Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Галирахманова Римма Газинуровна

Методический материал к уроку изо в 5 классе  по теме "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества" представляет собой план-конспект и презентацию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Цели:

А) Формировать у учащихся понимание того, какую роль и место занимает декоративное искусство в жизни человека и общества на примере Древнего Египта.

Б) Развивать творческую фантазию учащихся, умение работать в паре

В) Воспитывать у учащихся интерес к мировому искусству, толерантность.

Материалы и инструменты:

  • для учителя: презентация, конверты с символами древнего Египта, их значением и значением их цвета, с кроссвордом на группу из 4-х учащихся, форма нагрудного украшения для работы в паре в технике аппликации, белая ткань для имитации калазириса, образцы детских работ;
  • для учащихся: карандаш простой, цветная бумага, клей, ножницы.

План урока:

  1. Орг. Момент
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Вводная беседа
  4. Актуализация знаний
  5. Продолжение изучения нового материала
  6. Постановка задачи
  7. Физ.минутка (первичная проверка усвоения знаний)
  8. Практическая работа.
  9. Подведение итогов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг.момент.

Прозвенел для нас звонок, начинаем мы урок! Гости к нам пришли сегодня, к ним сейчас вы повернитесь, подружитесь, улыбнитесь!

Пожелание друг другу успешной работы

2. Сообщение темы и цели урока. Тема нашего урока звучит так: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

И главный наш вопрос «Зачем людям украшения?»

Вопрос к классу: В чём, по вашему, заключается суть декора (украшений), для чего они  нужны человеку?

Мы должны узнать, какую роль и место занимает декоративное искусство в жизни  древнего общества.

Как вы считаете, о какой стране сегодня пойдет речь? (показ кусочка слайда, потом другой кусочек, и третий)

Ребята угадывают («Египет»)

Украшать - поднимать настроение, показывать интересы человека, его характер

Просмотр кусочка слайда (учащиеся угадывают « о Египте»)

3. Вводная беседа

Египтяне считали, что украшения связаны с силами природы и хорошо защищают человека и дают ему силу
Поэтому украшали все части тела:
уши, голову, руки, ноги. Египтяне любили носить золотые или бисерные браслеты на плечах и запястьях, а женщины – еще и на ногах. Кольца на пальцах носили и мужчины и женщины. Украсить себя можно было браслетами, серьгами, подвесками, особенное место занимает нагрудное украшение.

А как оно называется, и что же мы сегодня будем рисовать? Ответить на этот вопрос вам поможет задание в конверте

Объяснение с остановками. Дети делятся своими знаниями по теме, поддерживают беседу с учителем (выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам)

4. Актуализация знаний о Египте и самостоятельное изучение нового материала по карточкам

Работа в парах   (Каждая пара учащихся получает кроссворд)

Разгадывание кроссворда (ключевое слово «ускх») некоторые в конвертах находят древнеегипетские символы и изучают их.

5. Продолжение изучения нового материала

Мы будем создавать ускх! Это нагрудное украшение из бисера как для женщин, так и для мужчин. Египтяне славились мастерством по обработке драгоценных камней и металлов. 

Очень многие носили обереги, скарабеи. Самым популярным украшением знатных людей был ускх. Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск. В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого.

Традиционные, характерные для Египта изобразительные элементы декора - знаки-символы, знаки-обереги  имели  важное  смысловое значение

Цвет тоже имел свою символику. Какие вы видите на этом ускхе цвета? Что символизировал каждый из цветов характерных для Древнего Египта? (ответ в конверте)

ЛОТОС – символ плодородия, потомства, красоты, бессмертия и вечной жизни

ЖУК-СКАРАБЕЙ – символ бога утреннего солнца, катящего диск по небу так же как жук катит свой шарик по песку 

КОБРА-ЗАЩИТНИЦА – хранительница царей и богов

ЛАДЬЯ ВЕЧНОСТИ – означает вечное движение солнца

ГЛАЗ УАДЖЕТ – защищает от всех бед

ТРЕУГОЛЬНИК – знак горы

КВАДРАТ – символ земли

КРУГ – знак солнца

ЗНАК СИЛЫ - символизирует бесконечную силу

ЗНАК ЖИЗНИ – означает бесконечную жизнь, жизнь после смерти

ЗОЛОТИСТО-ЖЁЛТЫЙ - цвет солнца

БЕЛЫЙ – цвет луны

ЗЕЛЁНЫЙ – воскресение, природы, плодородия

СИНИЙ – Цвет воды и неба

Слушают, поддерживают беседу с учителем

Рассматривают слайд-шоу

Учащиеся проговаривают информацию из конвертов

6. Постановка задачи

Создать ускх в технике аппликации

7. Практическая работа.

 

Самостоятельная работа детей под руководством учителя.

8. Физ. минутка

Учитель проговаривает названия декоративных элементов (змея, скарабей, глаз, круг, квадрат)

Показывают частями тела

9. Подведение итогов

Вот такие красивые нагрудные украшения у нас получились.

Одевает на одного из учащихся белую ткань (имитация калазириса) и сверху ускх.

Ребята оценивают красоту изделия

Карточки с заданием

ЛОТОС – символ красоты, бессмертия и вечной жизни

КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символ власти и красоты

КОБРА-ЗАЩИТНИЦА – хранительница

царей и богов

ЗОЛОТИСТО-ЖЁЛТЫЙ - цвет солнца

ЛАДЬЯ ВЕЧНОСТИ – означает вечное движение солнца

ЗОЛОТИСТО-ЖЁЛТЫЙ - цвет солнца

ТРЕУГОЛЬНИК – знак горы

КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символ власти и красоты

ГЛАЗ УАДЖЕТ – защищает от всех бед

ЗЕЛЁНЫЙ – воскресение природы, плодородия

ЗНАК СИЛЫ - символизирует бесконечную силу

СИНИЙ – цвет воды и неба

ЗНАК ЖИЗНИ – означает бесконечную жизнь, жизнь после смерти

КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символ власти и красоты

КВАДРАТ – символ земли

БЕЛЫЙ – цвет луны

ЖУК СКАРАБЕЙ – символ бога утреннего солнца, катящего диск по небу так же как жук катит свой шарик по песку

ЗОЛОТИСТО-ЖЁЛТЫЙ - цвет солнца

КРУГ – знак солнца

ЗОЛОТИСТО-ЖЁЛТЫЙ - цвет солнца


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Слайд 3

Египтяне считали, что украшения связаны с силами природы и хорошо защищают человека и дают ему силу Поэтому украшали все части тела: уши, голову, руки, ноги

Слайд 7

1. Тело умершего, обмотанное бинтами. 2. Скала с телом льва, и головой человека. 3. Массивный гроб, украшенный росписями и рельефами. 4. Жилище египетских богов

Слайд 8

1. Тело умершего, обмотанное бинтами. 2. Скала с телом льва, и головой человека. 3. Массивный гроб, украшенный росписями и рельефами. 4. Жилище египетских богов м у м и я

Слайд 9

1. Тело умершего, обмотанное бинтами. 2. Скала с телом льва, и головой человека. 3. Массивный гроб, украшенный росписями и рельефами. 4. Жилище египетских богов м у м и я с ф и н к с

Слайд 10

1. Тело умершего, обмотанное бинтами. 2. Скала с телом льва, и головой человека. 3. Массивный гроб, украшенный росписями и рельефами. 4. Жилище египетских богов м у м и я с ф и н к с с а р к о ф а г

Слайд 11

1. Тело умершего, обмотанное бинтами. 2. Скала с телом льва, и головой человека. 3. Массивный гроб, украшенный росписями и рельефами. 4. Жилище египетских богов м у м и я с ф и н к с с а р к о ф а г х р а м


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жук скарабей

Слайд 2

Глаз- уад жет

Слайд 3

Знаки жизни и силы

Слайд 4

Ладья вечности

Слайд 5

Священная змея или кобра славы

Слайд 6

Лотос

Слайд 7

Задание: создать ускх в технике аппликации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Урок-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества" в 5 классе по программе Б.М. Неменского...

Тест-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Роль декоративного искусства в жизни древне...

Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Технологическая карта урока по ИЗО  5 класс по ФГОС ООО на тему"Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"...

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Искусство росписи ваз.

Презентация к уроку в 5 классе, по теме "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Искусство росписи ваз"Цель: 1.Познакомить с типами греческих ваз.      ...

Алебастровые вазы. Древний Египет. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Алебастровые вазы. Среди тысяч и тысяч драгоценных предметов гробницы Тутанхамона были найдены несколько десятков поделок из неброского алебастра. Почему правителям Египта они были так дороги?Кам...