«Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства»
методическая разработка

Закатей Галина Владимировна

Эффективность педагогических приемов создания ситуации успеха на уроках изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovet.docx20.81 КБ
Office presentation icon priemy_sozdaniya_situatsii_uspeha_pedsovet.ppt885 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках

изобразительного искусства»

      Уроки изобразительного искусства таят в себе огромный развивающий потенциал: тренируется восприятие, мышление, зрительная, слуховая и кинестетическая память, развивается способность чувствовать прекрасное через многообразие цвета, формы, познается глубина и многомерность окружающего пространства. Все это ребенок может получить только при одном условии – если он будет желать этим овладеть. Но ни для кого не секрет, что отношение учащихся, родителей и учителей к данному предмету всегда было не серьезным. Почему? Такой вопрос стоял передо мной. Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному предмету и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогического сообщества.

     На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. Константин Дмитриевич Ушинский: он утверждает, что «…только успех поддерживает интерес ученика к учению».

       Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

        Переживание учеником ситуации успеха:

- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

- стимулирует к высокой результативности труда;

- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

- развивает инициативность, креативность, активность;

- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Технологические приемы создания ситуации успеха

  1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
  2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
  4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
  5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
  7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Приемы создания ситуации успеха на уроках ИЗО

      Изучив подробно опыт создания ситуации успеха, я стала думать, как применить его в своей работе с детьми, как я могу моделировать такие ситуации, результатом которых станет успех как отдельно взятого ученика, так и класса в целом?

В дошкольном возрасте дети охотно и с желанием занимаются рисованием, но, начиная с младшего школьного возраста, все больше проявляются дети с комплексами по отношению к своим изобразительным возможностям. Это происходит от того, что дети уже начинают учиться оценивать и сравнивать заданные рамки с получившимся результатом у себя и своих одноклассников, а еще чаще происходит от того, что когда - то некорректное критическое замечание выскользнуло из уст взрослого. Еще хорошо способствуют развитию комплексов те же одноклассники, которые считают нужным неловко посмеяться над неудачами других.

Поэтому на моих уроках, в первую очередь, дана четкая установка на то, что у каждого художника есть свой почерк, своя манера письма – так и у каждого, кто занимается рисованием, будет проявляться свой неповторимый стиль. Свое объяснение всегда сопровождаю доказательствами, в данном случае, репродукциями картин, которые мы анализируем вместе.

При такой позиции дети начинают по - другому относиться к рисункам своих сверстников и к своим рисункам: стараются уважительно высказываться в адрес чужих работ, учатся критиковать аргументировано.

Для того чтобы анализ рисунков был обоснованно грамотным – мы, совместно с учащимися ввели правила рисования, единые для любого рисунка, выполнив которые, изображение становится завершенным, либо над ним нужно еще потрудиться. Например, первое правило касается композиции рисунка и звучит оно так: «Рисуем во весь лист»! Одновременно показываю примеры правильного и неправильного решения композиции. А если в результате кто - то из детей не смог нарисовать «во весь лист», учу, как можно выйти из положения (ведь есть люди, у которых стиль работы – создавать все мелкое, например, Левша), в таком случае я прошу дополнять рисунок другими предметами, подходящими по смыслу.

Для детей всегда являлось проблемой понимание того, когда же все – таки работа над рисунком закончена, поэтому, нарисовав, заполнив лист рисунком и раскрасив его, спешат к учителю получить оценку своего труда. И тут я могу сказать, что даже профессиональные художники сталкиваются с такой проблемой постоянно, работая над картиной. Что же делают художники в таком случае? Они создают ситуацию, при которой их глаза по - другому посмотрят на свое творение: уходят прогуляться, накрывают картину драпировкой, чтобы глаза отвыкли от нее, приглашают друзей или критиков высказать свое мнение, но что они делают очень часто во время работы – отходят подальше и смотрят на нее под другим углом или расстоянием и даже смотрят на нее в зеркало. Вот и я в своей работе этому приему учу детей. Этот прием побуждает детей не бросать рисунок незавершенным, а доводить его до логического финала. Данный прием «визуализации» с одной стороны помогает детям увидеть слабые и сильные стороны своего творения, доводить начатое дело до конца, а с другой стороны, содействует приобщению детей к публичной демонстрации своего результата.

Использование данного приема я также аргументирую традициями, сложившимися у художников: «Каждое творение может найти своего зрителя на выставке»! Я побуждаю детей делиться своими успехами.

И наконец, еще один прием, которым я хотела бы поделиться с вами, он касается непосредственно самого процесса рождения рисунка на чистом листе бумаги. Именно на этом этапе сложнее всего добиться ребенку состояния успешности. Часто бывает, что задумка изображения хорошая, а манера исполнения страдает из – за технического несовершенства. И здесь я опять обращаюсь к опыту художников - прежде чем создать картину, мастер проводит огромную предварительную работу, много изучает строение предмета во всех ракурсах, рисует наброски и что самое важное – созерцает предметы окружающего мира, с целью заметить в них что – либо новое, едва уловимое. Они каждый день оттачивают свое мастерство. А передо мной дети общеобразовательной школы, которые такого опыта не имеют, которые имеют несовершенное восприятие на стадии формирования, значит, их с этим опытом надо познакомить – дать им возможность увидеть то, что они нигде не увидят: как рождается рисунок.

И я заметила, что на тех уроках, когда я сама рисую много и объясняю детям последовательность изображения, вместе с детьми вычленяю формы, цвет и так далее – успешных рисунков в итоге больше. Поэтому для создания ситуации успеха у детей я стараюсь показать детям процесс изображения предмета по заданной теме, по возможности, в разных техниках и разных ракурсах.

В наше время есть отличная возможность для применения такого приема через показ видео. Для меня такой способ демонстрации прежде всего удобен тем, что экономятся изобразительные материалы, во – вторых, видео можно в любой момент остановить и вернуться к нужному фрагменту. Для детей это удобно тем, что изображение большое и его хорошо видно с любой точки кабинета. Снято видео таким образом, чтобы хорошо было видно, как работают рука и инструмент. Моя задача в это время – дать более полные комментарии о происходящем на экране, объяснить нюансы поворота кисти, особенности выбора цвета и тому подобное.

Очень много рисую на доске мелом, особенно в те моменты, когда во время самостоятельной работы у ученика возникает вопрос, например, как нарисовать скамейку, – я подхожу к доске и рисую несколько видов скамеек в разном положении. Ребенок сам выберет, какую он сможет нарисовать, но в это время и другие дети смогут получить опыт наблюдения и зрительного восприятия образа.

Когда я применяю данные приемы, желающих подражать увиденному, попробовать свои силы, становится больше, и количество детей, довольных результатом своей деятельности на уроке, значительно увеличивается.

Эффективность используемых приемов

Выбранное мною направление по созданию ситуации успеха на уроках изобразительного искусства уже дает свои плоды:

  1. я перестала слышать на уроках высказывания учащихся подобно таким как: «я не умею», «у меня не получается» или «я не художник и никогда им не стану»;
  2. качество рисунков становится лучше, что замечают даже сами дети;
  3. дети учатся критериально оценивать свой труд и результаты других детей, принимая критику адекватно, с целью улучшения своего мастерства; понимают, чтобы результат стал признанным – надо выполнить определенные правила;
  4. с начала учебного года в школе прошли общие тематические выставки: «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «Моя мама лучше всех» (ко Дню матери); выставки лучших работ учащихся: «В мире прекрасного», «Красота в красках», «Цветной калейдоскоп». Все больше детей охотно участвуют в выставках.
  5. появились желающие оформить свою  персональную выставку.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Педагогические приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства» Из опыта работы Приходько Г.В. учителя ИЗО МБОУ «Белореченская СОШ»

Слайд 2

Уроки изобразительного искусства таят в себе огромный развивающий потенциал: тренируется восприятие; мышление; зрительная, слуховая и кинестетическая память; развивается способность чувствовать прекрасное через многообразие цвета, формы; познается глубина и многомерность окружающего пространства .

Слайд 3

«…только успех поддерживает интерес ученика к учению» (К. Д.Ушинский) Задача учителя - дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Переживание учеником ситуации успеха: повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, креативность, активность; поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Слайд 4

Снятие страха Авансирование успешного результата Скрытое инструктирование Внесение мотива Персональная исключительность Мобилизация активности или педагогическое внушение Высокая оценка детали Технологические приемы создания ситуации успеха на уроках ИЗО

Слайд 5

Приемы создания ситуации успеха на уроках ИЗО Прием неповторимости стиля (подтверждение репродукциями художников); Прием единых правил для любого рисунка; Прием «визуализации» побуждает детей не бросать рисунок незавершенным, а доводить его до логического финала, содействует приобщению детей к публичной демонстрации своего результата; Прием видео демонстрации процесса изображения предмета по заданной теме; Прием педагогического рисунка.

Слайд 6

Эффективность используемых приемов я перестала слышать на уроках высказывания учащихся подобно таким как: «я не умею», «у меня не получается» или «я не художник и никогда им не стану»; качество рисунков становится лучше, что замечают даже сами дети; дети оценивают свой труд и результаты других детей, принимая критику адекватно, с целью улучшения своего мастерства; понимают, чтобы результат стал признанным – надо выполнить определенные правила; Выросло число желающих принимать участие в выставках разного уровня Все больше детей желает оформить персональную выставку своих творческих работ.

Слайд 7

Сегодняшняя успешность ребёнка в учебной деятельности – завтрашний его успех в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010

Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...

Педагогические приемы создания ситуации успеха

Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий создания здоровье сберегающей среды. Задачи: 1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уро...

Педагогические приемы создания ситуации успеха учащегося

žГлавный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому  учащемуся ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, повери...

тема: "Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства"

В материалах для выступления на педагогических чтениях представлен опыт работы по заявленной теме....

План-конспект мини-тренинга для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»

Цель: Обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке Задачи:1.     информирование педагогов о психолог...

Сценарий деловой игры для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха у учащихся спортивной школы»

Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые технологии, новые программы. Современный тренер - это педагог, который должен идти в ногу со временем,...