РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5kl_rabochaya_programma.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Скнаровская основная общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена на заседании МО Протокол №______ от "_____" ___________2015 г. | "Согласовано" Заместитель директора по УВР___________ ________________________ | "Утверждаю" Директор школы ___________ Шпак Н.Г. Приказ № ____ от"_____"________2015 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область: «Искусство»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
5 класс
Разработана
учителем изобразительного искусства
Косовой Е.Н.
I квалификационной категории
2015 -2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена на основании правовых нормативных документов «Закон об образовании» 21декабря 2012год, статья 75, пункт 4.Общеразвивающие программы. Методические документы ФГОС: 1) Концепция в ГОСОО стандарты 2-го поколения.2) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009год.3) Фундаментальное ядро содержания общего образования. 2011год. Обязательный минимум стр. 9, Искусство стр. 52. Стандарты 2-го поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации 30 апреля 2015г. в реестр примерных, основных образовательных программ внесены примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол от 8 апреля 2015г №1.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (М: Просвещение.2012) Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
* формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
* освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
* формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственно и формы;
* развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
* формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно- значимо и ценности;
* воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
* развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
* овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
* овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 17,5 часов. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения.
Количество часов в год – 17,5
Количество часов в неделю — 0,5
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 0,5 часа в неделю как наиболее распространенного, а также возможность реализации этого курса при выделении на его изучение 0,5 учебных часов в неделю.
Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов |
I | Декоративные корни народного искусства | 5 |
II | Связь времен в народном искусстве | 4 |
III | Декор - человек, общество, время | 6 |
IV | Декоративное искусство в современном мире | 2,5 |
Итого | 17,5 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
* воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
* осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
* формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
* формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
* формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
* развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
* формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
* осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
* развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированнсти универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
* умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
* умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
* в умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
* умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
* умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
* формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
* развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
* освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах {фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства., искусство современности);
* воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
* приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
* приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
* развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
* осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
* развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Нормативно-правовая база введения ФГОС:
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта: Федеральный закон, утверждённый 01.12.2007 г.// Вестник образования России. – 2008. – №1. – С.11–28.
- О Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по Федеральным государственным образовательным стандартам [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 апреля 2009 года № 114 // Вестник образования России. – 2009. – № 11, июнь. – С. 39.
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373. Зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009г. №17785 //Вестник образования России. – 2010. – №2. – С.44–73.
- Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 23.11.2009г. №655 //Вестник образования России. – 2010. – №6. – С.14–27.
- Об утверждении положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по Федеральным государственным образовательным стандартам [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2009 года № 123, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2009 года № 13830 // Вестник образования России. – 2009. – № 11, июнь. – С. 39–42.
- Об утверждении правил разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 // Вестник образования России. – 2009. – № 6, март. – С. 7–
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
«Древние корни народного искусства» (5 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.
«Связь времен в народном искусстве» (4 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
Декор – человек, общество, время. (6ч)
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Декоративное искусство в современном мире. (2,5 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
Планируемые результаты
По окончании основной школы учащиеся должны:
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России; различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
Контроль ЗУН
Критерии оценки устной формы ответов учащихся
- Активность участия.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
• Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы./ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская. . Н.А. Горяева, А.С. Питерских – М.: просвещение, 2013.
• Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
• Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс : рабочая тетрадь / Н. А. Горяева ; под ред. Б. М. Неменского. - М: Просвещение, 2011.
• Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Литература
Дополнительные пособия для учителя:
• Крестовская, Я О. Искусство Жостова / Н. О. Крестовская. - СПб. : Русский музей, 2007.
• Лоренц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. - М. : Эксмо, 2010.
• Изобразительное искусство. 5 класс : поурочные планы по программе Б. М. Йеменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград : Учитель, 2010.
• Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха ; коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010.
• Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества : уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Е. С. Туманова, Л. Ю. Романова, Т. В. Старостина. - Волгоград : Учитель, 2009.
Дополнительные пособия для учащихся;
• Кора, Д. Мифология : энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М. : Росмэн, 2010.
• Винник, И. Мир кукол. Истории и легенды / И. Винник. - М. : АСТ, 201 0.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
* http://ru.wikipedia.org/wiki
Средства обучения
1. Печатные пособия:
• Народные художественные промыслы России : каталог-альбом / ассоц. «Народные художественные промыслы России» ; сост. В. П. Антонов. - М. : Интербук-бизнес, 2001.
• Художественные промыслы земли нижегородской : каталог-альбом / ред. Е. В. Шишкин, А. А. Аполлонов. - Н. Новгород, 2001.
• Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома : альбом / Т. И Емельянова. - М. : Интербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
• Жостово. Декоративная живопись : альбом / И. Я. Богуславская. - М. : Интербук-бизнес, 1994. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
• Кружева России. Вологодское кружево : альбом / М. А. Сорокина. - М. : Интербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
• Павлопосадские шали : альбом / Н. В. Толстухина, Т. А. Полосинова. — М. : Интербук-бизнес, 2007. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).
• Искусство. Декоративно-прикладное искусство : учебный альбом из 6 листов. — М. : Спектр, 2007.
2. Информационно-коммуникационные средства.
• Искусство Древнего Египта (СD).
• Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
• Познавательная коллекция. Энциклопедия (СD).
3. Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, ОУО, музыкальный центр.
4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.
Критерии оценки творческой работы
Нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1"
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.
- Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Тематическое планирование. 5 класс
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Вид деятельности обучающихся | Форма диагностики и контроль | планируемые результаты | Домашнее задание | ||||||
личностные | метапредметные | предметные | |||||||||||
п | ф | ||||||||||||
Декоративные корни народного искусства | 5 ч | ||||||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | Традиционные образы народного прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни | Работа над декоратив- ной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки | Устный опрос. Практическая работа. | Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.. | Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Подобрать зрительный материал деревянной резьбы на избах стр12 | |||||
Убранство русской избы. | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трехчастная структура и об- разный строй избы | Работа над украшением элементов избы фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполнен ных работ | Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. | Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.. | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. | Найти ил- люстрации интерьера крестьянской избы стр20 | ||||||
2 | Внутренний мир русской избы. | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь | Рисунок на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалевка. Вырезание из картона предметов быта | Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока. | Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. | Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. | Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома | Составить кроссворд по пройденному материалу стр 30 | |||||
Конструкция и декор предметов народного быта и труда | Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки, рубеля | Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью | Творческое обсуждение вы- полненных работ. | Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. | Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Подбор изображения орнаментов русской народной вышивки стр. 36 | ||||||
3 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение | Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка | Просмотр и обсуждение выполненных работ. | Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. | Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами..
| Подобрать изображения людей в русских народных костюмах стр.44 | |||||
4 | Народный праздничный костюм | Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северо-русский и южно-русский комплект одежды | Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка выполненных костюмов. | Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.. | Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. | Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.. | Подобрать материал к теме «Народные праздники» стр. 50 | |||||
5 | Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | Календарные народные праздни- ки. Обрядовые действия народного праздника, их символиче- ское значение | Изготовление куклы Масленицы. | Творческое обсужде- ние работ. | Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.. | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. ритающей живительными соками современное днкоративно-прикладное искусство. | Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. | Найти ил- люстрации с русскими народными игрушками стр.60 | |||||
Связь времен в народном искусстве | 6 ч | ||||||||||||
6 | Древние образы в современных народных игрушках | Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек | Создание игрушки (импровизация формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов | Творческое обсуждение выполненных. | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Распознать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. | Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.. | Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Подобрать иллюстрации с гжельской посудой стр.66 | |||||
7 | Искусство Гжели | История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи | Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов письма мастеров Гжели | творческое обсуждение работ. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. | Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.. | Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - "мазка с тенями". Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Подобрать иллюстрации с изделиями городецких мастеров. стр.76 | |||||
8 | Городецкая роспись | История развития промысла. Розаны и купавки - основные элементы декоративной композиции городецкой росписи | Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. | Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.
| Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. . | Подобрать иллюстрации с хохломской росписью стр 82 | |||||
9 | Хохлома | История развития промысла. Своеобразие хохломского промысла. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или "травка", - главный мотив хохломской росписи. | Выполнение хохломской росписи. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.. | Иметь представление о видах хохломской росписи ("травка", роспись "под фон", "кудрина"), различать их | Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Подобрать иллюстрации с жостовскими подносами стр 86 | |||||
10 | Жостово. Роспись по металлу. | История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма | Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом | Творческое обсуждение выполненных работ. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. | Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.. | Осваивать основные приемы жостовского письма.. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | Подготовить свои работы к итоговой выставке. Разгадать Кроссворд стр 92 | |||||
11 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Промыслы как Искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в со- временном быту и интерьере. Мастера декоративного искусства нашего города | Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках | Творческое обсуждение выполненных работ. | Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.. | Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».. | Традиционные художественные промыслы и ремёсла. Отличие художественного промысла от ремесла стр 96 | |||||
Декор - человек, общество, время | 4 ч | ||||||||||||
12 | Зачем людям украшения | Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений | Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов» | Фронтальный опрос (устно). | Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).. | Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.. | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений Древнего Египта стр 106 | |||||
13 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | Украшение как показатель социального статуса человека. Сим- волика изобра- жения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы | Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта с использованием элементов декора -знаки-обереги, знаки-символы богов и царей | Презентация своих работ учащимися и оценка результата. | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.. | Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.. | Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Подобрать зритель- ный ряд с изобра- жением украшений народов разных стран, книжные иллюстрации стр 108 | |||||
14 | Одежда "говорит" о человеке | Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно- прикладное искусство Древне- го Китая Одежда как знак положения чело- века в обществе. Декоративно - прикладное искусство Запад- ной Европы (эпоха барокко) | Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. Выполнение панно «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллектив- ная работа). | Творческое обсуждение работ. Анализ результата коллективной работы. | Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.. | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.. | Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.. | -- Подобрать изображения гербов разных стран, клубов, семей стр 118 | |||||
15 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе | Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно- символического языка геральдики | Защита проекта ,оценивание результата работы. «Чтение» гербов одноклассников. | Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. | Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. | Придумать и нарисовать герб семьи. Подготовиться к игре-викторине стр134 | |||||
Декоративное искусство в современном мире | 2,5 ч | ||||||||||||
16 | Современное выставочное искусство | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло | Беседа на тему: «Обращение современных художников декоративно-прикладного искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства» | Фронтальный опрос. Обмен мнениями по вопросам современного декоративного искусства | Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.. | Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. | Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.. | Подобрать мате- риал для работы стр 142 | |||||
17,5 | Ты сам — мастер декоративно- прикладного искусства | Виды декоративно- Прикладного искусства. Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом | Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Выбор и обсуждение работы | Обмен мнениями в процессе знакомства с работой | Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого -. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале. | Присмотреться к образцам современного искусства стр168 | |||||
Итоговый урок | Обобщение материала по темам раздела и года | Выставка работ, выполненных в течение учебного года | Творческое обсуждение работ. Анализ и оценка работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс.
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 6 класс.
Рабочая программа по предмету "Искусство" ( изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6-7классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6-7классы p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widow...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6-7классы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6-7классы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0)...
Рабочая программа образовательная область "Технология" для учащихся 6 класса ( комплексное обучение)
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС. Подходит к учебнику ТЕХНОЛОГИЯ: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н. В. Синица, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко М.: ...
Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»
Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»...
Организация пленэрной урока по образовательному предмету «Искусство (Изобразительное искусство)»
АннотацияВ статье рассматриваются специфика проведения урока «Живопись на открытом воздухе (пленэра)», значение данного вида занятия в освоении образовательной программы по предмету «...