5 класс.Интегрированный урок (ИЗО,география)" География народных промыслов"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Алтаева Елена Николаевна

Интегрированный урок (ИЗО,география)" География народных промыслов" Урок-путешествие.5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Урок подготовили и провели:

                                                            Учитель изо -Алтаева Е.Н.

                                                         Учитель географии -Волкова Е.В.    

ТЕМА: География народных промыслов России.

Учебно-воспитательные цели:  воспитывать любовь

к Родине, уважение к труду; знать центры художественных народных промыслов России; развивать нравственные эстетические чувства, прививать интерес к изучению ремесел, стремление своими руками создавать красоту; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства; повысить интерес к урокам географии и ИЗО.

Оборудование:  экспозиции изделий и иллюстраций -"Жостово", Тжель", "Русские матрешки", "Палех", ""Дымка", "Хохлома", "Павлово-Посадские платки"; карта с обозначением мест развития промыслов; записи народной музыки.

.  

ДОБРЫМ ЛЮДЯМ НА ЗАГЛЯДЕНЬЕ.                 ХОД УРОКА.Учитель изо:(слайд №1,2)

Сегодня у нас необычный урок. Тема урока : «География народных промыслов России». Мы совершим небольшое   путешествие по нашей стране, побываем в тех уголках нашей Родины, о которых идет слава далеко за пределами России. Эпиграф к нашему уроку : «Добрым людям на загляденье.»(слайд №3)

Полюбить Россию

можно лишь тогда , когда увидишь всю прелесть   застенчивой русской природы , сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа , удивишся красоте архитектуных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешся сердцем к прекрастным творениям простого русского народа, для того чтобы любить, нужно всё это видеть и знать.

И сегодня мы поговорим о народных промыслах России.

Откуда пошло это название "промыслы"?(ответ ученика.)

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено "промыслите себе пропитание", т.е. заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы.

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ.

(слайд№4,5)

Итак, мы отправляемся с вами в путь, в центры народных промыслов. Сначала приглашаю вас в Подмосковье. К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместились бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом "жечь", которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.

Учитель ИЗО. Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслась не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть "лучшею из всех делаемых в России".

Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причем только два цвета присутствуют в гжельской росписи - белый и голубой. Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частицу своего сердца, доброту души.

Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами".

И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.

Взгляните, ребята на выставку, полюбуйтесь этой красотой. И если отныне бело-синее чудо будет появляться в наших квартирах, то оно принесет в них синеву гжельского неба, свежих цветов и это будет обозначать, что вы понимаете и любите настоящую красоту, умеете ценить настоящее искусство.

А следующий промысел , который мы посетим - Золотая

ХОХЛОМА.(слайд№6,7,8,9)

(СЛАЙДЫ О ХОХЛОМЕ И ЧИТАЕТСЯ СТИХ)

Кисть хохломская !

Большое спасибо !

Сказывай сказку для радости жизни!

ты, как душа у народа красива,

Ты как и люди служишь Отчине!

В.Боков.                                                                                                                                 (Выходят дети в русских народных костюмах. В руках уних хохломские изделия)

УЧИТЕЛЬ изо

-Встречайте мастеровой торговый   люд. Мы попросили их рассказать о творениях хохломских умельцев. откуда появилось это удивительное хохломское искусство?

(ЗВУЧИТ ТИХАЯ МЕЛОДИЧНАЯ МУЗЫКА)

-1 уч.- Разное расскаывают старики. Говорят , будто давным -давно поселился за волгой весёлый мужичок - умелец .избу поставил , стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал.                                                                           2 уч.-варил себе пшённую кашу и птицам пшено не забьшал насыпать. Прилетела как - то к его порогу жар-птица . Он и её угостил .И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке , и чаша  стала золотой.

.

3 УЧ.- ЭТО , КОНЕЧНО , ЛЕГЕНДА , СКАЗКА. НО      СКАЗКА - ЛОЖЬ , ДА В НЕЙ НАМЁК... НЕ ОТТУДА ЛИ , НЕ ИЗ СКАЗКИ ЛИ ПОЯВИЛАСЬ ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ,СКАЗОЧНАЯ , РУКОТВОРНАЯ   КРАСОТА? А КАК ЖЕ БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ?

УЧИТЕЛЬ географии:

Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское , Куличино ,Сёмино , Хрящи .но зовут её не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот почему. Катят груженые подводы вдоль извилистых берегов малой речке Узолы. Стук –бряк  - погромыхивает  деревянный товар . Везут его в  большое торговое село Хохлома  сёминские и кулигинские  мастера. Оттуда разлетались  жар-птицами чашки да ложки по всей земле.

Учитель изо:

И вот мы уже на ярмарке .Послушайте что кричат зазывалы.

Сценка на ярмарке.

Кричат зазывалы на ярмарке:

-Кому посуда для кашки-окрошки? - Чудо-блюдо да чашки-ложки? - Откуда посуда?

-К вам , приехала сама золотая хохлома !        

                                                         УЧИТЕЛЬ изо: Так и повелось : хохлома да хохлома . Вот и по сей день РАСПИСНУЮ  ПОСУДУ  ХОХЛОМСКОИ ЗОВУТ. ХОХЛОМСКОИ  РОСПИСЬЮ  РАСПИСЫАЛИ  РАЗЛИЧНУЮ  ДОМАШНЮЮ УТВАРЬ : ПОСУДУ, ПРЯЛКИ , ШКАТУЛКИ. ХОХЛОМСКИЕ ИЗДЕЛИЯ СЧИТАЛИСЬ ХОРОШИМ ПОДАКОМ,

ПРОДОЛЖАЕМ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ.

.

Палех.(слайд№10,11,12,13,14)

УЧЕНИК

        Зацветает Палех чудным садом .                                                        Яркий ,сладкий , взрывчатый рассвет!                                                Он ни кем так чутко не отгадан                                                        И с такой любовью не воспет                        .                                        Жизнь была бы глуше и суровей ,                                                        Красотой и радостью бедней ,                                                                Если б в красках , линиях и слове                                                        Мы себя не отдавали ей.

УЧИТЕЛЬ изо

Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские черно - лаковые шктулки , украшенные миниатюрной живописью. в наши дни Палех не просто популярен - он знаменит.

Славу этому небольшому посёлку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюы , уходящее своими корнями в художественную культуру древней Руси .Изделия Палехских художников : шкатулки коробочки , ПУДЕНИЦЫ ,БРОШИ , ТАРЕЛКИ, ЛАРЦЫ, РАСПИСАННЫЕ В ЯРКОМ ДЕКОРАТИВНОМ СТИЛЕ- РАСХОДЯТСЯ ПО ВСЕМУ МИРУ.

  Учитель  географии :Лаковая живопись на папье-маше расцветает в четырёх основных центрах народных промыслов России: Федоскине , Мстере , Холуе , Палехе.

Два косогора , усеянных избушками ,между ними полусонная речушка палешка - вот и всё знаменитое ещё с 17 в. село Палех.

Два косогора , усеянных избушками ,между ними полусонная речушка палешка - вот и всё знаменитое ещё с 17 в. село Палех.

Учитель изо:

Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне , а крестьянами владели помещики. много лет назад о Палехе знали и судили в основном как об одном из центров иконописи. Икона палехского письма была очень красива. а когда отпала нужда в иконах, казалось захиреет Палех. Да не тут то было - 5 декабря 1924г. палешане организовали « Артель древней живописи» . С этого дня в Палехе

СВОИМ ИСКУССТВОМ НАЧАЛИ СЛАВИТЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ , ЕЁ ПРИРОДУ , ПЕСНИ , СКАЗКИ, БЫЛИНЫ, ЛЕГЕНДЫ.

С тех пор Палех стал драгоценной ветвью русского народного творчества.

                                         

А МЫ ПРОДОЛЖАЕМ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ . ДЫМКОВО.

(слайд№15,16,17,18,19,20,21)

УЧЕНИК.

В Дымкове любили песни , пляски,

В селе рождались чудо-сказки .

Вечера зимою длинные ,

И лепили там из глины -

Все игрушки не простые ,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право .

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

Учитель географии:

Мы не можем не побывать сегодня в селе Дымково. Слободе Дымково

около 500 лет. Основана она еще при Иване III, великом князе

Московском.

Это родина дымковской игрушки и  находится она     на

севвере нашей страны, в пригороде города вятки , что на реке

Вятке (приток реки Камы.)

Село наывается -Дымковская слобода.

Учитель изо:

-Дымковскую игрушку в России знают все и очень любят.

Слободчане издавна занимались рыболовством и делали глиняные грузила для сетей и глиняные игрушки. Глиняную игрушку лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже - Свистуньей. Рецепт её изготовления не так - то прост. Сначала замешивали из красной глины и песка тесто. из него лепили игрушки и обжигали в печи. раньше это делали в русской печке , отчего из труб шел тёмный дым .вероятно это и послужило толчком для названия дымковской слободы, а потом и игрушки . Делали игрушки в основном зимой и ранней весной , когда шла длительная подготовка к большой весенней ярмарке. эта традиционная ярмарка проходила ежегодно в мае. игрушки были разнообразные - здесь и всадники на конях , уточки , лошадки , барышни, няньки с детьми и многое другое . ( выходят три девочки и поют частушки)

Наши руки крендельком ,

 Щёки будто яблоки ,

С нами издавна рядком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские ,

Щеголихи слободские ,

Кумушки посадские.

Дымковские барыни

 Всех на свете краше ,

А гусары- баловни

-Кавалеры наши.

Мы игрушки знатные,

 Складные да разные.

Мы повсюду славимся ,

МЫ И ВАМ ПОНРАВИМСЯ.

А НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

УЧИТЕЛЬ географии:(слайд №22.23,24,25)

А сейчас мы перемещаемся в московскую область, город Павловский Посад.

Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок . Крестьянки ткали платки , украшали их вышивкой , набивали на них плотный узор.

Демонстрация платков .

Учитель изо:

В 19 ВЕКЕ   В РОССИИ ВОЗНИКЛО ПОИЗВОДСТВО ПЛАТКОВ И ШАЛЕЙ.

Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде   мастера изготовляют прекрасные шали и платки , которые пользуются спросом как у нас в России , так и за рубежом. В настоящее время платков ручной работы вырабатывается немного. Современные павлово-посадские платки сохраняют свою традиционность: набивные яркие цветы на черном, кремовом, вишневом фоне, с художественным растительным орнаментом.    Не менее знамениты в России и в мире

ОРЕНБУРГСКИЕ ПЛАТКИ.

УРАЛЬСКИЕ КАЗАЧКИ , ЗНАВШИЕ КРУЖЕВА И ВЫШИВАНИЕ j ИПОЛЬЗОВАЛИ В ВЯЗКЕ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ. ПОД ТИХИЙ ТРЕСК ЛУЧИНЫ ДЛИННЫМИ   ЗИНИМИ ВЕЧЕРАМИ ВЯЗАЛИ ОНИ НЕЖНЫЕ ШАЛИ И ТОНКИЕ, КАК ПАУТИНКИ БЕЛОСНЕЖНЫЕ АЖУРНЫЕ ПЛАТКИ ИЗ КОЗЬЕГО ПУХА.

ВЫХОДЯТ ДЕВОЧКИ И ПОЮТ ЧАСТУШКИ.

Вы подружки мои,

В стороне не стойте,

А частушки про платки

Веселее пойте.

На платочке два цветочка

-Голубой да синенький .

Про любовь никто не знает ,

Только я да миленький.

Повяжу платок я туго,

Чтобы ветер не порвал.

Поведу машину лугом ,

 Чтобы милый увидал.

Нынче красненький платочек

На кудрях своих ношу ,

 На кого взгляну разочек

-Вмиг того приворожу.

ИТОГ УРОКА.

А теперь, ребята, я хочу проверить, кто из вас был самым внимательным в нашем путешествии. Перед вами лежат путевые листки , которые вы должны были заполнить во время нашего путешествия. В этих листках вы отразили названия , центры и отличительные особенности тех промыслов которые мы сегодня посетили.

Итак, мы с вами побывали лишь в некоторых уголках России, а чтобы познакомиться с другими промыслами, снова нужно пройти множество дорог и тропинок. Это вы сможете сделать на будущих уроках географии.

А с различными художественными приемами, используемыми народными мастерами вы будете знакомиться на уроках ИЗО.

Я хочу вам пожелать уметь ценить красоту, уважать труд людей, которые создали настоящие шедевры, вложили частичку своей души.

(слайд№26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по изобразительному искусству "Народные промыслы"

Открытый урок по Изобразительному искусству в 5 класса по программа Б. Неменского "Народные промыслы"...

Презентация к уроку. 5 класс "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

Данная презентация рассказывает о Хохломском промысле, его истории, знакомит с видами и элементами росписи....

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...

Презентация к уроку по географии "География- одна из наук о планете Земля" 5 класс, ФГОС

Базовый учебник – Летягин А.А. География. Начальный курс: 5    класс.- М.: Вентана- Граф.Цель урока: создание условий для формирования  представления о географии ка...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Народные промыслы России и русского севера" (5 класс)

Урок обобщение изученного материала. Ребята работают в группах самостоятельно. Каждая группа обобщает произведения художественных промыслов (Гжель, Жостово, Дымково, Загорские матрёшки).На уроке ...