира». Учащиеся делятся на мини группы по 5-7 человек, внутри которой учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществления в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации совместной деятельности. Основная идея работы в группе это технология сотрудничества – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Учащиеся  разрабатывают  план и эскиз ландшафта, причем место расположения выбирают самостоятельно. Продумывают, стиль, использованные материалы, малые архитектурные формы. Изучают информацию по проекту. Группа самостоятельно работает над  планом, экспликацией, эскизом ландшафта. Роль учителя наблюдать и направлять работу. Группа учитывает индивидуальную работу каждого члена, над каждым этапом работы, выставляя  баллы в оценочный лист. Последний этап самостоятельной работы, выполнение макета  ландшафта и защита проектов. При выполнении модели, учащиеся  используют  различные материалы для показа структуры. И завершает деятельность защите проекта, где группа обосновывает свой выбор именно этого стиля. Использование различных архитектурных форм, необходимость и важность этого проекта для школы. Во время защиты проекта учащиеся других групп готовят устное рецензирование во время, которого главное выработать доброжелательное отношение к работам каждой группы. Каждая группа имеет оценочный лист, где указаны все этапы работы над проектом, лист заполняется главным дизайнером и контролируется учителем.

  1. Проектная деятельность  построена на поисково- исследовательской работе учащихся, оно требует опыта активной познавательной деятельности учащихся, поэтому  нужно подготавливать учеников к работе над проектом. Программа 5 класса по изобразительному искусству построена на изучении декоративно-прикладного искусства и заканчивается темой «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства» которая является завершением изучения всего курса. Учащиеся делятся на группы, подготавливают материал и выполняют коллективную работу. В 7 классе школьники изучают строение книги, пишут содержание, оформляют обложку, титульный лист, иллюстрации. Таким образом, учащиеся подготовлены к  поисковой работе. Кроме того поисковая деятельность применяется не только на уроках изобразительного искусства, но и на занятиях по кубановедению. 5 классы выполняют модели дольменов, и казацких хат, где применяют знания полученные на уроках кубановедения, изобразительного искусства, сами подготавливают материал, учитель на таких занятиях  выполняет роль организатора и наблюдателя.
  2. Педагогический опыт по теме «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства» был заслушан и получил высокую оценку присутствующих на МО учителей изобразительного искусства 14 августа 2011года. (приложение №2, №3) Открытый урок в 8 классе по теме «Дизайн и архитектура моего сада» с использованием технологии проектной деятельности показал эффективность метода и высокую результативность.

Педагогический опыт по теме «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства» используют учителя изобразительного искусства города Армавира: Е.П. Удальчикова (МОУ-СОШ №6), И.Н. Троицкая (МОУ-СОШ №9) и другие.

  1. Использование опыта дает высокие результаты, учащиеся участвуют и побеждают в различных школьных, городских, краевых конкурсах, учатся не только выполнять проекты, но и защищать их, доказывая актуальность и необходимость разработок. Опыт  будет интересен и полезен учителям изобразительного искусства.

Библиографический список:

  1. Н.А. Бондарева. Педагогическая техника в целеполагании процесса и качества образования. Конструирование современного урока. Армавир. 2006.
  2. Е.Н. Гуляков Новые педагогические технологии. Дрофа - Москва 2007.
  3. Intel обучение для будущего. Москва 2006.
  4. Педагогические технологии в образовательном процессе. Волгоград «Учитель» 2008.
  5. Г.Д. Шкарлупина Методика преподавания предметов культурологического цикла. Ростов-на –Дону «Феникс» 2005.

Приложение

  1. Приложение №1 – конпект урока 8 класс «Дизайн и архитектура моего сада»
  2. Приложение №2 – мастер класс «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».
  3. Приложение №3 – презентация на тему «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».

Приложение №1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

Конспект урока по изобразительному искусству 8 класс

Тема: «Дизайн и архитектура моего сада».

Подготовила Рыльская Наталья Борисовна,

учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ №  3

2011 год

Дизайн и архитектура моего сада

  1. создание плана земельного участка с обозначением элементов, организующих мини – пейзаж сада;
  2. создание общего вида сада;
  3. макетирование фрагмента сада из природных материалов.

План-конспект урока ИЗО в 7 классе по теме: «Дизайн и архитектура моего сада»

Учитель МОУ - СОШ №3  

Рыльская Наталья Борисовна,

Задачи урока:

  1. Воспитательные:  создать условия для воспитания патриотизма, искренней любви к родному городу, ответственности, гордости, чувства собственного достоинства, а также воспитание на основе сотрудничества, работы в коллективе, воспитания  мотивации к поведению достойного гражданина своей Родины  и народа.
  2. Развивающие: способствовать

       -  развитию интереса к учебной задаче, сознательная потребность в знаниях (мотивационная сфера);
        - положительному эмоциональному отношению к учению и учителю, удовлетворению от успешно выполненного задания (эмоциональная сфера);

        - умению использовать речь как средство коммуникации, умению участвовать в коллективной работе,  умению участвовать в ролевых отношениях, а также прислушиваться к замечаниям и требованиям учителя (коммуникативные способности);

        - умению довести начатое дело до конца, контролировать свое поведение, умению работать одному и в группе (волевая сфера);

        - осознанию визуального материала (восприятие); развитию скорости ориентировочно-поисковых движений, сосредоточенности на изучаемом материале (внимание);  умению анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умению применять знания в новых условиях, умению ставить вопросы и отвечать на них, умению переходить от  общего к частному и наоборот (мышление);  развитию творческого воображения  (интеллектуальная сфера).  

        3. Обучающие: при помощи поисково- исследовательской работы  расширить знания учащихся об дизайне ландшафта, раскрыть особенности различных видов ландшафта, умение самостоятельно работать с различными источниками и материалами,учебником; отбирать нужные знания из большого объема информации.

Оборудование: слайды различных видов ландшафта, слайды с видами Армавира, окрестностей школы №3, подготовительный материал для самостоятельной работы; клей ПВА, ножницы, пластилин, веточки, камушки различных размеров, модели скамеек, беседок, картон. У каждой группы схема с вопросами для защиты проекта, листы самооценки.

План урока.

Этап урока

Педагогическая техника (метод проектов)

время

1

Начало урока

Вход в урок –Технология успеха-Интеллектуальная  разминка

3

2

Вступительная беседа. Объяснение  задания

Привлекательная цель. - Отсроченная отгадка - Демонстрация профессионального уровня.- Неточный ответ. – Игровой момент.

6

3

Самостоятельная работа

Организация работы в группах.- Устная рецензия

24-26

4

Итог занятия

Отсроченная отгадка - Базовый лист контроля –Творчество работает на будущее.

5

Ход урока.

  1. Начало урока

Вход в урок (технология создания ситуации успеха) Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку по группам. Сегодня у нас с вами завершающий урок по теме  «Дизайн и архитектура моего сада», работая над  проектом, вы показали свои знания, умение работать самостоятельно и в группе, прекрасно выполнили исследовательскую работу, разработали план и эскиз ландшафта, завершаете макет. И я думаю, сегодня на занятии вы  также серьезно и ответственно подойдете к итогу вашей большой работы, защите своих проектов.

Опрос  (интеллектуальная разминка):

Перед завершающим этапом мне хотелось бы узнать, что узнал, открыл нового для себя каждый из вас,  исследовав тему «Дизайн ландшафта». Направляющие вопросы:

  1. Что входит в понятие дизайн?
  2. Какие зоны в дизайне ландшафта вы можете назвать?
  3. Какие виды, стили ландшафта знаете?
  4. Какие малые архитектурные формы можете назвать?

Приветствие учителя и друг друга, проверка старшим группы готовности к уроку, заполнение листа самооценки. Дизайн в переводе проект. Проектирование. Можно сказать проектирование предметов быта, ландшафта не только с понятия красоты,  но и всех связей.

Мы можем разбить свой участок на парадную зону, зону отдыха, хозяйственную.

Различают несколько стилей: классический, натуральный, смешанный.

Классический подразумевает симметричное расположение всех элементов относительно к главной оси композиции, при этом выдерживаются строгие геометрические формы.

Натуральный – ландшафтный стиль подразумевает свободное размещение всех элементов. Имитируя естественную природу. Формы элементов и посадок криволинейны, ассиметричны.

Смешанный стиль когда часть зоны оформляется в классическом стиле.  а часть в натуральном.

Очень часто в ландшафте дизайнер использует искусственно-созданные декоративные элементы называемые малыми архитектурными формами. К ним относятся беседки, арки. Другая группа малых форм применяется для оформления рельефа и  ограждения: наружные лестницы, сходы, парапеты, ограды. В третью входят  декоративные бассейны, каскады, фонтаны, мостики и переходы. В четвертую- всевозможные светильники и фонари. К пятой относятся элементы декоративного мощения, разнообразные по форме и окраске. Отдельно выделяются садовые скамейки  и вазы, в том числе и контейнеры для растений. Все эти элементы выполняются из различных материалах, гармонично вписываются в окружающий ландшафт.

2.Вступительная беседа. Объяснение  задания

(Привлекательная цель) Мы выполняем с вами не просто проект, а стараемся изменить облик самой лучшей школы города Армавира. Ведь именно от нас будет зависит, какой школа станет в будущем. Наш урок будет соответствовать новым стандартам образования, где большое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся, разработке и защите проектов. В современном обществе важно не только разработать проект, но и доказать его важность, актуальность и значимость. Ваша задача была заняться поиском материала по теме, поиска лучшего варианта композиции, материала. Вообще у нас на занятии много связано со словом поиск. Посмотрите,  на доске вы видите словосочетания с этим словом и мне бы хотелось услышать в конце занятия, поиском чего мы занимались, выполняя работу? (отсроченная загадка)

  1. Поиск сокровищ
  2. Поиск совершенства
  3. Поиск истины
  4. Поиск красоты
  5. Поиск гармонии

Для защиты проектов на оценочных листах, вы видите вопросы, используя их можно построить свою защиту и доказать целесообразность вашей работы. Защиту проекта можно построить следущим образом (демонстрация профессионального уровня). При этом использую  технологию неточного ответа.  Время защиты ограничено не больше 3 минут, на вопросы командам по 1 минуте. Разыгрывание очередности выступления (элементы игры)

3.Самостоятельная работа

(Организация работы в группах) Каждая группа заканчивает модель ландшафта. Заполняет  оценочный лист вместе с защитой проекта.  Решает, кто будет от группы  защищать проект.

 Во время защиты проектов каждая команда задает вопросы  и дает рекомендации по проектам. (устная рецензия)

Работа в командах, ребята заканчивают проекты, заполняют проектные  листы, используя  вопросы:

  • Название работы;
  • Стиль проекта;
  • Какие малые архитектурные формы использовали в проекте;
  • Какие материалы;
  • Значимость проекта для города, школы.

Каждая команда самостоятельно решает, кто будет защищать проект. Во время выступлений, заслушивают другие команды, задают вопросы по выступлению

4.Итог занятия

Отсроченная отгадка - Базовый лист контроля –Творчество работает на будущее.          

Отвечают на вопрос: «Поиском чего мы занимались, выполняя работу? (отсроченная отгадка)

  1. Поиск сокровищ
  2. Поиск совершенства
  3. Поиск истины
  4. Поиск красоты
  5. Поиск гармонии

Просматривают оценочные листы, решают  чей проект интереснее . Дальнейшая реализация .

Лист планирования самостоятельной деятельности группы

по проекту «Дизайн и архитектура моего сада».

Название работы_______________________________________________________________

Стиль  проекта_(обоснование)____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Какие малые архитектурные формы использованы в проекте(обоснование)______________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Значение проекта для школы и учащихся____________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Этапы работы и самооценка

Список учащихся

Исследовательская деятельность

Разработка плана, эскиза

Моделирование проекта

Защита проекта

итог

1

дизайнер

2

3

4

5

6

7

Схема рецензии устного выступления.

1.Что понравилось в проекте, о чем рассказано наиболее удачно?

2.Как построено выступление, общая структура и логика изложения?

3.Замеченные неточности, ошибки, противоречия.

4.Дополнения к выступлению. Замечания и пожелания.

5.Общая оценка проекта.

Приложение №2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

Мастер класс по изобразительному искусству

Тема: «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».

Подготовила Рыльская Наталья Борисовна,

учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ №  3

2011 год

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, самостоятельно».

Альберт Грин Хаббарт

Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

  1. Целью проектной деятельности является
  • лежит развитие познавательных навыков учащихся,
  • умений самостоятельно конструировать свои знания,
  • ориентироваться в информационном пространстве,
  • развитие критического и творческого мышления,
  • умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
  1. Что необходимо учащимся для успешного выполнения проекта?
  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и  представлять свои идеи
  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения
  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
  • Эффективно использовать знания реальной жизни
  • Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Говоря о  методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проектная деятельность в зависимости от поставленных задач, может занимать от одного до нескольких уроков. При разработке занятий нужно учитывать этапы работы, предварительная подготовка,  индивидуальная работа, групповая работа и итог защита проекта.

Предварительная подготовка предусматривает большую подготовку  учителя, прежде всего, необходимо продумать тему проекта, которая должна быть соответствовать  учебному  курсу. Например ,  «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека». Причем важно выбрать тему, имеющую для учащихся важное  значение, о чем они имеют определенные знания. Затем выбирают определенную возрастную группу, в зависимости от возраста формируется основополагающий вопрос темы, «Действительно ли дизайн ландшафта влияет на  облик города и важен для горожан?».дидактические цель проекта формулирует учитель, это в данном случае «Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации, , использование информации в практической работе, а также навыков работы в команде». Изобразительное искусство связано в большей степени с  умением использовать информацию, перерабатывая ее и воплощая в практической деятельности. В данном случае  по дизайну, ландшафтному дизайну. Для учащихся важно не столько разработать презентации по ландшафтному дизайну, рассказать о видах ландшафтного дизайна, малых архитектурных формах, сколько практически творчески разработать  проект, выполнить ее от исследовательской работы, до защиты модели, доказательстве необходимости. Далее необходимо сформулировать методические задачи, к данному проекту такие  как:

  • Получить представление о ландшафтном дизайне,
  • Освоить стили ландшафтного дизайна.
  • Освоить  стили ландшафтного дизайна,
  • Получить представления о малых архитектурных формах, используемых в ландшафтном дизайне,
  • Научить разрабатывать проект  ландшафта и доказать, что разработанный проект перспективен для города, местности.

Индивидуальная работа учащихся связана, прежде всего, с формулирования проблемы индивидуальных исследований учащихся. Учащиеся самостоятельно формулируют проблему исследований,  в рамках заявленного проекта, причем учитель может провести «мозговой штурм». Используя метод наводящих вопросов. Например, «Почему люди пытаются изменить окружающий мир?», «Отражается ли в ландшафте настроение?».

При этом учащиеся выдвигают гипотезы решения проблемы, которые в результате исследования подвергаются проверке. Например, если проблема исследования «Отражается ли в ландшафте настроение?» гипотезой может служить «Настроение передается посредством материала, передачи света, композиции» и так далее. Проблемное обучение побуждает к поиску неизвестного, опираясь в процессе поиска на размышления, сопоставления с уже известными знаниями. Учитель и учащиеся совместно выбирают тему проекта, которая исходит из индивидуальных тем исследования. В данном проекте название проекта «Ландшафтный дизайн зоны отдыха, лучшей школы города Армавира». Учащиеся делятся на мини группы по 5-7 человек, которые  разрабатывают  план и эскиз ландшафта, причем место расположения выбирают самостоятельно. Продумывают, стиль, использованные материалы, малые архитектурные формы. Изучают информацию по проекту. Группа самостоятельно работает над  планом, экспликацией, эскизом ландшафта. Роль учителя наблюдать и направлять работу. Группа учитывает индивидуальную работу каждого члена, над каждым этапом работы, выставляя  баллы в оценочный лист. Последний этап самостоятельной работы, выполнение макета  ландшафта и защита проектов. При выполнении модели, учащиеся  используют  различные материалы для показа структуры. И завершает деятельность защите проекта, где группа обосновывает свой выбор именно этого стиля. Использование различных архитектурных форм, необходимость и важность этого проекта для школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

В презентации показана последовательность выполнения учебных проектов.  Дана авторская разработка серии проектных уроков по предмету "изобразительное искусство" в начальной школе и в средней школ...

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства

Статья посвящена опыту применения проектной деятельности, раскрывает методику применения метода проектов на уроках изобразительного искусства в 6, 8 и 9 классах школы....

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства (презентация)

Данная презентация иллюстрирует методическую разработку "Интеграция предметов и межпрежметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства", содержит проектные работы, вып...

Опыт работы по теме "Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства".

Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающихличностное развитие ребенка за счет уменьшения до...

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)...

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

Личностно-ориентированное обучение объединяет в  себе разные педагогические технологии - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Особое место среди них занимает проектная де...