РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» 
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_5kl_rabochaya_programma.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Скнаровская  основная  общеобразовательная  школа   Кантемировского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена на заседании МО

Протокол №______

от "_____" ___________2015 г.

"Согласовано"

Заместитель директора  по УВР___________

________________________

"Утверждаю"

Директор школы ___________ Шпак Н.Г.

Приказ № ____ от"_____"________2015 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область: «Искусство»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

5 класс

                                                       

               Разработана

                                                                                                                  учителем  изобразительного искусства

                                                                     Косовой Е.Н.

 I квалификационной категории

2015 -2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа составлена на основании правовых нормативных документов «Закон об образовании» 21декабря 2012год, статья 75, пункт 4.Общеразвивающие программы. Методические документы  ФГОС: 1) Концепция в ГОСОО стандарты 2-го поколения.2) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009год.3) Фундаментальное ядро содержания общего образования. 2011год. Обязательный минимум стр. 9, Искусство стр. 52. Стандарты 2-го поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации 30 апреля 2015г. в реестр примерных, основных образовательных программ внесены примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол от 8 апреля 2015г №1.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (М: Просвещение.2012)  Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

* формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

* освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

* формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственно и формы;

* развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

* формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно- значимо и ценности;

* воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

* развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

* овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

* овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания,

художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 17,5 часов. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального  государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения.

Количество часов в год – 17,5

Количество часов в неделю — 0,5

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.

Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 0,5 часа в неделю как наиболее распространенного, а также возможность реализации этого курса при выделении на его изучение 0,5 учебных часов в неделю.

                           Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

I

Декоративные корни народного искусства

5

II

Связь времен в народном искусстве

4

III

Декор - человек, общество, время

6

IV

Декоративное искусство в современном мире

2,5

Итого

17,5

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

* воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

* осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей   многонационального российского общества;

* формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

* формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

* формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

* развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

* формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

* осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

* развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированнсти универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

* умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

* умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

* в умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

* умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

* умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

* формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

* развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

* освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах {фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства., искусство современности);

* воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

* приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

* приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

* развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

* осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

* развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

           Нормативно-правовая база введения ФГОС:

  1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта: Федеральный закон, утверждённый 01.12.2007 г.// Вестник образования России. – 2008. – №1. – С.11–28.
  2. О Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по Федеральным государственным образовательным стандартам [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 апреля 2009 года № 114 // Вестник образования России. – 2009. – № 11, июнь. – С. 39.
  3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373. Зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009г. №17785 //Вестник образования России. – 2010. – №2. – С.44–73.
  4. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 23.11.2009г. №655 //Вестник образования России. – 2010. – №6. – С.14–27.
  5. Об утверждении положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по Федеральным государственным образовательным стандартам [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2009 года № 123, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2009 года № 13830 // Вестник образования России. – 2009. – № 11, июнь. – С. 39–42.
  6. Об утверждении правил разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 // Вестник образования России. – 2009. – № 6, март. – С. 7–

                     СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

«Древние корни народного искусства» (5 ч)

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.

 «Связь времен в народном искусстве» (4 ч)

Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского  промысла.  При изучении  Борисовской керамики  обратить  внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

Декор – человек, общество, время. (6ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

        Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Декоративное искусство в современном мире. (2,5 ч)

 Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

                             Планируемые результаты

По окончании основной школы учащиеся должны:

 знать истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

 знать особенности уникального крестьянского искусства, семанти­ческое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

знать несколько народных художественных промыслов России; различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен  (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

различать по материалу, технике исполнения современные виды де­коративно-прикладного искусства (художественное стекло, керами­ка, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (на­родного, классического, современного) связь конструктивных, деко­ративных, изобразительных элементов, а также видеть единство ма­териала, формы и декора;

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в тради­ции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобра­зительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одеж­да, детали интерьера определенной эпохи);

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

Контроль ЗУН

Критерии оценки устной формы ответов учащихся

  1. Активность участия.
  2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  3. Самостоятельность.
  4. Оригинальность суждений.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО  И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И  МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

• Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы./ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская. . Н.А. Горяева, А.С. Питерских – М.: просвещение, 2013.

Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни че­ловека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.

Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс : рабочая тетрадь / Н. А. Горяева ; под ред. Б. М. Неменского. - М: Просвещение, 2011.

Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

Литература

Дополнительные пособия для учителя:

• Крестовская, Я О. Искусство Жостова / Н. О. Крестовская. - СПб. : Русский музей, 2007.

Лоренц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. - М. : Эксмо, 2010.

Изобразительное искусство. 5 класс : поурочные планы по программе Б. М. Йеменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград : Учитель, 2010.

Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха ; коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010.

Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества : уроки, вне­классные мероприятия / авт.-сост. Е. С. Туманова, Л. Ю. Романова, Т. В. Старостина. - Волго­град : Учитель, 2009.

Дополнительные пособия для учащихся;

• Кора, Д. Мифология : энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М. : Росмэн, 2010.

Винник, И. Мир кукол. Истории и легенды / И. Винник. - М. : АСТ, 201 0.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

* http://ru.wikipedia.org/wiki

* http://www.artsait.ru

Средства обучения

1. Печатные пособия:

Народные художественные промыслы России : каталог-альбом / ассоц. «Народные художе­ственные промыслы России» ; сост. В. П. Антонов. - М. : Интербук-бизнес, 2001.

Художественные промыслы земли нижегородской : каталог-альбом / ред. Е. В. Шишкин, А. А. Аполлонов. - Н. Новгород, 2001.

Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома : альбом / Т. И Емельянова. - М. : Ин­тербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).

Жостово. Декоративная живопись : альбом / И. Я. Богуславская. - М. : Интербук-бизнес, 1994. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).

Кружева России. Вологодское кружево : альбом / М. А. Сорокина. - М. : Интербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).

Павлопосадские шали : альбом / Н. В. Толстухина, Т. А. Полосинова. — М. : Интербук-бизнес, 2007. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).

Искусство. Декоративно-прикладное искусство : учебный альбом из 6 листов. — М. : Спектр, 2007.

2. Информационно-коммуникационные средства.

• Искусство Древнего Египта (СD).

• Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).

• Познавательная коллекция. Энциклопедия (СD).

3. Технические средства обучения.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, ОУО, музыкальный центр.

4. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления де­монстрационного материала, мольберт.

                             

                              Критерии  оценки творческой работы

 

Нормы оценки знаний, умений и навыков

 обучающихся по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка "5"

учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

Общая оценка работы  обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.

  1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.  Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.


Тематическое планирование.  5 класс

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Вид деятельности обучающихся

Форма диагностики и контроль

планируемые результаты

Домашнее задание

личностные

метапредметные

предметные

п

ф

Декоративные корни народного искусства

5 ч

1

Древние образы в народном искусстве.

Традиционные образы народного прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни

Работа над декоратив-

ной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе

по дереву, орнаментах народной вышивки

Устный опрос.

Практическая работа.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту..

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Подобрать

зрительный материал деревянной резьбы

на избах

  стр12

Убранство русской избы.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трехчастная

структура и об-

разный строй

избы

Работа над украшением элементов избы фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполнен

ных работ

 Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы..

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Найти ил-

люстрации интерьера

крестьянской избы

 стр20

2

Внутренний мир русской избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его

символика. Жизненно важные центры: красный

угол, печь

Рисунок на тему «В русской избе»

(выбор композиции, выполнение акварельного подмалевка. Вырезание из картона предметов быта

Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома

Составить

кроссворд

по пройденному

материалу

 стр 30

Конструкция и декор предметов народного быта и труда

Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда,

предметы труда: прялки, вальки,

рубеля

Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение

их орнаментальной росписью

Творческое

обсуждение вы-

полненных работ.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Подбор

изображения орнаментов

русской

народной

вышивки

 стр. 36

3

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки 

Крестьянская

вышивка — хранительница

древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение

Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях

русских мастеров с использованием

орнаментального рисунка

Просмотр и обсуждение выполненных работ.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию..

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами..  

 

Подобрать изображения людей

в русских

народных костюмах

 стр.44

4

Народный

 праздничный

костюм

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северо-русский и южно-русский комплект одежды

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных

техник и материалов

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая

оценка выполненных костюмов.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа..

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия..

Подобрать

материал

к теме

«Народные

праздники»

 стр. 50

5

Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Календарные народные праздни-

ки. Обрядовые действия народного праздника,

их символиче-

ское значение

Изготовление куклы Масленицы.

Творческое

обсужде-

ние работ.

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов..

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. ритающей живительными соками современное днкоративно-прикладное искусство.

Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Найти ил-

люстрации с русскими

народными игрушками

 стр.60

Связь времен в народном искусстве

6 ч

6

Древние образы в современных народных игрушках 

Особенности

пластической формы, цветового строя и

элементов росписи глиняных игрушек

Создание игрушки (импровизация

формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов

Творческое

обсуждение выполненных.

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Распознать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя..

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Подобрать иллюстрации с гжельской посудой

 стр.66

7

Искусство Гжели

История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных

форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник,

тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов

письма мастеров Гжели

творческое обсуждение работ.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров..

Осваивать     приемы     гжельского кистевого мазка - "мазка с тенями".

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Подобрать иллюстрации с изделиями городецких мастеров.

 стр.76

8

Городецкая роспись

История развития промысла.

Розаны и купавки - основные

элементы декоративной композиции городецкой росписи

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма.

Творческое обсуждение выполненных работ.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

 

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца. .

Подобрать иллюстрации с хохломской росписью

 стр 82

9

Хохлома

История развития промысла. Своеобразие хохломского промысла. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или "травка", - главный мотив хохломской росписи.

Выполнение хохломской росписи.

Творческое обсуждение выполненных работ.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы..

Иметь представление о видах хохломской росписи ("травка", роспись "под фон", "кудрина"), различать их

Создавать    композицию   травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Подобрать

иллюстрации с жостовскими

подносами

 стр 86

10

Жостово. Роспись по металлу.

История развития промысла.

Разнообразие

форм подносов и вариантов построения цветочных

 композиций. Основные приемы жостовского письма

Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных

друг с другом

Творческое обсуждение выполненных работ.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров..

Осваивать основные приемы жостовского письма.. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Подготовить свои

работы

к итоговой выставке.

Разгадать

Кроссворд

 стр 92

11

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Промыслы как

Искусство

 художественного  сувенира. Место

произведений промыслов в со-

временном быту и интерьере. Мастера декоративного искусства нашего города

Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках

Творческое обсуждение выполненных работ.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Объяснять важность сохранения традиционных   художественных   промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов..

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве»..

Традиционные художественные промыслы

и ремёсла.

Отличие художественного промысла от ремесла

 стр 96

Декор - человек, общество, время

4 ч

12

Зачем людям украшения

Все предметы

декоративного

искусства несут на себе печать определенных

человеческих

отношений

Беседа на тему «Какую роль

 играет декоративное искусство в

организации общества,

в регламентации норм жизни его

членов»

Фронтальный опрос (устно).

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь..

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя)..

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства..

Подобрать

зрительный ряд

с изображением

украшений Древнего

Египта

 стр 106

13

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Украшение как

показатель социального статуса

человека. Сим-

волика изобра-

жения и цвета

в украшениях

Древнего Египта. Орнаментальные мотивы

Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства

Древнего Египта с использованием элементов декора -знаки-обереги, знаки-символы богов и царей

Презентация своих работ учащимися и оценка результата.

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта..

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора..

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Подобрать

зритель-

ный ряд

с изобра-

жением

украшений

народов

разных

стран,

книжные

иллюстрации

 стр 108

14

Одежда "говорит" о человеке

Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно-

прикладное искусство Древне-

го Китая

Одежда как знак положения чело-

века в обществе.

Декоративно -

прикладное искусство Запад-

ной Европы

(эпоха барокко)

Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего

Китая.

Выполнение панно «Бал в интерьере

дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллектив- ная работа).

Творческое обсуждение работ.

Анализ результата коллективной работы.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы..

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий..

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей..

  --

Подобрать изображения гербов

разных

стран, клубов, семей

 стр 118

15

О чем рассказывают гербы

и эмблемы

История возникновения герба.

Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе

Создание проекта собственного герба или герба своей

семьи с использованием декоративно- символического

языка геральдики

Защита проекта ,оценивание результата работы. «Чтение» гербов одноклассников.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Понимать     смысловое     значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

Придумать

и нарисовать герб

семьи.

Подготовиться

к игре-викторине

 стр134

Декоративное искусство в современном мире

2,5 ч

16

Современное

выставочное

искусство

Многообразие

материалов

и техник современного декоративно-прикладного искусства.

Батик. Гобелен.

Керамика. Стекло

Беседа на тему: «Обращение современных художников декоративно-прикладного

искусства к традиционным мотивам,

сюжетам, образам

народного искусства»

Фронтальный опрос. Обмен

мнениями

по вопросам современного

декоративного искусства

Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства..

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства..

Подобрать мате-

риал для

работы

 стр 142

17,5

Ты сам — мастер

декоративно-

прикладного искусства

Виды декоративно-

Прикладного

 искусства. Выразительное использование

материала. Способы и приемы

работы с соленым тестом

Декоративная работа по мотивам русских народных

сказок. Выбор

и обсуждение работы

Обмен

мнениями

в процессе

знакомства

с работой

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого -. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы..

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале.

Присмотреться

к образцам

современного

 искусства

 стр168

Итоговый урок

Обобщение материала по темам раздела и года

Выставка работ, выполненных в течение учебного года

Творческое

обсуждение работ.

Анализ

и оценка

работ

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Учащийся научится (у учащегося будет сформировано):

Учащийся получит возможность научиться

(получит возможность для формирования):

Личностные:

уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей;

развитие самостоятельности искать решения различных изобразительных задач;

владение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;  

отрабатывание навыков самостоятельной и групповой работы;

первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;

интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;

знания  о гигиене учебного труда и организации рабочего места                    

                                                                                                                                                                                                                                                       

Личностные:

готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ценностного ориентирования в области изобразительного искусства;

 духовных и эстетических потребностей;

первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

проговаривать  вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; проговаривать свои действия в ретроспективном плане.

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить

соответствующие коррективы.

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

в сотрудничестве и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;

под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату.

Познавательные:

под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и пособиях;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя .делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.); преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Познавательные:

продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

осмысленно воспринимать познавательные   тексты; выделять существенную информацию из познавательных текстов;

на основе полученной информации принимать несложные практические решения;

под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие учебной задачи;

 как под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками, так и самостоятельно обобщать,  выделять класс объектов как по заданному признаку; научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные:

принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; понимать важность коллективной работы; контролировать свои действия при совместной работе

Допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему решению; уметь пользоваться языком изобразительного искусства; учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

Коммуникативные:

 проявлять инициативу в коллективных творческих работах;

 следить за действиями других участников совместной деятельности;

принимать другое мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания.

Коммуникативные:

 проявлять инициативу в коллективных творческих работах;

 следить за действиями других участников совместной деятельности;

принимать другое мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс.

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство)  5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 6 класс.

Рабочая программа по предмету "Искусство" ( изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6-7классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство»  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО   6-7классы p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widow...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6-7классы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство»  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО   6-7классы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0)...

Рабочая программа образовательная область "Технология" для учащихся 6 класса ( комплексное обучение)

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС. Подходит к учебнику ТЕХНОЛОГИЯ: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н. В. Синица, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко М.: ...

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»...

Организация пленэрной урока по образовательному предмету «Искусство (Изобразительное искусство)»

АннотацияВ статье рассматриваются специфика проведения урока «Живопись на открытом воздухе (пленэра)», значение данного вида занятия в освоении образовательной программы по предмету «...