Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Тема 8 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.Основной целью является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох.
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:
– формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
– формирование художественно-творческой активности школьников;
– овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.) (гл.2 ст. 12 п.1, 3.1, 7, 9; гл.3 ст.28, п.6),
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству утвержденного приказом Минобразования РФ (приказ № 1089 от 05.03. 2004 г.);
- федерального базисного учебного плана (приказ № 1312 от 09.03.2004) и на основе учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского;
- приказа минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Программы по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2011год издания) и учебника Изобразительное искусство 7-8 класс Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М. ОАО "Издательство" Просвещение"2010-2014 год и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.
Настоящая программа рассчитана на 35часов
Тема 8 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.Основной целью является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох.
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:
– формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
– формирование художественно-творческой активности школьников;
– овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.
Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.
Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.
Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло.
Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы.
В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 8 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;
– значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для восприятия и оценки произведений искусства;
– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Содержание тем учебного курса
8 К Л А С С
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Содержание | Кол-во часов |
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры | 8 |
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий | 8 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека | 11 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры | 8 |
Всего | 35 |
1 четверть: Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. (8 часов)
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиции. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции.
Выполнить упражнения по сбалансированности композиции.
Прямые линии и организация пространства .
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение. Прямые линии. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Выполнение коллажно-графической работы с разными видами композиции.
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линия и пятно Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линий и пятна, интонационность и многоплановость.
Создание композиций из геометрических фигур в разной гамме.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Создание композиции из геометрических фигур с вводом текста.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текста и изображение как элементы композиции
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения. Стилистика изображения и способы из композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Эскиз плаката или поздравительной открытки
Многообразие форм полиграфического дизайна
Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги. Коллажная композиция.
Эскиз разворота или обложки книги
2 четверть: Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8 часов)
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов.
Создание плоскостной композиции
Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Создание пространственного макета
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Баланс функциональности и художественной красоты постройки. Деталь и целове. Модуль как основа эстетической целостности постройки и домостроительной индустрии.
Создание макета дома
Важнейшие архитектурные элементы зданий
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящиъ в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов зданий. Использование элементов зданий в макете проектируемого объекта.
Зарисовка архитектурных элементов зданий
Вещь: красота и целосообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проективроание. Вещь как образ действительности и времени. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.
Создание тематической образно-вещной инсталляции
Роль и значение материала в конструкции
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определнии формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи.
Выполнение эскиза фантазийной вещи.
Цвет в архитектуре и дазийне
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окрас. Влияние на восприятие цвета. Фактура цветового покрытия.
Выполнение эскиза макета цветной коробки.
3 четверть:Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (11 часов)
Город сквозь времена и страны
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития произведственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Зарисовка самых знаменитых построек любого города
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.
Коллаж современного пейзажа
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Макетно-рельефное моделирование фрагмента города
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды. Создание информативного комфорта городской среды.
Выполнение эскиза витрины магазина.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы. Мебель и архитектура. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест.
Эскиз – проект интерьера одного из общественных мест
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагоплатики различных материалов и фактур для создания архитектурно-ландшафтных объектов.
Архитектурно-пейзажные зарисовки на тему сочетания города с живой природой
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параменты, влияющие на композиционную планировку города.
Создание макета «Город будущего»
4 четверть: Человек в зеркале дизайна и архитектуры (8 часов)
Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома
Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Создание плана воображаемого дома
Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера.
Создание эскиза интерьера дома
Дизайн и архитектура моего сада
Сад и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организации палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада. Водоемы и мини-пруды. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Икебана как пространственная комопзиция в интерьере.
Создание эскиза плана земельного участка
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнез и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Создание эскиза вечернего платья
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды
О психологии индивидуального и массового. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. Стереотип и кич.
Создание проекта одного из комплекта костюма.
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерскогостилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Выполнение эскиза прически и макияжа
Имидж: лик или личина? Сфера имиджа – дизайна
Человек, как объект дизайна. Понятие имидж – дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело. Материализация в имидж – дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Создание имидж – мейкерского проекта с использованием различных визуальных элементов.
Моделируешь себя – моделируешь мир
Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере сделанных работ.
Учебно-тематический план:
№ п/п | Наименнование разделов и тем. | Всего часов | Из них | ||
Практическая часть | |||||
1 | Раздел 1: Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. (8 часов) Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | 1 | |||
2 | Прямые линии и организация пространства. | 1 | |||
3 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | 1 | |||
4-5 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | 2 | |||
6 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. | 1 | |||
7-8 | Многообразие форм полиграфического дизайна. | 2 | |||
9 | Раздел 2: Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.(8 часов) Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. | 1 | |||
10 | Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.Казачий курень в произведениях М.А. Шолохова. | 1 | |||
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | 1 | |||
12 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | |||
13-14 | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. | 2 | |||
15 | Роль и значение материала в конструкции. | 1 | |||
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектура и дизайн центра города | 1 | |||
17 | Раздел 3: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.(11 часов) Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | 1 | |||
18 | Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | 1 | |||
19-20 | Живое пространство города. Город, микрорайон. Улица.– город, его микрорайоны и улицы. | 2 | |||
21-22 | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | 2 | |||
23 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. | 1 | |||
24-25 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 2 | |||
26-27 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. | 2 | |||
28 | Раздел 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры. (8 часов) Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. | 1 | |||
29 | Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. | 1 | |||
30 | Дизайн и архитектура моего сада. | 1 | |||
31 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 | |||
32 | Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. | 1 | |||
33 | Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. | 1 | |||
34-35 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир. | 2 | |||
Итого | 35 | ||||
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Наименование разделов и тем | Коли-чес-тво часов | Дата по | Требования к уровню подготовки | Дидактиче-ское обеспече-ние/ оборудова-ние | Основные виды учебной деятель ности | Вид конт роля | |
плану | факту | |||||||
1 | Раздел1: Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов). Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | 1 | 8В-7.09 8А.8 Б-3.09 | Знать: - определение композиции и её закономерности; -типы композиций; -центр внимания в композиции: доминанта. Уметь: организовывать пространство, создавая уравнове шенную композицию. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Авангард в живописи». | Задания: 1) расположить на формате один большой прямоугольник и, обрезая его, добиться баланса массы и поля; 2) уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими. | Устный опрос. Практическая работа. | |
2 | Прямые линии и организация пространства. | 1 | 8В-14.09 8А.8 Б-10.09 | Знать образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций. Уметь выполнять коллаж на заданную тему. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Авангард в живописи». | Задания: 1) введение в композицию от трёх до пяти прямых линий; 2) выполнение коллажно-графических работ с разными композициями. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | |
3 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | 1 | 8В-21.09 8А.8 Б-17.09 | Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Уметь – применять локальный цвет при создании композиции; - определять средства художественной выразительности. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Авангард в живописи». | Создание композиции из произвольного количества простейших цветовых геометрических фигур в тёплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста. | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | |
4-5 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | 2 | 8В-21.09 8А.8 Б-24.09 8В-28.09 8А.8 Б-1.10 | Знать определение шрифта: буквы, объединённые одним стилем графического начертания. Уметь использовать шрифты в композиции. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «История шрифта». | Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и символического изображения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках. | |
6 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. | 1 | 8В-5.10 8А.8 Б-8.10 | Знать: - искусство композиции лежит в основе графического дизайна; - отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины. Уметь применять правила дизайнерской грамоты. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Язык плаката». | Задания: 1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике; 2) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката. | Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома. | |
7-8 | Многообразие форм полиграфического дизайна. | 2 | 8В-12.10 8А.8 Б-15.10 8В-19.10 8А.8 Б-22.10 | Знать: - историю полиграфии; - изобразительный стиль книги или журнала. Уметь выполнять коллажную композицию. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Полиграфический дизайн». | Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся). | Анализ творческих работ. | |
9 | Раздел 2: Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8 часов). Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. | 1 | 8В-26.10 8А.8 Б-29.10 | Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Уметь прочитать плоскостные композиции. | Интерактив-ная доска мультимедийная презентация «Конструктивные виды искусств». | Задания: 1) прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа-схемы; 2) баланс объёма и поля на макете; 3) баланс объёмов. | Анализ творческих работ, выполненных на уроке. | |
10 | Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура – композиционная организация пространства. | 1 | 8В-9.11 8 Б,8А-12.11 | Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Композиция в архитектуре». | Задания: 1) прочтение линии как проекции объекта; 2) построение трёх уровней рельефа; 3) добавление архитектурного объекта. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | |
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | 1 | 8В-16.11 8 Б,8А-19.11 | Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм). Уметь моделировать из бумаги. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Понятие модуля.» | Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объёмов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | |
12 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | 8В-23.11 8 Б,8А-26.11 | Знать главные архитектурные элементы здания. Уметь использовать элементы здания в макете проектируемого объекта. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Ордерная система. Арки». | Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания. | Творческое обсуждение работ. | |
13-14 | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. | 2 | 8В-30.11 7.12 8 Б,8А-3.12 10.12 | Знать: - определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция. Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире». | Задания: 1) аналитическое упражнение – исследование формы вещей; 2) проектное упражнение на функциональное использование форм; 3) создание тематической образно-вещной инсталляции на выбранную тему. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | |
15 | Роль и значение материала в конструкции. | 1 | 8В-21.12 8 Б,8А-17.12 | Знать - особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи; - взаимосвязь формы и материала. Уметь использовать разнообразные материалы. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире». | Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, автомобиль и т. п. (полуфантастическое соединение функций). | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | |
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектура и дизайн центра города . | 1 | 8В-28.12 8 Б,8А-24.12 | Знать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства. Уметь работать по воображению. | Интерактив-ная доска Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Цвет в архитектуре и дизайне». | Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | |
17 | Раздел3: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (11часов). Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого | 1 | 8В-11.01 8 Б,8А-14.01 | Знать - основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм; - памятники архитектуры. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Архитектура прошлого: народного жилища, храма». | Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определённого стиля и эпохи. | Анализ образцов архитектуры разных стилей. | |
18 | Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | 1 | 8В-18.01 8 Б,8А-21.01 | Знать - - имена архитекторов 20 века. Уметь Создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «О. Нимейер». | Современные поиски новой эстетически архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего». | Анализ образцов архитектуры разных стилей. | |
19 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Улица.– город, его микрорайоны и улицы. | 1 | 8В-25.01 8 Б,8А-28.01 | Знать - различные композиционные виды планировки города; - роль цвета в формировании пространства. Уметь создавать композиционный макет пространства. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Город» | Задания: 1) аналитическое прочтение схем городов; 2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города. | Творческое обсуждение работ. | |
20-21 | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. . | 2 | 8В-1.02 8.02 8 Б,8А-4.02 11.02 | Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды. Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Малые архитектурные формы». | Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д.. | Творческое обсуждение работ. | |
22 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. | 1 | 8В-15.02 8 Б,8А-18.02 | Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий. Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Психофизическое влияние цвета на человека». | Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент). | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | |
23-24 | Природа и архитектура.Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 2 | 8В-22.02 29.02 8 Б,8А-25.02 3.03 | Знать термин ландшафтная архитектура. Уметь создавать архитектурные образы различными материалами. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Ландшафтная архитектура». | Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т. п.), использование имитирующих фактур. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | |
25-26 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.. | 2 | 8В-7.03 14.03 8 Б,8А-10.03 17.03 | Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Проектирование» | Коллективная работа – создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | |
27 | Раздел 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры (8 часов). Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. . | 1 | 8В-28.03 8 Б,8А-31.03 | Знать Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Проекты частного домовладения». | Технический рисунок (эскиз) частного домав городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация. | Творческое обсуждение работ. | |
28 | Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. | 1 | 8В-4.04 8 Б,8А-7.04 | Знать принципы организации пространства квартиры. Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Дизайн интерьера». | Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | |
29 | Дизайн и архитектура моего сада. | 1 | 8В-11.04 8 Б,8А-14.04 | Знать композиционные приёмы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана). Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Виды организации садов». | Задание: 1) создание плана земельного участка; 2) макетирование фрагмента сада из природных материалов (по выбору учащихся). | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | |
30 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 | 8В-18.04 8 Б,8А-21.04 | Знать - законы композиции в одежде; - два композиционных принципа конструкции костюма. Уметь работать над эскизом костюма. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Мода на протяжении веков». | Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | |
31-32 | Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. | 2 | 8В-25.04 2.05 8 Б,8А-28.04 5.05 | Знать: - демократичность в моде; - принцип функциональности. Уметь трансформировать одежду. | Интерактив-ная доска Мультимедийная презентация «Современные дизайнеры одежды». | Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и пр.), подбор цветовой гаммы. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | |
33 | Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. | 1 | 8В-16.05 8 Б,8А-12.05 | Знать: - каждая эпоха рождает свой стиль и моду; - грим и причёска являются продолжением костюма; - профессии стилиста и визажиста. | Интерактив-ная доска мультимедийная презентация «Искусство грима и причёски». | 1.Рисование причёски и макияжа на фотографии. 2.Упражнения в нанесении макияжа и создании причёски на «живой натуре» (попарно). | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | |
34-35 | Имидж: лик или личина? Сфера имидждизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир. | 2 | 8В-23.05 30.05 8 Б,8А-19.05 26.05 | Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. | Выставка лучших работ учащихся, выполненных в течение года. | Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария –проекта с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно-игровой показ проектов. | Эстетическая оценка результата работы.. | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
12. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
14. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5–9 классов / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Дрофа, 2000.
15. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1–8 классы. – М.: Просвещение, 1990.
16. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.
17. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
18. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
19. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
20. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
21. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
22. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
23. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.
24. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Оборудование и дидактический материал:
- Мультимедиапроектор
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Рабочая доска
- Художественные принадлежности
- Картины художников
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР
МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского ________________________ Ф.И.О.
от _________________ 20 ___года № ____ подпись
_____________________________________ _____ __________20____ года
подпись руководителя МС Ф.И.О. дата
Лист внесения изменений и дополнений
№п/п | Дата | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
