Международный фестиваль детского художественного творчества как условие воспитания толерантности
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Воспитание толерантности – актуальная задача, стоящая перед сегодняшним образованием. Дополнительное образование дает возможность решать эту задачу разными способами. Одним из способов, уже четыре года успешно реализуемых Центром внешкольной работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга, является организация Открытого международного фестиваля детского художественного творчества «Разноцветная планета»

Материал к открытой научно-практической конференции "Условия воспитания толерантности в образовательной среде Фрунзенского района"

Авторы - Попова Ольга Ивановна, Сахарова Ольга Михайловна

Центр Внешкольной работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уже четвертый год ГБОУ ДОД Центр внешкольной работы Фрунзенского района совместно с отделом образования администрации Фрунзенского района и Региональной общественной организацией «Санкт-Петербургская ассоциация международного сотрудничества» проводит Открытый международный фестиваль детского художественного творчества «Разноцветная планета». На выставках, проходящих в рамках фестиваля, можно увидеть творческие работы, выполненные в самых разных техниках: изобразительное искусство (живопись, графика), декоративно-прикладное творчество (керамика, оригами, бумажная пластика, флористика, флористический дизайн, мягкая игрушка, бисероплетение, вышивка, вязание, роспись по дереву и стеклу, текстильный коллаж), компьютерная графика. В рамках фестиваля проходят мастер-классы, экскурсии в форме игры-путешествия по выставкам для детей и обучающие семинары-практикумы для педагогов. Опыт проведения этого фестиваля можно считать хорошим примером формирования толерантности для всех его участников.

Условием воспитания толерантности в данном случае выступает привлечение к участию в фестивале детей и взрослых разных возрастных и социальных групп, разных стран и национальностей. Наша цель – дать самым разным детям и подросткам возможность диалога со сверстниками, обмена идеями и, как результат, - лучшего понимания и принятия друг друга.

Такой подход подразумевает толерантность в самом широком смысле этого слова. На выставке, проходящей в рамках фестиваля, в одном пространстве размещаются работы разных детей, каждый из которых по-своему подходит к художественному осмыслению реальности. При этом мы стремимся создать безопасную и комфортную среду – психологически комфортную атмосферу, где каждый участник в творческой работе может представить собственное видение темы, не боясь быть неправильно понятым. В экспозиции представлены наиболее самобытные и оригинальные работы, выполненные в разных техниках, которые демонстрируют различные идеи, различное прочтение темы выставки, разные подходы к творчеству. Вступая в творческий диалог друг с другом, участники фестиваля получают возможность научиться принимать другую точку зрения, ценить различные формы проявления индивидуальности в чужом творчестве.

Темы выставки каждый год меняются. По мысли организаторов, тема должна быть, с одной стороны, интересна и актуальна для всех участников фестиваля, в какой бы стране они ни жили. В то же время она должна давать юным художникам возможность отразить культурные особенности и традиции своего народа. За прошедшие четыре года темами выставки были:

  • Моя Италия;
  • Любимый город;
  • По страницам любимых книг;
  • Лабиринты времени.

Высказаться на эти темы в своих работах, имеют возможность дети разных стран и национальностей, воспитанники самых разных учебных заведений, в том числе в том числе из детских домов и коррекционных школ, а также дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья.

Отбирая работы для выставки, организаторы фестиваля с одной стороны стремятся повысить художественный уровень экспозиции, чтобы дать участникам дополнительный стимул к творческому росту и возможность максимально раскрыть свои таланты. С другой стороны, работы к участию отбираются с учетом особенностей участников и возможностей их здоровья. Таким образом формируется равноценностное отношение к результатам творческих усилий детей с разными возможностями.

В то же время иногда работы ребят с особенностями развития могут достаточно сильно отличаться от других по уровню исполнения. В этом случае у других участников фестиваля и гостей выставки воспитывается умение принимать и ценить достижения детей с особенностями развития и ОВЗ. Это помогает преодолевать социальные стереотипы в отношении групп детей с ограничением по определенным признакам и оценить их труд. Помогает понять, что мир разнообразен и каждому в нем есть место.

Благодаря тому, что фестиваль является международным, его участники получают возможность увидеть мир глазами детей других стран и народов. Таким образом, на выставке в рамках фестиваля формируется некое общее художественное пространство, окно в мир детства всей нашей планеты, объединяющее детей всего мира. Возникает общность детей разных стран, объединенная творческим осмыслением одной темы, своего рода диалог культур. В центре внимания при таком подходе оказываются не различия между жителями разных стран, а то, что нас всех объединяет, и это закладывает основы взаимопонимания между участниками фестиваля.

Среди зарубежных участников выставки много русскоговорящих детей. Участие в фестивале позволяет им поддерживать связь со своей исторической родиной. Такие дети очень высоко ценят эту возможность, они очень радуются и гордятся тем, что могут продемонстрировать свое творчество российским сверстникам. Участие же в выставках зарубежных участников позволяет им еще раз прикоснуться к культуре России.

Благодаря содействию Санкт-Петербургской ассоциации международного сотрудничества мы имеем возможность проводить некоторые выставки в рамках фестиваля на территории других стран. Так, в ноябре выставка «Незримые города» была размещена в школах двух городов Италии – Сассуоло и Виньолы (провинция Реджио-Эмилия). Представленные на ней работы – это уникальный опыт иллюстрирования одной и той же книги итальянского писателя Итало Кальвино «Незримые города» школьниками разных стран, опыт понимания чужой культуры через связь литературы и изобразительного творчества.

В ходе работы над этим проектом преподаватели Центра внешкольной работы получили возможность провести деловые встречи и круглые столы с итальянскими коллегами. Такие встречи способствуют привлечению интереса к культуре и образованию России, а также формированию представления о современной России как о стране, готовой к диалогу культур. Для педагогов обеих стран такое сотрудничество в профессиональном поле помогает лучше понять друг друга и ломает стереотипы восприятия относительно страны и ее жителей с той и другой стороны. В разных странах существует разный подход к развитию детского художественного творчества. Фестиваль способствует обмену методиками и идеями, что в свою очередь позволяет лучше понять менталитет жителей другой страны, поделиться своими наработками и взять лучшее из чужого опыта. Такой обмен делает нас ближе и позволяет погрузиться в культуру другой страны. Сейчас, когда в мире растет напряженность и недоверие между жителями разных государств, это очень важно.

Подготовка к участию в фестивале дает педагогам дополнительные возможности для формирования толерантности на уроках в школах и на занятиях в системе дополнительного образования. Ведь при создании творческих работ для фестиваля ребенок должен задуматься о предложенной теме (любимой книге, любимом городе, о времени), высказать свое мнение и выслушать мнение других детей своего творческого коллектива, отнестись к этому мнению с уважением – и при этом суметь сохранить свое собственное видение темы.

Таким образом, проведение ежегодного Открытого международного фестиваля детского художественного творчества стало одной из форм воспитания толерантности в образовательной среде Санкт-Петербурга и одной из составляющих воспитательной работы, которая обеспечивает формирование безопасной толерантной образовательной среды и предупреждение проявлений ксенофобии.

Фестиваль имеет практическую значимость для всех категорий его участников. Участвующие в фестивале дети получают дополнительную возможность и пространство для самовыражения и самореализации, что, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие их талантов. Педагоги, готовящие своих воспитанников к участию в фестивале, имеют возможность познакомиться с опытом работы иностранных коллег. Организации же могут представить свое образовательное учреждение на международном уровне.

В целом фестиваль помогает развитию международного сотрудничества между образовательными учреждениями в воспитании толерантности, укреплению имиджа Санкт-Петербурга и России как открытого культурного пространства, а также способствует взаимодействию участников образовательного процесса в вопросах укрепления дружбы народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт проведения православного фестиваля детского художественного творчества "Светлая Пасха"

Православный фестиваль детского художественного творчества «Светлая Пасха» проводится среди учащихся образовательных учреждений МО Белореченский район.Номинации фестиваля:Выставка художественного твор...

Сценарий гала-концерта районного фестиваля-конкурса детского художественного творчества "Звездопад - 2014"

Данный сценарий был использован на районном фестивале-конкурсе детского художественного творчества "Звездопад". В фестивале принимали участие вокалисты и танцевальные коллективы....

Презентация (выступление) "Развитие личности посредством художественного творчества в условиях детского дома"

В выступлении на  педагогической конференции "Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса - необходимое условие развития воспитанников" представлен  собственный  п...

Семинар-практикум «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

Знакомство педагогов ДОУ с парциальной программой И.А. Лыковой, с методическими пособиями. Рассказать о приумуществах использования программы в своей педагогической практике....

Участие учащихся в выставках, конкурсах детского художественного творчества. Международный уровень

Участие учащихся в выставках, конкурсах детского художественного творчества. Международный уровень...

VII Международный конкурс – выставка детского художественного творчества «Славянские узоры»

В январе 2023 года мы с детьми приняли участие в VII Международном конкурсе – выставка детского художественного творчества «Славянские узоры». Дети 1 класса «Живопись» на...