Жёстово- роспись по металлу (5 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Сторожева Светлана Альбертовна

Знакомство учащихся с особенностями художественного промысла Росии-Жёстово. Показ принцыпа построения композиции,используя элементы росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhostovskaya_rospis.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс.

Тема урока: Жостово. Роспись по металлу.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла Жостово.  
  2. Развивать творческую и познавательную активность, навыки работы кистью без предварительного рисунка.
  3. Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории и традициям.

Планируемые результаты:

  1. Личностныетные результаты: отработка навыков самостоятельной и групповой работы, формирование интересов к новому материалу, эстетического вкуса, самостоятельности.
  2.  Метапредметные результаты:
  1. Регулятивные УУД: ставить учебную задачу, учиться отличать верно выполненное задание от неверного, планировать свои действия, давать самооценку своей работе.
  2. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания, проводить анализ, строить рассуждения.
  3. Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
  1.  Предметные результаты: получить представление о ракурсах головы, научиться изображать голову человека в профиль.

Межпредметные связи: литература.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы: мультимедиа проектор, презентация, интерактивная игра, магнитная доска, жостовские подносы и иллюстрации с их изображениями, заготовка макета подноса и элементов росписи из бумаги для учеников, бумага, краски, кисти, клей.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Актуализация.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт!

  1. Формулирование темы и целей урока.

В нашей огромной стране очень много народных умельцев, создающих изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с особенностями народного промысла Жостово.

  1. Работа в тетради.

Откройте свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Жостовская роспись» (Слайд 1).

  1. Беседа.

Ребята, как вы думаете, на какие вопросы сегодня на уроке мы должны будем получить ответы?

  • Что такое «Жостовская роспись»;
  • История развития промысла;
  • Технология росписи (Слайд 2).

            Я вас просила найти любую информацию о жостовской росписи. Кто из вас может      

            сказать, что такое «Жостовская роспись»?

  1. Работа в тетради.

Жостовская роспись - декоративная роспись металлических подносов масляными красками.

  1. Беседа.
  1. Что вы узнали из истории развития этого промысла?

На Руси с начала 19 века получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. Однако долгое время в России в ходу были подносы из папье-маше. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале.

В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую.

  1. Какой формы и размером были подносы?

 Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или “скатертные”, достигали размеров стола, а маленькие “закусочные” - не больше тарелки. Форма у них была самая разнообразная – овальные, круглые, восьмиугольные, прямоугольные, комбинированные и даже треугольные, гитарные и фестончатые (Слайды 3-13).

  1. Что же изображали мастера на своих подносах?

Пейзажи, фрукты и цветы (Слайды 14-16).

  1. Как располагаются цветы на подносе?

Размещение или композиция цветов на подносах различна. Это букет, букет в разброс, венок, букет из угла (Слайды 17-20).

  1. Рассказ учителя.

“Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство”.

Чем же отличаются эти вроде бы простые цветы? Конечно же, собым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи. Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Эти этапы имеют свое название.

  1. Работа в тетради.

Составление опорной схемы этапов росписи подносов (Слайд 21).

Этапы росписи:

  • грунтовка
  • замалёвок
  • тенёжка
  • прокладка
  • бликовка
  • чертёжка
  • посадка семенцов
  • привязка
  • уборка
  1. Рассказ учителя.

Этапы росписи подносов (Слайды 22-30).

  1. Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.
  2. Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
  3. Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
  4. Прокладка. Уточняются многие детали.
  5. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
  6. Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
  7. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
  8. Уборка. Украшение борта подноса.
  1. Практическая работа.
  1. Мастер-класс.

Показ учителя поэтапного изображения цветка и листика (Слайд 31).

  1. Самостоятельная работа учащихся.
  1. На шаблонах из бумаги изобразить цветы и листики (работа в группах).
  2. Нанести уборку на заготовке макета подноса (работа в паре).
  3. Интерактивная игра «Создай композицию росписи» (индивидуальная работа).
  1. Итог урока.
  1. Прикрепление на макет подноса элементов росписи.
  2. Проверка работы ученика на компьютере.
  3. Домашнее задание.

Вклеить в тетрадь образец жостовской росписи и подписать этапы работы.

  1. Рефлексия урока.

Заверши фразу (Слайд 32):

  • Я пришёл сюда…
  • А знаете ли вы, что…
  • А ещё хочу сказать, что…
  • Если бы я был учителем, то я …
  1. Слово учителя.
  • Я пришла сюда, чтобы познакомить вас с народным промыслом Жостово.
  • А ещё хочу сказать, что очень довольна результатами вашей совместной работы на уроке и была рада вас всех сегодня видеть.

Литература:

  1. Дорожин Ю.Г. Жостовский букет. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  2. Искусство детям. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  3. Народные художественные промыслы. Альбом. - М.: Советский художник, 1992.
  4. http://www.ya-zemlyak.ru
  5. http://www.liveinternet.ru
  6.  http://ru.wikipedia.org

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского)

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Урок "Жостово. Роспись по металлу"

Урок по теме: «Жостово. Роспись по металлу».для учащихся 5 классовЦель урока: Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово. Показать принцип построения композиции, ис...

План-конспект занятия по теме: «Изучение материалов под роспись» (дерево, металл, керамика, стекло)

Ознакомление детей с разнообразием и особенностями материалов под роспись. знакомство с материалами под роспись в декоративно-прикладном творчестве;научить различать изделия из различных материал...

«Жостово. Роспись по металлу»

- Сегодня у нас не простой урок, у нас урок - мастерская. А вы, ребята, художники в этой мастерской.– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передав...

Технологическая карта урока по ИЗО в 5 классе ФГОС по теме "Жостово. Роспись по металлу"

Цель.Задачи.Зрительный ряд. Оборудование для учащихся. Планируемые образовательные результаты. Этапы урока....