ИСТОКИ МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА. НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Ламбантова Лада Викторовна

Презентация и конспект урока ИЗО в 8 классе по программе Б.М.Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_8_naskalnaya_zhivopis.doc37 КБ
Office presentation icon naskalnaya_zhivopis.ppt947 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ИСТОКИ МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА.  НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Предмет: ИЗО

Класс: 8

Цели:
1. Сформировать представление об истоках монументальных видов искусства на примере истории развития наскальной живописи и открытия источников ее изучения.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и его истории.
3. Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки самостоятельного поиска и систематизации материала, публичного выступления.

ХОД  УРОКА


1. Организационный момент.

2. Беседа об истоках возникновения монументальных видов изобразительного искусства, источниках ее изучения с привлечением компьютерной презентации.       Ребята, мы уже говорили об архитектуре и о том, что ее можно рассматривать только в связи с другими видами изобразительного искусства.
Искусство, которое рассчитано на массовое восприятие и существующее в синтезе с архитектурой, принято называть монументальным.
Монументальное искусство «живет» на внутренних и внешних стенах зданий и сооружений, на улицах городов.

- Приведите примеры.

Учащиеся:

- Скульптуры-памятники.

- Скульптуры-фонтаны, колонны.

- Статуи.

- Мозаичные полы, стены, потолки.

- Фрески, панно, витражи и др.

      Монументальное искусство начинает появляться и развиваться вместе с архитектурой. Когда же это происходит?

     Ученые считают, что поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. Собственно, здесь можно говорить не об искусстве вообще, а об изобразительном искусстве. В конце древнего каменного века у людей появились потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.
     Когда были найдены первые пещерные изображения животных, почти никто не верил, что так могли рисовать люди, которые жили в пещерах и пользовались орудиями из камня. И тем не менее это так. Поразительные по совершенству, меткости наблюдений изображения животных - бизонов, лошадей, мамонтов - наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале. Участки пещер с росписями часто находятся в глубине, в полной темноте. Для того чтобы разноцветными минеральными красками нарисовать здесь эти фигуры, приходилось освещать стены факелами и каменными «лампами» в виде ковшиков, заполненных жиром.
    Полагают, что через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире. На стенах пещер изображения людей - большая редкость. Это и понятно: ведь и нам в детстве бывает легче осмыслить отношения между живыми существами, пользуясь образами животных. Женщины - первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще их предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине.

Чем же рисовали первобытные художники? Видимо, основным художественным инструментом была кисточка из шерсти, палка или просто палец. В рисунках старались передать главное. Все несущественное отметалось, а характерное, наоборот, преувеличивалось и обобщалось. Получался «всем бизонам бизон». Животные изображались толстыми, мясистыми, чтобы охота была удачной.
Краску для живописи получали из природных красителей, растирая минералы и растения. Вот как описывает цветовую гамму первобытных художников Алан Маршал в рассказе «Изображения в пещере»: «Рисунки были выполнены в красных, коричневых, желтых тонах, а также краской пурпурного оттенка. Краской служили размельченные куски охры. Белая краска, встречавшаяся во многих рисунках, приготовлялась из белой глины или истолченного известняка. Черную краску, которую делали из древесного угля, употребляли довольно редко. Наиболее часто охотники прибегали к темно-коричневым и желтым тонам. На этих рисунках люди фигурировали редко. Чаще всего были изображены животные... Вся поверхность скалы окрашена охрой разных оттенков. Если прищурить глаза, казалось, что видишь огромный причудливый узор, исполненный всеми цветами земли».

В. Берестов «Первые рисунки»

Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследьем дорожим.

Он не умел слепить горшок из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

Но до сих пор в его глухой пещере

Толпой теней стремительно живой,

Летят па стенам яростные звери,

Свирепые противники его.

Глаз мамонта испуганно косится,

Бежит олень, погоней окрылен,

Упал и, умирая, шевелится,

И кровь глотает раненый бизон.

Охотники бесшумно шли по следу,

И громким криком открывали бой,

И закрепляли трудную победу

Рисунком легким, тонкою резьбой.

3. Постановка художественной задачи. Творческая работа «По следам первобытных художников».     

    А теперь, ребята, представьте себя на месте первобытного художника, помните, как ограничена палитра ваших красок, какие сюжеты вас интересуют, и выполните творческую работу-рисунок «По следам первобытного художника».

4. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 8 класса по теме «Истоки архитектуры и монументальных видов искусства».

В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства"...

Презентация к уроку ИЗО в 8 классе по теме "Виды монументальной живописи"

Данный материал представляет собой мультимедийную презентацию к уроку ИЗО в 8 классе "Виды монументальной живописи"...

Художественно эстетическое развитие школьника посредством ДПИ. Монументальная живопись. Витраж

Раскрытие возможности художественно эстетического развития школьника посредством ДПИ в школе....

Виды монументальной живописи

Виды монументальной живописи, с использованием новых возможностей презентации...

Монументальные виды искусства

Преентация "Монументальные виды искусства" для 8 класса...