Использование игровых технологий на уроках на уроках изобразительного искусства и черчения
статья по изобразительному искусству (изо)

Гумарова Лариса Васильевна

Любой программный материал дети легче усваивают в процессе игры. Она вступает в свои права как способ организации детей в педагогическом процессе. Игра способна исполнить роль дополнительного стимула, вспомогательного средства преодоления трудностей на уроках ИЗО и черчения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.docx794.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий

 на уроках изобразительного искусства и черчения

Любой программный материал дети легче усваивают в процессе игры. Она вступает в свои права как способ организации детей в педагогическом процессе. Игра способна исполнить роль дополнительного стимула, вспомогательного средства преодоления трудностей.

На подготовительном этапе в проектной деятельности  на уроках ИЗО я часто использую ролевую игру.    Ролевая игра – это учебная, речевая, игровая и художественно-творческая деятельность одновременно. С моей позиции она рассматривается как форма организации учебного процесса, как одна из подготовительных творческого проекта.

    На уроках, обобщающих знания учащихся по теме «Изонить» в 6 классах, я провожу ролевую игру «Заказчик-мастер-заказчик». Роль заказчика может сыграть один из учеников. В начале первого урока он объясняет, что ему, как директору музея, необходимо открыть экспозицию художественных промыслов народов Англии, для чего он собирается посетить ярмарку и там приобрести образцы изделия в технике «Изонить». Я предлагаю учащимся принять участие в ярмарке, вспомнить историю возникновения данного промысла, технику изготовления, и, подобно мастерам изготовить изделия. Чтобы изделия были разнообразны, каждый ученик вначале  своей  работы  создаёт  свой  собственный мини-проект (работа выполняется по строго установленной структуре метода проекта).   D:\техника ИЗОНИТЬ\изонить\untitled.bmp

        С большим удовольствием ребята выполняют творческие  проекты по теме «Декоративное народное искусство».В конце любого выполнения творческого проекта на доске появляется красочная надпись «Ярмарка» и работы выставляются на всеобщее обозрение (крепятся к классной доске). Ученик или учитель, играющий роль директора музея, при выборе изделия объясняет, почему он выбрал ту или иную работу. Ученики же, исполняющие роль мастеров, нахваливают свой товар, раскрывая его художественные достоинства. Выбранные работы помещаются под стекло  в рамки и   оставляются для выставки в классе на долгое время как образцы лучших работ по данной теме. G:\изо фото\DSC01879.JPGG:\изо фото\Копия DSC01891.JPG

    Коллективная деятельность при выполнении творческого проекта очень близка к имитационно-ролевой игре, которая помогает не только освоить изобразительные умения и навыки, но и развить культуру общения и обогатить эмоциональную сферу учащихся, включавшихся в игру-уподобление. В процессе такой игры осваиваются различные формы сотрудничества, развивается способность к согласованным действиям, формирует готовность к дискуссии и совместному решению задач, требующих согласования разных точек зрения. Учащиеся, объединившие свои усилия с целью выполнить коллективный творческий проект, незаметно для себя начинают совместную деятельность с обсуждения темы или композиции будущей работы, подбора  материалов, выбора техники и последовательности её выполнения. Конечно же, в группе выделяются пассивные и активные, ведущие и ведомые. Складывается статусно-ролевая структура поведения. В этот момент учащиеся уподобляются творческой группе, имитируя производственные отношения взрослых, играя роль начальников, ведущих специалистов, ремесленников, критиков и т.д. В итоге совместной деятельности найдется ученик, который будет играть роль представителя творческого коллектива, отстаивать коллективную идею произведения и защищать результат совместной проектной деятельности.

D:\мамино\архитектура\P1040112.JPGD:\мамино\разное фото\фото из кабинета-2\P1000646.JPG D:\мамино\архитектура\P1040108.JPG

 Урок изобразительного искусства – это процесс общения, поэтому немаловажную роль в нем играет художественное слово и актерское мастерство педагога. Сказка – наиболее понятный и удобный в общении язык для детей. Сказочный сюжет легко и без принуждения, без каких бы то ни было усилий, откладывается в сознании ребёнка, легко воспроизводится и принимается к сведению.

     Используя накопленный опыт, апробированный и подтвержденный качественными результатами в повышении активности и усвоении учебного материала, приведу  фрагмент урока-сказки.                                                                   

         В одном старинном городе жили когда-то два плотника. Они были отличными мастерами своего дела, славились золотыми руками и преумножали людскую молву о своём искусстве каждым своим изделием. Однако определить, кто из них был  Первым мастером, горожане затруднялись. И решили мастера устроить соревнование - за короткий срок срубить по кораблю. Сказано - сделано. Через три дня пришли на пристань люди полюбоваться искусством плотников  и увидели пару кораблей-близнецов, быстрых, отлично слаженных, гвоздь - к гвоздю, доска - к доске.

Дали умельцам ещё срок, чтоб нарядили они свои корабли, и вновь застучали топоры.

Один мастер обрядил свой корабль «голубкой быстрокрылой». Полетела «голубка» по волнам, едва касаясь воды ладным своим парусом.

Другой мастер срубил корабль в виде страшного чёрного дракона. Кинулся «дракон» вдогонку, лязгают ужасные зубы, бьет по воде ощетинившийся хвост, вот-вот догонит «голубку».

Видит первый мастер, что не уйдёт от погони, поставил он лёгкий парус. Надулся парус ветром, нежно выгнулся, как лебединая шея, будто светлое облачко парит над водой.

Злобно оскалился корабль-дракон, выпустил парус в виде перепончатых крыльев летучей мыши. Хлопают на ветру крылья, да только не догнать ему «голубки». Изобразил тогда мастер на своём парусе волшебного паука. Перебирает паук мохнатыми лапами, плетёт чёрную паутину. Затянула та паутина всё небо, настала мгла кромешная. Сбилась «голубка» с курса, заметалась, куда ей плыть, не знает.

Изобразил тогда первый мастер на своём парусе  путеводную звезду. Осветила звезда своим сиянием путь из царства тьмы, вырвалась «голубка» и понеслась прямиком к берегу. На пути корабль выбросил красный флажок, чтобы его заметили издалека. Победно затрепетал вымпел по ветру, и, люди с ликованием и радостными криками приветствовали корабль-победитель и его создателя.

Рассвирепел второй мастер, что не удалось ему вырвать победу, погнал он свой корабль в дикие воды к порогам и скалам, ненавидя всё человечество за свою неудачу. До сих пор он прячется там от людских взоров, пугая своим страшным детищем заплутавших моряков, да наводит панику на сбившиеся с курса корабли, принимающие его за пиратское судно.

А корабль «голубка» возит купцов с дорогими товарами, катает детей по праздникам и прославляет город мастерством своего создателя.

После прослушивания сказки класс делится на две группы. Первая группа разрабатывает мини-проект  путеводной звезды, которая помогла мастеру «голубки» выиграть спор. Вторая группа - волшебного паука,  которого изобразил второй мастер. Творческие проекты изготавливаются  в технике «Изонить».   

                  «Путеводная звезда»                                «Волшебный паук»      

                                    

 Игровые  технологии эффективны не только в 5-7 классах на уроках изобразительного искусства, но и показывают высокие результаты  в старших классах. На уроках «Черчение» я чаще использую игровые технологии в качестве элемента более обширной технологии: дидактические игры, уроки-соревнования.  Например, на  этапе закрепления материала  в 8 классе по теме «Комплексный чертёж детали» предлагаю учащимся такого рода задания:                                                                                                                                       

    На рисунке даны три проекции и аксонометрическое изображение детали. Беря по порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами с соответствующих элементов аксонометрического изображения, прочитайте: что такое чертёж?C:\Users\юра\Desktop\занимательное черчение\7.jpeg

             («Чертёж – язык техники»)

Выполняя имитационные упражнения учащиеся закрепляют полученные знания и навыки в непринужденной обстановке. Очень любят старшеклассники разгадывать кроссворды.

Приведу фрагмент урока:

Сегодня один из итоговых уроков, так, скажем, запасаем знания впрок.

Кому к зачету, кому к экзамену, поверьте мне, вам пригодятся эти знания.

Закончили мы с вами курс черчения, но у нас осталось время на повторение.

Мы выполним с вами заданий черед:поработаем с тестом, заполним кроссворд.

                  Вопросы кроссворда:C:\Users\acer\Pictures\Image524.jpg

  1. Процесс построения проекции предмета.
  2. Греческое слово, обозначающее в переводе “измерение по осям”.
  3. Изображение, выполненное по правилам прямоугольного проецирования, но от руки, с соблюдением пропорций на глаз.
  4. Изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета плоскостью.
  5. Изображение предмета, мысленно рассеченного плоскостью (или несколькими плоскостями).
  6. “Проделав полный оборот, закончит там же, где начнет: к исходной точке подойдет и линию замкнет” (инструмент)
  7. Учебный предмет, цель которого, научиться оформлять, выполнять и читать чертежи.

Конечно, основным преимуществом игровых технологий является возможность примене-ния предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответст-вующей сюжетной ситуации, но  игровые технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Арт-технология КАРКАСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ" на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Изготовление новогоднего украшения с применением арт-технологии.

Презентация представляет опыт использования арт-технологий "Каркасное моделирование" на уроках изобразительного искусства в начальной школе....

Использование информационных компьютерных технологий на уроках географии и изобразительного искусства

Тема самообразования.Повышение ИКТ компетентности учителя и формирование навыков работы учащихся с компьютером при изучении географии и изобразительного искусства...

«Использование игровых технологий на уроках (на уроках английского языка)».

«В игре человек испытывает такое наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества»Ф. Шиллер...

Использование эффективных методов и форм на уроках изобразительного искусства в развитии творческих способностей

Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. В...

Опыт эффективного использования сервисов WEB-2.0 на уроках изобразительного искусства и технологии

   Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности  в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий.  ...

«Современные педагогические технологии. Использование ресурсов Российской электронной школы на уроках изобразительного искусства»

На своих уроках я использую электронные ресурсы,  в частности портал Российская электронная школа (РЭШ).«Российская электронная школа» - это масштабный проект, который объединяет...

Выступление на МО по теме "Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства"

Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра....