открытый урок в 7 классе.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

открытый урок посвящен сказочно-былинному жанру, рассказывает о художниках, раборавших в этом жанре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_urok.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

"Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки".

7-й класс

Учитель: Дружевецкая Е.Н.

Цель урока:

Образовательная – сформировать представление о сказочно - былинном жанре на примере изображения сказочного персонажа к сказке, познакомить с творчеством русских художников-сказочников В.М.Васнецовым, И.Я.Билибиным, М.А.Врубелем.

Воспитательная – воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Развивающая – развитие общего кругозора, памяти, речи, мышления.

Обеспечение.

1. Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В Васнецова, Врубеля по сказкам, а также книги с их иллюстрациями, творческие работы обучающихся.

2. Литературный ряд: книги- сказки

3. Материалы и инструменты для практической работы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага.

Ход урока

  1. Орг. момент. Со сказками мы встречаемся еще в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев. Это и народные сказки с их героями, и сказки великих сказочников-писателей. Звучит музыка «В гостях у сказки»

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка ,все таки, живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то –

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.

Она живет в любом дому

И странствует по странам.

А почему?

Да потому,

Что без нее нельзя нам.

2. Актуализация знаний.        

- Вспомните народные сказки и их героев.

- Вспомните писателей-сказочников и героев их книг.

- Как правильно называются картинки в книгах?

      3. Введение в тему урока.        

Сегодня мы поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины. А теперь мы отправимся в путешествие в Тридевятое царство в Тридесятое государство и не одни, а вместе с художниками-сказочниками. И начнем путешествие по книгам детства, многие из которых проиллюстрировал великий русский художник И. Билибин.

     4. Сообщение учащегося о жизни и творчестве И. Билибина. 

Демонстрация репродукций работ Билибина по сказкам, а также книг с его иллюстрациями.        Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача. Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца Билибин кончает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. В 1898 году он едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской профессора Ашбе. Основы точного рисунка у Билибина сохранились на всю жизнь. Лето 1899 года Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В этом же году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Имя Билибина стало широко известным по всей России. В его лице оказался мастер, прекрасно передававший дух радостной и народной сказочности. По сегодняшний день эти “билибинские” сказки являют пример высокой полиграфической техники. В этой серии были “Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке” , “Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др. Билибин всецело примкнул к объединению “Мир искусства”. Первый шумный успех был толчком для дальнейшего развития творчества художника. Он совершает поездки на север России, где открылись ему красоты деревянной архитектуры и орнаментальное богатство народных костюмов и вышивок. Результаты поездки сказались довольно скоро. В 1904 г. выходит из печати былина “Вольга” с рисунками Билибина. Это одно из лучших изданий нашего века. Иллюстрации этой былины рисуют выезд дружины Вольги, фантастическое индийское царство, недра моря, птиц и сказочных животных. Все в издании этой былины отличалось вкусом и изяществом. В дальнейшем своем развитии Билибин встречается с творчеством Пушкина, и в 1905 г. появляются “Сказка о царе Салтане” и “О золотом петушке”. Но не одни сказки и былины интересовали Билибина, его привлекали и другие стороны народного творчества: поговорки и загадки. В рисунках к загадкам есть также юмор, облеченный в привлекательную и декоративную форму. Декоративные качества работ Билибина, его фантазия и глубокое знание стилей привлекли его к театральной работе.

Во время гражданской войны Билибин попадает в Египет, в 1925 г. поселяется в Париже, но всюду занят любимой работой по иллюстрациям книг. В 1936 г. Билибин возвращается на родину, он приезжает в Петербург-Ленинград и начинает работать как профессор графической мастерской академии художеств, вызывая, как обычно, уважение со стороны студентов. Но началась война, со своей частной квартиры Билибин переехал в подвальный этаж Академии Художеств, где разместились преподаватели. Тяжелые условия подвальной жизни и отсутствие надлежащего питания подорвали здоровье Билибина. Он отказался эвакуироваться вглубь России и продолжал все время работать над серией декоративных панно, объединенных общей темой – “Богатыри”. Последней его работой была иллюстрация к былине “Дюк Степанович”. Это был подробный подготовительный рисунок, который надо было покрыть акварелью, но он так и остался в карандаше. Чувствуя, что силы его оставляют, Билибин поставил под верхней кнопкой, удерживавшей на доске бумагу, восьмиконечный крест. Это был последний штрих, “последнее прости” художника. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

Все произведения художника объединяет одно неизменное качество – исключительное мастерство. Работы Билибина учат уважению к труду и ответственности за каждую линию, за каждый узор. Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронес через всю свою жизнь. Пленительна его мечта о счастье, об использовании в жизни всяких образов красоты. Кто хранит в себе молодость души, тот найдет в работах Билибина радость.

5. Первичное закрепление учебного материала (начало).        

1. К какому виду изобразительного искусства мы отнесем работы этого художника? Почему?

2. Чем отличаются иллюстрации И. Билибина от иллюстраций этих же сказок другими художниками?

6. Сообщение учащегося о жизни и творчестве В. Васнецова. 

Демонстрация репродукций картин Васнецова.        Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в с. Лопьял, ныне Кировской области. Выходец из семьи священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке, затем увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1868-1868 гг. учился под рук. И.Н. Крамского. В 1868-1875 гг. совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. В ранний период своего творчества Васнецов следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин – беднота, чета обнищавших стариков, меняющая жилище (“С квартиры на квартиру”, “Преферанс”). Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода – картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897), “Аленушка” (1881). Наибольшую известность получила картина “Богатыри” (1881-1898).

На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Картина “Три царевны подземного царства” (1881) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно “Каменный век”, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896), где художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.

       Самобытен вклад Васнецова в историю архитектуры и дизайна. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции и шутливо-сказочная “Избушка на курьих ножках” (1883).

Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Видя ужас революционного террора, он вступает в “Союз русского народа” (правые экстремисты национал-шовинистического толка), оформляя своими славянскими орнаментами издания “союзников”. Полны сложного аллегорического подтекста картины “Царевна-Лягушка” и “Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”; общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав ряд значительных портретов. Васнецов по праву считается великим русским художником, творчество которого сыграло ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн.

7. Первичное закрепление учебного материала.        

1. Чем различаются картины И. Билибина и В. Васнецова?

2. Кто основные герои картин В. Васнецова? (Люди или сказочные герои)?

3. Какая из картин вам больше всего понравилась, почему?

       8. Сообщение учащегося о жизни и творчестве ВРУБЕЛя Михаила Александровича

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (5.03.1856-1.04.1910), живописец, график, скульптор. В 1874-80 учился на юридическом факультете Петербургского университета, в 1880-84 — в Петербургской Академии художеств. В 1884 — 89 расписывал Кирилловскую церковь в Киеве, работал над эскизами росписей Владимирского собора, написал ряд икон (“Св. Афанасий”, “Богоматерь с младенцем”, “Сошествие Св. Духа” и др.). В иконописи Врубеля соединялись византийская декоративность и экспрессия с романтическими и символическими чертами.

    В 1889 Врубель переехал в Москву, где сблизился с известным меценатом С. И. Мамонтовым и стал участником Мамонтовского кружка, руководил керамической мастерской в Абрамцеве, оформлял спектакли Московской частной оперы Мамонтова. С 1898 Врубель участвовал в выставках художественного объединения “Мир искусства”. Им выполнено керамическое панно “Принцесса Греза” на фасаде гостиницы “Метрополь” в Москве. Создавал картины о слиянии мира человеческих чувств и мира природы (“У ночи”, “Сирень”, 1900).

    Для живописи Врубеля в целом характерен обостренный интерес к внутренней духовной сущности человека. Образ Демона явился главной темой творчества Врубеля-живописца. В картинах “Демон сидящий” (1890) и “Демон поверженный” (1902) выразительно показана трагическая, отвергнутая, мятущаяся личность. В 1890 — 91 Врубель выполнил иллюстрации к изданию “Демона” М. Ю. Лермонтова. Последней работой Врубеля был портрет Н. И. Забелы-Врубель (“После концерта”, 1902).

     Конец жизни Врубеля был омрачен душевной болезнью и слепотой.

9. Первичное закрепление учебного материала.        

1. Чем различаются картины М.А.Врубеля?

2. Кто основные герои его картин? (Люди или сказочные герои)?

3. Какая из картин вам больше всего понравилась, почему?

10. Содержание творческого задания.

 А дорожка в сказочной стране никогда не кончается и снова она ведет нас к новому городу. Но в этом городе живут герои, которых вы сами нарисуете. Они такие, какими вы их видите. Можете рисовать любимых сказочных героев, героев новых сказок…

11. Практическая работа.        

12. Подведение итогов: выставка и обсуждение результатов практической деятельности, заключительное слово учителя.        Какого бы успеха ни достиг человек в развитии науки, техники, как бы он ни покорял природу, космос и многое другое, он никогда не забудет мир сказки. Ведь только там царит настоящее счастье, красота, доброта и справедливость. А этого человеку всегда не хватает в жизни.

13. Домашнее задание.        

Самостоятельно познакомиться с картиной Рембрандта “Возвращение блудного сына” и притчей, по которой она создана. Эта притча из Библии. Прочитайте ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....