Конспект урока изобразительного искусства "Сатирические образы человека"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Максимова Елена Анатольевна

Технологическая карта и презентация к уроку по теме "Сатирические образы человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satiricheskie_obrazy_cheloveka.docx19.16 КБ
Файл karikatura.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта изучения темы

«Сатирические образы человека»

Изобразительное искусство, 6 класс

(рабочая программа под редакцией Б. М. Неменского,

учитель высшей категории МБОУ ЦО № 31г. Тулы Максимова Е.А.)

Тип урока

Комбинированный

Цель

Задачи:

Закрепления знаний в области изображения образа человека. Освоение приёмов и технологии изображения человека. Познакомить учащихся с приемами художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с карикатурой и ее разновидностями.

- формирование знаний о видах сатирического жанра: карикатуре и шарже; формирование навыков и умений в создании сатирических образов человека; повторение и закрепление знаний по теме «Портрет»;

- развитие искусствоведческих знаний, творческих способностей, познавательных потребностей, интересов и склонностей; совершенствование умений последовательного ведения работы;

- воспитывать интерес к изобразительному искусству, к собственному творчеству

-воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.

-развитие способности выражать в творческой работе свое отношение к миру.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, оценивание усваиваемого материала.

Регулятивные: соотнесение известного и неизвестного, определение последовательности действий, прогнозирование результатов, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, способность к выбору.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма действий, самостоятельный учет установленных ориентиров действия, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества,  достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, нацеливание на получение  продукта- результата деятельности.

Материалы и принадлежности к уроку

Технические средства: мультимедийный проектор, раздаточный материал.

 Бумага, простой карандаш, фломастеры, учебник.

Технология изучения.

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

умение брать на себя ответственность и инициативу

Познавательные УУД:

- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,

моделирование изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Мотивирует обучающихся на работу. Предлагает обучающимся карточки с изображением пропорций лица человека,  когда необходимо собрать элементы в единое целое.

Проверка готовности рабочего места.

Рассуждения учащихся.

Моделирование изучаемого материала.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

Активизация мыслительных операций (анализ, классификация) и познавательных процессов (внимание, память).

Организует повторение изученного.

Предлагает определить характер изображения.

1. Каким может быть портрет по композиции?

2. Перечислите виды портрета.

3. Дайте характеристику этим видам.

Фронтальная работа. Повторяют изученный ранее материал.

Работа всего класса.

Анализ изображений.

3.Постановка учебной проблемы.

Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации

- Метапредметные УУД

регулятивные:

- умение самостоятельно извлекать нужную информацию

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

предметные:

- правильно владеть художественными терминами;

 коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно выражать свои мысли   с помощью разговорной речи, во время ответов.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися

 Формулируют тему урока. Тема урока тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идёт об изображении человека. Речь пойдет о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве.

 Сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами, возможностями и своеобразием.

 Высказывание мнений.

Формулировка цели совместно с  учителем

4.Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.

Личностные УУД

-осознание необходимости самосовершенствования

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

С какими проблемами мы встретимся, изучая эту тему?

Где мы возьмем нужную информацию?

Предложите план  нашей работы

Выделение проблемы урока

Составление плана

учебной деятельности

5.Открытие нового знания

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);

-смысловое чтение;

-определение основной и второстепенной информации

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в парах в поиске и сборе информации

 регулятивные:

- умение сохранять заданную цель

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя

Предметные:

- умение владеть художественными терминами

Личностные УУД:

- осознание, исследование и принятие ценностей и смыслов

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

 их коррекция.

 В форме подводящего диалога организует анализ изменений изображения.

Сегодня предстоит выполнить сатирический образ. Необходимо составить алгоритм наших действий.

1. Собрать части в единый образ

2. Выбрать цвет фона

2. Проанализировать особенности вашего объекта изображения.

3. Выбрать цвет изображений

4. Проанализировать получившийся образ.

5. Придумать название своему образу.

Работа в группах. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм действий)

Исследование проблемных вопросов, с помощью рассуждений. Работа с учебником

Обмен мнениями.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по выработанному алгоритму действий

регулятивные:

- четко определять цель своего ответа на данном этапе урока

коммуникативные:

- умение слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные УУД:

- способность решения проблем

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

 их коррекция.

Показ презентации «Сатирические образы человека»

 Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

Устные ответы учащихся, их анализ

Просмотр презентации по ходу ответов

7. Включение новых знаний в систему учебных действий

регулятивные:

- умение поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы;

-умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью;

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

-умение грамотно вносить необходимые изменения

предметные:

- владение художественными материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение, объясняя его критерии;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

коммуникативные:

-умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками

Личностные УУД:

-профессиональное самоопределение

-творческое самовыражение

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Задание творческой работы на уроке: выполнить дружеский шарж на товарища, литературного героя.

 Соблюдение определённого плана своих действий, работа над рисунком, коррекция

8.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

-способность отстаивать свою нравственную позицию в искусстве

Метапредметные УУД

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке (совместно с учителем и одноклассниками);

 - установление связи между целью деятельности и её результатом

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли;

- умение вести диалог

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

- Я предлагаю вам закончить предложения:

Теперь я знаю ……

Теперь я могу …….

Мне было интересно ……

Мне было трудно …….

Я бы ещё хотел уметь …

Выставка   с обсуждением работ. Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сатирические образы человека Карикатура и шарж

Слайд 2

Карикатура Карикатура - это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт.

Слайд 3

Разновидности карикатуры: Политическая Сатирическая Юмористическая Шарж Лубок Гротеск

Слайд 4

Политическая карикатура

Слайд 5

Юмористическая карикатура отличается шутливым, добродушным отношением художника к изображаемому .

Слайд 6

Шарж Шарж делается на людей, к которым автор относится очень хорошо, с уважением; смех его чисто приятельский. В шарже не позволяется никакое подчёркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.

Слайд 7

В шарже: Должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика с остроумным и комическим преувеличением характерного. Необходимо соблюдать чувство меры, а главное- чувство правды.

Слайд 8

Приемы создания дружеских шаржей Шаржи и карикатура не должна слишком отличаться от оригинала, он должен оставаться узнаваемым. За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж.

Слайд 9

Онере Домье. Карикатура на короля Луи Филиппа. Поэтапное превращение французского короля в грушу.

Слайд 10

Лубок Лубок - это народная картинка. С середины 17в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине 19 в. их стали называть лубками.

Слайд 11

Гротеск Гротеск – это художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, контрасте и причудливом сочетании фантастического и реального.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока. Тема: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник».

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.(Литература/Изо).По программе Б.А.Ланина.6 класс....

План-конспект урока Изобразительного искусства на тему: "Сатирические образы человека. Шарж" 6 класс

Урок направлен на формирование метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроке Изобразительного искусства в 6 классе. На уроке используется групповая и парная работа, которая напрвлена на развитие...

Конспект урока по ИЗО "Образ человека - главная тема искусства"

Конспект урока для 6 класса по изобразительному искусству "Образ человека - главная тема искусства"...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...