Роль изобразительного искусства в духовном развитии личности
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Власова Светлана Анатольевна

    В контексте современных целей школьного образования круг традиционных задач изобразительного искусства, как отдельного предмета, представляется необъективно узким. С одной стороны, не отрицает важность ИЗО в эстетическом воспитании как ведущей задачи. Вместе с тем, возникают сомнения в полезности дальнейшего использования знаний по изобразительному искусству и умений, в длительности действий полезных приобретенных навыков, в возможности их практического применения. Появляются новые подходы к ИЗО, которые расширяют задачи обучения, ориентируя на проблемные моменты современности.

    Любой учитель ИЗО остро чувствует и переживает отсутствие подлинного интереса к своему предмету не только у учеников и их родителей, но и даже у коллег. Почему принято считать, что на уроке ИЗО дети «особенно не думают», «не работают головой», а только привлекают чувства и эмоции? Учитель ИЗО хорошо известна проблема: «Поставьте положительную оценку – все равно художникам не будет, ведь по основным предметам у него все в порядке».

    Почему предмету ИЗО, включенному кстати, в систему общего образования отводится в школе столь незначительная роль? Почему ученики и их родители считают  рисование необходимо только для художественного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskaya_konferentsiya.docx14.08 КБ

Предварительный просмотр:

АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

2003г.

«Роль изобразительного искусства в духовном развитии личности»

        В контексте современных целей школьного образования круг традиционных задач изобразительного искусства, как отдельного предмета, представляется необъективно узким. С одной стороны, не отрицает важность ИЗО в эстетическом воспитании как ведущей задачи. Вместе с тем, возникают сомнения в полезности дальнейшего использования знаний по изобразительному искусству и умений, в длительности действий полезных приобретенных навыков, в возможности их практического применения. Появляются новые подходы к ИЗО, которые расширяют задачи обучения, ориентируя на проблемные моменты современности.

        Любой учитель ИЗО остро чувствует и переживает отсутствие подлинного интереса к своему предмету не только у учеников и их родителей, но и даже у коллег. Почему принято считать, что на уроке ИЗО дети «особенно не думают», «не работают головой», а только привлекают чувства и эмоции? Учитель ИЗО хорошо известна проблема: «Поставьте положительную оценку – все равно художникам не будет, ведь по основным предметам у него все в порядке».

        Почему предмету ИЗО, включенному кстати, в систему общего образования отводится в школе столь незначительная роль? Почему ученики и их родители считают  рисование необходимо только для художественного развития.

        В «Концепции модернизации российского образования» общеобразовательная школа выступает как базовое звено, ориентированное на развитие личности,  его «познавательных и созидательных способностей» и формирующие «целостную систему универсальных знаний, умений и навыков».

Изобразительное искусство так же важно, как никакая другая дисциплина, благодаря образным представлениям, которыми овладеют учащиеся, способствуют восприятию абстрактных наук. Пользуясь образно-логическим мышлением, как аппаратом для получения и освоения информации, человек обогащается новым знанием. Полученные знания и умения учащиеся могут не только с успехом использовать для решения специфических задач ИЗО, но и применять более широко в других дисциплинах, в самообразовании, в различных жизненных ситуациях.

Изучение искусства в школе – это не только подготовка и выработка потребителя – зрителя, читателя, слушателя, но и восприятия творчески созидательной личности – творца, человека способного не только воспринимать искусство, но и самому быть художественно активным, уметь применять приобретенные знания в собственной практике, формируя конкретную среду, свой мир; владеть основой творческих знаний и навыков, необходимых для дальнейшего художественного саморазвития, которое рассматривается нами как непрерывный творческий процесс.

Так же в «Концепции модернизации российского образования сказано: « Важнейшие задачи воспитания –формирование у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры…»; о том, что: «необходимо более полно использовать нравственный потенциал искусства, как средство формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Таким образом, именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающего поколения тех духовных добродетелей, стяжением которых делают человека счастливым – вера, надежда, любовь, доброта, сострадания, правда, мужество, радость созидания и творчество.

Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» как раз и дает широкий простор для такой деятельности, т.к. здесь художественная культура понимается как неотъемлемая часть культуры духовной, т.е. культуры мироотношения, культуры эмоцианально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений.

Именно через свои уроки искусства я стараюсь заложить в детях основы эстетического восприятия мира, развивать чувство прекрасного, формировать высокий эстетический вкус, умение понимать и ценить памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. И я думаю, что те «навыки души, которые сформировались у ребенка на моих уроках окажут влияния на всю его дальнейшую взрослую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Роль народного искусства в духовно-нравственном развитии ребенка

«Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нем. А это – прошлое наше и светлая память о нем; н...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, как средство духовного развития личности.

Доклад на семинар учителей музыки и изобразительного искусства о связи двух искусств....

Роль изобразительного искусства в формировании и развитии личности школьника.

Как известно, в становлении и воспитании эстетических суждений и вкуса исходным моментом является развитие у ребенка эстетического восприятия окружающих предметов и явлений действительности. Вот почем...

«Роль и место музыкального искусства в духовном развитии учащихся»

Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека.  Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокру...

Практикум "Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка"

Материал направлен на повышение педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания нравственности и формирования мировоззрения детей среднего школьного возраста....