Урок ИЗО в 5 классе «Древние образы в искусстве. Древо жизни - символ мироздания» по программе Т.Я.Шпикаловой
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Шашкина Любовь Аркадьевна

Урок проводится в 1 четверти в 5 классе. При составлении плана использован местный краеведческий материал, что помогает лучше понять тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_v_5_klasse_drevo_zhizni.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока ИЗО по теме: «Древние образы в искусстве. Древо жизни - символ мироздания» (программа Шпикаловой Т.Я)

Автор: Шашкина Любовь Аркадьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Большевыльская СОШ» Аликовского района

5 класс, урок провела  29 октября 2014 года.

№ урока

8

Тема урока

 Древние образы в искусстве. Древо жизни - символ мироздания.

Тип урока

Комбинированный

Задание

Живописная композиция «Дерево»

Цель урока

 Создание  условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства — древа.

ЗАДАЧИ

УРОКА

Обучающие

Учить, знакомить:

  • наблюдать окружающий мир;
  • знакомить с творчеством  мастеров-живописцев; формировать  художественную компетентность зрителя через общение  с произведениями искусства;
  • анализировать и обсуждать произведения изобразительного искусства;
  • знакомить   с новыми приемами работы  художественными материалами: вливание цвета в цвет,  смешение красок; обдумывать замысел будущей композиции и работать в соответствии с намеченным планом;
  • передавать  в творческой работе свое видение мира и отношение к нему.

Развивающие

Развивать:

  • художественно-эстетическое восприятие  мира природы, чувство прекрасного;
  • наблюдательность, способность и умение передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Формировать навыки быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия».
  • творчество, фантазию, воображение;
  • усидчивость, аккуратность;
  • художественно-образную  и зрительную память;
  • пространственное мышление,  чувство цвета, живописные   и композиционные навыки учащихся;
  • творческое отношение к выполнению задания.

Воспитывающие

Воспитывать:

  • интерес к искусству  живописи, творчеству мастеров- живописцев, к традициям чувашского народа;
  • взаимоуважение,   уважение к труду художников,  традициям отечественного  искусства;
  • художественный вкус;
  • познавательный интерес к изучаемому предмету;
  • способствовать возникновению у пятиклассников эмоционально-эстетического отклика при восприятии явлений природы и произведений  искусства;
  • экологическое и эстетическое отношение к миру природы;
  • гордость и интерес к символам своей малой родины и своей республики.

Оборудование

Для учителя:  презентация по теме  урока, бумага, кисти, кисти  (1 широкая плоская, 1 или 2 тонких), вода палитра, губка, поролон, гуашь (желтая, красная и черная) для демонстрации приемов работы.

Для учеников:  бумага,  гуашь ( желтая, красная и черная),  кисти  (1 широкая плоская, 1 или 2 тонких), вода палитра, губка, поролон.

Планируемые результаты

Личностные:  формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Метапредметные:  освоение способов решения проблем  творческого характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общей цели  урока и путей ее достижения,  владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств.

Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и  навыками в восприятии произведений искусства  и в художественной  практической деятельности (рисунке, живописи).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели.

Проверка готовности к уроку.

Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются  на урок.

Личностные УУД:

-способность к самооценке;

- положительное отношение к уроку.

Коммуникативные УУД:

- организовывать контакт с одноклассниками.

2. Введение в тему урока

О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Мы говорили о древних образах в искусстве. Давайте вспомним, какие образы любимы народом? Что больше всего люди любят изображать на картинах, в вышивках, в росписях? А о  каком из древних образов мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:

Летом шубу надевает, зимой снимает.

Мы будем сегодня говорить о дереве, а тема  нашего  урока: «Древо жизни – символ мироздания». Какие слова вам знакомы и понятны (древо- дерево, жизнь). Что в теме урока непонятно, вызывает вопросы?  Как вы понимаете смысл фразы - символ мироздания? (образ всего мира).

СЛАЙД 1

Рассуждают,  анализируют,

отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

- положительное отношение к познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

3. Актуализация знаний.

Поняли ли вы, чему будет посвящена тема нашего урока?   Миру деревьев.  Как вы думаете - каким будет  творческое  (практическое)  задание  по теме? (изображение дерева). Ребята, а мне кажется, что за пять лет учебы в школе вы узнали о деревьях всё. Так ли это? Нужен  ли нам этот урок? Что он  даст нам  для жизни? Давайте подумаем

( этот урок даст нам новые знания, поможет понимать, любить, беречь и охранять природу, научит правильно изображать- рисовать деревья).

Рассуждают  об актуальности новых  умений и знаний.

Личностные УУД:

- желание приобретать новые знания, умения;

- положительное отношение к познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

- делать  обобщения, выводы.

4. Первичное восприятие и усвоение нового  учебного материала

Ребята, а у вас есть любимое дерево? Какое и почему?  Как вы думаете, какое значение лес имеет в жизни человека? Какое значение может иметь для человека отдельное дерево?

-дает тепло

-защищает

-очищает воздух

-дает материал для строительства

-кормит

-лечит

-обувает, дает краски и т.д.

Мог ли в древности человек выживать  без деревьев, без леса? А современный человек?

Вот поэтому дерево и было для человека центром всего мироздания, символом жизни и продолжения рода.

СЛАЙД 2

Люди всегда считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево  было равносильно тому, что убить человека. Поэтому, взамен срубленного всегда сажали новое: «Йывăç вырăнне йывăç ларт» (Вместо срубленного дерева посади другое), говорили чуваши. К  деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. У чувашского народа.почти в каждой деревне были священные деревья Киремет.

СЛАЙД 3.

 Им  люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились, задабривали злых духов, просили хорошего урожая. Есть в нашей местности места, связанные с Киремет? (Киремет варĕ, Киремет вăрманĕ (овраги и леса, где совершались жертвоприношения священным деревьям)). Дубы, вязы, березы относились к заповедным, священным. Такие деревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер. Ивы в  деревнях охраняли от пожара и стихийных бедствий. Чуваши при строительстве сарая для скота использовали вяз, чтобы оберегать скотину, чтобы она лучше плодилась. «Хурама пек хунтăллă пулччĕр»,-говорили они о домашней живности (вяз очень кустится, ветвится  при росте и имеет густую крону, поэтому желали, чтобы живность давала хороший приплод) .

 Также наши предки особо почитали дуб – юман. «Ватă юман-асатте» (старый дуб-дедушка_, «Юман – авалхи чăвашсен йăх палли»  (дуб-символ чувашского народа), «Юман асамлă таса йывăç» (дуб-священное чистое дерево). В Ильинском лесничестве Моргаушского района  имеется дуб, которому больше 300 лет. Он является памятником природы.

Образ дерева - один из древнейших и любимейших символов в искусстве. Благодаря  древу жизни  человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу.

СЛАЙД 4

Вертикальная структура древа складывалась из трех частей, или уровней: нижнего — корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей развития. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола — оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, человека и пчел, а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира полностью  помещалась по древу.

СЛАЙД 5.

Где вы еще видели использование образа дерева? В сказках, мифах. Продолжите строчку А.С.Пушкина: «У Лукоморья …», какое чудесное дерево было перед дворцом князя Гвидона? Это тоже образы древа жизни.

СЛАЙД 6.

     Скажите ребята, а можно семью сравнить с деревом? Семья похожа на дерево,

СЛАЙД 7.

 есть корни-предки, ствол-родители, ветки и плоды –детки (иногда родственников располагают в обратном порядке, на ветках располагают старшее поколение, ближе к корням-младшее). При составлении своей родословной-семейного дерева рисуют генеалогическое древо. Если родственников много, то можно составить целую рощицу из деревьев, показывающих родственные связи.


Даже при проектировании памятников используют образ дерева-жизни.

СЛАЙД 8.

 Вы знаете, что в этом году отметили трагическую дату: 10 лет назад в школе в г.Беслан произошла страшная трагедия. Террористы захватили школу и удерживали в заложниках детей, родителей и учителей. В этой трагедии погибло более 300 детей и взрослых. В память о погибших спроектировали памятник «Древо скорби», которое тоже является символом жизни, древом жизни. Ствол как бы состоит из фигур четырех скорбящих женщин, которые держат на своих вытянутых руках-ветках безвременно ушедших  детей – ангелов. А дети – это продолжение жизни, это цветы и плоды дерева. Без плодов у дерева нет продолжения жизни.

Образ дерева используется в геральдике, то есть в символике государств, располагается на гербах городов, районов. Ребята, вы ежегодно активно участвуете в конкурсе на знание государственных символов. В символах каких государств вы видели образ древа жизни?

СЛАЙД 9.

 «Дерево жизни» — главный элемент новых государственных символов Чувашской Республики — герба и флага, принятых 29 апреля 1992 года. Автор государственных символов Чувашии -  народный художник Чувашии Элли Михайлович Юрьев. В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

СЛАЙД 10.

А теперь на слайде символы нашего Аликовского района. Что вы там видите? И на флаге, и на гербе также располагается древо жизни. Автор символов нашего района – заслуженный художник Чувашии А.В.Данилов.

Слушают учителя. Размышляют над ролью лесов и деревьев в жизни человека.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают   живописные и  декоративные произведения,  анализируют их.

Рассматривают использование образа древа жизни в ДПИ и в Чувашской геральдике, в геральдике своего района. Получают удовольствие от созерцания  произведений искусства.

Личностные УУД:

-положительное отношение к учению и познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- стремление к красоте.

Познавательные УУД

-слушать, извлекая нужную информацию

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

-  осмысление и переработка полученной информации.

- умение работать с учебником.

- делать  обобщения, выводы;  

- анализировать, сравнивать   изобразительные, художественные объекты;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

5. Динамическая пауза

Давайте немного отдохнем. Проводится физкультминутка.  

Ветер дует нам в лицо (взмахи руками).

Закачалось деревцо ( наклоны в сторону).

Ветерок все тише-тише (медленно приседаем).

Деревцо все выше-выше ( встаем на цыпочки  и тянемся вверх).

Выполняют физические  упражнения

Личностные УУД:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.

Коммуникативные УУД:

- совместная деятельность при выполнении физических упражнений в игровой форме.

6. Первичное закрепление изученного материала

Ребята, давайте теперь сделаем выводы. Почему художники любят изображать деревья в своих произведениях?

-  что символизирует образ дерева  в народном сознании?

Почему? В каком порядке на образе дерева в древности располагали все живое?

-  каким должно быть отношение современного человека к дереву? Почему?

Осмысляют и перерабатывают полученную информацию. Отвечают на вопросы учителя

Познавательные УУД

-  осмысление и переработка полученной информации.

- умение работать с учебником.

- делать  обобщения, выводы;  

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

7. Постановка цели и задач  урока

 Сегодня мы с вами будем изображать дерево. Как вы думаете,  что нам необходимо узнать нового для выполнения задания, чему новому научиться?  Давайте  вместе  определим задачи нашего  урока.

- научиться правильно изображать дерево,  узнать, как, в какой последовательности выполнить рисунок ;

- узнать, как рисовали деревья знаменитые художники, познакомиться с их творчеством.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают  о предстоящем задании.

Определяют   задачи урока:

- научиться правильно изображать дерево,  узнать, как, в какой последовательности выполнить рисунок;

- узнать, как рисовали деревья знаменитые художники, познакомиться с их творчеством.

Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

- положительное отношение к познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

-умение  высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы;

- определение  в  сотрудничестве с учителем и одноклассниками  цели деятельности на уроке;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

8. Усвоение   нового учебного материала

Полюбуемся произведениями И.И.Шишкина. «Царь лесов» - так называли современники  Ивана Ивановича Шишкина(1832—1898) , великого русского живописца и поэта леса.  Он писал и рисовал деревья, воспевал их  красоту.

СЛАЙД 11.

Что вы чувствуете, глядя на эти картины?  («Березовая роща» и «Дубы»).Есть ли схожесть у картин . Какая? Чем отличаются? Где располагался художник, когда писал эти две картины (в тени за деревьями,а свет пробивается через мозаику листьев). А почему мы чувствуем эту прохладу? Какие цвета использует художник в тени? На солнце? Хотелось бы вам сейчас оказаться на месте художника? Почему?

А теперь рассмотрим следующие картины. Есть ли среди них знакомые? Где вы их видели?.

СЛАЙД 12.

 Давайте внимательно рассмотрим стволы зимних деревьев. Одинакова ли их толщина и как она изменяется по мере роста дерева? Рассмотрим, как располагаются ветки на стволах.

Слушают учителя. Рассматривают произведения живописца, в  которых главным персонажем является  дерево как древнейший символ вечно живой  природы. Определяют,   какими изобразительными средствами выражает художник свое отношение к дереву как наиболее почитаемому явлению природы. Получают удовольствие от созерцания  произведений искусства.

 ( слайды)

Личностные УУД:

-положительное отношение к учебной деятельности;

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу;

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

- анализировать, сравнивать   изобразительные, художественные объекты;

- слушать, извлекая нужную информацию;

- осмысление и переработка полученной информации.

9. Усвоение   и закрепление нового учебного материала

в творческой практической деятельности

Теперь мы попробуем   выполнить вместе со мной рисунок дерева, которое уже сбросило листья и ждет зимы. Как вы думаете, почему я выбрала дерево без листьев? ( У него хорошо виден ствол и ветви). Работать мы будем сразу кистью и красками, вместе со мной. В итоге нашей практической работы должна получиться примерно такая картина.

СЛАЙД 13.

  Как расположим лист альбома? Почему?

 Давайте определим этапы нашей практической работы:1) определить  задний план, фон, его цвет; 2) правильно нарисовать ствол и ветки;

(Учитель рисует на ватмане на доске).

Начнем с фона, определим место, где у нас будет солнышко. Берем желтую краску, тонкую кисть и рисуем круг в центре. На палитре в желтый добавляем капельку красного, получаем оранжевый и дорисовываем ореол. Берем губку (сухую) и аккуратно по кругу моделируем плавный переход желтого в оранжевый, другим чистым концом губки моделируем переход оранжевого в красный.  Красным заполняем все остальное (тут пригодится широкая кисть) Пока фон подсыхает, сделаем небольшую паузу.

Выполняют творческое задание согласно условиям,  повторяя за учителем все этапы построения.

Анализируют свою работу,  сравнивают с образцом. Вносят необходимые исправления и дополнения в рисунок.

Выражают в творческой работе свое отношение к природе.  

Личностные УУД:

-положительное отношение к учебной деятельности;

- освоение новых видов деятельности;

- участие в творческом, созидательном процессе;

-способность к самооценке своих действий;

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу;

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

- анализировать, сравнивать   изобразительные, художественные объекты;

- слушать, извлекая нужную информацию;

- осмысление и переработка полученной информации.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка.

10. Динамическая пауза

Физкультминутка.

Давайте нарисуем в воздухе закатное солнышко (делаем большие круги руками) и потянемся к небу, как деревце  (встаем на цыпочки и тянемся вверх). Молодцы, продолжим нашу работу.

Выполняют физические  упражнения

Личностные УУД:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья

11. Продолжение практической деятельности

   Приступим к рисованию дерева, это самое сложное.  Берем черную краску и намечаем ствол, основные ветки. Краски берем чуть - чуть. (после промывки кисть просушиваем в губку, краску берем сухой кистью иначе линии и веточки могут потечь)

Тренируем степень нажатия: в основании веточки сильнее, вытягивая,  постепенно уменьшаем давление и веточка истончается. Если кисть  подкручивать, то получим коряжистую, волнистую веточку.

  Рисуя дерево, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво ни росло дерево. Изображая дерево,  будем внимательно следить за направлением веток. Молодые, легкие ветки тянутся вверх, а нижние, которые постарше, «устали», провисают.  Работаем аккуратно, не спеша.

( Целевой обход учителя)

11. Рефлексия  

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Чему научились?

Что вам больше всего понравилось на уроке? А что не понравилось? Что получилось? Что не получилось? Почему?

Давайте посмотрим на наши работы. Нравятся ли вам они? Если не нравится, то почему? У кого, по вашему мнению, самая удачная работа? Почему? Мне очень понравилась ваша сегодняшняя работа. Вы смело работали без предварительного наброска, работали аккуратно, и у вас все получилось. Молодцы!

 Участвуют в  оценке своей деятельности на уроке. Обсуждают творческие работы одноклассников.

Личностные УУД:

- положительно относиться к учению.

Регулятивные УУД:

- адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно и справедливо оценивать   достижения сверстников, радоваться чужим успехам.

12. Информация о домашнем задании

Домашнее задание: сделать набросок любимого дерева карандашом.

Записывают в дневники домашнее задание

Личностные УУД:

- ответственное отношение к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. ...

План-конспект урока в 5 классе. Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы.

Урок- знакомство с древнейшим ремеслом на земле русской. Изготовление игрушек и оберегов из самого доступного материала - дерева. Развитие творческой фантазии  и дальнейшее раз...

Урок в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Урок в 5 классе по изобразительному  исскуству.  На уроке рассматриваются виды игрушек:  филимоновской, каргопольской, дымковской . ...

Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".

Методическая азработка для 5 класса. Урок  формирует  понятия у детей о  символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...

Презентация к уроку по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни."

Презентация помогает расскрыть тему урока "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"...

Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы"

Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы".I четверть. Учащиеся знакомятся с декоративно - прикладным искусством России и Осетии....

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".

Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой  «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н...