ГОЛУБЬ - СИМВОЛ МИРА НА ЗЕМЛЕ
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Ольховик Светлана Сергеевна

рисуем птицу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golub-simvol_mira.rar2.76 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2

Автор УМК: Неменский Б. М.

Тема урока: «Голубь - символ мира на Земле» (рисуем птицу)».

Тип урока: комбинированный

Цель:

Образовательная: научить учащихся рисовать голубя; познакомить учащихся с творчеством испанского художника Пабло Пикассо; формировать практические навыки работы с художественными материалами.

Развивающая:  развивать творческую и познавательную активность.

Воспитательная: объяснить учащимся важность борьбы за мир.

Оборудование для учащихся:  лист бумаги голубого или синего цвета, карандаш, гуашь,  кисти, иллюстративный материал по теме: «Голубь – символ мира на Земле».

Зрительный ряд: рисунки детей, презентация.

Музыкальный ряд: «Японский журавлик»,

слова Владимира Лазарева, музыка Серафима Туликова; 

«Летите, голуби, летите…»,

слова Михаила Матусовского, музыка Исаака  Дунаевского

.Структура урока 

1) Организационная часть.

2) Актуализация знаний.

3) Формирование новых знаний.

4) Практическая работа (самостоятельная работа).

5) Закрепление знаний.

6) Рефлексия (подведение итогов занятия).

7) Информация о домашнем задании.

Ход урока.

1.Организационная часть.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим, как вы готовы к уроку.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Чистый листик, простой карандаш лежат перед вами.

Краски, кисти, баночка с водой – посередине стола.

Всё в порядке! Все готовы начать урок!

- Почему так важно правильно расположить на парте все необходимые на уроке учебные принадлежности?

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места».

2. Актуализация опорных знаний.

- Какую работу мы с вами выполняли на последнем занятии? (рисовали фриз)

- Что такое фриз? (Это длинная полоса, на которой расположены декоративные элементы)

- А в качестве декоративных элементов мы использовали цветущую ветку яблони, и сегодня ваши работы украшают классную доску. А что еще можно украсить фризом? (стены дома, картины и т.д.)

.

3. Формирование новых знаний. Сообщение темы урока.

Отгадайте загадку:

Кто отправился в полёт,

В клюве веточку несёт?

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... (Птица)

- Правильно! Сегодня наш урок посвящен этим пернатым жителям нашей планеты.

 (Слайды 2-5)

 - Птиц на Земле насчитывается более 8 000 видов. Очень часто птицы являются для людей символами каких-либо событий или явлений. Каких? (Петушок - утро; жаворонок - весна; сорока - новости; журавль - семейное счастье).

(Слайд 6)  

А для японцев журавль - птица священная, она символизирует счастье и радость. Изображения журавлей в Японии встречаются повсюду. Исстари японцы считали:  если положить у стен храма гирлянду из тысячи маленьких бумажных журавликов, то она отведет беды и болезни, принесет в дома радость и счастье.

Послушайте песню о журавлике.

(Слайд 7)

Прослушивание песни: "Японский журавлик"

слова Владимира Лазарева

музыка Серафима Туликова,

Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,

Бумажного журавлика товарищ мне привез.

С ним связана история, история одна -

Про девочку, которая была облучена.

 Припев:

Тебе я бумажные крылья расправлю,

Лети, не тревожь этот мир, этот мир,

Журавлик, журавлик, японский журавлик,

Ты вечно живой сувенир.

 "Когда увижу солнышко?" - спросила у врача

(А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча).

И врач ответил девочке: "Когда придёт весна,

И тысячу журавликов ты сделаешь сама".

 Припев.

Но девочка не выжила и скоро умерла,

И тысячу журавликов не сделала она.

Последний журавленочек упал из мертвых рук -

И девочка не выжила, как тысячи вокруг

- О чём рассказывается в песне? (дети отвечают)

- Эта песня основана на реальной истории японской девочки Садако Сасаки, облученной при атомной бомбардировке Хиросимы 6 августа 1945 года.

(Слайд 8)  

Маленькой девочке Сасаки Садако (Sasaki Sadako) на момент взрыва было 2 года: она родилась 7 января 1943 года. Дом Садако находился не более чем в двух километрах от эпицентра взрыва (около 1,5 км), но Садако повезло – она осталась жива. И даже не получила ни царапины.

Время шло, Садако взрослела.  Жила она подобно всем японским детям того времени – ничего особенного. Послевоенные времена, тяжело, общая бедность населения, восстановление страны.  Её родители тоже остались живы. Всё было в порядке. Признаки болезни появились спустя 9 лет, врачи поставили диагноз «лейкемия», девочку положили в больницу. По прогнозам врачей, жить ей оставалось не более года. Ее лучшая подруга Чизуко Хамамото принесла ей листок золотистой бумаги и свернула из нее журавля «цуру», напомнив японское поверье о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов «цуру», исполнится.

 - Садако начала делать журавлей из любой бумаги, которую ей удавалось найти. Но желание выжить не исполнилось.

(Слайд 9)

 Друзья и одноклассники Садако начали кампанию по установке памятника ей и другим детям, погибшим в результате атомной бомбардировки. Этот памятник, увенчанный статуей Садако, поставлен в Парке Мира в японском городе Хиросима 5 мая 1958 года.

 - С тех пор японские дети постоянно приносят к ее памятнику своих бумажных птиц.

(Слайд 10)

Так журавлик стал еще одним символом надежды на мир без войн, немым укором тем, кто продолжает копить и совершенствовать орудия уничтожения себе подобных, напоминанием о том, что ядерная война может оказаться последней…

- Ребята, а знаете ли вы, как называется искусство складывания из бумаги разных фигурок? (оригами)

- А знаете ли вы ещё одну птицу, которая является символом мира? (Голубь)

(Слайд 11)

С древнейших времен люди считают голубя символом мира на Земле.

Например, в  Древнем Риме символом мира считались голубки Венеры, которые свили себе гнездо в опрокинутом шлеме Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.

 (Слайд 12)

В 1949 году в Париже и Праге одновременно проходил Всемирный конгресс (собрание) сторонников мира. Эмблема этого конгресса была нарисована испанским художником Пабло Пикассо (Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Мáртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (принят также вариант Пикассо́)

 На эмблеме нарисован белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Художник был избран во Всемирный совет мира, награжден различными Международными премиями мира. Одного из своих голубей художник подарил первому космонавту - Юрию Алексеевичу Гагарину.  Свою дочь Пикассо назвал Палома, что значит «голубка».

Существует традиция выпускать белых  голубей, как символ мирных намерений.

Давайте посмотрим, какие бывают голуби . 

Прослушивание песни: «Летите, голуби, летите…», слова: Михаил Матусовский, музыка: Исаак Дунаевский

Летите, голуби, летите,

Для вас нигде преграды нет.

Несите, голуби, несите

Народам мира наш привет.

Пусть над землею ветер стонет,

Пусть в темных тучах небосвод.

В пути вас коршун не догонит,

С пути вас буря не собьет.

Во имя счастья и свободы

Летите, голуби, вперед.

Глядят с надеждою народы

На ваш стремительный полет.

Летите, голу6и, летите

В лучах зари к грозной мгле.

Зовите, голуби, зовите

К труду и миру на земле.

- Так, что же  несут голуби человечеству? (Мир, счастье, свободу, труд.)

- А сейчас, давайте сделаем разминку.

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись

И слегка назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб красиво рисовать  

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( дети садятся за парты.)

 4. Практическая работа (рисование голубя)

- Итак, задача нашего урока – научиться рисовать…(голубя)

C:\Documents and Settings\Renaissance\Рабочий стол\урок\урок 2 класс\golub.jpg 

- Мы рисуем туловище голубя в виде большого овала и голову виде круга поменьше. Соединяем голову и туловище, рисуем хвостик в виде четырехугольника.

- Рисуем крылья голубя в виде вытянутых неправильных четырёхугольников. Рисуем перышки на крыльях и хвосте голубя, прорисовываем клюв (треугольник).

- Прорисовываем лапки, клювик и глазик, прорисовываем пальчики на лапках.

 - Аккуратно ластиком стираем ненужные линии и приступаем к работе красками. Не забывайте, что мы рисуем не просто голубя, а символ мира — белого голубя. Поэтому основная краска, которую мы используем – белая.

А еще можно нарисовать голубя, приложив вашу ладошку к центру вашего листа. Отставьте большой палец левой (правой) руки максимально вправо (влево), остальные пальчики держите вместе. Обведите кисть руки карандашом. Уберите руку и дорисуйте голубя. (работа на доске)

Самостоятельная работа.

- Наш урок подошел к концу. Те из вас кто не успел раскрасить – может закончить дома.

5. Закрепление знаний.

- Ответьте, пожалуйста, на простые вопросы.

- Какую птицу сегодня мы рисовали? (голубя)

- Почему люди часто рисуют голубей? (голубь - символ мира)

- Кто автор картины "Голубь - символ мира"? (испанский художник Пабло Пикассо)

- О каких еще символах мира вы узнали? (бумажный журавлик)

 Демонстрация на доске лучших завершенных работ.

6. Рефлексия (Значение слова  по Ожегову:

 Рефлексия - Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ)

- Скажите, получилось у вас нарисовать голубя?

А что в ваших рисунках вам не нравится?

Но самое главное у вас получилось – в своих рисунках вы выразили свое желание жить в мире.

- Давайте вместе со мной  прочитаем стихотворение  

Пусть будет мир

Пусть пулеметы не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города...

Мир нужен на земле всегда! 

- Ребята, сегодня в актовом зале нашей школы будет проходить концерт, посвященный МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СЕМЬИ.  Давайте после того как вы уберете свои рабочие места  мы вместе поднимемся в актовый зал, прикрепим своих голубей на занавес сцены, чтобы они летели над планетой и несли мир всем людям на Земле.

7. Информация о домашнем задании

- Заданием на дом –  в технике оригами сложить какую-либо фигурку.

Выливайте воду, убирайте на место краски, кисти и баночки.

 Всего доброго, до свидания.

Использованные материалы сайтов:

http://nostradamvs.livejournal.com/229735.html

http://shohosh.net/lessons-on-drawing/666-2012-11-27-12-23-09

http://www.profistart.ru/ps/blog/12318.html

http://www.proshkolu.ru/user/nadezhda1957/file/1378310/

http://jtdigest.narod.ru/dig1_02/origami.htm

http://happy-school.ru/publ/japonskij_zhuravlik/61-1-0-1779

http://www.atlanko.ru/blog/golub-simvol-mira-letite-golubi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Голубь – символ мира на Земле (рисуем птицу)»

Знакомство с анималистическим жанром искусстваСовершенствование своего умения рисовать птицуУглубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положенииПознакомить...

Разработка урока «Голубь – символ мира на Земле (рисуем птицу)»

Знакомство с анималистическим жанром искусстваСовершенствование своего умения рисовать птицуУглубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положенииПознакомить...

Мастер-класс "Голубь - символ мира и добра".

Мастер-класс предназначен для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.Цель: изготовление  объёмного голубя из бумаги для праздника 1 Мая.Задачи:·...

мастер-класс «Белый голубь. Голубь – символ мира».

Расширяет кругозор, развивает познавательный интерес к истории страны, воображение, воспитывает культуру труда, эстетический вкус, чувство патриотизма....

Голубь - символ мира на Земле (Изготовление голубя на палочке)

Образовательная: научить учащихся рисовать силуэт голубя; познакомить учащихся с творчеством испанского художника Пабло Пикассо; формировать практические навыки работы с художественными материалами.Ра...

Конспект занятия по теме «Рисуем птицу. Голубь – символ мира»

Занятие реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька» художественной направленности. Цель занятия - закрепление знаний об анималистиче...