Участие в работе экспериментальной площадки, 17.03.15 год.
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Ильина Наталия Олеговна

17.03.15 г. Участие в работе эксперементальной площадки “Речь – это инструмент развития интеллектуальных и высших эмоций ребенка”

Открытое занятие по теме “Совместная деятельность школы и семьи по направлению повышения культурного уровня учащихся”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17.03.15.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Участие в работе экспериментальной площадки

4.
17.03.15 г. “Речь – это инструмент развития интеллектуальных и высших эмоций ребенка”

Понятие развития. Ступени возрастного развития человека

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого ко все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям.

Развитие человека проходит следующие возрастные ступени: младенческий возраст, ранний детский возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, зрелость.

На каждой ступени возрастного развития организм человека отличается определенными физическими размерами и строением (количественно) и определенными возможностями психики (качественно).

Развитие психики от одной возрастной ступени к другой представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, а также эмоционально-волевой сферы (чувств, воли).

Связь речевого развития с развитием всех других сторон психики человека

Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали их в человеческое общество, то всегда оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного и совершенно не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что родители не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.

Так, В. А. Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, родившийся в семье железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде и воспитывавшийся в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной, которая в силу своего недуга не могла реагировать на речевые действия внука, оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить его речь не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик родился с предпосылками для нормального развития, но отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект ребенка не развился.

Воспитатель обязан помнить, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Понятие своевременности начала обучения речи

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

«Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

О связи развития речевых мышц и интеллекта

Речевая деятельность человека — это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. В мозгу «происходит понимание слышимых слов, в нем же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы». Собственно органы речи (полости рта и носа, зубы, губы, язык, гортань, легкие) — это исполнительные органы речевого механизма, центральной частью которого является мозг; когда развивается мозг, развиваются мышцы органов речи ребенка. Сначала мышцы органов речи непослушны ребенку, он с трудом произносит звуки родного языка; подрастая, он говорит все чище, все свободнее произносит слова, фразы, т. е. с развитием мозга, тех его областей, от которых «идут команды на речевые мышцы», у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи.

Но воспитатель должен помнить и об обратной зависимости: мозг развивается (совершенствуются механизмы интеллекта), если в процессе речевого общения ребенок тренирует мышцы своего речевого аппарата, т. е. если с ребенком говорят, выслушивают его. Чем раньше научится ребенок энергично и правильно артикулировать звуки (и модулировать интонацию), тем раньше он окажется способным к внутренней, более высокой форме владения речью, поскольку внутренняя речь — это тоже речедвижения, работа мышц органов речи.

Таким образом, есть прямая связь между развитием речи и, следовательно, интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков.

Открытое занятие по теме “Совместная деятельность школы и семьи по направлению повышения культурного уровня учащихся”

Взаимосвязь школы и семьи в решении этой социально-педагогической проблемы, как мы полагаем, может быть определена в результате исследования психолого-педагогических особенностей детей, так как главным внешним влиянием для учащегося младшего возраста (7-10 лет) являются его родители и классный руководитель. Ребёнок приходит в школу, чтобы активно исследовать новое, задавать вопросы, удивляться.

Принятие морали родителей иногда сменяется принятием морали учителя. Но для этого учитель должен обладать авторитетом у школьников, не подменять, а дополнять родителей, взаимодействовать с ними по всем образовательным проблемам. Любовь к детям, педагогический такт, как центральные личностные качества родителя и профессиональной готовности учителя, - это основные принципы духовно-нравственного образования младших школьников в совместной работе школы и семьи.

В процессе формирования и развития психической деятельности (мышления, памяти, воображения, восприятия), прежде всего, с помощью учителя, родителей и собственного опыта младший школьник познаёт красоту мироздания, учится работать творчески, задумывается о своих поступках, взаимоотношениях в классе, о своём предназначении в мире – то есть развивается духовно. С помощью бесед, уроков, экскурсий, игр, трудовой деятельности учитель помогает ребёнку развить и первые нравственные качества: не обижать одноклассников, уважать учителя и родителей, помогать ближнему. В начальной школе формируются основные черты характера личности. Мы считаем, что младший школьный возраст является особым периодом в духовно-нравственном становлении человека, поэтому на учителей начальных классов и родителей возлагается особая ответственность. При этом необходимо педагогическое сопровождение духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье, которое можно охарактеризовать как систему деятельности школы по оказанию профилактической и оперативной помощи семье в формировании базовых ценностей, духовности и нравственности ребенка. Оно строится на принципах гуманности, взаимопонимания, единства требований школьных педагогов и родителей, толерантности к родителям и детям различных убеждений и культур.

Не менее важная роль отводится учителю в духовно-нравственном образовании подростков (10-14 лет), тем более, что влияние сверстников, улицы и СМИ начинает всё более проникать в душу ребёнка именно в этом возрасте. Как известно, социальная среда, окружающая подростка, может положительно воздействовать на его духовно-нравственные качества (взаимообогащение), а может и отрицательно (влияние). Взаимообогащение духовной сферы школьника происходит при посещении им уроков, кружков, курсов, факультативов, спортивных секций; коллективных экскурсий; походов в музеи, театры и т.д. Для подростка особенно важно положительное влияние окружающего духовно-нравственного общества: семьи, школы, одноклассников. Отрицательное влияние он получает в безнравственных компаниях сверстников, часто через СМИ, Интернет. В подростковый период позиция родителей и учителей у многих детей вызывает протест. По нашему мнению, сильные духом, нравственно воспитанные школьники могут бороться с возникающими чувствами неприятия морали учителей и родителей. Главной целью духовно-нравственного образования в подростковом возрасте является процесс глубокого обновления человека, во главе которого должно стать развитие души и разума, основанный на совместной работе школы и семьи.

В результате нашего исследования удалось выявить основные средства совместной работы школы и семьи в духовно-нравственном образовании подростков: общение и совместная деятельность с учителем и семьёй; обучение основам религиозной культуры и другим школьным предметам, выделяя нравственную составляющую каждого урока; участие в Богослужениях совместно с родителями; посильный общественно-полезный труд; участие в паломнических и познавательных экскурсиях вместе с родителями; благотворительность. Такие мероприятия объединяют семью и школу, благотворно влияют на духовно-нравственное развитие детей.

Подключение родителей к внеурочной деятельности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. Особую важность в воспитании подростков приобретает совершенствование взаимодействия школы и семьи путем повышения педагогической культуры родителей с помощью специальных лекций и семинаров, на которых они овладевают знаниями о методах, средствах, духовно-нравственного воспитания детей, оценивают влияние СМИ на формирование их духовно-нравственных ценностей и возможности традиционной (искусства, фольклора) и православной культуры в процессе духовно-нравственного образования детей.

Наиболее эффективной формой совместной работы школы и семьи являются беседы учителей с родителями как индивидуальные, так и групповые. Одна из форм групповой беседы — групповая дискуссия, которая проводится под руководством учителя как коллективное обсуждение наиболее острых вопросов семейного воспитания с привлечением всех участников образовательного процесса. Работа учителя с родителями становится более продуктивной, если объектом его наблюдения и изучения будут типичные ошибки родителей в духовно-нравственном воспитании. Понимание их причин, поиск путей их исправления облегчат учителю контакт с родителями, помогут родителям справиться с трудностями воспитания детей в семье, направить школьников на духовно-нравственное развитие. В дискуссиях с родителями мы обсуждаем возможности применения разных способов поощрений и наказаний, адекватность наказания проступку и возрасту ребенка, прогнозируем развитие их отношений с ребенком после применения того или иного вида поощрения или наказания, анализируем и оцениваем духовно-нравственное воспитание детей.

Оценку уровня отношения родителей к проблемам духовно-нравственного воспитания решалась методом опроса, в котором приняли участие 25 родителей, посещавших занятия по повышению их педагогической культуры и вопросам духовно-нравственного содержания, участвующих в совместных мероприятиях со школой и дискуссиях. В результате опроса родители высказали удовлетворённость такими занятиями, хотели бы продолжить обучение 84% слушателей, за необходимость духовно-нравственного образования школьников высказались 100% родителей.

Взрослеющий подросток переходит в период юности (14-18 лет). По результатам исследования ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Однако в этот период отсутствует социальный опыт, в результате чего появляется юношеский максимализм, стремящийся к внешним достижениям: нравиться всем, получать от жизни всё.  Основные психические новообразования – осознание самого себя как целостной личности, самоопределение.

основные направления взаимодействия школы и семьи с целью духовно-нравственного образования учащихся:

Повышение уровня педагогической культуры, формирование у них знаний об особенностей духовно-нравственного образования детей.

Совместная внеурочная деятельность школы и семьи по духовно-нравственному развитию школьников: экскурсии, походы, благотворительность, субботники и т.д.

Создание комфортной морально-психологической обстановки в школе и семье.

Овладение стилем взаимного доверия и уважения родителей, педагогов, учащихся.

Знание внутреннего мира ребенка, его переживаний, духовных и нравственных установок.

Не подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие. Осуществление этих задач возможно лишь в тесном контакте учителей и родителей, их полноправном сотрудничестве в условиях взаимопонимания и взаимопомощи. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы на духовно-нравственное образование детей с учетом психологических и возрастных особенностей школьников.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

О работе экспериментальной площадки по апробации УМК С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык»

В программе учтён деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистически...

Отчет об участии в работе экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ №7 г. Сарапула Удмуртской Республики

В отчете представлены результаты экспериментальной работы учителя истории и обществознания Лузяниной И.П. по внедрению технологии РКМЧП в процесс обучения истории и обществознания учащихся 8-х классов...

отчет по работе экспериментальной площадки

показана работа с учебниками линии "Сфера"...

Отчет о работе экспериментальной площадки

В отчете предоставлены результаты деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через  внедрение в образовательный процесс учебн...

Из опыта работы экспериментальной площадки.

Развитие экологической культуры как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания....

Материалы работы экспериментальной площадки

Экспертно - проектная работа по развитию организационной и образовательной школьных систем образовательной организации...