Урок с презентацией «Русский народный костюм», 6 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Вид деятельности: рисование различными материалами народного костюма с использованием орнаментов.

Планируемые результаты: школьники познакомятся с особенностями русского национального костюма, его разнообразием и символами для его украшения.

(Слайд 2) Цель урока: Познакомить учащихся с русским  народным  костюмом, с творчеством русского народа, его культурой и его традициями.

 Задачи урока:

1. Воспитательные:

-Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству.

2.Развивающие:

       - Познакомить учащихся с видами и символическим значением русского народного костюма.

-Развитие творческую самостоятельность, мышление, эстетический вкус.

 3.Обучающие:

-Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре, его художественной ценности.

 -Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов  графическими материалами.

Тип урока: интегрированный урок по ИЗО, музыке и литературе.

Вид урока: урок сообщения новых знаний.                                               ,

Ключевые слова и понятия: народный костюм, сарафан, понёва, епанечка, опашень, душегрея, головные уборы, древние орнаменты и символы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx180.08 КБ
Файл prezentatsiya_2.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русский народный костюм (Слайд 1)

Вид деятельности: рисование различными материалами народного костюма с использованием орнаментов.

Планируемые результаты: школьники познакомятся с особенностями русского национального костюма, его разнообразием и символами для его украшения.

(Слайд 2) Цель урока: Познакомить учащихся с русским  народным  костюмом, с творчеством русского народа, его культурой и его традициями.

 Задачи урока:

1. Воспитательные:

-Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству.

2.Развивающие:

       - Познакомить учащихся с видами и символическим значением русского народного костюма.

-Развитие творческую самостоятельность, мышление, эстетический вкус.

 3.Обучающие:

-Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре, его художественной ценности.

 -Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов  графическими материалами.

Тип урока: интегрированный урок по ИЗО, музыке и литературе.

Вид урока: урок сообщения новых знаний.        ,

Ключевые слова и понятия: народный костюм, сарафан, понёва, епанечка, опашень, душегрея, головные уборы, древние орнаменты и символы.


Оборудование:

для учащихся:

  • альбом для рисования,
  • карандаш,
  • ластик,
  • цветные карандаши,
  • фломастеры.

для учителя:

  • наглядные пособия с изображением русских народных костюмов,
  • куклы в костюмах,
  • мультимедиа презентация,
  • медиапроектор,
  • компьютер

Ход урока

1.Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.

- Ребята! Давайте поприветствуем гостей, друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества

-  Вы сегодня особенно красивы, так как у нас гости. Но для человека важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Вам знакома поговорка: “Встречают по одежке - провожают по уму”? Пусть эта поговорка будет девизом нашего урока.

- А как Вы ее понимаете?

- Я встретила вас сегодня красивыми и нарядными, а в конце урока мы оценим наши умственные и творческие способности.

2.Сообщение нового материала

- Ещё  во времена Древней Руси — по тому, как русская женщина была одета, можно было сказать о ней почти все.

С незапамятных времен художники и поэты восхищались необыкновенной красотой русской женщины. И дело не в том, что русские женщины от природы очень хороши собой. Настоящая красота это свет глаз, царственная плавная походка, душевность и скромность, природный ум и самоотверженность, способность любить.

Невольно приходят на память стихи Некрасова отрывок из поэмы «Мороз Красный нос» «Есть женщины в русских селеньях ...»

- А вспомните, как Пушкин описывает прекрасную Царевну-лебедь?

А сама-то величава,

Выступает будто пава…

- На прошлом уроке я просила вас найти и прочитать стихотворение С.Есенина «Хороша была Танюша». Как трогательно и правдиво изображена судьба русской женщины в этом стихотворении…

-А вы заметили, как Сергей Есенин описывает в стихотворении, как была одета бедная Танюша.

Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле…

- Вот и в русских народных песнях часто употребляется именно сарафан. Всем известна песня «Не шей мне матушка красный сарафан». А я вам принесла сегодня менее известную песню «Зеленый сарафан». Ее поет замечательная исполнительница народных песен Жанна Бичевская.

В русские старинные костюмы одеты также героини ваших любимых сказок. Какие? (Снегурочка, Елена-прекрасная, Царевна-лебедь, Василиса Премудрая, Марья-искуссница). (Слайд 3-5)

- А какой элемент был общим и необходимым в любом  костюмном ансамбле? (Рубаха).

- Рубаха-основа женского народного костюма, шилась  из домотканого белого льняного или конопляного  полотна. (Слайд 6) С 19 века в быт входят пестротканые рубахи из хлопчатобумажной ткани фабричного производства. (Слайд 7). Кроили рубахи, как впрочем, и другие предметы одежды, предельно рационально и безотходно, детали сшивались по прямым линиям.

В рубаху на Руси были одеты все, от мала до велика.

Рубаха, как мы видим, была спутником человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти.

Причем носили их и крестьянки и дворянки. Они различались только тканью. Если простой народ одевался в домотканую льняную материю (Слайд 8), то у дворянок и боярышень рубашки были шелковыми, из тканей, привезенных из дальних стран (Слайд 9). Рукав укреплялся на запястье деталью, который так и назывался «Запястье», их украшали вышивкой, бисером, жемчугом.

Простые девушки тоже по мере сил и возможностей украшали свой костюм. Не так дорого, зато всю душу вкладывали в эту работу, ведь от того, насколько ты искусна и трудолюбива часто зависела судьба, удачное замужество (стоящий парень не посмотрит на белоручку).

В свадебное приданное у девушки среднего достатка входило 10 и более рубах, столько же холщёвых и ситцевых сарафанов, которых хватало на 10 лет.

Праздничные рубахи украшались вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил.

В старой деревне на покос или на жатву шли как на праздник, надевая свои лучшие рубахи (Слайд 10). Рубахи, в которых  женщины косили, назывались рубахи – сенокосцы. Их носили без сарафана. Под рубаху надевали не очень длинную сорочку, без рукавов. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.

Современные исследователи различают два основных комплекта женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой (Слайд 11). Рубаха с понёвой и передником более древние по происхождению.

(Слайд 12) Понёва – полотнище, заменяющее юбку, – обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины. Она надевалась особым способом: полотно понёвы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником (запоном). Понёву обшивали лентами и тесьмой. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землей, водой (ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, древа жизни). По праздникам поверх понёвы или запона надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой.

(Слайд 13-14) Сарафан стал использоваться в качестве женской одежды только в XVI веке. Он вытеснил понёву на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Сарафан- это одежда без рукавов с низу и до верху застёгивающаяся на пуговицы. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части (Слайд 15-16). На сарафан надевали короткую епанечку (Слайд 17-18), а в холода – душегрею (Слайд 19-20). Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю душу, тонкое чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства. Барышни и дворянки одевали по верх рубашки «летник», как правило, из богато расписанного щёлка, так же застёгнутый сверху до низу на пуговицы, но уже с рукавами. Причем, длиной рукава часто доставали пола душегрею (Слайд 21-22). Понятна ли вам теперь пословица: «Работать спустя рукава». В прохладную погоду носили «Опашень» - уличную одежду с рукавами, тоже очень длинными (Слайд 23), а зимой - шубу душегрею (Слайд 24).

Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма (Слайд 25). Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока (Слайд 26-27). В 18 веке некоторые кокошники стоили 1000 рублей и более, в то время как хорошая лошадь стоила 10 рублей.  Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5-2,5см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок (Слайд 28). До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера (Слайд 29).

 Русский мужской костюм был менее затейлив. Он состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора (Слайд 30). Основой мужского костюма была рубаха (Слайд 31). Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.

Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщёвые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, опашень или охабень – для дворян (Слайд 32), а на голову – шапку из сукна либо войлока.

Ткань для одежды окрашивали в разные цвета. Цвет  играл существенную роль в народной одежде, сообщая определенную информацию о носителе данного костюма. Цвет одежды как бы предупреждал собеседников, с кем они имеют дело и какую позицию нужно занять в отношении этой особы. 

 Чаще всего сарафаны были красного, желтого, голубого и коричневого цветов.

-Как вы думаете, что означает этот цвет ткани?

(Тепло, праздник, радостное настроение.)

Желтый цвет олицетворял солнце, богатство.

Голубой цвет был символом неба и молодости.

Коричневый цвет обозначал землю-кормилицу.

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и, особенно в одежде, был красный.  Красный - символ огня (защиты), крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием, а так же использовали как средство против сглаза.

Белый цвет был в почете у наших предков, которые обожествляли Солнце, стихию Огонь, и знали, что этот цвет - атрибут Бога-Отца. У русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль.

Черный цвет, который многими воспринимается как цвет смерти, на самом деле имеет многогранную символику. Это цвет земли, покоя,  достатка, богатства и траура.  Одежда старших людей была богатой на черный цвет, поскольку он поглощает энергию, информацию. А старшее поколение людей является хранителем мудрости, учителем для молодых поколений. 

Зеленый цвет символизировал растительный мир.

 3. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «РАДУГА»  (Слайд 33).

«Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга. 
Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть. 

Следующий — желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. 
Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. 

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день». 

-Еще раз полюбуйтесь народными костюмами (Слайд 34). Как вы думаете, что придаёт ему необыкновенную красоту?

Одежда украшена вышивкой (Слайд 35-36). По народному поверью, как вы узнали, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.

(Слайд 37) Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет.

В геометрическом, древнейшем, орнаменте наиболее часто встречаются повторяющиеся изображения ромба как знака плодородия, креста- символа солнца и Макоши - языческой богини земли и плодородия.

Растительный же орнамент, нашедший применение в отделке одежды с 18 века, олицетворял полноту жизни- его элементы изображены в момент пышного цветения.

- А теперь давайте попробуем вспомнить картины известных художников, на которых изображены девушки в народных костюмах (Слайд 38-40)

4.Практическая творческая деятельность учащихся

Ребята, вот вы узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А теперь вам предстоит выступить в роли модельеров и создать эскиз русского народного костюма, украсить его орнаментом. Работать мы сегодня будем по группам. Каждая группа будет выполнять задание разной сложности. Ребята, которые уверены в своих силах, будут работать самостоятельно, то есть, применяя все полученные на уроке знания, попытаются изобразить фигуру человека в национальном костюме. А учащиеся второй группы, которые не очень уверены в своих силах, смогут рисовать по шаблону, то есть обвести фигуру человека, а остальное они должны выполнить самостоятельно. Выбор за вами, кого вы нарисуете, женщину или мужчину. А к украшению костюма постарайтесь подойти творчески, проявляйте фантазию. Если задание понятно, приступайте к работе. Для выполнения своей работы можете выбирать любые материалы (цветные карандаши, фломастеры, и т.д.)

 Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи русских народных песен.

4. Рефлексия

Ребята, какие фигуры людей вам понравились больше всего? Правильно ли переданы элементы костюма? Чей орнамент на костюме вам понравился? Посмотрите, пожалуйста на фигуру мужчины (женщины), изготовленную …(имя). Хотя работал он по шаблону, но какой красивый орнамент он придумал на одежде, как аккуратно его нарисовал! А как удачно подобрал цвет … (имя). Что же нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что запомнилось больше всего?

Молодцы, ребята! Спасибо за работу.

5. Уборка рабочего места. Задание на следующий урок.

Отгадать ребусы (Слайд 41-42). (Приложение 1)


Приложение 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский народный костюм. Учитель ИЗО МКОУ « Ступинская СШ №14» Ефремовского района Тульской области Рыжикова Надежда Львовна

Слайд 2

Цель урока: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с творчеством русского народа, его культурой и его традициями. Задачи урока: 1. Воспитательные: -Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству. 2. Развивающие: - Познакомить учащихся с видами и символическим значением русского народного костюма. - Развитие творческую самостоятельность, мышление, эстетический вкус. 3. Обучающие: -Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре, его художественной ценности. -Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.

Слайд 3

В русские старинные костюмы одеты героини ваших любимых сказок. Снегурочка

Слайд 4

Василиса Премудрая Царевна-лебедь

Слайд 5

Настенька из сказки « Морозко » Елена Прекрасная

Слайд 6

Рубаха-основа женского народного костюма

Слайд 7

С 19 века в быт входят пестротканые рубахи из хлопчатобумажной ткани фабричного производства.

Слайд 8

Рубаха простого народа шилась из домотканой льняной материи

Слайд 9

Рубашки дворянок и боярышень были шелковыми, из тканей, привезенных из дальних стран

Слайд 10

В старой деревне на покос или на жатву шли как на праздник, надевая свои лучшие рубахи. Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи – сенокосцы.

Слайд 11

Два основных комплекта женского костюма Рубаха с сарафаном Рубаха с панёвой

Слайд 12

Понёва – полотнище, заменяющее юбку, – обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины.

Слайд 13

Сарафан- это одежда без рукавов с низу и до верху застёгивающаяся на пуговицы.

Слайд 15

Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.

Слайд 17

На сарафан надевали короткую епанечку

Слайд 19

На сарафан в холода надевали душегрею

Слайд 21

Барышни и дворянки одевали по верх рубашки «летник», как правило, из богато расписанного щёлка, так же застёгнутый сверху до низу на пуговицы, но уже с рукавами.

Слайд 23

В прохладную погоду носили «Опашень» - уличную одежду с рукавами, тоже очень длинными

Слайд 24

Зимой надевали шубу - душегрею

Слайд 25

Головной платок был одной из основных частей женского костюма .

Слайд 26

Сорока Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, сорока Повойник

Слайд 27

Кокошники

Слайд 28

Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны , венцы, закрывавшие только лоб и затылок Коруна Повязка-лента Венец

Слайд 29

По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.

Слайд 30

Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора

Слайд 31

Основой мужского костюма была рубаха

Слайд 32

Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, опашень или охабень – для дворян

Слайд 33

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 35

Древние орнаменты и символы

Слайд 37

Одежда, украшенная вышивкой, служила оберегом, защитой от злых сил.

Слайд 38

Русский народный костюм в произведениях известных художников А.Алексеев «Девушка в русском костюме» В.Е.Феклистов «Приготовление невесты к венцу»

Слайд 39

Иван Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме» К.Е. Маковский «Боярыня»

Слайд 40

В.И.Суриков «Боярская дочь» К.Е.Маковский «Боярышня с подносом»

Слайд 41

РЕБУСЫ ч 4 0 а ея ,

Слайд 42

Ы ХА ,,,, ,, ,,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"

Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....

урок по ИЗО "Русский народный костюм"6 класс

В начале столетия, образование в России стоит на пороге серьезных перемен -переосмысления культурных ценностей, которые веками базировались на достижениях национальной духовности и самобытности, что в...

Презентация "Русский народный костюм"

Презентация посвящена русскому народному костюму. В работе описаны отличительные особенности, ткани, узоры, форма и цветовая гамма, характеризующие  русский наряд . Приведены примеры костюмов раз...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...

Урок на тему "Русский народный костюм"

Конспект урока на тему "Русский народный костюм"...