«Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе»
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Голяева Людмила Анатольевна

Тезисы к выступлению на августовской конференции

 «Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО

 и во внеклассной работе»

          Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные  проблемы.  Время  неумолимо требует перестройки всего того, что сегодня уже не соответствует требованиям процесса обновления. И этот процесс должен коснуться самым непосредственным образом преподавания предметов искусства — музыки, литературы, изобразительного искусства, технологии - обращенных к душе и сердцу ребенка.

        В связи с повышенным вниманием к предметам эстетического цикла особое значение приобрела проблема -  включение в учебно-воспитательный процесс эффективных методов и приемов для развития художественно-творческих способностей личности.

        На мой взгляд, этому больше всего способствуют  уроки с использованием коллективной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc63.5 КБ
Office presentation icon 1_chast.ppt2.59 МБ
Office presentation icon 2_chast.ppt2.88 МБ
Office presentation icon 3_chast.ppt2.79 МБ
Office presentation icon 4_chast.ppt1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Голяева Людмила Анатольевна, учитель ИЗО и черчения муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №34» г. Архангельска.

Тезисы к выступлению на августовской конференции

 «Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО

 и во внеклассной работе»

          Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные  проблемы.  Время  неумолимо требует перестройки всего того, что сегодня уже не соответствует требованиям процесса обновления. И этот процесс должен коснуться самым непосредственным образом преподавания предметов искусства — музыки, литературы, изобразительного искусства, технологии - обращенных к душе и сердцу ребенка.

        В связи с повышенным вниманием к предметам эстетического цикла особое значение приобрела проблема -  включение в учебно-воспитательный процесс эффективных методов и приемов для развития художественно-творческих способностей личности.

        На мой взгляд, этому больше всего способствуют  уроки с использованием коллективной творческой деятельности.

Слайд №1

В течение нескольких лет я работала над методической темой «Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе»

Коллективная деятельность учащихся стала рассматриваться как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству сравнительно недавно.

Значительный рост интереса учителей к этому методу отмечается в конце 80-х — начале 90-х гг. Отчасти это можно объяснить появлением новых концепций художественного образования, новых программ по изобразительному искусству, значительно расширяющих не только представления о художественной культуре нации, страны, мира, но и поле художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе, хотя метод коллективного изобразительного творчества в практике художественного воспитания появился значительно раньше.

 Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни.

В программе «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного творчества» под редакцией Т. Я. Шпикаловой, также высоко оценивается коллективная деятельность как метод поведения уроков-праздников, уроков обобщения знаний учащихся, полученных на занятиях комплексного изучения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства.

      Изучив методическую литературу, работая над темой по самообразованию,  я сделала вывод:

     Технология коллективного творчества выгодно отличается от традиционных, позволяя активизировать развитие творческого потенциала учащихся, способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, способствует снятию комплекса «не умею» и заниженной самооценки.

Слайд №2

      Уроки коллективной творческой деятельности  имеют определенные преимущества:

  • повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  • позволяют систематизировать знания;
  • обладая большей информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
  • способствуют развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся в большей степени, чем обычные уроки;

                   Известно, что творчеству нельзя научить, ограничиваясь показом или рассказом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся.

Слайд №3

          За  основу в своей работе я взяла систематизацию    видов    коллективной деятельности, разработанную Комаровой Т.С. и Савенковым А.И., где предложены три основные формы организации совместной деятельности:

  • совместно - индивидуальная,
  • совместно - последовательная,
  • совместно - взаимодействующая.

   Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.

Слайд №4

В методике организации работы над совместной композицией можно выделить ряд общих положений:

  • продумать композицию, цвет, размер;
  • выбрать единый материал и технику выполнения;
  • определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуальных элементах;
  • определить технику сборки;
  • назначить помощников для ведения работы по монтажу.

Слайд №5-9

      Первый из принципов, самый простой - принцип свободного размещения, т.е. элементы будущего панно, размещаются свободно на общем фоне. По такому принципу организованна работа над коллективными панно следующей тематике: «Цветочная поляна» 2 класс, «Подводный мир»,  «Бабочки - красавицы» 3 класс и другие.

        Два последующих принципа организации - принцип фриза и мозаики - предполагают знакомство детей с будущей композицией до их практической деятельности. По этим принципам организована работа над коллективными панно следующей тематике: «Замок снежной королевы» 3 класс, «Осенний лес» 2 класс, и др.

Роль организатора в организации совместно - индивидуальной работы принадлежит учителю. Достоинством совместно - индивидуальной формы организации деятельности на уроке является то, что она позволяет вовлечь в работу весь класс, проследить вклад каждого участника в коллективный результат и оценить работу. 

      Слайд №10

       Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников, т.е. когда результат действия одного ученика становится предметом деятельности другого.

      Я использую этот вид деятельности крайне  редко.     Как правило, конвейер «включается» в том случае если на уроке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое   количество   одинаковых   изделий,   например, пригласительные билеты, открытки.

      Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Необходимо продумать каждый этап, так как  он обусловлен выполнением нового элемента или технологии его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудности и количеству времени.

 Слайд №11-14

 Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

      Совместно-взаимодействующая  форма является  наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке. Учителю здесь отводится роль организатора, руководителя и одновременно участника коллективного творчества.

       Эта форма организации предполагает совместный характер действий всех участников на всех этапах работы. В данном случае продукт  творчества   есть   результат коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия всех участников на протяжении всей работы.

      Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников умение общаться в процессе восприятия и практической деятельности, умение сотрудничать и уважать чужую инициативу.  Процесс  широкого  сотрудничества  учащихся  на  уроке организовать очень сложно, поэтому данная форма приемлема для уроков в старших классах или во внеклассной работе.

Слайд №15

         Коллективная  деятельность систематизирована по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому подходу к классификации совместной деятельности все коллективные работы учащихся делятся на:

- парные — работа в паре, например, учащихся, сидящих за одной партой;

- групповые — в небольших группах по 3—5 человек;

- коллективные — работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом.

        Слайды №16-17

          Сочетание индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразия в методику ее организации. Кроме того, комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее в ходе выполнения коллективной композиции внесет разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогатит опыт коллективного творчества учащихся.

      Изучив теоретический материал и учитывая практический опыт работы, я пришла к выводу, что при выборе формы и методики организации совместной работы учащихся, не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности.

         Слайд №18 

При выборе формы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать:

  • место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока ИЗО;
  • возрастные особенности учащихся;
  • посильность  задания и доступность изобразительной технологии его выполнения;
  • с учетом интересов учащихся распределять роли, которые, как правило, сопровождают коллективную деятельность;
  • по возможности коллективная деятельность должна  быть связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.

Слайд №19-20

Например, выполнению учащимися 6 класса коллективной композиции «Северная деревня» предшествуют следующие уроки:

- изображение людей на плоскости;

- знакомство с русским народным костюмом и выполнение его эскиза;

- знакомство элементами  русского деревянного зодчества;

- составление коллективного панно «Северная деревня».

Слайд №21

 В 5-м классе цикл уроков по теме «УНТ и литература в изобразительном искусстве»:

1-й урок изображение человека  на плоскости;

2-й урок «Русь богатырская»;

3-й урок «Русь златоглавая»; 

4-й урок  Составление композиции «Древний город»

.                  Коллективная работа.

          Слайд №22

В методике организации работы над совместной композицией можно выделить ряд общих положений:

  • продумать композицию, цвет, размер;
  • выбрать единый материал и технику выполнения;
  • определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуальных элементах;
  • определить технику сборки;
  • назначить помощников для ведения работы по монтажу.

Слайд №23-30

         Если результат индивидуальной деятельности не удовлетворяет ученика, то результат коллективного труда превосходит его ожидания.  В отличие от индивидуального,  коллективное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат.

      Во время  коллективной работы ученики согласовывают совместную деятельность, обсуждают общую композицию, колорит, размер составляющих частей. Художественное сотворчество начинается с разработки идеи, изготовления фрагментов изображения и заканчивается обобщением. В группах могут быть хранители порядка («Мудрецы» или «Эксперты»), которые контролируют активность и действия учащихся, заполняют оценочные листы.

        Использование  на  практике уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту,   превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

Заключение.

          Результатом творческой деятельности школьников и учителя в школе являются выставки детских рисунков, коллективные панно, работы по конструированию, лепке, бумагопластике. Таким образом, создается эстетически наполненная среда, которая дарит радость детям и взрослым, дает ощущение нужности своего творчества, возможности приложения своих «сущностных сил». Способность к творчеству у школьников – это высший показатель эстетической активности, предпосылкой формирования которой является наличие художественной среды. Если же окружающая среда антиэстетична или, по словам Н. Рериха, «оскудела красотой», то начинать надо с ее изменения.

Сделаю в заключение некоторые выводы. Чтобы управлять процессом формирования личности школьника, необходимо активно использовать формы коллективной изобразительной деятельности на уроках и различные приемы организации творческой деятельности учащихся. Важно так спланировать урок, чтобы дети были не пассивными исполнителями, а активными участниками. Только с учетом интересов и способностей учащихся можно помочь им проявить свою индивидуальность.

Список литературы.

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М. 1981.

2. Колякина В.И. Методика организации уроков. - М. 2002.

3. Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей-М. 1998

4. Млик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М. 1981.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе» Учитель ИЗО Голяева Людмила Анатольевна

Слайд 2

Уроки коллективной творческой деятельности имеют определенные преимущества: повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; позволяют систематизировать знания; обладая большей информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания; способствуют развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся в большей степени, чем обычные уроки;

Слайд 3

Формы организации совместной деятельности: (авторы: Комарова Т.С. и Савенков А.И.) совместно – индивидуальная; совместно – последовательная; совместно - взаимодействующая .

Слайд 4

Совместно – индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учётом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции. 1 2 3 продукт 4

Слайд 5

«Бабочки- красавицы» 3 класс Совместно – индивидуальная форма

Слайд 7

«Подводный мир»

Слайд 8

«Золотая Хохлома» 3 класс совместно – индивидуальная форма

Слайд 9

«Сказочные птицы. Тёплые и холодные цвета»

Слайд 10

Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников, т.е. когда результат действия одного ученика становится предметом деятельности другого. 1 2 3 продукт 1 2 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности. 1 6 5 4 3 2 13 8 7 15 14 10 11 12 9 продукт

Слайд 2

«Жостово. Сказочный букет» (3 класс)

Слайд 4

Систематизация коллективной деятельности по признаку количества участников процесса совместного труда: парные; групповые; коллективные.

Слайд 5

«Белоснежное кружево зимы» 2 класс

Слайд 6

«Полёт на другую планету» 4 класс

Слайд 7

При выборе формы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать: место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока ИЗО; возрастные особенности учащихся; посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения; с учетом интересов учащихся распределять роли, которые, как правило, сопровождают коллективную деятельность; по возможности коллективная деятельность должна быть связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме: « В мире русской архитектуры и народного творчества» Коллективное панно « Русская деревня» 6 класс.

Слайд 2

Обобщающий урок по теме: «УНТ и литература в изобразительном искусстве » Коллективное панно «Древний город» 5 класс.

Слайд 3

Методика организации работы над коллективной композицией: продумать композицию, цвет, размер; выбрать единый материал и технику выполнения; определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуальных элементах; определить технику сборки; назначить помощников для ведения работы по монтажу.

Слайд 5

Коллективное панно «Русская деревня» (бумажная пластика)

Слайд 6

«Осень на опушки краски разводила…»

Слайд 7

«Осень в парке»

Слайд 8

«Всенний букет» «Весенний букет»

Слайд 10

Мезенская роспись 5 класс

Слайд 11

«Искусство первобытного человека»

Слайд 12

Список литературы. 1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М. 1981. 2. Колякина В.И. Методика организации уроков. - М. 2002. 3. Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей-М. 1998 4. Млик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М. 1981.

Слайд 15

На занятиях кружка «Волшебный пластилин»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коллективные творческие работы Большую роль при работе с пластилином отвожу коллективным работам, так как за короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную.

Слайд 2

«Рыбки в аквариуме» совместно – индивидуальная форма

Слайд 3

Панно «Осенняя фантазия»

Слайд 4

«Новогодняя композиция»

Слайд 5

«С Новым годом!»

Слайд 6

Коллективная работа «Валентинка»

Слайд 7

Коллективная работа «На опушке леса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...

Технология коллективной творческой деятельности (КТД)

Развитие коллектива через развитие коллективной деятельности. Работа классного руководителя....

Технология коллективной творческой деятельности

           Технология коллективной  творческой деятельности ( КТД)Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение, а  их разнообра...

Технология коллективно - творческой деятельности (КТД) .

Доклад "Технология коллективно- творческой деятельности"...

Технология коллективно - творческой деятельности (КТД) .

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться  способности личности. А чтобы организовать опред...

Технология коллективной творческой деятельности

Цель технологии: содействовать выявлению, развитию творческих способностей детей и приобщению их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать: изд...

Технология коллективной творческой деятельности

Презентация дает опредление понятия КТД, ее цели, виды. Содержание презентации включает также КТД конструктор, систему оценки и результаты применения....