План урока в 7 классе. Тема урока "Цвет гласных звуков"комбинированный (изучение нового учебного материала и самостоятельная работа)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Наталья Алексеевна Голенкова

Вид урока: беседа и самостоятельная работа.

     Методы обучения: в беседе – диалогический, в практической работе – репродуктивный, частично поисковый.

    Цели урока:

а. образовательная: познакомить учащихся с результатами исследования в области психологии цвета.

б. развивающая: развивать ассоциативно-образное мышление.

в. воспитывающая: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_v_7_klasse.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                План урока в 7 классе  

Учитель ИЗО – Голенкова Наталья Алексеевна

             

       Тема урока                 Цвет гласных звуков

    Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и самостоятельная работа)

     Вид урока: беседа и самостоятельная работа.

     Методы обучения: в беседе – диалогический, в практической работе – репродуктивный, частично поисковый.

    Цели урока:

а. образовательная: познакомить учащихся с результатами исследования в области психологии цвета.

б. развивающая: развивать ассоциативно-образное мышление.

в. воспитывающая: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

   Задачи урока: Создать художественный образ четверостишья, применяя исследования учёных (окрашенность гласных цветом). Решить самостоятельно задачу выражения стихотворения через другие измерения. Пробудить интерес к исследовательской работе.

   ТСО: компьютер

   Наглядные пособия: плакат с буквами, окрашенными цветом. Образец выполнения работы. Таблички с наводящими вопросами.

   Оформление доски: число, надпись «Цвет гласных звуков»

Краткий план урока:

 До урока: заполнение журнала, организация рабочего места.

  1. Организационный момент. 1-2 минуты.
  2. Демонстрация слайдов 10 минут.    
  3. Практическая работа 20 минут
  4. Подведение итогов и выставление оценок.2 мин
  5. Уборка рабочего места 3 минуты

Развёрнутый план урока:

                                                     «Надо измерять измеримое и сделать измеримым то,

                                                       Что ещё не поддаётся измерению»                                          

                                                                                           Галилео Галилей

 1.     Организационный момент: поздороваться с детьми, спросить, все ли готовы к уроку. На партах акварельные краски, кисти, банки с водой, палитры, листы бумаги А-4.

2.   Демонстрация презентации «Окрашивание гласных звуков»

          В школе мы занимаемся проектной деятельностью, иногда она проходит в виде исследования. Ещё в далёкие времена люди пытались измерить, казалось бы неизмеримое. Как сказал Галилео Галилей: «Нужно измерять измеримое и сделать измеримым то, что ещё не поддаётся измерению». Многие учёные до сих пор работают в этой области. Перед нами результат исследования окрашенности гласных звуков цветом.

А - красный

Я - густо-красный

О - жёлтый

Ы – чёрный или тёмно-коричневый

Е, Ё - зелёный

И, Й - синий

У – цвет морской волны

Э бледно-зелёный

Ю - сиреневый

   

Это исследование относится к области психологии. Проводя опрос, учёные установили, что большинство людей окрашивает гласные звуки в определённые цвета. Послушайте, как говорит о звуках поэт:

Я вижу яркий свет, когда кричат,

Я слышу крик, свет яркий созерцая,

Все звуки светятся и все цвета звучат,

И ныне я их тайны раскрываю;

А – красная рубаха палача,

А – ахает толпа, на казнь взирая.

Ы – чёрный бык, мычащий по ночам

О – осень, крона клёна золотая.

Е – это свежесть молодого лета,

Зелёный переплёт Есенина и Фета.

И – птичий свист над синею рекой.

У – это грустный свет зелёно-синих

Очей её, глубоких, как пучина.

У – это гулкий цвет волны морской.

Любое слово или предложение, стихотворение, можно перевести в цветовые сочетания.

Рассмотрим выполнение задания по строке Сергея Есенина.

«ВЫТКАЛСЯ НА ОЗЕРЕ АЛЫЙ ЦВЕТ ЗАРИ».  Имеется всего 13 гласных звуков.

А -4, Е-3, Ы-2, И-2, О-1, Я -1.

Из них тёплых – 8, холодных -5. Отсюда делаем вывод, что картина, описывающая восход солнца, очень живописная и в ней преобладают тёплые цвета.  Окрашивая лист бумаги в эти цвета, мы получим цветовое выражение строки. Но она выглядит очень скучно, в ней не хватает образного начала, зритель хочет увидеть, как поднимается над озером заря. Картина перед вами. Она выполнена на компьютере в реалистическом стиле.  Как это сделать вам, каждый решит сам. Можно показать это в стиле реализма, а можно абстракционизма.  Я напишу на доске вопросы, но отвечать на них не нужно. Это вопросы для размышлений. Это задача урока, основываясь на этих вопросах, вы попробуете придумать своё измерение стихов.

ФОРМА ПЯТНА (одно большое или много мелких пятен, плавное или зигзагообразное)? РАСПОЛОЖЕНИЕ ПЯТЕН?  НАПРАВЛЕНИЕ ЛИНИИ?  ХАРАКТЕР ЛИНИИ (короткая, прямая, волнистая, изогнутая)?

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАШЕННОСТЬ СТРОКИ (нежность, ирония, страх, любовь)? ТЕМП ЧТЕНИЯ (тихо, громко, быстро, медленно, плавно, резко)?

          3.   Вспомните любимое четверостишье, которое вам хорошо знакомо, можно собственного сочинения. Напишите его на нижней стороне листа. На верхней будет изображено стихотворение в цвете. Подчеркните все гласные буквы. Определите, какие цвета преобладают (тёплые, холодные, светлые, тёмные).

Начинаем практическую работу. Не забудьте использовать какие-то средства сами – вы их должны придумать, основываясь на напечатанных и вывешенных на доске вопросах.

Далее начинается самостоятельная работа учащихся и поиски решения, дополнительных средств выражения.  После завершения работы, первый, кто выполнил работу, читает стихи и демонстрирует свою работу.

Учащиеся завершают свою творческую работу и читают стихи, демонстрируя свои произведения (смотрите приложение).

         4.   Мы занимались сегодня исследованием в области гласных звуков. Перед нами портрет знаменитого учёного, который тоже пытается соединить в своей научной деятельности разнообразные области.  Это Сергей Петрович Капица. Учёный, физик, преподаватель, аквалангист, редактор журнала «В мире науки», телеведущий программы «Очевидное -  невероятное».  Ему исполнилось 83 года. Мне бы хотелось закончить наш урок словами из его любимой  передачи «Очевидное – невероятное: «О, сколько нам мгновений чудных готовит просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг».

Желаю вам, чтоб ваша жизнь  была полна чудных открытий

Домашнее задание. Вопрос для размышления: Можно ли ещё что-нибудь кроме гласных звуков измерить цветом. На эту тему можно провести интересное исследование и выполнить проектную работу. Жду ваших предложений.

  1. После завершения практической работы осуществляется уборка рабочего места. Выставляются оценки в классный журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра при устном изложении учебного материала и при работе с печатным текстом на уроке права.

Устное изложение правового материала реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Каковы возможности игры...

Раздаточный материал для самостоятельной работы для учащихся класса (химико-биологической направленности)

Самостоятельная работа  по теме "Реакции ионного обмена" состоит из 6 заданий - составления уравнений химических реакций и написания ионных уравнений...

Соподчинение придаточных. Дидактический материал для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа состоит из 10 вариантов. Предназначена для обучающихся 9 классов....

дидактический материал для самостоятельной работы

Данный дидактичский материал подойдет для самостоятельной работы учащихся по теме "Причастие. Деепричастие", поможет проверить знания и  умения учащихся образовывать причастия и деепричастия, рас...

Урок-игра по изобразительному искусству в 7 классе Тема: «Мода и ты» (обобщающий комбинированный урок в форме викторины)

Цели урока-игры: обобщить и систематизировать знания по теме;организовать контрольно- оценочную функцию;развивать художественный вкус;развитие кругозора и творческого потенциала учащихся;оптималь...