Конспект открытого урока по лепке, рисованию, ручному творчеству "Русские народные промыслы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Козлова Ксения Михайловна

Урок «Лепка, рисование, ручной труд» на тему: «Русские народные промыслы» соответствует требованиям учебной программы, является одним из цикла уроков, посвящённых изучению народных промыслов. Урок включает основные этапы: организационный момент, актуализацию знаний и объявление темы, повторение и обобщение изученного, физкультминутку, практическую работу, подведение итогов. Урок планировался с учётом индивидуальных особенностей детей, их возможностей.
Цель урока: обобщение знаний о русских народных промыслах (гжельская, хохломская и жостовская стили росписи, матрешка, дымковская  и богородская игрушка).
В процессе урока реализуются образовательные, воспитательные, коррекционно – развивающие задачи. Образовательные задачи направлены на обобщение, закрепление и дифференциацию знаний о народных промыслах, развитие умения выполнять аппликации. Коррекционно – развивающие задачи  направлены на развитие мышления, речи, внимания, памяти, мелкой моторики, зрительного восприятия. Воспитательные – на закрепление правил поведения на уроке, воспитание эстетического и патриотического чувства, привитие интереса к творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ттитульный лист и задачи18.47 КБ
Файл Ход урока24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, РУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО» ДЛЯ ШЕСТОГО КЛАССА

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

                                                                                             конспект выполнен

                                                                                             учителем Стасько К.М.

                                                             

                                                                     

                                                                       

Москва – 2015

Цель: обобщение знаний о русских народных промыслах (гжельская, хохломская и жостовская стили росписи, матрешка, дымковская  и богородская игрушка).

Образовательные задачи:

  • обобщить знания о русских народных промыслах и их видах;
  • закрепить умение различать виды росписи по цвету и используемым элементам;
  • развивать умение выполнять аппликации;
  • развивать умение  отвечать на вопросы по изученному материалу.

Коррекционно-развивающие задачи:

-    корректировать и развивать процессы мышления и памяти посредством беседы, работы с инструкцией;

  • корректировать и развивать функции внимания, зрительного восприятия на основе работы с инструкцией, конструирования;
  • активизировать и обогащать словарь,  развивать диалогическую речь посредством беседы;
  • развивать чувство ритма посредством расположения элементов узора в определенной последовательности;
  • развивать мелкую моторику посредством работы с мелкими деталями.

Воспитательные задачи:

  • закреплять правила поведения на уроке;
  • эстетическое воспитание;
  • патриотическое воспитание;
  • прививать интерес к творческой деятельности;
  • воспитывать умение работать в заданной последовательности по инструкции.

Оборудование: 

- иллюстрации посуды и игрушек, выполненных в разном стиле;

- паззл для игры;

- музыка для игры;

- образцы для практической работы;

- шаблоны и детали для аппликации.

    Словарная работа: промысел, хохлома, гжель, жостово, дымковская игрушка, богородская игрушка, матрешка.

План урока:

  1. Организационный момент                

3 мин.

  1. Актуализация знаний и объявление темы урока        

5 мин.

  1. Повторение и обобщение изученного

10 мин.

  1. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика

3 мин.

  1. Практическая работа

15 мин.

  1. Итог урока        

4 мин.



Предварительный просмотр:

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия учащихся и предполагаемые

ответы

Примечания

1.Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- Садитесь, ребята.

- Сядьте ровно, руки положите на парту, проверьте, ровно ли вы сидите?

- Молодцы, вот теперь вы хорошо сидите, ровно и красиво.

- Напомните, пожалуйста, какой у нас сейчас урок?

- Совершенно верно.

- Приготовьтесь слушать меня внимательно и активно работать.

Садятся, выпрямляют спины, складывают на парте руки, опускают ноги.

Рисование.

2. Актуализация знаний и объявление темы урока

Подведение учащихся к теме урока, актуализация опорных знаний и умений.

- Ребята, мы с вами уже говорили о том, что 2015 год был объявлен Годом культуры в нашей стране. А зарождается культура в народном творчестве. В устном и изобразительном.

- В течение этого года мы знакомились с вами с различными народными промыслами. Кто помнит, что значит слово «промысел»?

- Совершенно верно, это занятие, которым можно заработать себе на жизнь.

- Давайте попробуем отгадать загадки и вспомнить, с какими видами народных промыслов мы знакомы.

- Золотом и алым цветом

Эта чаша расцвела.

Солцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо -

- Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись –

- Белоснежные ромашки
На подносы нанесли
Розы, маки, незабудки
Тут же рядом расцвели.

Как называется этот вид росписи?

- Правильно. Ребята, а что обычно украшают этими видами росписи?

- Верно, но кроме различных росписей посуды, мы проходили и другие виды промыслов. Например, изготовление игрушек. Какие виды игрушек вы можете назвать?

- Молодцы, ребята. Все верно.А теперь помогите мне, пожалуйста, составить тему нашего урока.

- Хорошо. Прочитай, пожалуйста, тему вслух для ребят.

- Итак, сегодня мы вспомним и повторим, что мы знаем о русских народных промыслах и выполним аппликации узоров в различном стиле.

Занятие, ремесло для зарабатывания денег.

Хохлома!

Гжель!

Жостовская!

Посуду.

Матрешка, дымковская игрушка, богородская игрушка.

К доске выходит Дима или Леша, вывешивают слова в правильном порядке.

Читает тему.

На доску вывешивается слово «промысел».

Вывешивается изображение (посуда и игрушки, расписанные в разном стиле).

На доску в хаотичном порядке вывешиваются слова Русские народные промыслы.

Вывешиваются слова для словарной работы.

3. Повторение и обобщение изученного.

Повторение основных мотивов в различных видах росписей, классификация изделий по видам промысла, обобщение знаний о народных промыслах.

- Сперва давайте вспомним особенности различных промыслов. А потом мы поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы попробуйте ответить. За правильные ответы я буду давать карточки, которые потом пригодятся вам в игре.

- Что изготавливают в селе Жостово? Из какого материала? Где находится это село? Какие цвета используются при росписи? Что обычно изображают на таких подносах?

- Из чего изготавливаются матрешка? Кто изображается на традиционной матрешке? Какие части можно выделить у матрешки?

- Что обычно расписывают в технике гжель? Из чего делают эту посуду?  Какие цвета используют в гжельской росписи? Что обычно изображают?

- А теперь угадайте промысел по описанию.

- Глиняные игрушки, которые изготавливают уже более четырехсот лет. Сперва из глины лепили свистульки на праздники, а потом стали делать барынь, коней, петушков. Расписывают их разноцветными кругами и полосками. Что это за игрушки такие?

- Посуда, изготовленная из дерева, на посуде изображаются цветы, ягоды, листья, травы. Основные цвета – красный, черный, золотой.

- Деревянные игрушки, изготавливаются в селе Богородское. Изображают чаще всего медведей, мужиков, птиц.

- Какие вы молодцы, все верно ответили! А теперь мы поиграем. Возьмите свои карточки и по очереди выходите к доске. Составьте паззл.

- Прочитайте, к каким видам промыслов вы подбирали элементы?

- Как еще можно их назвать одним словом?

- Правильно, это виды росписи.

- И сейчас мы с вами выполним аппликации различных видов росписей.

Подносы. Из железа. Любые цвета. Фрукты и цветы.

Из дерева. Женщина. Одежду (платок, сарафан, кофту) и лицо. Еще у матрешки могут быть прорисованы руки.

Посуду. Из глины.  Синий, белый, голубой. Цветы, листья, травы.

Это дымковские игрушки.

Это хохлома.

Это богородская игрушка.

По очереди подходят к доске и составляют части паззла (гжель, жостово, хохлома).

Называют.

Роспись.

На доску вывешивается паззл.

Ответившим выдаются карточки.

Включить музыку для игры.

4. Физминутка

Обеспечение кратковременного активного отдыха, развитие крупной моторики.

- Прежде чем начать, давайте разомнемся.

 Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

 Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

 Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

 Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

 - Теперь мы готовы работать.

Повторяют движения за учителем.

5. Практическая работа

Организация деятельности учащихся по применению полученных знаний и умений.

- Дима и Артур, раздайте, пожалуйста, шаблоны и детали для аппликации.

- Посмотрите на ваши шаблоны. Как вы думаете, что это такое?

- Совершенно верно. Как мы назовем их одним словом?  

- Верно. У вас с дарелках разложены детали аппликации. Вам нужно разобрать детали таким образом, чтобы горшок был выполнен в стиле хохлома, кружка в стиле гжель. А поднос?

- Верно. Приступайте. После мы проверим, как вы выполнили это задание.

- Проверяем. Посмотрите на доску, там вывешены образцы. Исправьте ошибки, если они есть.

- Давайте посмотрим, какие элементы где расположены на образце. Крупные элементы поместите в центр, а мелкие – по краям.

- Расположите детали как на образце и приклейте.

Горшок, поднос и кружка.

Это посуда.

В стиле жостовской росписи.

Выполняют.

Выполняют.

Раздать всем материалы.

Вывесить образцы.

Раздать клей.

6. Итог урока.

Анализ проведенной работы на уроке.

- Давайте сравним ваши работы с образцом. У всех получилось?

- В какой технике получились ваши работы?

- Можно ли их назвать народными промыслами? Какие еще промыслы вы знаете?

- Молодцы. Сегодня мне очень понравилась работа …, вы хорошо сделали … (оценка работы учащихся). - Урок окончен.

Да.

Гжель, хохлома, жостово.

Да. Матрешка, дымковская игрушка, богородская игрушка.

Вывешивание работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету Лепка, рисование, ручное творчество. Аппликация "Ёлочка нарядная"

Урок по предмету Лепка, рисование, ручное творчество в специальной коррекционной школе для детей с тяжёлым нарушением интеллекта. На уроке используется дифференцированный подход к детям. Занятие ...

Конспект открытого урока в 5 классе "Ручные швы и строчки"

Урок- ознакомление (по технологиии) девочек в 5 классе с простейшими ручными швами и строчками....

Рабочая программа по лепке, рисованию, ручному творчеству, 7 класс.

Рабочая программа по лепке, рисованию, ручному творчеству, 7 класс....

План - конспект открытого занятия «Отчетная выставка. Путешествие по станциям народных промыслов».

«Отчетная выставка. Путешествие по станциям народных промыслов».(Хохлома, Гжель, Русская матрешка: Загорская, Семеновская, Полхов – Майданская).  Обобщение и закрепление знаний детей п...

Конспект урока по предмету Лепка, рисование, ручное творчество . Аппликация " Бабочка".

Конспект урока разработан для учащихся школы 8 вида для детей со сложной структурой дефекта....

«Лето на память» (Выполнение рельефной отливки из гипса). План – конспект Открытого урока по лепке в 3 классе ДПОП «Живопись»

Тема проекта: «Лето на память».Цель занятия: познакомить с методикой создания рельефного панно из гипса на занятиях лепкой. Выполнить форму из пластилина и сделать по ней отливку из г...