урок изобразительного искусства "Пейзаж родной земли", 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Талеева Марина Валентиновна

 Урок-знакомство  с творчеством северного художника Тыко Вылко, а также закрепление знаний, умений, навыков в работе над пейзажем 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Пейзаж родной земли55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Харута»

Конспект урока  изобразительного искусства в 6 классе

по теме «Пейзаж родной земли»

учителя изобразительного искусства и черчения  

Талеевой Марины Валентиновны

2013-2014 учебный год

Цель: познакомить с творчеством северного художника Тыко Вылко, закрепить знания, умения, навыки в работе над пейзажем

Задачи:

- научить новому виду создания картин, составлению композиции, правильному выбору пропорций;

- развивать творчество, наблюдательность,  соотношение цветовой гаммы;

- воспитывать любовь к родному краю, бережному отношению к нему, аккуратность, усидчивость, терпение

Оборудование:

Для учащихся – альбом, краски, кисти, баночка с водой, клей, ножницы, простой карандаш, линейка, заготовка с разноцветными полосками, лист бумаги.

Для учителя – образец рисунка, иллюстрации картин художника, клей, ножницы, линейка, простой карандаш, магнитофон, СД «Милые сердцу места»,  лист бумаги.

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Вступительная беседа

3. Анализ образца, тренировочное упражнение

4. Физминутка «За морошкой»

5. Практическая часть  

6. Подведение итогов, выставка работ, оценивание

  №

Этап урока

1.

Организационный момент

Построение класса, доклад дежурного о готовности класса к уроку

2.

Вступительная беседа

    Мы живем с вами в очень удивительном месте под названием Арктика

    Арктика — это земля в окрестностях Северного полюса. Название её происходит от греческого слова arctos (медведь) и связано со звёздами: Полярная звезда, которая всегда находится в зените над Северным полюсом, принадлежит к созвездию Малой Медведицы. Зимой мы можем понаблюдать за созвездием.

   Земля вечной мерзлоты, земля Полярной звезды — это мой дом, моя Арктика.

Возможно, многие из вас представляют себе полярные области Арктики в виде однообразной суши или моря, где царит вечный холод. Эта область Земли отличается суровым климатом, но природа здесь особенная, красочная. Только мы, жители Арктики, можем её увидеть и оценить.

Как видел красоту Севера, Арктики нам расскажут картины великого северного художника Ильи Константиновича Вылка. (показ портрета художника)

Родился он на Новой Земле, в семье охотника в 1886 г. При рождении ему дали имя Тыко (что значит с ненецкого "Олешек"), но при крещении он получил другое имя - Илья. В юношеские годы он, благодаря умениям и навыкам, стал самым лучшим охотником на Новой Земле.

   В 1911 г. сын ненецкого народа в Архангельске закончил курсы мотористов и, параллельно с этим, взял несколько уроков рисунка и живописи в мастерской у художника Василия Переплётчикова. Занимался Илья довольно плодотворно, с пользой для  навыков и для творчества. 21 марта открылась его первая персональная выставка картин. Однако, отзывы от  картин были далеко не однозначными. Одни говорили, что Илья Вылка - талантливый и оригинальный художник, другие, - что он бездарь, а его картины - лишь жалкие потуги в рисовании. Но, независимо от оценок современников, в историю он вошёл как художник-самородок. За всю жизнь у Тыко Вылки так и не появилось собственной художественной мастерской. Свои картины ненецкий художник всегда создавал, сидя в чуме или в тундре. А его излюбленной темой была малая родина, Новая Земля.

 Деятельность Ильи Вылки не оставляла равнодушным прогрессивных людей. О нём говорили: "Может быть, его талант, как занесённая ветром искра, вспыхнув, тотчас и погаснет, исчезнет без следа"? Однако все ошибались. Этот человек доказал, что может себя успешно реализовывать, переключаясь с одного вида деятельности на другой. 

 Тыко Вылка был избран председателем поселкового совета в Белужье. А с 1924 г. в течение 32 лет бессменно возглавлял островной совет. В лёгкой руки "Всесоюзного старосты" Михаила Калинина, его стали называть "Президент Новой Земли". Он думал и заботился о своем народе.

В Москве в 1954 г. было принято решение превратить Новую Землю в полигон для испытаний атомного оружия. Все население было переселено на большую землю. Тыко Вылко переехал в г.Архангельск. В Архангельске Илья Вылка поселился в деревянном домике на улице Вологодской. Выступал с лекциями и докладами, посвящённых Новой Земле, полярным экспедициям. Рисовал картины.

Тыко Вылка жил Новой Землёй, писал и рисовал её. А уезжая, прощался с нею или, может, просил прощение. И без неё он, отважный и смелый охотник, не раз рисковавший жизнью, хороший и рачительный хозяин, быстро зачах.

В 1960 г. Илья Вылка умер, похоронен на Кузнечевском кладбище. Его именем назван, кроме улиц в Архангельске и Нарьян-Маре, ледник на Новой земле.

А теперь предлагаю к вашему вниманию презентацию «Певец родной стороны», посвященную творчеству Тыко Вылко. (просмотр презентации)

Мы с вами совершили необыкновенное путешествие в страну нетающих льдов, полярного сияния, бескрайней тундры благодаря творчеству ненецкого самородка Ильи Константиновича Вылко.

Сегодня мы тоже будем создавать картину нашей малой родины «Пейзаж родной земли»

3.

Анализ образца Тренировочное упражнение

Показ образца:

- что здесь изображено? (тундра)

- по каким признакам определяем, что это тундра? (мало растительности, по цвету)

- как вы думаете, как получились холмы на картине? ( неровные полоски)

- значит, из чего состоит картина? (из полосок неровной формы)

- как расположены полоски? (друг под другом)

- как соединены полоски между собой? ( на листе, только края)

- что означают цвета? (небо, снег, закат, отблески на снегу, лучи солнца)

- чем дополнена картина? (сухой травой, деревьями, кустами)

У вас было домашнее задание раскрасить лист бумаги полосами в цвета характерными для тундры в зимнее время. Прежде чем приступать к работе обговорим этапы:

- порвать бумагу на неровные полоски

- расположить полоски на листе

- приклеить края

- дорисовать пейзаж

- выровнять края

- оформить паспарту

Чтобы не испортить заготовку, попробуем порвать специально подготовленный лист бумаги.

Снег – руки двигаем в противоположные стороны (одну к себе, другую от себя)

Холм – направляем линию разрыва вверх или вниз по листу

4.

Физминутка

Проводит дежурный, физминутка «За морошкой»

Покажем, как идём за морошкой (шаг на месте)

Идём по кочкам (поднятие ног)

Отмахиваемся от комаров (движение руками)

Собираем морошку (наклоны вперед, руки имитируют сбор ягод)

Вернулись домой с ягодой (сели на стулья)

5.

Практическая часть

Приступаем к работе (тихо звучит музыка)

Учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места
  2. контроль правильности выполнения этапов работы
  3. оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.

6.

Подведение итогов, выставка работ, оценивание.

- с творчеством какого художника познакомились?

- что запомнили из его биографии?

- названия каких картин больше всего запомнились?

- какой пейзаж выполняли? (родной земли)

- нравятся ваши работы?

Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение. Критерии анализа:

  1. Аккуратность
  2. Эстетичность
  3. Соответствие полученным знаниям
  4. Цветовая гамма

      5. Оригинальность

Оценивание за урок, подготовка к концу урока, уборка рабочего места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Урок изобразительного искусства в 7 классе.«Библейские темы в изобразительном искусстве».

Конспект урока в 7 классе с презентацией на тему: «Библейские темы в изобразительном искусстве»....

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: « Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»

Форма урока и используемые методы дают возможность учащимся в увлекательной и творческой форме усвоить материал, раскрыть свой потенциал. Урок выстроен таким образом, что работа учащихся направлена на...

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Рисунок-основа изобразительного искусства".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства" по программе Б.М. Неменского....

Урок изобразительного искусства в 7 классе. Образ дома в изобразительном искусстве ( на примере дома С.А.Есенина).

Урок посвящён образу крестьянского дома в живописи рязанских художников, на примере дома С.А. Есенина....

Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.

Урок ИЗО в 5-м классеУрок изобразительного искусства в 7 классе .Тема:  Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"...