Обереги в традициях русского народа
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6, 7 класс) на тему

Артамонова Нина Андреевна

Разработка внеурочного занятия по теме "Обереги в традициях русского народа"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чем являлись раньше образы льва, солнца, птицы, коня в украшении домов, одежды, предметов быта у русских крестьян?

Слайд 2

ОБЕРЕГИ В ТРАДИЦИЯХ РУССКОГО НАРОДА

Слайд 3

«Василиса Прекрасная»

Слайд 4

Очистительная кукла Кукла Десятиручка Обережная кукла Кукла Северная Кукла Зерновушка

Слайд 5

Жертвоприношения у древних славян

Слайд 6

Гори-гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят. Шу - у!

Слайд 7

Кукла «Домашняя масленица»

Слайд 8

Кукла Домашняя Масленица

Слайд 9

Матушка передала Илье Муромцу узелок с землицей? Нужна ли она ему ?

Слайд 10

РЕФЛЕКСИЯ Как вы считаете, какой опыт приобрели на занятии? Вам нужны знания, полученные сегодня? Как вы понимаете русскую пословицу «Опыт - лучший наставник».



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по ДПИ                                          учитель изо Артамонова Нина Андреевна

Тема урока

Обереги в традициях русского народа

Тип урока

Урок изучения, поиска и закрепления знаний

Дата урока

03.03.2015

Образовательные ресурсы

ИКТ, презентация «Обереги в традициях русского народа», кукла Домашняя Масленица, музыкальный ряд, литературный ряд, технологическая карта, материалы и инструменты для изготовления куклы берегиня.

План урока

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

Практическая работа.

Актуализация знаний.

Итоги. Рефлексия.

Цель урока

Создать условия для формирования представлений  о значимости оберегов в традициях русского народа

Личностно значимая проблема

Осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре русского народа и значимости обрядов в повседневной жизни.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, практический, контроль, поисковый

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основные понятия

Обереги, Масленица, куклы обережные, берегиня, мочало

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: воспринимать мир, человека окружающие явления с эстетической точки зрения.

Получат: возможность научиться:  понимать «язык» общения древних славян с окружающим миром природы, использовать природные материалы для создания выразительного образа Домашней Масленицы, давать оценку своей деятельности, находить информацию посредством интернет – ресурсов.

Регулятивные:  принимает и сохраняет учебную задачу, самостоятельно планирует необходимые действия, операции.

Коммуникативные:  Научится работать в группе,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Познавательные: Выявлять особенности образа Домашней Масленицы. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи самостоятельно проектировать свою деятельность.

Овладеют основами культуры практической творческой работы;

способностью эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства

Организационная структура урока

Этапы урока

Время (мин.)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I.

Мотивация к учебной деятельности

Сл. 1, 2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Цель урока – выяснить значимость оберегов в повседневной жизни древних славян

фронтальная

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

II.

Актуализация знаний

Сл. 3, 4

Презентация «Обереги в традициях русского народа». Обсуждение вопросов

Организует обсуждение вопросов.

Вопросы:

- Чем являлись раньше образы льва, солнца, птицы, коня, в украшении домов, одежды, предметов быта у русских крестьян? Чем служили?

- Какую функцию выполняли обереги?

- В чем особенности куклы  берегиня.

Рассуждают, высказывают свое мнение.

фронтальная

Познавательные: производят поиск существенной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Устные ответы

II.I

Актуализация знаний

Сл. 5, 6

Обсуждение обычаев древних славян.

Обсуждение праздника Масленица.

Организует

осведомленность о жертвоприношениях с помощью информационного материала.

Организует осведомленность о характерных особенностях праздника (Сл. Масленица).

Проявляют осведомленность об обрядах древних славян.

фронтальная

Познавательные: производят поиск существенной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Устные ответы

II.I

Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Сл. 7, 8

Что может послужить оберегом в жизни человека?

Что можем узнать о куклах – оберегах?

Создает условия для решения проблемы.

Рассуждают, высказывают свое мнение о предметах, обладающих магической силой; предположения детей, что можем узнать о кукле Домашняя Масленица.

фронтальная

Познавательные: производят поиск существенной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Устные ответы

III.

Практическая работа.

16м

Художественно – творческая деятельность.

Поисковая работа.

Художественно – творческая деятельность

Создает условия для успешности выполнения практической работы звучит народная музыка

Создает условия для нахождения информации в интернет – ресурсах о магических свойствах золы.

Создает условия для создания синквейна «Масленица»

Самостоятельная работа учеников  - создать образ Домашней масленицы.

Самостоятельная работа: презентация  «Зольные куклы»

Самостоятельная работа: составление синквейна

Малые группы

Малая группа.

Малая группа

Познавательные: Понимание роли цвета в декоре.

Коммуникативные:

учится работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

Практическая деятельность

Актуализация знаний.

Сл. 9

Защита проекта.

Обсуждение синквейна, магических свойств земли, соли, золы.

Организует осведомленность о кукле Домашняя Масленица.

Вопросы:

1 группа Кто изготавливал Домашнюю Масленицу? Из какого материала изготавливалась Масленица?

2 группа Что символизировала Домашняя масленица? Какие функции выполняла Домашняя масленица?

3 группа Что использовали при украшении Домашней Масленицы?

4 группа Как  хранили Домашнюю Масленицу

Организует осведомленность магических свойств земли, соли, золы.

Рассказывают о кукле – масленице.

Информация детей, как результат поисковой работы

фронтальная

Познавательные: производят поиск существенной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

VI.

Рефлексия. Итоги.

Сл. 10

Обсуждение вопросов

Вопросы:

- Вам нужны знания, полученные  сегодня?

- Как вы считаете, какой опыт приобрели на занятии?

- Как вы понимаете русскую пословицу «Опыт - лучший наставник».

Объясняют важность полученных знаний.

Высказывают суждения о приобретенном опыте – изготовлении Домашней Масленицы. Высказывают свои суждения о русской пословице «Опыт - лучший наставник».

фронтальная

Познавательные: производят поиск существенной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Оценивание выполненной работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

Внеклассное мероприятие "Традиции русского народа."

Мероприятие знакомит обучающихся с традициями празднования Пасхи на Руси....

Научно-исследовательская работа. «Боевые и нравственные традиции русского народа».

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его с...

"Обычаи и традиции русского народа. Русская осень"

В материале представлены приметы осенних  дней и месяцев, традиционные праздники осени, пожелания для Осени и друзей. ...

Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья

Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение.  Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...

Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»

Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...