Конспект урока ИЗО с использованием АМО "Городецкая роспись"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Конспект урока ИЗО с использованием АМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока

Организационная информация

Автор урока: Гоголева С.В.

Предмет: ИЗО

Класс: 5 класс (24 чел.)

Продолжительность урока: 45 минут

Методическая информация

Тема урока: Городецкая роспись

Автор учебника: Горячева Н.А.

Тип урока: комбинированный  урок (пятый урок в теме: "Народные промыслы" из 6 уроков, запланированных на изучение данной темы., базовая модель обучения, 35 ч в год, 1ч в неделю).

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса:

Учащиеся 5 класса относятся к среднему школьному возрасту (10-12 лет) в это время происходит дальнейшее   физическое   и   психофизическое   развитие,   активное   развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая  ранимость,  неспособность к длительному сосредоточению,     возбудимость,     эмоциональность,     развитие     словесно-логического   мышления,   умения   рассуждать.   Кроме   того,   познавательная деятельность по-прежнему  является  ведущей, появляется новый вид учебного мотива  -  мотив  самообразования,  представленный  в  активном  интересе  к дополнительным  источникам   знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».

Появляются следующие центральные личностные образования:

  • произвольная саморегуляция поведения и деятельности,
  • появление   рефлексии,   анализа   и   умения   строить   внутренний   план действий,
  • ориентация на группу сверстников.

Основные   задачи   психолого-педагогического   развития   учащихся   в     5-6  классе:  

  • формирование мотивов учения (осуществляется через внедрение  новых предметов, в том числе уроков психологии),
  • развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов,
  • развитие   продуктивных   навыков   и   приемов   учебной   деятельности, умение учиться,
  • раскрытие индивидуальных способностей и особенностей,
  • становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и  к окружающим людям,
  • усвоение социальных норм, нравственное развитие личности,
  • развитие  навыков  общения  со  сверстниками,  установление   прочных дружеских связей.

Кроме того, основным и необходимым является

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
  • формирование умения учиться в средней школе;
  • развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с  другими,  правильно  и  разносторонне  сравнивать  свои  результаты  с успехами других;
  • формирование  умения  добиваться  успеха  и  правильно  относиться   к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
  • формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Переход  от  статуса  ученика  младшего  звена  в  статус  ученика  среднего звена, начало активного самопознания, развитие интереса к себе.

В связи началом   половым созревания замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Психологические особенности школьника 10-12 лет:    

  • «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых
  • Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел
  • Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.
  • Теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.

Цели урока:  

Дидактические: 1. Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи и изделиями промысла.

Развивающие: 2. Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус.

Воспитательные: 3. Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, её истории и традициям.

Задачи урока:

1. Систематизировать  полученные ранее знания о декоративно-прикладном искусстве и, в частности, о народных промыслах.

2. Дать представление учащимся о промысле городецкой росписи.

3. Познакомить с технологией выполнения мотивов городецкой росписи.

4. Формировать навыки кистевой росписи.

5. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

6. Организовать работу коллективную работу и работу в группах.

ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:

Актуализируют - знания о народных промыслах России.

Приобретут - представления о городецкой росписи, навыки оценки и самооценки своей деятельности на уроке.

Закрепят - знания и представления способах и приёмах городецкой росписи.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

      Нас приветствует Городец - старейший из русских городов Нижегородского Поволжья. Он был основан во второй половине XII века как крепость для защиты восточных границ Ростово-Суздальского княжества от волжских болгар князем Юрием Долгоруким Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода. За века он пережил периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Городец был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых старообрядцев и предприимчивых купцов. Но особую известность городу принес местный промысел – городецкая роспись. Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца, на берегах чистой и светлой речки Узоры.  Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Обычно прялки вытесывались из целикового деревянного массива, городецкие же состояли из двух частей: гребня и донца.
Донце представляло из себя широкую доску, которая суживалась с одного конца и имела отверстие, в которое вставлялась ножка гребня. Донце было расписным, и в то время, когда с прялкой не работали, оно вешалось на стену, как картина. До этого донце украшали инкрустацией, но живопись благодаря своей простоте и меньшей трудоемкости, ее вытеснила.
 

Археологические находки подобных прялок XII-XVI веков указывают на то, что их конструкция оставалась неизменной. Менялись лишь элементы декора. Одна семья могла изготовить до 2000 таких донец за год. Позже стали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи, панно и многие другие изделия. Традиционным рисунком росписи являются кавалеры на конях, сюжеты городской жизни, прогулки и т.д. Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными. У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»        

Приветствие        "Поздоровайся как…!"

Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.        

3 мин

(Все учащиеся делятся на 2 команды  которые выстраиваются друг напротив друга.).

Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Команда 1 приветствует команду два так, как здороваются военные. (Учащиеся выполняют задание) Затем команда 2 приветствует команду 1 так, как здороваются японцы, мужчины, женщины  и т.д.

(Можно пофантазировать о том как бы здоровались между собой белочки, зайцы, медведи и т.д. (для младших классов)

А теперь все хором, дружно отвечаем на мои вопросы:

  • Вы пришли на урок ИЗО?
  • Мы пришли на урок ИЗО!
  • У вас хорошее настроение?
  • У нас хорошее настроение!
  • Ваше сердце бьется радостно?
  • Наше сердце бьется радостно!
  • Вы готовы к началу урока?
  • Мы готовы к началу урока!
  • Нам все задачи по плечу?
  • Нам все задачи по плечу!

Погружение в тему        "Угадай тему урока"

Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока        

4 мин        

Ребята, я прошу вас разгадать свои кроссворды. Чья команда быстрее разгадает, та и объявит тему сегодняшнего урока.

У каждой команды есть свой кроссворд, отличающийся от кроссворда другой команды. Обе команды, работая в группе, разгадывают свой кроссворд на скорость.  Разгаданный кроссворд даст название темы урока.        

Определение ожиданий и опасений «Фруктовый сад»

Сосредоточение внимания учащихся на предстоящей деятельности и теме урока.

5 мин

Ребята, предлагаю определить, что вы ожидаете от урока и чего опасаетесь. Свои ожидания вы можете записать на шаблонах яблок, а опасения на шаблонах лимонов и прикрепить на доске к соответствующему дереву.

После озвучивания учителем детских ожиданий и опасений краткое обсуждение. В завершение обсуждения учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Фаза 2 Закрепление изученного. Проверка домашнего задания.  «Верю, не верю»

Быстрая проверка домашнего задания

5 мин

 Ребята, я сейчас буду задавать вопросы каждой команде, которые начинаются со слов: «Верите ли вы, что…?», на который учащиеся каждой команды должны дать положительный или отрицательный ответ, коротко его обосновав. Если команда ошиблась, то другая команда даёт правильный ответ.

Цель:

Быстрая проверка домашнего задания

Задачи:

Проверить учащихся на понимание изученной темы

Технология проведения:

      Класс делится на две команды. Каждой команде задаётся вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…?», на который учащиеся  каждой группы дают положительный или отрицательный ответ, коротко обосновывая его. (Например, Верите ли вы, что в Гжельской росписи используются краски только жёлтого цвета?  Верите ли вы, что хохломской узор состоит из геометрических фигур? и т.д.)

Фаза 2

Работа над темой        

Инпут «Инфо-угадайка»

Передача информации        

7 минут

                

     Ребята, перед Вами на интерактивной доске изображения элементов различных видов росписей. Необходимо их сгруппировать по видам росписей (хохломская, жостовская, гжельская, мезенская).

Каждая команда, выходя к доске, группирует по выбору одну из видов росписей. Оставшиеся элементы будут принадлежать к изучаемой сегодня городецкой росписи.

Ребята выполняют работу.

- Что отличает городецкую роспись от других народных промыслов?

- В чём её своеобразие?

- Как удаётся мастеру цветом создать радостное настроение?

- Что является основным украшением городецких цветов и птиц?

- Какой приём может оживить изображение, сделать его праздничным, нарядным?

Проработка темы

Практическая работа «Творческая мастерская»

16 минут

     Ребята, а сейчас вам предстоит выполнить несколько заданий: сначала в парах, а затем в группах.

В своих командах разбейтесь на пары и выполните следующие зарисовки в стиле городецкой росписи:

- 1, 2 и 3 пары первой команды выполняют зарисовки птиц

- 4,5 и 6 пары выполняют зарисовки крупных розанов с листьями

- 1, 2 и 3 пары второй команды выполняют зарисовки коней

- 4,5 и 6 пары выполняют зарисовки бутонов, купавок и листьев

Затем каждая группа на доске составляет композицию из готовых зарисовок.

Фаза 3 Эмоциональная разрядка        

Разминка ««Земля, воздух, вода»

Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.

2 мин        

Ребята,  по моей команде изобразите одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Вы должны дышать глубже, чем обычно.

(Все встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев ног.

 Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем несколько раз зевнуть.)

Земля. Теперь вы должны установить контакт с землёй, «заземлиться» и почувствовать уверенность.

(Учитель, вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно покрутиться на месте. Цель – по новому ощутить свои ноги, почувствовать большую стабильность и уверенность.)

Огонь. После слова огонь вы должны активно двигать руками, ногами, телом, изображая языки пламени.

(Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своём теле.)

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Вы должны просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы- кисти рук, локти, плечи, бёдра, колени.

Рефлексия        «Мудрый совет»

Время 2 минуты        

Цель: 

Выполнить самооценку работы на уроке учащимися 

Предварительная подготовка

Ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми Вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку.
Вы должны
 по кругу высказываться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

На доске или экране написаны фразы:

-сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- я выполнял задания…

- я понял, что…

- теперь я могу…

- я приобрёл…

- я научился…

- меня удивило…

- урок дал мне для жизни…

- мне захотелось… и т.д.

Ребята, какую бы оценку Вы поставили себе за работу на уроке?

Домашнее задание                        

Время 1 минута        

Ребята, в качестве вашего домашнего задания вам необходимо будет оформить на альбомном листе и принести композицию, составленную из элементов городецкой росписи.

                ______________________________________________



Предварительный просмотр:

        Способы деятельности                                                                                                                                                    Опыт творческой деятельности

                                  (умения, навыки)                                                                                                                                                                  (решение творческих задач)

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОБЖ с использованием интерактивной доски по теме "Средства пожаротушения"

Конспект урока по теме «Средства пожаротушения»Культура безопасности жизнедеятельности.5 класс Разработчик:  Шерсткова Наталья Владимировна,учитель ОБЖ, МБОУ СОШ №4г. Нижний Тагил...

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"

В уроке использованы  множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....

Конспект урока технологии с использованием интерактивного обучения методом разыгрывания ролей Тема урока «Гибка тонколистового металла и проволоки»

В материалах представлены: конспект урока технологии с использованием интерактивного  обучения методом разыгрывания ролей,технологическая карта, презентация к уроку...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...

Конспект урока ИЗО 5 КЛАСС "Городецкая роспись"

Конспект урока ИЗО в 5 классе по теме "Городецкая роспись"...