Урок изобразительного искусства. Гармония жилья и природы. Казахская юрта. 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Синикова Екатерина Николаевна

Данный урок помогает детям освоить технику бумагопластики и знакомит с конструкцией юрты. 

Цели: образовательная -  знакомство с культурными и природными особенностями Казахстана, обычаями казахского народа;

              Развивающая -  учить определять задачу урока, формировать  замысел и путь к его воплощению;

              Воспитательная -  воспитывать интерес и уважительное отношение к изучению культурного наследия народов.

Зрительный ряд: фотографии внутреннего убранства и строения  юрты, таблица разметки, таблица орнаментов.   Чуйков «В степи». Рисунки детей прошлых лет.

Музыкальный ряд: «Пара серег» - в исполнении оркестра  Куй Курмангазы.

Литературный ряд: Загадка о юрте (учебник 2 класса «Литературное чтение»), Легенда о юрте («Казахстан», Алматы, 2001 г.)

Оборудование: белая и цветная бумага, ножницы, клей.

на доске (рекламный заголовок)

«В этом доме нет угла.

  Вот уж рай для неслуха!

  И такое вот жилище

  Ты всегда в степи отыщешь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока, макет юрты.45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства. 4 класс.

Учитель Синикова Е.Н.

Тема: Гармония жилья и природы. Казахская юрта.

Цели: образовательная -  знакомство с культурными и природными особенностями Казахстана, обычаями казахского народа;

              Развивающая -  учить определять задачу урока, формировать  замысел и путь к его воплощению;

              Воспитательная -  воспитывать интерес и уважительное отношение к изучению культурного наследия народов.

Зрительный ряд: фотографии внутреннего убранства и строения

                                юрты, таблица разметки, таблица орнаментов.

                               Чуйков «В степи».

                                Рисунки детей прошлых лет.

Музыкальный ряд: «Пара серег» - в исполнении оркестра

                                  Куй Курмангазы.

Литературный ряд: Загадка о юрте (учебник 2 класса                   «Литературное чтение»), Легенда о юрте («Казахстан», Алматы, 2001 г.)

Оборудование:

на доске (рекламный заголовок)

«В этом доме нет угла.

  Вот уж рай для неслуха!

  И такое вот жилище

  Ты всегда в степи отыщешь».

Репродукции, проигрыватель, пластинки, таблица разметки листа, макет юрты.

У детей: белая бумага, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, простой карандаш.

Ход урока.  

I. Организационный этап.

Информация о домашнем задании.

II. Повторение: (и подготовка к усвоению нового материала)

- Ребята, давайте вспомним с культурой и искусством какого народа мы подробно познакомились в I четверти.

            (с искусством и культурой русского народа.)

- Как называется жилище русского народа, из чего оно строилось и почему?

- Как украшали избу мастера – хозяева жилища?

     (бревно – охлупень, резьба, полотенце, причелены, наличники и т.д.)

- Да, вы правы, русский народ вел оседлый образ жизни, селился рядом с лесом и рекой, и поэтому строительным материалом было дерево. А чтобы лесные звери не беспокоили, человек защищал себя оберегами – вырезал изображения животных на коньке своей избы, изображения солнца на полотенце и причелинах, изображения растений в наличниках и ставнях.

 Изба сама становилась продолжением окружающего мира, частью природы.

III. Постановка целей.

- Мы повторили материал I четверти. А вот что мы будем изучать во II четверти, вы попробуйте сформулировать, отгадав загадку, записанную на доске

- Прочитайте, отгадайте, объясни почему сделал такой вывод и докажи выбор ответа.

  «В этом доме нет угла.

  Вот уж рай для неслуха!

  И такое вот жилище

  Ты всегда в степи отыщешь».

                                               (Юрта)

- Что же это такое? (жилище казахского народа)

- Итак, мы начинаем изучение культуры казахского народа со знакомства с юртой.

- Подумайте, из каких материалов мог построить свое жилище казахский народ и почему.

- Почему они не могли построить свое жилище, как и русские из дерева? (дерева не было, зато были шкуры животных, надо было постоянно переезжать).

- Все правильно, у казахов не было под рукой столько дерева, чтобы построить жилище, да и занимались они скотоводством, пасли стада, переезжали с места на место, поэтому жилище должно было быть легким, быстро разбирающимся и собирающимся, теплым, большим, надежно защищенным от суровых климатических условий степи. Юрты похожи на маленькие округлые холмы, обтекаемые степными ветрами.

- О том, как возникла, первая юрта у казахского народа существует такое поверье:

Музыка «Куй Курмангазы»

В далекие времена, в широкой казахской степи жил человек, разводил и пас скот. Каждый вечер, когда были, закончены дела и надо было ложиться спать, он огораживал себя тем, что было под рукой, а сверху закрывался шкурами животных.

 Как-то, проснувшись, он подумал: «если сегодня целый день будет светить солнце, то и весь день будет удачным – так и случилось. А вечером человек подумал, ведь такое солнце будет не каждый день, значит мне нужно сделать так, чтобы солнце было со мной всегда, тогда и удача не покинет меня. И встав рано утром, он решил сделать себе солнце.

 Нашел он дерево и сделал из веток жерди лучи, а из длинного гибкого ствола свернул кольцо и установил это все над своей головой – получился купол, похожий на солнце. Вечером человек покрыл его шкурами и улегся спать, и сон его был спокойным и счастливым. Человек этот прожил долго и своим детям передал это деревянное солнце в наследство – как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям…»

 Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но это солнце до сих пор живет в жилище казахов. Если ты войдя в юрту, поднимешь голову, то увидишь его – это шанырак и уык – солнце и лучи, которые создают дом и берегут его покой.  

 И до сегодняшних дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет удачливым и счастливым. При переезде шанырак бережно перевозят, держа его в руках, чтобы с ним ничего не случилось.

IV. Новый материал

- О каких частях юрты вы сейчас услышали? (шанырак, уык)

- Как вы уже поняли, юрта состоит из частей: основание юрты – это стенка кереге, состоящая из решеток; куполовидный свод из жердей уык и деревянный круг шанырак, образующий верхушку купола.

- Кереге обкладывалась декоративными циновками из чия, кошмой и стягивалась ткаными полосами и лентами баскурами.

- И сегодня мы с вами будем делать модель юрты.

V. Инструктаж.

Нам понадобятся: альбомный лист, клей, ножницы, цветная бумага.

Работа в парах. Альбомный лист необходимо разделить, как показано на таблице.

Из 1 части свернуть цилиндр (кереге)

Из 2 части нарезать ленты и приклеить их к цилиндру диаметрально, чтобы получился купол (уыки)

Из 3 части вырезать шанырак, для этого его надо сложит как для вырезания снежинки.

Выполняя работу, помните о технике безопасности при работе с ножницами.

VI. Практическая работа.

Декоративное оформление. Вам предстоит украсить юрту. Казахский народ в своих узорах спрятал-зашифровал изображения растений и животных. Эти символы использовались для украшений юрты в лентах баскурах, украшений дверей и предметов быта. Ваша задача придумать украшения для своей юрты, воспользовавшись таблицей орнаментов.

VII. Подведение итогов и оценивание.

Выставка работ, развитие навыков самооценки. Оценивания других работ в форме высказывания оценочного мнения и его обоснования. Учитывать применение детьми терминологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства с использованием художественно-творческих технологий 6 класс, IVчетверть "Городской пейзаж"

На этом уроке  школьники познакомятся с изображением образа города в живописи и графике, с особенностями изображения  городского пейзажа в истории искусств, будут выполнять городской п...

Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе

Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе по теме: «Украшение пасхальных яиц»...

Проверка знаний на уроках изобразительного искусства по теме «Цветоведение» для 5, 6 классов.

Проверка знаний на уроках изобразительного искусствапо теме «Цветоведение»для 5, 6 классов....

Урок изобразительного искусства «Пейзаж настроение на мотив моря» 6 класс, по программе Б.М. Неменского.

   Целью урока является приобщение детей к миру искусств через их собственное творчество. Даётся представление о взаимодействии различных видов искусств. Формируются ...

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс ...

Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского) (Часть 1)

Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное ...