Пояснительная записка к предмету ИЗО 3 класс школы IIIV вида
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) на тему

Черезова Ольга

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_izo.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

I. Планирование уроков изобразительного искусства  в  3 классе на 2015-2016 учебный год составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, сб.№1, М, 2010г. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).

КТП рассчитано на 35 часов (согласно календарного графика ОУ).

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

9

7

11

8

                                         Всего: 35

Пояснительная записка

        Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Целью данной программы является:

  • оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
  • способствовать формированию личности ребенка;
  • воспитание положительных навыков и привычек.

На уроках  по изобразительному искусству ставятся  следующие основные задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

        ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

На подготовительном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.

Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого нужно иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото, а также различные игрушки.

                                     ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения  о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у ребят  эстетического вкуса.

                                         РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунках так, как видят со своего места.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей  и целого, а также конструкцию предметов.

Очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять  среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

                                       РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на тему являются изображения явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 3 классе перед учащимися ставится простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, нужно сосредоточить свои усилия на формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художетсвенно-эстетического воспитания школьников.

В 3  классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репротудкий художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В основном работа идет над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время беседы об искусстве нужно работать над обогащением словаря и развитием речи  детей, над коррекцией  недостатков произношения.

        СОДЕРЖАНИЕ                                      

                                      ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

                                                РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной  формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

                               БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

                                                (2 раза в четверть)

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.                 

Количество часов в неделю: 1

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

Правильно располагать лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

Самостоятельно размещать  изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги

Правильно располагать величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

Делить лист на глаз на две и четыре равные части

Рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате

Различать и называть цвета и их оттенки

Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

 

Основные виды организации учебного процесса

2.Формы работы:  уроки изучения нового материала; закрепления знаний, умений и навыков;  проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков;  анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного; повторение темы или раздела;  тематические игровые уроки, урок с использованием ИКТ.

 3. Методы обучения.

-Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые,  по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностю учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

4.Технологии обучения:

 Традиционное обучение

Эмоционально-смысловой подход

Компьютерные технологии обучения

Учение через обучение

Технология парного обучения

 Перечень учебно- методического обеспечения ОП:

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

- Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерская А.С. под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение. – 2008.

II. Расчет часов на учебный год

п/п

Название

раздела

Кол-во ча-сов на изу-чение ма-териала

Контроль-

ные часы (кол-во

часов)

Часы регион. компо-нента

Всего

Декоративное рисование

11ч.

11 ч.

11 ч.

Рисование с натуры

13 ч.

13ч.

13 ч.

Рисование на темы

6 ч.

6 ч.

6 ч.

Беседы об изобразительном искусстве

5 ч.

5 ч.

5 ч.

Итого:

35 ч.

35ч.

35 ч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по предмету "Технология" 6 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету  "Технология" в 6 классе.  ...

Пояснительная записка по предмету "Технология" 7 класс

Пояснительная записка по предмету "Технология" 7 класс вариант для девочек....

Конус 9 класс специальной коррекционной школы IIIV вида

Презинтация к уроку геометрия тема "Конус" 9 класс специальной коррекционной школы IIIV вида...

Цилиндр 9 класс специальной коррекционной школы IIIV вида

Презинтация к уроку геометрии по теме Цилиндр для учащихся коррекционной школы IIIV вида...

Рабочая программа по предмету ИЗО 3 класс школы IIIV вида

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействи...

Рабочая программа по предмету чтение 3 класс школы IIIV вида

     Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пере...

Пояснительная записка по предметам Чтение и письмо класс 7 класс специальной (коррекционной) школы

Программа обучения и воспитания учащихся с умеренной  умственной отсталостью построена с учетом регионального учебного плана рекомендованного для организации образовательной работы с данной катег...