О чем рассказывают гербы
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Грядунова Елена Евгеньевна

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_chem_rasskazyvayut_gerby.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по изобразительному искусству в 5 классе

Тема: «О чём рассказывают гербы»

Тип урока: комбинированный.

Цели деятельности учителя: формирование представления о гербах, познакомить с основными частями традиционного герба; развивать творческую активность, логическое мышление.

Задачи урока:

  • вызвать интерес к истории возникновения  герба РФ, области, города, школы; воспитание патриотических чувств и гражданственности;
  • формировать умения работать со справочниками, с Интернет-ресурсами, извлекать информацию по заданному материалу;
  • совершенствовать навыки общения и умение работать в команде; создать условия для развития универсальных учебных действий.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, практический, фронтальная, индивидуальная, групповая.

Формируемые УУД:

  • личностные: формирование умений мотивировать свои действия, оценивать собственную деятельность, считаться с мнением других;  развитие логического и критического мышления;
  • регулятивные: удержание цели деятельности до получения результата, контроль и оценка уровня владения учебными действиями и коррекция результатов своей деятельности;
  • познавательные: формирование умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать информацию для достижения цели, уметь доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками;
  • коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя, планировать учебное сотрудничество, проявлять лидерство и уметь согласовывать свои действия с партнерами, коллективом.

Формы и методы диагностики предметных результатов обучающихся на уроке: решение кроссвордов, самооценка результатов учебных действий учащихся, умение в доступной форме объяснять итоги своей деятельности, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.

Формы и методы диагностики метапредметных результатов обучающихся на уроке: умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимовыручки, дружбы и толерантности, умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда и правильно оценивать результаты труда одноклассников, находить возможности и способы их улучшения.

Оборудование:

таблица – кроссворд/из рабочей тетради  для 5 класса «Твоя мастерская» Н.А. Горяевой/,

художественные материалы для выполнения задания.

Образовательные ресурсы: 

https://ru.wikipedia.org/wiki;

http://geraldika.ru/regions.php 

Наглядно-демонстрационный материал:

презентация «О чем рассказывают гербы».

Технические средства обучения:

мультимедийный проектор, компьютер учителя, ученические ПК, выход в Интернет.

Технология:

развитие критического мышления.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Объявление темы урока

Открытие новых знаний

Презентация. Слайд 1. Изображение гербов.

-Знаете ли вы что это?

-Как известно все страны мира, многочисленные города и губернии имеют свои символы, к которым относятся прежде всего гербы. Символ — это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это — условное обозначение какого-либо понятия и он может иметь множество, в том числе,

и противоречивых значений и не всегда бывает понятен.

К примеру, на гербе губернской столицы изображена белая дикая коза, стоящая на траве в голубом поле, а на гербе Самарской губернии – козел. Почему именно так? Попробуйте ответить.

-Почему вы не смогли выполнить задание?

- Кто догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?

Слайд 2. Тема нашего урока «О чем рассказывает гербы».

Свои собственные символы могут иметь различные организации и учебные заведения.

Слайд 3. Наша школа такое же маленькое государство. И у нас есть свои отличительные знаки – герб и флаг школы.  И также принято: каждому классу иметь свою символику, которая отражает в себе особенности того или иного классного коллектива. А чтобы создать свои отличительные знаки, необходимо знать правила составления этих символов.

Прежде чем продолжить тему урока давайте вспомним, а что мы знаем о гербах?

Слайд 4 Из предложенных определений выберите те, которые на ваш взгляд, характеризуют понятие герб.

  1. Символ - условный опознавательный знак.
  2. Личный знак рыцаря.
  3. Условное, символическое изображение какого-либо понятия, идеи или предмета (например голубь – мир).
  4. Отличительный знак государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.
  5. Искусство составления изображения герба.
  6. Распорядитель на рыцарских турнирах.
  7. Общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий.

Слайд 5.

В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика. Эта наука занималась составлением гербов.

Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.

Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнире они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо. Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно. И герб стал использоваться как опознавательный знак. На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды - люди, изучающие и составляющие гербы.  Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.

Слайд 6. При составлении узора герба использовали финифть (так называется цвет герба), меха (узор, который символизирует шкуры различных животных, например – белки), золото и серебро. Золото - желтый цвет, серебро – белый.

В геральдике эти цвета называются – металлами.

Слайд 7. Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей. Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический, круглый, квадратный.

Слайд 8. Поле щита может быть однотонное - простое или разделенное - сложное. Щит бывает разделенным по вертикали – рассеченный, по горизонтали – пресеченный, по диагонали – скошенный. И другие виды щитов.

Слайд 9. Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, птицы, звери.

Слайд 10. Под щитом изображалась лента, на которой был написан девиз. Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например: «Усердие все превозмогает».  «Честь превыше всего».  «За честь и достоинство».

Слайд 11.Выбранный цвет имел символическое значение:

золотой цвет - символ богатства, силы, справедливости;            

серебро - символ невинности и чистоты;

червленый (темно-красный) - символ любви, смелости;

голубой - символ красоты и величия;

зеленый - символ изобилия, надежды, свободы;

пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество, достоинство;

черный - скромность, мудрость и печаль.

Слайд 12.  Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:

Слайд 13.А это уже символы России.

Слайд 14. Самарская область также имеет свои отличительные знаки. Горделивый серебряный козел на лазоревом щите внушает уважение своей уверенностью и спокойной мощью. Изображение этого животного в геральдике и символике по возрасту не уступает орлу и льву. Уже у древних народов козел обозначал вожака, вождя, был воплощением непоколебимой силы.

Слайд 15. Наш город отличается красивым и сказочным гербом.

Слайд 16 (Кроссворд). Прежде чем перейти к практической части давайте вспомним, что же мы сегодня нового узнали на уроке? Я предлагаю вам поработать с кроссвордом. Кроссворд выполняется индивидуально (Таблица 1).

Слайд 17 (ответы).

-Гербы

Не могут самостоятельно справиться с заданием.

-Для того, чтобы «расшифровать» гербы необходимо знать о чём говорят их изображения.

Выход на тему «О чём рассказывают гербы».

Герб это:

-Символ – условный опознавательный знак.

-Личный знак рыцаря.

-Отличительный знак государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

Слушают учителя.

Запоминают основные понятия

и термины.

Слушают учителя.

Запоминают основные понятия

и термины.

Работают с кроссвордами.

Выполняют проверку.

Определение целей и задач

Слайд 18. 

Переходим к практической деятельности.

-Для выполнения задания разделитесь на команды по 4 человека в каждой /формируются предварительно, с учетом дифференциации/- всего 5 команд.

-Мы сегодня много говорили о гербах и исходя из вышесказанного, давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.

Подводит обучающихся к определению целей и задач.

Предлагает создать герб класса-как отличительный знак детского коллектива в школе.

-Лучший герб может стать символом вашего класса.

Реальное использование герба позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся на достижение наилучших учебных достижений.

-В конце работы вам предстоит оценить свою работу в команде.

Осмысливают цели и задачи учебных действий.

-Создать изображение герба.

-Сформулировать общее мнение группы или изложить разные мнения.

-Уметь защитить свой герб.

Проектирование результатов урока

Помогает, советует.

Составляют план работы.

Распределяют обязанности в команде.

Отбор содержания учебного материала

-Для работы используйте Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki;      

http://geraldika.ru/regions.php 

Отбирают материал, необходимый для решения поставленных задач.

Творческая практическая деятельность обучающихся

Консультирует, отвечает на вопросы

Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Работают с Интерне-источниками, создают эскиз, выполняют практическую часть.

При выполнении задания, используют необходимые художественные средства.

Осуществление контроля

Наблюдает, консультирует

Применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля.

Коррекция

Помогает, консультирует, советует

Формулируют затруднения, проблемы, осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценочная деятельность

Организует защиту работ.

Организует оценку уровня усвоения знаний обучающимися. Критерии оценивания работы (Таблица 2).

- Каждый ученик, слушая отчет команд оценивает качество подготовленного материала. В оценочном листе стоит определенное количество баллов. Сейчас вы впишите фамилии своих товарищей, представляющих свой вариант герба, выставите объективное количество баллов. Позднее вы их суммируете по всем пунктам и выведите средний балл. Члены команды получают одинаковые отметки.

Определение работы, набравшей большее количество баллов.

Защита работы каждой командой.

Команда выдвигает ученика, который представляет работу группы.

Оценивают знания друг друга по предложенной учителем шкале.

Итог урока

Организует рефлексию в форме анкетирования.

Работа в команде мне понравилась так как…:

-было интересно;

-все чувствовали себя свободно;

-я сам(а) рассуждал(а), находил(а) решение;

-мы коллективно искали решения;

-можно было обсуждать в команде возникающие вопросы;

-можно было обратиться за помощью к учителю;

-я узнал много нового;

-другое мнение;

-моя оценка себе за поведение на уроке;

-моя оценка себе за работу на уроке.

Выставление оценок.

Благодарю з работу. Урок окончен.

Отвечают на вопросы анкеты

Домашнее задание

Подготовить информацию об истории создания герба нашего города. Возможна презентация в формате Power Point.

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О чём рассказывают гербы и эмблемы

Урок изобразительного искусства разработан для 5 класса по программе Б.М.Неменского. На уроке учащиеся знакомятся с историей создания гербов и их видами, значением цвета и символов в них, с гербами ра...

Конспект урока в 5 классе. "О чем рассказывают гербы и эмблемы?"

Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на ...

Методическая разработка к уроку ИЗО "О чём рассказывают гербы"

Данная работа представляет собой раздаточный материал в виде карточки с информацией о формах гербов и значением цвета в геральдике. Может использоваться на уроках ИЗО в 5 классе при изучении темы "О ч...

Введение в историю "О прошлом рассказывают гербы" 5 класс

Урок-презентация "О прошлом рассказывают гербы" 5 класс...

О чём рассказывают гербы

Представленный конспект урока изобразительного искусства в 5 классе является вторым занятием из двухчасовой темы "Гербы" по программе Неменского. Содержание занятия построено на краеведческом материал...

Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского

Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...