«Особенности акварельной живописи»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Рейза Юлия Альбертовна

Урок 12, изобразительное искусство, 5 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности акварельной живописи»

Разработчик – Рейза Юлия Альбертовна

Предмет: Изобразительное искусство

Место урока в системе уроков: 5класс. Раздел 1. Рисунок. Живопись. Композиция.  урок 12

Тип урока: освоение нового материала

Формы работы на уроке: объяснительно-иллюстративная; индивидуальная, фронтальная

Используемые приемы педагогических технологий: традиционные

Цели урока:

  1. Предметные:
  • расширить представление учащихся об особенностях акварельной живописи, технике рисования акварелью
  • способствовать развитию навыков наблюдения за красотой окружающих предметов, умений рисовать акварелью, соблюдать в изображении пропорции, размер
  •  развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира
  •  воспитывать чувство радости от передачи красоты предметов в   рисунке
  1. Метапредметные:
  1. Формировать познавательные УУД:
  • научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы
  •  осознанно читать тексты, рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации;
  1. Формировать регулятивные УУД:
  •  научатся принимать и сохранять учебную задачу
  •  определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания
  1. Формировать коммуникативные УУД:
  •  научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
  •  вести небольшой познавательный диалог по теме урока

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС: Выставка рисунков

Ход урока

I. Организационная часть урока (5 мин.)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала.

Сообщение темы урока.

Организационный момент: Проверка  готовности обучающихся к уроку.

наличие материалов для работы (акварель, кисти большая № 5 и маленькая № 2, специальная бумага для акварели формата А4, простой карандаш, ластик, баночка для воды)

Учитель: 

– Акварель – знакомый всем с детства материал, при помощи которого можно создавать замечательные работы. Чем же акварель привлекает художников? Чем она отличается от других видов живописи? Об этом вы узнаете сегодня на уроке. А также мы выполним с вами морской пейзаж в акварельной технике.

Учащиеся: Слушают учителя, отвечают на вопрос

Форма организации взаимодействия на уроке: Фронтальная

Методический комментарий

Формируемые УУД:

  1. личностные имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
  2. регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Промежуточный контроль: Устные ответы

II. Изучение нового материала (15 мин.)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: 

Сообщение теоретических сведений «Что такое акварель?»:

Учитель: – Давайте вспомним, что такое акварель? Слово «акварель» произошло от латинского «aqua» – вода. Акварель – это водяные краски. Акварелью называют и технику живописи, и отдельные произведения, выполненные акварельными красками  

Учащиеся: Слушают учителя, отвечают на вопрос «Что такое акварель?»

Форма организации взаимодействия на уроке: Фронтальная

Методический комментарий

Формируемые УУД:

  1. личностные: проявляют интерес к изобразительной деятельности. 
  2. регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
  3. познавательные: умеют находить необходимую информацию.
  4. коммуникативные: умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Промежуточный контроль: Устные ответы «Что такое акварель?», «Какое непременно условие должно выполнятся, при работе с акварелью? (ответ -при работе с акварелью нам необходима вода)»

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: 

Словесно-иллюстративный рассказ «Из истории акварельной живописи». Просмотр мультимедийной презентации  

Учитель: – Техника акварельной живописи известна очень давно, её знали ещё в Древнем Египте, в Китае. Она использовалась в средневековых миниатюрах. Поздняя готика и эпоха Ренессанса выдвинули в Западной Европе плеяду выдающихся мастеров акварели: в Нидерландах – братьев Лимбург и Губерта ван Эйка, во Франции – Жана Фуке, в Германии – Альбрехта Дюрера. Последний – крупнейший художник эпохи Возрождения. Акварелью он писал, главным образом, пейзажи, в которых предвосхитил акварелистов, живших несколькими поколениями позже. Акварели Дюрера поражали свежестью, чистотой, ясностью красок. Они удивительно современны. Но акварель в нашем понимании в то время не имела самостоятельного значения. В основном она применялась в графических иллюстрациях, для покраски гравюр. В эпоху Ренессанса акварель была подчинена графике, рисунку. Становление акварели как самостоятельной станковой живописи началось со второй половины XVIII века. Станковая живопись — живопись, выполняемая на станке, то есть на мольберте. При этом, поверхность, на которую наносят изображение, является нестационарной и не утилитарной, в отличие от декоративной и монументальной живописи. Она выполняется на картоне, бумаге, шелке или холсте и несет самостоятельное значение. Иными словами, произведение станковой живописи — это картина.

Учащиеся: Слушают учителя, анализируют информацию, смотрят слайды делятся впечатлениями. (Учитель задает наводящие вопросы после просмотра презентации: «Где появилось первое упоминание о технике акварели?», «Что значит станковая картина?», «Что нового они узнали, просмотрев презентацию?»)

Презентация История акварельной живописи.

Форма организации взаимодействия на уроке: Фронтальная

Методический комментарий

Формируемые УУД:

  1. личностные: получат представление о формах художественной деятельности
  2. регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
  3. познавательные: умеют наблюдать, сравнивать, рассуждать, осуществлять поиск необходимой информации
  4. коммуникативные: умеют вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Промежуточный контроль: Устные ответы: «Имена каких известных мастеров, основоположников акварельной живописи вы теперь знаете?» (ответ: в Нидерландах – братьев Лимбург и Губерта ван Эйка, во Франции – Жана Фуке, в Германии – Альбрехта Дюрера).

 

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель: –Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать пейзаж. Давайте вспомним, что называется пейзажем, какие виды пейзажей вы знаете?

Ученик:- Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра: Сельский пейзаж, Городской пейзаж, Парковый пейзаж, Архитектурный пейзаж, Морской пейзаж.

Учитель:- Сегодня мы с вами будем выполнять морской пейзаж, но прежде чем приступить к выполнению нашей творческой работы, я хочу рассказать вам о творчестве известного русского художника Ивана Константиновича Айвазовского 17 июля 1817 - 19.04(2.05) 1900 г.г., основной тематикой, которого было море.

Показ презентации Иван Константинович Айвазовский и его море.

Ученик: - рассказывает по слайдам:

2) Иван Айвазовский родился в Феодосии. Семье жилось крайне тяжело. Мальчик  был принят в Академию художеств Санкт-Петербурга в пейзажный класс.

3) Художников, которые главной темой творчества выбирали море, называют маринистами, а картины с морскими видами – маринами.

4)За пейзажи «Этюд воздуха над морем», «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» Айвазовский получил серебряную медаль

6) Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и Европу как пенсионеру Академии.

7) Картину «Десант отряда в долине Субаши», написанной по предложению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрел сам Николай I. 

8) Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил художника золотой медалью. 

9) С 1842 года Айвазовский работал в других странах Европы. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул. Парижские газеты сообщали даже о его гибели. Этот сюжет послужил прототипом для написания картины «Буря у берегов Ниццы»

10) Большой популярностью Айвазовский пользовался  не только в России, но и в Турции. Константинополь покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи. Одна из его картин «Вид Константинополя и Босфор». Художник провел несколько выставок своих работ. В 1880 году по окончании выставки картин художника в здании русского посольства султан Абдул-Хамид II вручил  Айвазовскому “Алмазную медаль”.

11) В настоящее время  в резиденции президента Турции все еще висит картина Айвазовского “Тонущий во время шторма корабль” (1899), а в военном музее в Стамбуле находится другая картина художника - ”Корабль на Черном море” (1893).

12) Умер Айвазовский 19 апреля 1900 года во дворе монастыря св. Саркиса в родной Феодосии. 
Айвазовский всегда активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Он на свои средства открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880). В нем стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги “Феодосия - Джанкой”, построенной в 1892 году. Художник интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал деятельное участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа). Построил новое здание для Феодосийского музея древностей.

13) Картина  «Девятый вал» включен в книгу «100 великих картин».
Айвазовский очень любил море и изображал его в различные периоды, а самым любимым было бушующее море, бурное море, гибель кораблей в могучей стихии…

Учащиеся: Слушают учителя, рассуждают, отвечают на вопросы, анализируют полученную информацию.(«О чем писал И. К. Айвазовский?», «Какие картины вам больше всего понравились и почему?»)

Форма организации взаимодействия на уроке: Фронтальная

Методический комментарий

Формируемые УУД:

  1. личностные: имеют мотивацию к творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов
  2. регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.
  3. познавательные: умеют использовать для решения познавательных задач различные источники информации.
  4. коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Промежуточный контроль: Устные ответы. «Каким видел море великий художник?», «Какое впечатление произвел на вас просмотр презентации?»

III. Творческая практическая деятельность (20 мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения:

Беседа «Приемы рисования акварелью». Рисование моря.

Учитель: – Начнем с того, что бумагу для акварели выбирают зернистую и плотную. Прежде чем начать писать акварельными красками, выполните рисунок графитовым карандашом. Рисунок выполняйте тонкими линиями карандашом средней твердости – мягкие карандаши оставляют след, который растворяется в воде и пачкает красочный слой. Использовать резинку нежелательно. Стирая карандаш, она повреждает поверхностный слой бумаги. При нанесении воды с краской это место портится еще больше, пятно выглядит грязным, размокает. Кисти для рисования акварелью выбирают мягкие.

Технику рисования акварелью будем выполнять методом  алла прима – письмо по мокрому. В основе этого метода – вливание одного красочного слоя в другой на еще не просохшей поверхности бумаги.  

Учитель демонстрирует приемы работы акварелью

Учащиеся: Выполняют работу по образцу.

Форма организации взаимодействия на уроке: Фронтальная

Методический комментарий

Формируемые УУД:

  1. личностные: проявляют интерес к творческому труду.
  2.  регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.
  3.  познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; наблюдать, сравнивать, анализировать информацию, делать выводы, осуществлять поиск необходимой информации, осознанно читать тексты, рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации.
  4. коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Промежуточный контроль: Устные ответы: «В чем заключается метод техники алла прима?», «Какое важное условие должно соблюдаться при работе в данной технике?»

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: Практическая работа

Учитель: Педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– Давайте мы вместе попробуем составить этюд морского пейзажа…

морского пейзажа акварельными красками в технике алла прима.

Алгоритм рисования - учитель  рисует на доске с объяснениями:

  1. Проводим линию горизонта, чуть выше середины.
  2. Хорошо смачиваем бумагу водой и стараемся, чтобы лист не подсыхал.
  3. Рисовать начинаем сверху. Проводим линию цвета ультрамарин, следующая линия фиолетовая, потом карминовая, затем кадмий оранжевый и кадмий желтый средний.
  4. Переходим к рисованию моря: начинаем с кадмия желтого среднего, затем кадмий оранжевый, фиолетовая и ультрамарин.
  5. На линии горизонта рисуем растительность или скалы.
  6. На переднем плане нарисуем лодки

Учащиеся: Рисуют этюд

Форма организации взаимодействия на уроке: Индивидуальная

Методический комментарий

Формируемые УУД:

  1. личностные: имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат.
  2. регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
  3. познавательные: умеют находить необходимую информацию из разных источников.
  4. коммуникативные: умеют вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Промежуточный контроль: Рисование этюда

IV. Итоги урока. Рефлексия (5 мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: Выставка работ учащихся. Обобщение сведений, оценивание результатов работы

Учитель: В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение выполненных работ.

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

– Какое сейчас у вас настроение?

Учащиеся: Из работ учащихся составляется выставка, ребята смотрят выполненные рисунки, оценивают их. Отвечают на вопросы.

Форма организации взаимодействия на уроке: Фронтальная

Методический комментарий

Формируемые УУД:

 1)  личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

  1. регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом
  2. коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Промежуточный контроль: Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения:

Домашнее задание

Учитель: Посмотреть еще раз картины И. К. Айвазовского, выбрать более понравившуюся и рассказать о ней классу.

Учащиеся: Записывают задание.

Форма организации взаимодействия на уроке: Индивидуальная

Методический комментарий

Формируемые УУД:

  1. личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
  2. регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом
  3. коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Промежуточный контроль: Наблюдение        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по акварельной живописи "Портрет"

Данный мастер-класс можно использовать на занятиях акварельной живописью с детьми 14-17 лет....

Техника акварельной живописи

Методические рекомендации и конспект урока...

Программа 1. Техника рисунка. Техника акварельной живописи

Программа 1. Техника рисунка. Техника акварельной живописи...

Методические рекомендации к выполнению натюрморта в технике акварельной живописи

Последовательность работы над натюрмортом в технике акварели...

Мастер-класс Многослойной акварельной живописи преподавателя живописного отделения Асабовой И.Г.

Мастер-класс Многослойной акварельной живописи преподавателя живописного отделения Асабовой И.Г. Около двух недель, с 18 ноября по 29 ноября 2019 года, заместитель директора по УВР МБУДО «ДХШ...

«Техника акварельной живописи: материалы, оборудование, инструменты»

   Живопись, акварель - тончайшее искусство совершенства. Картины живописи, выполненные акварелью, поражают тонкостью и реализмом. Живопись и акварель отличается богатством тона,...

Копирование как метод обучения акварельной живописи (из опыта работы в художественной школе)

Копирование как  метод обучения акварельной живописи (из опыта работы в художественной школе), публикация в сборнике материалов IV открытой городской педагогической конференции "Панорам...