«Мир русской деревни. Устройство деревни, двора, дома».
классный час по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Рассказов Виталий Владимирович

«Мир русской деревни. Устройство деревни,  двора, дома».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_russkoy_derevni._lektsiya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир русской деревни. Устройство деревни,  двора, дома».

Цели и задачи:

· рассмотреть жилище с точки зрения материальной культуры;

·  рассмотреть жилище древних славян в контексте мировоззренческого восприятия окружающего мира человеком.

· сравнить традиционное и современное значение и восприятие жилища.

План:

  1. Деревня как безопасное, «очеловеченное» место. Устройство деревни, типы поселений.
  2. Устройство двора. Хозяйственные постройки, их назначение.
  3. Устройство дома.  Дом как жилище человека. Комплекс мифологических представлений.
  1. Деревня как безопасное, «очеловеченное» место.

Что же такое деревня?

- Деревня — населённый пункт с несколькими или несколькими десятками домов.

Но деревня мыслилась не просто населенным пунктом. Есть такая поговорка «В чужом месте, что в лесу». Что она означает?

Наши предки чётко отделяли свой мир от чужого – мира, несущего опасности, неизведанного (лес, поле, река). Своим миром считалась деревня и, конечно же, свой дом. Поселение противостоит тому, что находится за его стенами (лесу, степи, природе, месту обитания врагов), как свое, закрытое, культурное и безопасное - чужому, открытому, некультурному. Человек окультуривает природу, создает свое пространство и стремиться его защитить.

Устройство деревни.

Деревня состоит из дворов, расположенных в определенном порядке. Деревня, как правило, образует определенное  пространство, окруженное лесом, полем. Первоначально люди строили поселки и деревни в самых удобных местах. Как вы думаете, в каких? Почему выбирались именно эти места?

- На берегу рек и других водоемов, также выбирались равнинные местности и т.д. Обуславливалось это удобством такого положения и практическим значением такого положения.

Типы поселений.

  1. Поселение по берегам рек могло идти волной вдоль берега или прямой чертой. Сначала силились близ рек, но с появлением колодцев все большее распространение получают поселения вдоль дорог, трактов.

Первоначально поселения тянулись вдоль береговой линии одной улицей, но потом появлялись и параллельные им улицы. Что касается поселений вдоль дорог, то они развивались по тем же законам.

  1. Круговое  поселение или «лучевая постройка». Таким образом застраивали старые, древние города. Характерно для равнинных поселений, не у рек. Представляет собой пространство с центральным объектом (например, церковь, площадь), и отходящими от него улицами  в виде «лучей». (изобразить на доске). Впрочем, застройка могла вестись и по периметру, вокруг какого-либо важного объекта.
  2. Селение могло иметь вид прямоугольного пространства с застройкой в виде прямоугольных кварталов.
  1. Устройство двора. Хозяйственные постройки, их назначение.

Итак, деревня состояла из дворов.  Двор - пространственное определение участка земли, где располагались жилые (дом) и хозяйственные постройки, за двором – огород.  В число хозяйственных построек входили :

Гумно —в своём самом распространённом и типичном виде – это довольно массивная и приземистая клеть под двускатной крышей, разделённая внутри продольными стенами на три части: среднюю – широкую – и две боковые узкие. Средняя часть – часть – собственно ток – прочно вымощена добротными плахами. В её обеих торцовых стенах – широкие ворота, образующие сквозной проезд, а по бокам – отсеки для соломы, открытые внутрь широкими проёмами.

Ток — обширная, плотно убитая и смазанная жидкой глиной площадка. На ней в два рада колосьями внутрь расстилали предварительно развязанные снопы, и молотьбиты с цепами шли навстречу друг другу, вымолачивая зерно из колосьев.

Часто рядом с гумном можно встретить овин – особую постройку, предназначенную для сушки снопов перед обмолотом. Обычно он состоит из двух объединённых клетей – большой  и малой, которые разделяются смежной стеной, рубленной «» в реж». В большой клети под самым потолком устроены из жердей своеобразные колосники – грядки для развеса снопов, а в малой клети находится очаг – печь, сложенная из крупных камней «насухо».

В некоторых случаях овин с гумном связывался более органично, и тогда очаг, грядки и ток объединялись в одной общей постройке, называемой ригой.

Амбар — бревенчатая, каменная, кирпичная, саманная или глинобитная постройка, прочная, с тесовой или железной кровлей, размером в среднем 4x4 м, обычно с широкой выступающей площадкой перед входом и с навесом над ней, установленная на больших камнях или деревянных толстых чурбанах-стульях, без окон, но с небольшим отверстием для вентиляции. Использовался для хранения зерна, муки, имущества.          

Хлев — постройка во дворе, обычно бревенчатая, иногда утепленная, на мху, где находился мелкий и крупный рогатый скот. Для лошадей рядом, под одной крышей, но отдельно от продуктивного скота, устраивалась конюшня.

Баня. Особое положение бани среди других строений определяется уже тем, что баню нельзя отнести ни к надворным, ни к хозяйственным постройкам. Распространенные в основном на Русском Севере и в средней полосе (а также в русских селениях Сибири) бани строились, как правило, на периферии усадьбы («на задах») или вообще выносились к границе селения, поближе к воде. Нарастание опасности, нечистоты по мере удаления от центра освоенного пространства (т.е. дома) проявляется особенно явно демонологических представлений. Например, домовой считается в основном добрым существом, помощником семьи; дворовой имеет более злой нрав и, наконец, баенник (банный, банник, а также его женские соответствия - байниха, обдериха и т.д.) может причинить человеку несчастье, замучить его до смерти, особенно если он пришел в баню «после третьего пара», за полночь.

Ритуальная нечистота бани подчеркивается в системе христианских верований отсутствием икон, что само по себе является значимым: «Баня считается местом обитания нечистой силы, так как в бане не вешали икон».

(фото хозяйственных построек)

Но центральным объектом двора, конечно, был дом.

  1. Устройство дома.  Дом как жилище человека. Комплекс мифологических представлений.

Выбор места для строительства нового жилища был связан с процедурами, направленными на проверку или выявление «истинной» информации о значении той части пространства, на которой предполагается построить новый дом. При этом, естественно, в первую очередь отбирались те места, которые считались пригодными для строительства дома исходя из практических соображений. Однако то единственное место, на котором будет построен дом, должно обладать еще и наивысшей ритуальной (символической) ценностью.

Жилище нельзя строить: там, где раньше проходила дорога или стояла баня; на спорном участке земли; там, где были найдены человеческие кости, где кто-нибудь поранил топором, ножом, косой или серпом руку или ногу до крови; где опрокинулся воз; сломался «коток», оглоблина и т.д.; на месте дома, оставленного вследствие болезней, наводнений. В свою очередь счастливым местом считается то, на котором ложится рогатый скот; обжитое место.

Счастливым местом считается то, на которое ложится отдыхать рогатый скот.

Выбор конкретного места постройки обычно происходил с помощью гадания.

Наиболее распространённым является следующий способ: по углам будущего дома хозяин насыпает 4 кучки зерна. Делается это вечером. Если на утро следующего дня зерно окажется нетронутым, то место считается выбранным удачно. Если зерно тронуто - место признаётся неудачным.

Одним из центральных моментов обрядов, совершавшихся при закладке различного рода строений, было жертвоприношение. У восточных славян в качестве «строительной жертвы» зафиксированы конь, петух и курица. В качестве т.н. «жертвы» могло быть и зерно. А почему зерно?

Зерно - обычный жертвенный материал, распространенный не только у славян, но и у других европейских народов. Оно имеет устойчивую семантику «плодородия», «богатства», связанную с цикличным характером смерти - воскрешения природы. С этой же целью применялась мука и хлеб.

Семантическое поле данного набора жертвенных предметов включает, прежде всего, идеи богатства, плодородия (воспроизводства), благополучия коллектива, что является смыслом ритуала вообще, призванного, в первую очередь, обеспечить благосостояние и воспроизводство коллектива в потомках.

Обряд жертвоприношения обычно совмещен с укладкой первого венца. Этой операции уделяется особое внимание, что, вероятно, связано со специфическим содержанием «первого», «нового», «начального», как и самого числа «один». Первый венец в конструктивном плане - это и образец другим венцам, из которых состоит сруб, и реализация пространственной схемы жилища.

 Сруб был основной конструкцией деревянного дома. Каждая стена складывалась из бревен, положенных друг на друга. Каждый горизонтальный ряд назывался венцом. Делались специальные пазы и выемки для плотного прилежания бревен (изобразить на доске). Дополнительно к этому пространство между бревнами конопатили паклей, мхом, соломой. Существовало несколько видов рубки избы. Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен "в обло", при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова "оболонь" ("облонь"), означающего наружные слои дерева (ср. "облекать, обволакивать, оболочка"). Показать изображение скрепления бревен «в обло».

Если выступающие части бревен срезались, то такой способ постройки назывался «в лапу» ( показать картинки). Лучшими породами дерева для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался "клетью". (показать «дом-клеть»).

А чем обуславливалась именно такая конструкция?

Соотношение четырёх стен жилища с четырьмя сторонами света не вызывает сомнений. В редких случаях при ориентировании руководствовались не сторонами света, а другими обстоятельствами, например преобладающими в данной местности направлениями ветров в зимнее время, как это наблюдалось у украинских поселенцев в Южном Казахстане. С тем же ориентированием связаны случаи перекодировки пространственных отношений во временные, проявляющиеся в таких формулах, как «изба повёрнута на лето» или «на полуденную сторону». Тем самым устанавливается связь между севером, югом, востоком, западом; зимой, летом, весной, осенью и четырьмя сторонами дома.

Двери и окна.

Дверные и оконные проемы еще в прошлом веке прорубались, как правило, в уже собранном срубе, для чего вырубалось (а позже пропиливалось) необходимое число венцов (для волоковых окон рубили до половины два соседних бревна, для косящатых - 2-3 венца). В оконные проемы (косящатых) вставлялись массивные колоды из 4 брусьев, а уже в колоду вставлялась оконница, т.е. рама, куда в свою очередь вставлялась брюковица (обычно бычий или рыбий пузырь), которую постепенно вытеснило оконное стекло, ставшее к началу XIX века общеупотребительным. Дверной проем обрамлялся двумя косяками, притолокой и порогом.

Сравните слова «окно» и «око». (Окно происходит от слова «око»). Дом смотрит на улицу через окна – очи. Окно – это не только то, из чего смотрит человек, но и то, чем смотрит сам дом.

Соответственно окно - «глаз» дома - связано с темой проникновения во внешнее пространство, оставаясь во внутреннем. Таким образом, не только силы внешнего мира могут проникнуть через окно вовнутрь, но и человек, находящийся в доме, может благодаря окну проникнуть во внешний мир, оставаясь в безопасности.

Окна в мифологических рассказах осмысляются как обладающие особой сверхзоркостью очи-глаза крестьянского жилища (праславянск.

okъno – из oko; индоевропейский же корень ok означает «смотреть, видеть»). В связи с этим уместно вспомнить данные по истории материальной культуры, позволяющие говорить о древнем типе окон в форме глаза,

что находит свое естественное объяснение в общем контексте уподобления частей дома членам человеческого тела.

С окном соотносится и некая неведомая сила, слабо дифференцированная и, по сути, неперсонифицированная. Воспользовавшись окном как

отверстием в стене крестьянской избы, она извне посредством стука и слова манипулирует волей человека, находящегося в жилом пространстве, чему тот не в состоянии противиться. Так, в одной из бывальщин мифическое существо, названное неопределенно «чертом» или «чертовкой»,

постучав в окно и окликнув по имени спящую девушку, уводит ее из дома в глубь леса, а затем внезапно исчезает. Особую силу воздействия

на человеческую судьбу имеет неоднократно повторяющийся стук в окно. Такой стук, да еще сопровождаемый криком, служит предвестием смерти, что вскоре и происходит. Заметна роль окна и в моделировании будущей жизни индивида и социума. Существует поверье, что события, происходящие под окном в момент рождения младенца и увиденные повитухой, предопределяют судьбу, всю будущую жизнь новорожденного. «Окно обладает способностью к моделированию того, что через него видно». Добавим к сказанному, что в такой же мере оно моделирует и то, что из него слышно. Знаки-символы будущего, выраженные акустическими средствами, могут поступать через окно снаружи внутрь.

Таким образом, рассматриваемый проем в стене крестьянской избы

осмысляется как окно в недифференцированный внешний мир, от мифических обитателей которого зависит судьба крестьянской семьи.

Чтобы обеспечить наиболее благоприятный исход во взаимодействии

с ним, живущим здесь предстоит соблюдать все связанные с окном,

как и с другими компонентами дома, установления и предписания традиционного этикета. Ведь это не только канал связи с иным миром, но

и страж, охраняющий границу крестьянского жилища от воздействия вредоносных сил.  

Двери также представлялись как граница двух миров. Недаром порог связывался с культом предков. Поэтому запрещалось стоять, сидеть, есть на пороге, здороваться через него. Порог связывался с дорогой, чужим миром и смертью. Вспомните приметы, связанные с окном, порогом, дверью.

Не менее важна роль дверей и окон в топографическом плане. От того, в какой стене будет прорублена дверь, а в какой (каких) - окна, зависит не только вся внутренняя планировка жилища, но и функциональные характеристики каждой из четырех стен сруба. В свою очередь, традиция прорубать двери и окна в той или иной стене жестко связана с ориентированием всего жилища относительно частей света или общего плана застройки поселения.

Покрытие дома

Типичными формами крыши у восточных славян являются двускатная и четырехскатная, причем двухскатная крыша «конем», «на коня» распространена в северо-, средневеликорусских и белорусских губерниях, а четырехскатная «по-круглому» - в южновеликорусских и украинских. (показать фото)

Необходимость ощущения конечности, предельности (а, следовательно, упорядоченности вселенной) лежит в основе представлений о верхней границе - ср. представления о небе как о крыше мира. Все, что имеет верхний предел, относится к сфере знакомого, постижимого, «человеческого».

Обратите внимание на то, каким элементом завершается крыша. Что вы видите на картинке? Вспомните, конь – являлся «строительной жертвой», закладываемой в основании дома. Можно сделать предположение о наличии связи между конскими головами, приносившимися в жертву, и «коньками» на крыше. Дом, как бы «выраставший» из закопанной в землю конской головы, увенчивался ее же изображением.

Об остальных элементах декора избы, их разновидностях , функциональности и декоративных свойствах  мы поговорим на следующем занятии.

В качестве домашнего задания предлагается письменно ответить на вопрос: сравнить традиционное и современное значение и восприятие жилища.

Список используемой литературы:

1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. 2-е

изд. М., 2005.

2. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры: Учебное пособие. Часть I. — M.: Издательство МГУК, 1995. - 112 с.

3. Криничная Н. А. Окно крестьянского жилища: к представлениям о границе и контактной зоне между мирами в севернорусской мифологии // Границы и контактные зоны в истории и культуре Карелии и сопредельных регионов. Гуманитарные исследования. Вып.1. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2008. C. 131-141.

4. Русский Север: этническая история и народная культура. ХП-ХХ века. – М.: Наука, 2001.848 с, ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов. Тема урока: "Жизнь и быт русской деревни".

Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.Формирование навыков поведения в музее.Место проведения ур...

П.А. Столыпин - спаситель русской деревни?!

Данная презентация возможно поможет учителю при проведении урока в 9 или 11 классе по истории России,я данную презентацию использовала во внеурочном мероприятии - диспуте..Уважаемые коллеги!!! Я столк...

Внеклассное мероприятие "Русская деревня жизнь, быт, традиции"

С каждым годом уменьшается колличество сельских населенных пунктов, а это корни наших предков. Как жило село раньше и в чём причина вымирания?...

Презентация к уроку ИЗО "Русская деревня" ( в 3-х частях)

Данная работа послужит хорошей наглядностью в погружении учеников в изучаемый материал. От исторических истоков  - до всем нам хорошо знакомой русской деревни, подводит нас слайд за слайдом. Подр...

Всемирно известные русские деревни. 7 класс

Разработка  урока  с  раздаточным  материалом  для  учащихся....

Известные русские деревни

Тема "Известные русские деревни. Хохлома"...

Презентация "Тема русской деревни в композиции учащихся дхш"

Презентация "Тема русской деревни в композиции учащихся дхш" для педагогов и учащихся дхш....