Урок "Выражение намерений человека через конструкцию и декор"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Ивакина Людмила Сергеевна

Тема: Выражение намерений человека через конструкцию и декор

Тип урока: урок игра

Цель: познакомить со способами передачи намерений человека через украшение.

Задачи: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

- дать представление о декоре, декоративно-прикладном искусстве

- развитие чувства сопереживания, умения принимать участие в создании коллективного панно, понимать  характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека 

-сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер

- воспитывать художественный и эстетический вкус, желание проявлять добрые намерения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Выражение намерений человека через конструкцию и декор

Тип урока: урок игра

Цель: познакомить со способами передачи намерений человека через украшение.

Задачи: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

- дать представление о декоре, декоративно-прикладном искусстве

- развитие чувства сопереживания, умения принимать участие в создании коллективного панно, понимать  характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека  

-сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер

- воспитывать художественный и эстетический вкус, желание проявлять добрые намерения

Оборудование урока: гуашь, крупная и тонкая кисти, баночка, палитра

Зрительный ряд: презентация к уроку, И.Я.Билибин -иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», конструкция и декор предметов народного быта (солонки, ковши в облике плывущей птицы-утицы лебедя, ладьи), методические таблицы, рисунки учащихся

Литературный ряд:  А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», стихи о кораблях

Музыкальный ряд: Н.А.Римский-Корсаков .Опера «Садко»(Океан-море синее)

Ход урока

1. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

2. Актуализация знаний уч-ся

– На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что украшение может передавать характер и настроение человека. Оказывается, украшением еще  можно передавать различные чувства, замыслы и  желания, а как и с помощью чего - мы узнаем это на нашем уроке.

Тема нашего урока: «Выражение намерений человека через конструкцию и декор».

— Что означает слово «намерение»?

— Представьте такую ситуацию. Бабушка шла и упала. Мальчик увидел это и бросился к ней на помощь. Какой поступок совершил мальчик, какие у него намерения? (Мальчик совершил хороший поступок, у него были добрые намерения. Он проявил заботу и сочувствие к старому человеку.)

— А другой мальчик наблюдает, как из школы идет девочка. «Сейчас я брошу камень в лужу и обрызгаю ее грязной водой», —думает он. В этом случае какие намерения у мальчика? (Мальчику хочется повредничать, причинить боль другому человеку. Это злые намерения.)

В жизни человек выражает свое отношение к окружающему миру через реакцию, слово, поступок и т.д,  в искусстве - с помощью формы, цвета, линии и др. изобразительных средств. Мне кажется, что вам стало понятным значение слова «намерение». А сейчас разберемся со словами «конструкция» и «декор».

Презентация. Анализ геометрических, остроугольных и пластических фигур: круга, овала, треугольника, ромба и др.)

—А могут ли говорить украшения? Например, в этих плавных формах-узорах больше спокойствия и доброты.

А эти острые формы кажутся злыми и колючими.

Эти цвета веселы: в них много солнечного света. А здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными. Какие из фигур «добрые», а какие «злые»? Почему? (Круг и овал плавные, без углов, поэтому «нежные» и «добрые». Фигуры треугольник и ромб резкие, с углами, «колючие» и «злые».)

— Форма предмета, его силуэт — это и есть конструкция. Какой мастер создает конструкции? (Мастер Постройки.)

— Кто украшает предметы? (Мастер Украшения.)

Предметы, сделанные Мастером Украшения, относятся к области декоративно-прикладного искусства. Декор — это и есть украшение.

Анализ конструкции и декора  предметов народного быта (солонки, ковши в облике плывущей птицы-утицы лебедя, ладьи).

Конструкцию и декор  мы можем увидеть в произведениях народного искусства. Обратите внимание на удобную и совершенную пластическую форму, нарядную роспись предметов (декор). Все эти образы  олицетворяли  гостеприимство, доброжелательность, праздник.

3.Организация игрового состояния

На листе, с изображением моря (прикрепленном к доске), приколоты два одинаковых по силуэту флота, идущих навстречу друг другу. Создание игрового состояния

4. Демонстрация зрительного ряда: И.Я.Билибин- иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», методические таблицы. Рисунки учащихся.

– Вы помните «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина? Помните, в гости к князю Гвидону плыл флот царя Салтана?

Представьте, что в море встретились два флота – «добрый» и «злой. Один из них - флот царя Салтана, плывущего на праздник, радостную встречу к царевичу Гвидону, а другой - флот пиратов, выскочивший ему наперерез, флот, идущий на недоброе, хищное, темное дело. Вы, вероятно, знаете, кто такие пираты и какие у них намерения?

«Добрый» и «злой» флот. Но бумажные заготовки одинаковые. Оба флота белые, ничем не отличимые и, значит, характеризовать их намерения невозможно. Разве могут быть у пиратов такие же паруса, так же раскрашены корабли? Это злой волшебник стер все краски. Как же быть? – Как нужно украсить флот Салтана и флот пиратов, чтобы они не были похожи? Какие цвета и формы узоров выбрать? Как передать злые и добрые намерения  флотов через конструкцию и декор. Возможно ли это? (Да, с помощью цвета, линии и др.изобразительных средств). Наша задача - помочь Мастеру украшения сделать эти флоты разными, сразу узнаваемыми, чтобы уже никто их не перепутал. Ребята, как же мог выглядеть флот царя Салтана? У царя и его свиты было хорошее, доброе настроение. Свой флот они украсили празднично, весело. (Флот солнечный, радостный, яркий, весь сверкающий звонкими красками, с изображением солнца, ласточек, цветов на парусах и кораблях). Какие намерения у царя Салтана? (хорошие, добрые).

Есть ли общее в конструкции и декоре предметов быта и кораблей царя? (Ответ уч-ся).

Разве могут быть у пиратов такие же корабли, так же раскрашены паруса?(нет)

- Как могли быть украшены их корабли? Какими бы вы их изобразили, чтобы они смотрелись устрашающими и грозными?

Флот пиратов мрачный: глухие, темные, резкие краски - черные, фиолетовые, синие, коричневые. И украшают корабли и паруса злобные птицы, драконы, змеи и чудовища.

 (Ответы детей и обобщение учителя.)

5.Организация игрового общения

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко. (Ходьба на месте с подниманием рук.)

Вдруг мы видим: из куста

 Выпал птенчик из гнезда. (Наклон вперед, руками коснуться пола.)

Тихо птенчика берем

 И назад его кладем. (Выпрямиться, поднять руки вверх.)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

 Мы лисицу обхитрим,

 На носочках убежим. (Бег на носочках.)

Отдохнули, порезвились

 От души мы потянулись (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И за парты вновь вернулись. (Дети садятся за парты.)

Как вы думаете, какое намерение отражено в физкультминутке? (хорошее, доброе)

-Послушайте это стихотворение, оно поможет украсить вам ваш флот.

Шли корабли на разбой, на войну.

Пушки по борту с обеих сторон,

На парусах — то орел, то дракон.

Нос угрожает оскаленной пастью

Тигра ли, льва, иль кого позубастей.

Флаг развевается с черным крестом,

С молнией флаг, со змеиным хвостом,

Сабли, быть может, крест-накрест на флаге.

Грозный корабль нарисуй на бумаге!

— Могут ли эти корабли выглядеть так?

Теперь представь корабль иной

Сверкает парус над волной...

Пусть чайка на флажке парит,

Ведь флаг о мире говорит.

На флаге бабочка, пчела

Зовут на добрые дела...

Подумай, чем украсить нос:

Русалкой с гривою волос,

Дельфином с носом, как игла, —

Дельфины не приносят зла;

Одень корабль, как на парад,

Ты в самый праздничный наряд.

В. Калинкин

6. Организация игрового действия

Корабли откалываются и раздаются детям.

- Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского)

Класс разделить на две группы .

 Половина класса украшает флот Салтана, а другая половина - флот пиратов. Кто лучше поможет Мастеру украшения раскрыть намерения каждого флота?

7. Музыкальный ряд: Н.А. Римский-Корсаков «Океан-море синее» (опера «Садко»)

8. Творческая практическая деятельность уч-ся.

9. Итоги урока.

 Выставка и анализ работ.

К концу урока корабли закрепляются по своим местам на листе с изображением моря. Композиционное размещение кораблей обсуждается с детьми. Завершив размещение работ, дети обсуждают и оценивают их, выделяя наиболее выразительные, точно передающие характер флота.

Итог – два совершенно разных флота. Один – веселый, радостный, другой – страшный, мрачный. Можно дать названия кораблям (мелко написать печатными буквами). Вот какая оказывается сила у Мастера украшения - теперь никто не ошибется. Вот что мы вместе сделали!

— Ребята, интересно было на уроке?

- Что вам понравилось на этом уроке?

—Что узнали нового, чему научились?

Оценка работ. Пожелание уч-ся - быть всегда добрыми в своих намерениях к людям.

10. Домашнее задание. Раскраска в подарок от Мастера Украшения. Показать через конструкцию и декор  свои пожелания и намерения к людям.

Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»

урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда "Русская прялка"....

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему"Конструкция и декор предметов народного быта"

План урока ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".                                 ...

"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс

Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка". 1.      Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назнач...

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта"....

Конструкция и декор предметов быта

Знакомство с народными предметами быта....

Технологическая карта урока ИЗО "Конструкция и декор предметов народного творчества"

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского 5 класс Тема "Конструкция и декор предметов народного быта"...