«Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Обобщение педагогического опыта по ИЗО

учителя области искусства

МАОУ лицей № 42 Октябрьского района

городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Давлетбаевой Фирдалии Вилдановны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по ИЗО

учителя области искусства

МАОУ лицей № 42 Октябрьского района

городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Давлетбаевой Фирдалии Вилдановны

«Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

слайд1

В системе обучения и воспитания обучающихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. слайд2В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

Результаты изобразительной деятельности вызывали и продолжают вызывать интерес исследователей, работающих над проблемами детского изобразительного творчества. Вскрываются причины, вызывающие его «затухание» в школьном возрасте, разрабатываются новые методики, позволяющие успешно развивать творческую активность каждого ученика.слайд3

Проведя анализ теоретического материала и используя собственные наблюдения в работе с обучающимися, я хотела бы поделиться опытом организации и проведения занятий изобразительного искусства, а также отметить некоторые формы и приёмы работы, способствующие развитию у обучающихся творческих способностей на уроках изобразительного искусства. 

Формой проведения занятий по программе является урок.слайд4

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

- сотворчество учителя и ученика;

- диалогичность;

- четкость поставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Урок изобразительного искусства стремлюсь сделать для учеников ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Он должен быть не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

-декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), слайд5 литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.),слайд6 технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи),слайд7 МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.).слайд8

На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон, уголь, сангина).слайд9 В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие художественных материалов и инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

На уроках я использую следующие художественные техники:

- рисование (в различных видах и жанрах), слайд10

- аппликация и коллаж, слайд11

- лепка(из пластилина, глины, солёного теста) лепить из теста — одно удовольствие: забавные фигурки можно раскрашивать. слайд12

- роспись самостоятельно выполненных изделий слайд13

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования творческих способностей.

Так же в развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, рисунки по воображению.слайд14

Формирование интереса и увлечённости не может быть назидательным и идти только сверху от учителя. Стараюсь поощрять свободу выбора детей оставлять за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения.

На уроках изобразительного искусства применяю информационно-коммуникационные технологии.слайд15

Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю: не как цель, а как способ активизации творческой и познавательной деятельности обучающихся.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление творческого поиска каждого ребенка, повышение интереса к уроку, происходит это в первую очередь за счет усиления наглядности.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Одним из способов активного знакомства с ИКТ - является организация проектной деятельности обучающихся или поисково- творческая деятельность, оформленная в виде презентации.

Классах обучающиеся выполняют работы по заранее запланированным темам: ученики не только проводят исследования, выполняют мультимедийный проект, но и презентуют свои работы. Например, в 7 классе при прохождении тем IV четверти «Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации.» Посмотрите примерные работы обучающихся.

       Ещё одна из форм развития художественных способностей, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

      Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и самооценить свои работы, ощутить радость успеха (особенно это очень важно для работы по стандартам второго поколения для работы в классах по ФГОС) слайд16

Ребята посещают кружок изобразительного искусства «Палитра». Активно участвуют в олимпиадах по ИЗО и показывают хорошие результаты. Являются активными участниками районных, городских, республиканских, международных выставок, конкурсов рисунка и плаката.слайд17,18.

Использование различных форм и приёмов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребёнку активно включаться в творческий процесс по созданию рисунка, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. Органично включенные в ход занятия игровые моменты, отдельные приёмы работы в различной технике и с различными материалами создают необходимые условия для развития у детей творческих способностей на уроках изобразительного искусства.слайд19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под реда...

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...

Из опыта работы учителя ИЗО МОУ гимназии №1 г. Серпухова Московской области. « Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образов...

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  произ...

"Формирование и развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства"

Актуальность моей работы в том, что она играет совершенно ссобую роль - развивает эмоционально - нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждать способность видеть, ценить и создавать красоту в ...

Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства» по ИЗО...