Духовно-нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Басманова Вероника Владимировна

Цельработы: Изучение  Стандартов новых требований в образовании и воспитании обучающихся в свете новых требований ФГОС среднего общего (полного) образования, их апробация в средней школе.

Содержание:

  1. Духовно-нравственное воспитание обучающихся согласно требованиям ФГОС стр.  5 - 11
  2. Реализация новых стандартов в воспитании и образовании обучающихся стр. 10 - 11
  3. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.стр.11 - 15
  4. Советское и христианское понимание воспитания и образования стр. 15 - 18
  5. Создание методических разработок для урока изобразительного искусства в 7 классе, с учётом требований ФГОС стр. 18 - 26

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovo_znachim_rabota.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра воспитательных систем

                         

Тема: « Духовно-нравственные основы воспитания гражданина»

Басмановой Вероники Владимировны

учителя изобразительного искусства МОУ СОШ № 5 г. Дубна, Моск обл.,

слушателя курсов повышения квалификации 2014/2015 учебного года

«Духовно – нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС»

 

                        Руководитель курсов – Яшкина Ирина Сергеевна

 старший преподаватель

Москва 2014

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………   4

        1.1.    Духовно-нравственное воспитание обучающихся  согласно требованиям ФГОС …   ……  ………   5-10

        1.2. Реализация новых стандартов в образовании и воспитании обучающихся.…………   10-11

1.3. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся………………..11-15

1.4.  Светское и христианское понимание воспитания и образования…………….

……………………15-18

            1.5.  Создание методических разработок для урока изобразительного искусства для 7 класса с учётом требований ФГОС …19-26

Литература……………………………………………………………………… 26-30

Цель итогово-значимой работы:

   Изучение Стандартов,  новых требований в образовании и воспитании обучающихся в свете  новых требований ФГОС  среднего общего (полного) образования, их апробация в средней школе.  С этой целью -  написание  итогово-значимой работы на тему: «Духовно-нравственные основы воспитания гражданина»

Задачи: 

  1. Изучить нормативные документы
  2. Познакомиться с литературой
  3. Ознакомиться с примерными программами.
  4. Провести тестирование учащихся.
  5. Провести анализ материально-технической базы кабинета
  6. Составить план итогово-значимой работы в соответствии с современными требованиями образования, задачами воспитания и адаптировать к обучаемым классам
  7. Написание основных разделов  итогово-значимой работы.
  8. Провести анализ результатов коррекцию и исправление недостатков, продумать пути улучшения воспитательной работы, адаптации  методик к  современным требованиям воспитания и запросам общества.
  9. Обобщить полученные результаты работы и сделать вывод.
  10. Апробировать воспитательные методики в течении года, выполнить коррекцию работы, сделать вывод.

Введение

 Формирование нравственно-ценностных ориентиров школьников является не только одной из задач ФГОС, но и условием благополучного развития общества. Опыт работы в школе подсказывает, что морализаторство, насаждение ценностей ценностей сверху не приводит к желаемым результатам. Как подвести школьника к самостоятельной формулировке нравственной позиции, к осознанию важности общечеловеческих ценностей?
            Вовлечение эмоциональной сферы ребенка в урок, развитие эмпатии позволит ученику сформулировать собственное отношение к нравственной проблеме, усвоить ее на более глубоком уровне.
            Привлечение личных историй так называемых "маленьких людей" сделают обсуждаемое ближе школьнику. Ему легче ассоциировать себя с простым человеком, нежели великим полководцем или правителем.
            Использование ярких образов облегчит работу с эмоциональной сферой ребенка и позволит ему лучше понять суть обсуждаемой проблемы. Создание таких образов и символов самими детьми может стать одной из форм рефлексии.
            Возможность публично высказать свое мнение и право оставить свое мнение в тетради (в уме, поделиться только с одним одноклассником или учителем) должны разумно дополнять друг друга в зависимости от особенностей класса.
            Оценить успешность формирования ценностных ориентаций крайне сложно. Их не проверишь на контрольной работе. Только действия ребенка в конкретной жизненной ситуации покажут насколько эффективной была работа учителя в этой сфере.

1. Духовно-нравственное воспитание обучающихся  согласно требованиям ФГОС

Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.


Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе.

В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества, конфессиями.

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый — Закон "Об образовании". В котором сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования:


  • самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;

  • укрепление и совершенствование правового государства;

  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

  • интеграция личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общества и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • формирование духовно-нравственной личности;

  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.


Второй источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной эпохи.

В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.

Школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.

В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее должна исходить из глубокой приверженности национальным духовным, культурным, историческим традициям, из героического прошлого нашей страны. Патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Россию, но по гражданскому долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед современниками, памятью предков и жизнью потомков.

Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Воспитательный идеал является компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования, науки и культуры.

Формирование такой личности — задача простая: она может быть решена в отдельной семье, — и предельно сложная, поскольку требует изменения самого уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации страны в целом. Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества.

Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Их реализация требует, применительно к образованию, консолидации сил, согласования полномочий и ответственности важнейших субъектов национальной жизни — личности, общества и государства.

В сфере
личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:


  • готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";

  • укрепление нравственности — основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;

  • позитивную нравственную самооценку и самоуважение;

  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  • трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

  • осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;

  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;

  • укрепление веры в Россию.


В сфере
общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить:


  • сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;

  • готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

  • развитие патриотизма и гражданской солидарности;

  • укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;

  • повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;

  • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;

  • сформированность отношения к семье как к основе российского общества;

  • приобщение к ценностям и традициям российской семьи;

  • бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;

  • законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

  • преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.


В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития личности гражданина России. Такое пространство еще предстоит создать. На первом этапе оно должно быть организовано в пределах школы и ее ближайшего социального окружения.

Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе "Об образовании" понятия "духовно-нравственное развитие обучающегося". Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется по пяти направлениям:


  1. урочная деятельность;

  2. внеурочная деятельность (культурные практики);

  3. внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);

  4. семейное воспитание;

  5. изучение культурологических основ традиционных российских религий.


Полнота духовно-нравственного воспитания, развития личности школьника достигается во взаимодействие школы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.

Организационной основой такого взаимодействия могут выступать центры духовно-нравственного воспитания учреждения дополнительного образования или иные организации, координирующие работу школ, религиозных и общественных организаций в пределах своей территории. Формами такого взаимодействия являются культурные и социальные практики, осуществляемые по направлениям: патриотическое воспитание, туристско-краеведческая работа, экологическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание и др. Религиозные и общественные организации содействую включению обучающихся в общественно-полезную, нравственно-ориентированную деятельность.

Эффективной формой социализации школьников является их добровольное участие в деятельности различных детско-юношеских общественных объединений. Такое участие позволяет обучающимся осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно значимого нравственного поступка. Детско-юношеское движение — это форма самореализации детства, что и обусловливает необходимость ее педагогической и организационной поддержки со стороны педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей школьников.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

2. Реализация новых стандартов в образовании и воспитании обучающихся.

Формирование нравственно-ценностных ориентиров школьников является не только одной из задач ФГОС, но и условием благополучного развития общества. Опыт работы в школе подсказывает, что морализаторство, насаждение ценностей ценностей сверху не приводит к желаемым результатам. Как подвести школьника к самостоятельной формулировке нравственной позиции, к осознанию важности общечеловеческих ценностей?
            Вовлечение эмоциональной сферы ребенка в урок, развитие эмпатии позволит ученику сформулировать собственное отношение к нравственной проблеме, усвоить ее на более глубоком уровне.
            Привлечение личных историй так называемых "маленьких людей" сделают обсуждаемое ближе школьнику. Ему легче ассоциировать себя с простым человеком, нежели великим полководцем или правителем.
            Использование ярких образов облегчит работу с эмоциональной сферой ребенка и позволит ему лучше понять суть обсуждаемой проблемы. Создание таких образов и символов самими детьми может стать одной из форм рефлексии.
            Возможность публично высказать свое мнение и право оставить свое мнение в тетради (в уме, поделиться только с одним одноклассником или учителем) должны разумно дополнять друг друга в зависимости от особенностей класса.
            Оценить успешность формирования ценностных ориентаций крайне сложно. Их не проверишь на контрольной работе. Только действия ребенка в конкретной жизненной ситуации покажут насколько эффективной была работа учителя в этой сфере.

3. Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

         Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

         Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

         в содержании и построении уроков;

         в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

         в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

         в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;

         в личном  примере ученикам.

 

 

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

             В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

 

 Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

 

 Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

 

 Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

 

 Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

 

 Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогичес кой основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием того педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

 

 Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.

 

 Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, ипешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос,  превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вмеете с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

                     общеобразовательных дисциплин;

                     произведений искусства;

                     периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

                     духовной культуры и фольклора народов России;

                     истории, традиций и современной жизни своей Родины, моего края, своей семьи;

жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

 

                     общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

                     других источников информации и научного знания.

4.Духовные основы нравственного воспитания

Человек – основное понятие педагогики как гуманитарной науки

Педагогика занимает особое место среди гуманитарных наук, являясь наукой о воспитании человека. Очевидно, что понятие «человек» будет для нее главным, определяющим ее сущность, цели, задачи и закономерности, всю систему ее внутренних и внешних взаимосвязей. Здесь уместно вспомнить ставшие крылатыми слова выдающегося педагога К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Другой выдающийся педагог, наш современник В. А. Сухомлинский, подчеркивая важность этого понятия, писал, что эффективность воспитательного процесса в значительной мере зависит от того, что учащиеся знают о человеке .

Советская педагогика рассматривала человека с позиций марксистско-ленинской идеологии и видела в нем, прежде всего, «продукт среды». Ограничение его бытия социально-биологическими рамками и отрицание его главной, «метафизической» составляющей — души — привело к односторонности в понимании человека, ущербности его «образа» и не могло не сказаться отрицательно как на педагогической практике, так и на результатах научных исследований. Зачастую они с трудом подгонялись под чисто материалистическое понимание душевной жизни при игнорировании явно выраженных фактов взаимодействия и взаимовлияния между психическими, парапсихическими и телесными явлениями. «Мы разобрали человека на части и хорошо научились «считать» каждую из них, — пишет академик А. Н. Леонтьев. — Но вот собрать человека воедино мы не в состоянии».

Что касается гуманистической педагогики, то следует отметить, что антропоцентрическая установка на самодостаточность человека, принятая ею, признание наличия в нем души при отрицании ее Создателя —Бога, также искажает научную картину мира, не позволяет объективно определить роль и место в ней человека и, следовательно, правильно описать и сформировать эффективную воспитательную систему.

Наиболее всеохватывающее определение человека, его полный и цельный образ представляет христианская антропология — традиционное учение Церкви о его природе и сущности. Христианская антропология неразрывно связана с христианской антропогонией — учением о происхождении человека — и христианской сотериологией — учением о конечной цели его бытия. Согласно этим учениям, человек, созданный по образу и подобию Творца, для которого Он и сотворил мир, является венцом творения. Его превосходство над всем сущим объясняется дуализмом его природы, одновременной принадлежностью двум мирам: видимому, физическому — это его тело, и невидимому, духовному (трансцендентному) — это его душа . «Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности.., — пишет митрополит Питирим, — определяется с точки зрения христианской антропологии именно душой, нематериальным субстратом, в котором заложена вся информация о нашем «я» .

Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как мир природы (макрокосм). Он противоречив и отличается ограниченностью физической природы человека при устремленности его духа в бесконечность.

Образ Божий человеку дан, подобие задано, поэтому конечная цель его земной жизни — достичь идеала Богоподобия (обожения, святости) при благодатной помощи свыше. Образ Божий «начертан» в высших свойствах человеческой души — в бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой, бескорыстной любви. Быть образом Божьим — значит, быть существом личным, т. е. свободным и ответственным .

Великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому принадлежит заслуга введения христианского определения человека в научно-педагогический обиход. Затем, уже в наши дни, профессор и священник В. В. Зеньковский, вслед за великим педагогом и ученым, применил в своих педагогических трудах антропологический принцип, сохраняя, при глубокой научной проработанности материала и объективности оценок, верность христианскому учению о человеке в проекции на проблемы ребенка .

Необходимо несколько слов сказать о выводах, сделанных этим ученым, поскольку они имеют принципиальное значение для нашего исследования.

Самым существенным в его педагогической системе является положение о иерархическом принципе устроения человека (ребенка), о сохранении приоритета разума, духа над плотью при развитии всех его телесных сил и сторон. «Подавление, оттеснение какой-либо сферы души, — пишет В. В. Зеньковский, — неизбежно влечет за собой расстройство психического равновесия, расстройство в иерархии психических сил. Дитя цельно, и всякий разрыв в какой-либо сфере души неизбежно влечет за собой тяжелые последствия» . Отсюда ученый делает вывод о важности для духовного (а, следовательно, и физического) здоровья ребенка нормального развития религиозной сферы.

«...религиозные образы в душе ребенка помогают развернуться лучшим движениям детской души, — отмечает педагог, — изнутри согревают и просветляют ее. Школа, которая не хочет иметь дела с религиозной сферой ребенка... отбрасывает от себя огромную творческую силу и вынуждена прибегать к суррогатам и подменам» .

Не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер. Это приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни проявляется как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физическому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных аномалиях поведения (грубость, хулиганство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, самоубийства, участие в деструктивных сектах и пр. ).

Принимая во внимание внутреннюю целостность и иерархичность строения личности (дух-душа-тело) школа должна равно заботиться о всех трех сферах ее реального бытия. Другой важный для педагогики вывод касается соотношения в человеке духовного ядра и психических сил — «эмпирии». По мнению В. В. Зеньковского, духовная жизнь не «созидается» через расцвет эмпирии, но лишь пробуждается и опосредуется ею. Она не является производным от эмпирической сферы, но подчинена своей собственной закономерности. «Нельзя прийти к духовному росту через развитие психических сил — интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии» . И, наоборот, примат духовного начала не устраняет и не подавляет собственной закономерности психофизической жизни. Существенное значение имеет также мысль ученого о том, что духовная жизнь сама по себе (в своей субъективной стороне) не содержит критерия правильности ее направления . Из сказанного очевидно, что антропологический принцип в подходе к проблемам воспитания, последовательно использованный В. В. Зеньковским, позволил ему сделать глубокие выводы, имеющие большое научно-практическое значение.

4.Светское и христианское понимание воспитания и образования

Христианская антропология, которая дает наиболее цельный образ человека, позволяет пересмотреть два других важнейших педагогических понятия — «воспитание» и «образование». При этом следует отметить принципиальную важность для научного исследования положения о соотношении (или иерархии) понятий. Давая представление о расположении частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему, иерархия, как представляется, более точно, нежели система (которая более характеризует их горизонтальную, линейную соподчиненность) показывает их реальные отношения и связи, указывая на вертикальную зависимость одних от других.

Системный подход, в отличие от иерархического, предоставляет большую свободу для манипулирования элементами системы, для субъективной, произвольной их перестановки. Это, в частности, можно наблюдать на примере соотношения воспитания и образования на протяжении всего советского периода российской истории.

Так, в первые послереволюционные годы подчеркивается насущная необходимость воспитания «общественного человека», центром тяжести школьного дела должно стать «построение системы коммунистического воспитания» . Программы 1927 г. предусматривают органическую связь обучения и воспитания, мировоззренческие задачи распределяются по годам обучения. В тридцатые годы все силы (как школьные, так и внешкольные) брошены на «обеспечение повышения качества учебной работы» с целью подготовки для техникумов и высшей школы «вполне грамотных людей» (Постановление ЦК ВКП(б) 1931 года).

Крен в сторону обучения, наметившийся с 30-х годов, стал несколько преодолеваться в шестидесятые годы с созданием групп продленного дня, развертыванием сети внешкольных учреждений, введением должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, деятельностью по превращению школы в центр воспитательной работы микрорайона. В семидесятые годы внимание педагогов привлечено к необходимости усиления воспитывающей функции обучения. Она должна обеспечиваться содержанием учебного материала, соответствующими методами работы, нравственной направленностью самого учителя, а также характером отношений между учителем и учащимися, рядом других факторов. Школа опять призывается стать не только местом обучения, получения образования, но и местом детской жизни, где обучение и воспитание должны составить единый и целостный процесс.

Такое манипулирование «элементами системы», в числе других причин, объясняется произвольным толкованием терминов «воспитание» и «образование» в советской педагогике. Так, С. Т. Шацкий понимает под воспитанием, прежде всего, «организацию детской жизни и деятельности» . П. П. Блонский пишет о воспитании как о «преднамеренном организованном длительном воздействии на развитие данного организма» . Видный теоретик коммунистического воспитания Э. И. Моносзон, подхватывая эту мысль, подчеркивает, что воспитание должно охватить все многообразие отношений детей к среде, что необходимо предусмотреть целенаправленную организацию их деятельности . Известный современный педагог и ученый В. А. Караковский считает воспитание управляемой частью процесса социализации . Взгляд на воспитание как на приобщение к современной культуре отстаивает Н. Е. Щуркова .

Принимая во внимание разницу во мнениях, нельзя не заметить, что все эти определения несут на себе отпечаток материалистического взгляда на человека. Признавая его «общественной сущностью» и не учитывая его духовных исканий, выходящих за пределы земных отношений, советская педагогика в своих устремлениях пытается «объять необъятное» и охватить организованным воздействием возможно большее количество факторов среды. Пожалуй, яснее всего эта позиция выражена в статье известных советских методологов А. М. Арсеньева и Ф. Ф. Королева. Они называют воспитанием «взаимодействие индивида и среды, а еще точнее, приспособление первого ко второй, подгонку индивида к данным социальным структурам и институтам» .

И действительно, если принимать человека в качестве «продукта исторического развития», рупора общественной мысли и общественного мнения , если свести все многообразие и глубину его внутренней жизни к процессу «отражения» действительности, тогда на первый план выходит задача такой организации жизни, которая бы адекватно «отражалась» в головах воспитываемых, с одной стороны, и «подгонки» их к существующему порядку вещей, с другой. Неслучаен поэтому один из современных «образов воспитания», несущий, несмотря на демократические веяния, старую идею: «Пионерский лагерь. Линейка. Все подтянуты, стоят в ряд. Никто не выпячивается на передний план. Во всем порядок» .

Что касается образования, то в советской педагогике оно сближается с термином «обучение» и понимается как результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков . И если традиционно понятие «воспитание» трактовалось шире, чем понятие «образование», то в последнее время оно считается его частью . Наблюдается также тенденция к полному вымыванию его из педагогического лексикона, что отрицательно сказывается на реальном состоянии воспитания, приводит к затуханию воспитывающей функции школы.

«Во многих школах, средних учебных заведениях, вузах, — пишет, характеризуя кризисность ситуации, В. А. Караковский, — воспитание как педагогическая цель вообще отсутствует... Трагедия заключается в том, что переориентация массовой школы на «чистое» обучение происходит на фоне невероятного обострения, нестабильности во всех областях нашей жизни, когда молодежь, попавшая в зону социального риска, все более пугает резким падением уровня воспитанности, бездуховностью, слепым идолопоклонством» .

Анализ вышедших за последнее время воспитательных концепций свидетельствует об изменении подходов к воспитанию и образованию в связи с гуманистическими установками, об их ориентации на общечеловеческие и культурные ценности. Однако в целом они продолжают носить отпечаток «средового» подхода, доминировавшего в советской педагогике.

Восходя ко всеохватному образу человека, христианская педагогика дает наиболее точное понимание воспитания и образования, которое носит абсолютный характер и не изменяется с течением времени.

Слово «воспитание», этимологически восходя к слову «питание», предполагает доброкачественную пищу для души и тела. В христианском сознании оно ассоциируется с величайшим таинством — Евхаристией, Божественной Литургией. В переводе с греческого языка «Литургия» означает «общее дело». В этом общем для верующих деле, по словам Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, открывается реальнейшая реальность, происходит встреча с Богом и соединение верующих во Христе . В этом таинстве абсолютно трасцендентное становится абсолютно имманентным: человек входит в живое общение с Богом. Он получает силы к изменению самого себя и познанию себя как духовного существа, которое должно научиться управлять своей «эмпирией» — интеллектом, волей, чувствами.

Таким образом, религиозное понимание слова «воспитание» связано с воцерковлением, приобщением к церковной жизни во всей ее полноте, участием в церковных таинствах. Это представляется тем более необходимым, что, согласно святоотеческому учению, невозможно изменение человека в лучшую сторону без помощи Божьей, без содействия благодати. «Зловещая практика XX века, чудовищный опыт нигилизма и дегуманизации, — пишет митрополит Питирим, — подтверждает давний взгляд на природу человека, выраженный в христианском богословии, согласно которому эту природу нельзя произвольно улучшить или переделать безблагодатными средствами» .

В понятие «воспитание» входит также представление о возращении, росте, заботе. «Христианское воспитание, — пишет В. Парамонов, — есть уход за растущим организмом, питание, забота о нем» . По этой же ассоциации воспитание связывается со словом «становление». Оно безусловно связано с обучением, которое, как часть воспитания, должно давать «знания о Боге». Однако главная задача христианского воспитания — не столько «знание о Боге», сколько «знание Бога», жизнь в Боге.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят)», — гласит одна из христианских заповедей, давая ключ к подходу к проблеме. Забота о сердце как главном источнике духовной жизни, от расположений которого зависит строй мыслей, чувств и действий человека, является главной заботой воспитания.

Много внимания уделено этому вопросу в трудах И. Г. Песталоцци, который считал конечным результатом и целью воспитания воспитание «силы сердца в любви», для чего (так же, как и для умственной деятельности) необходимо упражнение. «Возвышение сердца», по его мнению, должно поднять человека до ощущения чистого, возвышенного, Божественного существа, которое живет в нем, до ощущения внутренней силы своей природы . «Жизнь сердца есть любовь», — свидетельствует святитель Феофан, «Вышенский Затворник», которого называют самым выдающимся и влиятельным из всех русских православных моралистов XIX столетия.

Таким образом, главная задача воспитания — дать сердцу правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему Божественному, священному, воспитать «вкус» сердца. Об этом же пишет русский философ И. А. Ильин, утверждая, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Заключение

Духовно нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно? волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Конспект 1 урока ИЗО

Тема урока:  Мозаика, орнамент. Создание цветных орнаментов и узоров с применением ПК.  

Практическая работа: Создание узора для проекта «Панно в технике лоскутной мозаики».

7 класс

Изобразительное искусство.  

Авторы    Б. М. Неменский

Тип урока комбинированный

Цель урока: объяснить, что такое мозаика, из какого материала ее можно выполнить.

Научить отличать характер мозаики, уметь выполнить мозаику

Уметь составить эскиз (ритм, пространство, композиция).

Цель урока: ознакомить учащихся с возможностями компьютерных технологий в разработке цветных рисунков с геометрическими орнаментами для творческих работ в технике лоскутной мозаики; научиться работать в графическом редакторе CorelDRAW

Виды деятельности: изобразительная – графика, компьютерная графика.  Восприятие произведений искусства, их анализ.

Проблемы, решаемые обучающимися

Планируемые результаты:

Предметные:

формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Знать, что такое мозаика, виды мозаики, из какого материала ее можно выполнить.

Уметь отличать характер мозаики, создавать свою мозаику, используя придуманную композицию. Уметь рисовать мозаику с помощью современных средств графики – (ПК) персонального компьютера.

Регулятивные УУД (Р) - организация своей учебной деятельности с самооценкой результата.

 (Р) Регулятивные действия Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция

 Познавательные УУД (П) Познавательно-логические (осознание произведений искусства в контексте, сравнение. Действие постановки и решения проблемы.

 

Коммуникативные УУД (К) Коммуникативные действия – умение коллективно обсуждать результаты работ учащихся. (К) Умение слушать и вступать в диалог.

 

Личностные результаты формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Нравственное воспитание посредством произведений классического искусства (красота внешняя и внутренняя) Воспитание трудолюбия, патриотизма, любви к родине на примере народного творчества и народных традиций. Жизненно-личностное профессиональное самоопределение.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

Этапы урока «Создание узоров для панно в технике лоскутной мозаики».

Этап урока

(занятия)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Организационный этап

Постановка цели и задачи урока.

2.Основной этап

Актуализация знаний

Первичное усвоение новых знаний.

Первичное закрепление

3.Практическая работа. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

4.Информация о домашнем задании,

5.Подведение итогов, рефлексия.

 

1.Проверка готовности к уроку

Мотивация учебной деятельности учащихся.

2.Объяснение нового материала.

3. Контроль за выполнение практического  задания. Сотрудничество с учащимися в творческом задании.

4.Инструктаж по его выполнению

5.Контроль и оценка процесса. Разъяснение способов самооценки работы с помощью основных критериев

.

1.Самостоятельное выделение  и формулировка цели.

2.Поиск и выделение необходимой информации.

3. Формулирование проблемы Самостоятельный выбор способов решения поставленных задач.

5.Рефлексия способов и условий действий

1.Умение выделения основного смысла, главной и второстепенных задач.

2.Применение методов поиска необходимой информации, в том числе знаково-символические действия (спектр, цветовой круг, узоры).

3.Умения осознано и произвольно строить речевые высказывания Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

5. Умения контроля и оценки процесса работы и результатов деятельности

1.Целеполагание.

2.Саморегуляция.

 3.Целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль,  самокоррекция.

5. Самоконтроль. Самооценка. Рефлексия.

1.Умение постановки цели.

Умение планировать свою деятельность.

Умение планировать свою работу, выполнять контроль и самоконтроль.

5.Умение выполнять самооценку работы.

1.Планирование и сотрудничество с учителем. Постановка задач - инициативное сотрудничество.

2.Действие постановки и решения задач.

3.Способность к сотрудничеству в группах при выполнении задач.

Планирование, сотрудничество со сверстниками - информативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера.

1.Социальная компетентность.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Умение выражать свои мысли.

3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Умение выражать свои мысли. Умение строить деловые отношения и умение отстаивать своё мнение, разрешать спор, воспитывать толерантность

5.Умение контроля и коррекции знаний, владение монологической и диалогической формами речи.

Тема урока: «Создание узоров для панно в технике лоскутной мозаики».

Ход урока.

             Цели:

  • развить интерес учащихся к творческой практической деятельности,
  • дать первоначальные сведения об истории лоскутного шитья,                        
  • о проекте;
  • научить основам композиции, принципам создания узоров с использованием ПК;
  • развивать творческое мышление, воображение и эстетический вкус;
  • развить навыки и умения  работы на ПК.
  • Оснащение урока:
  • выставка детских работ и по лоскутной пластике,
  • технологические  карты,
  • мультимедийная аппаратура.
  • проектные работы учащихся.

1.Организационный момент: проверка готовности к уроку.

 2.Здравствуйте! Садитесь!  Я рада вас видеть. Мне всегда приятно работать с вами. Надеюсь, что вам тоже понравится сегодняшний урок, он откроет для вас новый интересный мир.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие из  далекого прошлого в сегодняшний день.

С начала  заглянем в «Бабушкин сундук». А затем, на втором уроке,  познакомимся с приемами рисования узоров на компьютере.

 Много интересного можно найти в «Бабушкином сундуке». Это:

  • вязание,
  • вышивка,
  • лоскутная пластика.

Мы бережем народные традиции и собираем свой сундук, бережно складывая в него работы наших учеников. Давайте вместе их рассмотрим.

 Просматриваем слайды.

Лоскутная пластика. И именно с этим народным творчеством мы  подробно познакомимся сегодня на уроке.

Человек живет и творит для других. И плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории, поэтому мы должны пытаться  сохранить и приумножить «Бабушкин сундук» и сохранить русские народные традиции. Так уж случилось, что наши бабушки, жили в такое время, когда интерьер в своем доме они могли создать только своими руками. И, несмотря на всю бедность, присущую тому времени, они находили средства и время, чтобы создавать уют и красоту для своих любимых и родных.

 Вначале - немного из истории лоскутного шитья.

слайд

Печворк и квилтинг. Эти направления лоскутного шитья имеют незначительные отличия. В давние времена из лоскутков шили одеяла, покрывала, подушки и даже одежду. Но в нашей стране эти традиции в основном утрачены. А вот в Англии продолжают шить до сих пор. Именно там лоскутное шитье называется "квилтинг", а изделия, сделанные в этой технике, "квилт", (эту традицию относят XVII веку).

ШИТЬЕ ЛОСКУТНОЕ, или ПЕЧВОРК

слайд

- один из традиционных видов народного творчества. У разных народов встречаются изделия, выполненные из лоскутков, сохранившиеся с давних пор и представляющие собой настоящие произведения искусства.

слайд

Издавна на Руси делали из кусочков ткани одеяла, коврики, но, как правило, сшивали их бессистемно, как придется. Со временем искусство это было забыто и вернулось к нам из-за океана под названием печворк. Оказалось, что, если подойти к этому шитью серьезно, можно сделать великолепные вещи, начиная от ковриков и одеял и кончая блузками, жилетами и куртками. Но эта очень трудоемкая и кропотливая техника требует большой аккуратности и точности,

слайд

Квилт - в переводе с английского означает «стеганое одеяло», и от печворка отличается тем, что непременно имеет три слоя: верх, собранный из лоскутков, прокладку и подкладку. Настоящий квилт простегивается вручную.

Художественная обработка текстильного лоскута включает в себя такие виды работ как

текстильная аппликация,

слайд

  • мозаика,

слайд

  • коллаж,

слайд

  • лоскутное шитье.

В настоящее время  к шитью из лоскутков относятся как к виду искусства. Раньше кусочки ткани сшивали из экономии. Сейчас - от тяги к чему-то теплому, сделанному своими руками.

Как в любом виде рукоделия, в лоскутном шитье мы от простого пойдем к сложному. Сразу мы не сможем изготовить такие вещи, которые мы увидели,  ведь каждое изделие – это проект, выполненный учащимся.

Определение что такое проект вам надо запомнить. ( Определение на экране)

слайд

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная под руководством учителя.

Что подразумевают, говоря самостоятельная, творческая работа?

Ответ – это работа, выполненная по собственному замыслу. В проекте мы воплощаем собственные идеи.

слайд

 Практическим результатом проекта является:  само изделие, дизайн папка, процесс обучения  то есть знания и умения, которые мы получаем.

 ( Показать изделие и дизайн папку.)

слайд

Этапами выполнения проекта являются:

1.Обоснование проблемы и потребности.

2.Выбор темы проекта.

3.Выбор материалов и оборудования.

5.Составление технологической карты.

6.Изготовление проекта в технологической последовательности.

8.Рассчёт себестоимости затрат.

9.Самооценка.

10.Защита проекта.

Информация о проектах содержится у вас в памятке, которая у вас лежит на столе.

слайд

Темы проектов по лоскутной пластике вы можете выбрать сами, например: создание узора для работы -

«Декоративные элементы кухни»,

«Коврик для любимого животного»,

«Лоскутное одеяло» и др.

Для того чтобы приступить к выполнению любого проекта  по лоскутной пластике, нам нужно сначала мысленно представить то, что мы хотели бы сделать; затем с карандашом в руках  попытаться нарисовать нашу идею.

Сегодня тема нашего урока

слайд

«Создание эскиза панно в технике лоскутной мозаики».  Запишите число и тему урока в тетради. Тема высвечивается на экране. Мы научимся сегодня рисовать  геометрические узоры  на компьютере. И займемся этой работой на втором уроке. А сначала поговорим о цвете, узнаем секреты цветовой гармонии.

Наша работа должна приносить радость нам и всем, кто будет ее рассматривать. В этом нам помогут знания о цвете.

Вопрос – Что вы знаете о цвете?

слайд

Вопрос – Какие 3 основных цвета вы знаете? (красный, желтый, зеленый)

Вопрос – Как получаются все остальные цвета? (при смешивании к + ж = о; ж + с = з;)

слайд

Цвета, полученные при смешивании основных называют дополнительными.

-Назовите их! (работают с цветовым кругом)

Основной цвет находится напротив дополнительного и составляют цветовые пары.

-Назовите их  (зеленый - красный; оранжевый - синий; желтый - фиолетовый).

Дополнять - это значит усиливать друг друга.

слайд

Например, красная роза на зеленом поле выглядит особенно ярко, сочно.

-Почему, как вы думаете?

Давайте посмотрим, что получится, если мы возьмем красного и зеленого одинаковое количество.

-Вам нравится? (очень резко, смотреть невозможно)

Но есть прием, который поможет поменять цветовое впечатление. Добавить нейтральный цвет.

Большое количество дополнительного цвета удачно гармонирует с небольшим количеством основного и наоборот.

слайд

-Вы знаете нейтральные цвета? (серый, белый, черный)

Из сказанного можно сделать вывод, что

слайд

цветовая гармония – это равновесие цветов. Это определение у вас есть в памятках.

Первым, кто отметил влияние света, и цвета на человека был немецкий ученый, философ и поэт начала девятнадцатого века И. В. Гете. В 1810 году он опубликовал свой трактат о цвете. Изучая неоднозначное воздействие цвета на эмоции человека, Гете опубликовал свое первое учение «О цветах света как отдельных, так и их сочетаниях». И. В. Гете писал, что цвет: «независимо от строения и функции того материала, на котором мы его воспринимаем, оказывает на человека определенное воздействие» возникает «особые душевные настроения».

Так по его мнению. Желтый обладает светлой природой, синий вызывает чувство холода. В зеленом цвете глаз находит реальное успокоение, сиреневый вызывает, хотя живое, но безрадостное чувство. Гете точно пометил: «когда глаз видит цвет в «нем сейчас же просыпается деятельность».

Рассматривая цвета, Гете впервые расположил их по кругу в определенном порядке. Сегодня этой цветовым кругом Гете пользуются художники и дизайнеры. Как музыканту нужны ноты, писателю - буквы; художнику -  краски и знания о них.

Цвета делятся на «теплые »  «холодные».

-Назовите их! В чем их особенности?

слайд

Да, теплые выделяются больше, чем холодные. Эту особенность теплого цвета нужно учитывать, чтобы не перегрузить композицию «теплым» цветом.

слайд

Можно соединять ткани с различными рисунками, но  при этом следите, чтобы лоскутки с мелким рисунком соседствовали с лоскутками с крупным рисунком. Перемежайте такие лоскутки однотонными, если она повторяет одну из красок пестрой.

слайд

Составляя свой орнамент, вы на это  уделите особое внимание. Ведь от того, какое цветовое сочетание вы выберите, будет зависеть вся ваша композиция.

А кто знает, что означает слово композиция?

слайд

Композиция – это составление, соединение.  Запомните значение, и написание этого слова оно  есть в ваших памятках.

Запишите еще одно определение.

«Ритм» в орнаменте - это чередование отдельных его элементов.

слайд

Наша композиция, будет состоять из простых геометрических фигур:  в виде одинаковых прямоугольных полосок, квадратиков и треугольников. Попробуйте самостоятельно составить такой узор, применяя законы цветовой гармонии. Складываем узор сразу на столе, так как когда-то это делали наши бабушки.

слайд

Практическая работа «Составление орнамента и узора из полосок, квадратов и треугольников» -  коллективная работа – первый этап выполнения коллективного проекта «Панно в технике лоскутной пластики»

Подведение итогов обучающимися, они  пользуются оценочными карточками « критерии оценки».

Задание на дом:

Заключение

    Методические разработки уроков составлены мною к программе написанной на основе авторской программы  Неменского Б,М., переработанной в соответствии с новыми требованиями и новыми стандартами в средней школе.  Новая редакция программы является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств.  
Одной из главных задач программы является формирование у учащихся личностных результатов  обучения (как способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры),  метопредметных результатов обучения, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметных результатов обучения (включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета

На основе этих основополагающих принципов, задач, с учётом новых требований и стандартов, написан развёрнутый тематический план для 7 класса.

 Уроки спланированы с учётом требований ФГОС, направлены на достижение учащимися личностных результатов, предметных результатов, УДД.

На уроках применяются современные инновационные методики, ИКТ и ЭЩЗ

При составлении программы был проведён анализ материально-технической базы, проанализированы и интересы учащихся.  

Законодательные и нормативные документы

Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М, 2007.
  2. ШевченкоЛ.Л.,2012 Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012. 208с.
  3. Детская библия Екатеринбург: Фонд православного милосердия, 2010.
  4. Протоиерей Виктор Ильенко Жития святых для детей Артрос-Медиа, 2010-384с
  5. Священная история для детей Издание Православного братства во имя Воздвижения Честного и Православного Креста Господня
  6. Шевченко Л.Л, Основы православной культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся общеобразовательнох школ, лицеев, гимназий      Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2010.112с.
  7. Шевченко, Л.Л. Православная культура  : Методическое пособие для учителя: 3-й год обучения.. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
  8. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»:  1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.-112 с.
  9. Шинкарчук С.А., Библейские рассказы в картинах великих мастеров: Справочник школьника. -СПб.: Издательский Дом «Литера»,2008.-64с.:ил. – (Серия «Словарик школьника»).
  10. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2006. - 256 с
  11. Базаров Иоанн, прот. Нравственность и жизнь. Странник. СПб, 1878. С. 187—195.
  12. Его же. Нравственность человека вообще и нравственность христианская. — Странник. СПб., 1878. С.86—95.
  13. Его же. Христианская нравственность. — Странник. СПб., 1878. С. 320—331.
  14. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных познания. — Собрание сочинений. Том 1. М., 1992.
  15. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.
  16. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание важнейших течений в мировой педагогике (первая половина XX в.). Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 1994.
  17. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
  18. Бруднов А. К. «Есть только один идеал совершенства — представленный христианством». Сборник: Становление нравственной личности. М., 1996.
  19. Булгаков С. Н. История социальных учений в XIX веке: Лекции, читанные в Московском Коммерческом институте. 2-е изд. М., 1913.
  20. Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Дух, душа и тело. М., 1997.
  21. Гусев А. Религиозность как основа нравственности: Против автономистов. Изд. 2-е. Казань, 1894.
  22. Дауге А. Искусство и творчество в воспитании: Сборник статей. М., 1911.
  23. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
  24. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178—192.
  25. Его же. Основы христианской культуры. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 1. М., 1993. С. 300— 307.
  26. Его же. Путь к очевидности. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. М., 1994. С. 381—560.
  27. Его же. Русскому народу необходимо духовное обновление. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С. 37—41.
  28. Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
  29. Караковский В. А. Стать человеком. М., 1993. Кедров М., свящ. Нравственное расслабление современного общества: Слово в неделю о расслабленном. — Странник. СПб, 1878. С. 315—319.
  30. Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.
  31. Коростелова А. А. Формирование духовных ценностей старшеклассников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1992.
  32. Кураев А., диакон. Все ли равно, как верить? Сборник статей по сравнительному богословию. Клин,1994.
  33. Линицкий П. И. Христианская нравственность. — Труды Киевской Духовной академии. Книга VI. Киев, 1905. С. 234—252.
  34. Лодыженский М. В. Свет незримый. М., 1992.
  35. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
  36. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. Изд. 2-е. М., 1992.
  37. Мартенсен Г. Христианское учение о нравственности. В двух томах. Петроград, 1915.
  38. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980.
  39. Моносзон Э. И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М., 1983.
  40. Новикова Л. И. Коллектив и личность как педагогическая проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. Л., 1978.
  41. Песталоции И. Г. Письмо другу о пребывании в Станце. — Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т. 2. М., 1981. С. 49—73.
  42. Питирим, митрополит. Тело, душа, совесть. (Учение о человеке в христианской традиции и современное общество). — Малая Церковь: Настольная книга прихожанина. М., 1992. С. 202—213.
  43. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. — Св.-Троицкая Сергиева Лавра,1994.
  44. Руткевич М. Н., Потапов В. П. После школы: Опыт социологического исследования. М., 1995.
  45. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. — Сочинения в 2-х томах. 2-е издание. Том 1. М., 1990. С. 47—548.
  46. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения. М.,1954.
  47. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издание 4-е. Киев, 1973.
  48. Его же. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
  49. Его же. Как воспитать настоящего человека. (Этика коммунистического воспитания). М., 1990.
  50. Тейар де Шарден. Феномен человека. М., 1965. Трубецкой С. Н. Этика и догматика. — Вопросы философии и психологии. М., 1895, сентябрь. С. 484— 517.
  51. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. — Избранные произведения. М.— Л, 1946. С. 148—195.
  52. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. — Собрание сочинений. Т. 5, 6. — М., 1990.
  53. Федотов Г. П. В защиту этики. — Страницы истории отечественной философской мысли. М., 1991. С. 46—53.
  54. Филарет, митрополит. О духовном облике Иисуса Христа по Евангелию. — О вере и нравственности по учению православной церкви. М., 1991. С. 130—141.
  55. Его же. Нравственность христианина. М., 1991.
  56. Франк С. Л. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. М., 1917.
  57. Его же. Религия и наука. — Малая Церковь: Настольная книга прихожанина. М., 1992. С. 41—70.
  58. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. Чичагов Л. М. Что служит основанием всякой науки? М., 1996.
  59. Шилова М. И. Теория и практика совершенствования процесса воспитания идейно-нравственных качеств личности подростка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Л., 1985.
  60. Шубинский В. С. Педагогические основы философско-мировоззренческой подготовки учащихся средней школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 1987.
  61. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
  62. Щуркова Н. Ю. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.
  63. Яки, Стэнли Л. Спаситель науки. М., 1992.
  64. Сборники
  65. Дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали: Экспериментальные программы для общеобразовательных и внешкольных упражнений. Вып. 2. М., 1993.
  66. Дополнительное образование в области христианской культуры, морали, этики (опыт, проблемы, решения): Материалы международной конференции. М.,1993.
  67. Дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали. Экспериментальные программы для общеобразовательных и внешкольных учреждений. Вып. 4. М., 1995.
  68. Нравственность и религия. М., 1964.
  69. О вере и нравственности по учению православной церкви. М., 1991.
  70. Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье: Материалы международной конференции (Туапсе, сентябрь, 1994). М., 1995.
  71. Сборник докладов IV Международных, Рождественских образовательных чтений. М., 1996.
  72. Становление нравственной личности. Материалы, опубликованные в «Учительской газете» за период с января по декабрь 1995 г. М., 1996.
  73. Философско-психологические проблемы развития образования. (Под ред. В. В. Давыдова). М., 1981.
  74. Человек — храм Божий. — Св.-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1995.
  75. Методические рекомендации, учебники, пособия
  76. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся педагогических колледжей и студентов вузов. В двух томах. М., 1994.
  77. Богданова О. О. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. М., 1985.
  78. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1980.
  79. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Авторский коллектив: Братусь Б. С., Воейков В. Л. и др. М., 1995.
  80. Школа смотрит в будущее: (Из опыта работы). Под ред. П. Т. Фролова. М., 1985.
  81. Творения святых Отцов
  82. Добротолюбие. В пяти томах. Репринтное издание. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.
  83. Епископ Феофан. Путь к спасению. Репринтное издание. М., б/г.
  84. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Репринт. М., 1992.
  85. Климент Александрийский. Педагог. — Просветитель: Вестник духовного просвещения. № 1. М., 1994.
  86. О борьбе с грехом и страстями по учению преподобного Нила Сорского. М., 1994. Старец Силуан. М., 1994.
  87. Творения Исаака Сириянина. Репринтное издание. М.,1993.
  88. Работы по православной педагогике
  89. Александр Салтыков, прот. Христианские аспекты эстетического воспитания. — Дополнительное образование в области христианской культуры, морали, этики (опыт, проблемы, решения): Материалы Международной Конференции. М., 1993. С. 34—39.
  90. Андреев М. И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. М., 1991.
  91. Вопросы нравственной педагогики. М., 1992.
  92. Жаринов К. Взгляды святителя Феофана Затворника на вопросы христианского воспитания. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 1995.
  93. Зеньковский В. В. На пороге зрелости. М., 1991.
  94. Его же. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.М., 1993. Его же. Педагогика. М., 1996. Его же. Психология детства. М., 1996.
  95. Екименкова В. М. Вера исправляет сердца. М., 1996.
  96. Иннокентий, митрополит. Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества. — Опыты православной педагогики. М., 1993. С. 161—175.
  97. Крестьянкин Иоанн, архимандрит. О воспитании детей.М., 1996.
  98. Куломзина С. С. Наша церковь и наши дети. М,, 1993.
  99. Куплетский М. А. Заметки по теории религиозного воспитания. СПб., 1904.
  100. Леонова Е. О религиозно-нравственном воспитании детей. СПб, 1884.
  101. Лихачев А. Е. Вопросы православной педагогики в трудах протоиерея Василия Зеньковского. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 1995 г.
  102. Магдалина, сестра. Мысли о детях в православной церкви сегодня. М., 1993.
  103. Несмелов В. И. О цели образования. — Годичный акт в Казанской духовной академии 8 ноября 1898. — Казань,1898.
  104. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М.,1994.
  105. О религиозном воспитании детей: Беседы св. Иоанна Златоуста и св. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. М., 1993.
  106. Опыты православной педагогики. М., 1993. Основы православного образования в России. (Выступление святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на встрече с членами РАО 29.12.94). — Педагогика, 1995, № 3. С. 74—81.
  107. Парамонов В. Значение педагогики и психологии в деле пастырского душспопечения юношества.
  108. Курсовое сочинение студента IV курса ЛДА. Л., 1991.
  109. Пестов Н. Е. Путь к совершенной радости: Воспитание детей. М.,1994.
  110. Рачинский С. И. Из эпистолярного наследия. — Просветитель. М., 1994, № 1. С. 114—121.
  111. Его же. Школьный подход в Нилову пустынь. — Опыты православной педагогики. М., 1993. С. 69—94.
  112. Сергеев И. И. (прот. Иоанн Кронштадский). Христианское воспитание детей. — Опыты православной педагогики. М., 1993. С. 110—133.
  113. Соотношение светского и религиозного образования (материалы «круглого стола»). — Дополнительное образование в области христианской культуры, морали, этики (опыт, проблемы и решения). Материалы международной конференции. М., 1993. С. 14—49.
  114. Флоровский Г. Воцерковление школы. (На память о С. С. Рачинском). — Вопросы нравственной педагогики. Выпуск 1. М., 1992. С. 27—39.
  115. Газетные и журнальные публикации
  116. Газизова О. «Общечеловеческое» и христианское.— Московский церковный вестник. 1991, март. № 4 (49).
  117. Назаров М. Наши идеалы. — Слово. 1991. № 1. С. 6—10.
  118. Осухова Н. Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем. — Педагогика. 1995. № 3. С. 60—65.
  119. Щуркова Н. Е. Философическое воспитание. — Воспитание школьников, 1996, № 2. С. 2—4.
  120. Щуркова Н. Е. Диалогичность воспитания. — Воспитание школьников. 1996. № 3. С. 8—11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

Урок физического воспитания в условиях реализации ФГОС

Принципиальным отличием современного урока физического воспитания является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Если дети прекрасно понимают что нужно сделат...

Программа работы школы по единой методической теме в 2018 – 2021 годах «Совершенствование качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Программа работы школы по единой методической теме "Совершенствование качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ"...

Доклад "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста по вопросам духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал «Дружба»Первомайского района Тамбовской области Доклад на тему:...